Использование медиаресурсов в духовно-нравственном воспитании обучающихся с особыми образовательными потребностями
опыты и эксперименты

Бутрина Ольга Витальевна

Данная работа представляет собой конспект моего выступления на областном семинаре «Медиасреда как фактор формирования духовно-нравственного развития личности ребенка» в рамках работы региональной инновационной площадки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование медиаресурсов в духовно-нравственном воспитании обучающихся с особыми образовательными потребностями

Первостепенной задачей современной образовательной системы является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.  Именно образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном развитии современного общества.  И именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Учитывая процессы, характеризующие современный этап развития социума, можно констатировать факт усиления влияния средств массовой информации на духовно-нравственную атмосферу в обществе. В России наибольшей воздействующей силой обладает телевидение, являющееся для многих российских граждан основным источником информации. Для современного человека очевидна необходимость формирования навыков восприятия информации, умения верно понимать значение аудиовизуальных образов. Особенно это касается детей, чья неокрепшая психика чутко реагирует на все, что ребенок видит на экране. В результате бесконтрольных и бездумных просмотров телепередач ребенок находится под воздействием негативного влияния телевидения, что, несомненно, сказывается на духовно-нравственном формировании его личности.

Слайд 2. Вам знакома такая картина?

Мы не всегда знаем, в какие игры играть с нашими детьми, как правильно организовать досуг, как уберечь их от пагубного влияния СМИ, телевидения и всемирной паутины Интернета. Мы не замечаем, что перестали общаться между собой, общаться с нашими детьми.

А давайте вспомним, как в былые времена нам было интересно со взрослыми проводить время, как во дворе играли в лото, шашки, шахматы, домино.

Сегодня современным родителям либо не хватает времени на детей, так как они заняты зарабатыванием денег, и дети предоставлены себе и улице; либо, наоборот, гонятся за всесторонним развитием ребёнка (секции, кружки, специалисты в лице психологов, логопедов, дефектологов, репетиры).

Давайте остановимся! Давайте пообщаемся, играя, пересматривая старые мультфильмы. Ведь из-за отсутствия умения общаться возникают непонимание и семейные конфликты.

Слайд 3. Программа «Просто о главном»

В связи с этим, хотим представить проект Программы классных часов «Просто о главном», которая получила диплом II степени областного фестиваля воспитательных систем «Воспитать гражданина» в номинации «Классный час. Перезагрузка».

Задачи Проекта:

- создание модели работы, направленной на формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка;

- интеграция работы с мультфильмами с различными видами деятельности ребенка -  игровой, мыслительной, познавательной, трудовой;

- использование инновационных технологий в организации внеурочной деятельности.

Слайд 4. Лэпбук для внеклассных занятий

Каждое занятие Программы проходит с использованием интерактивной папки – лэпбука. Наша творческая работа получила диплом III степени на межрегиональном конкурсе лэпбуков «Через маленькие открытия – в большой мир».

Слайд 5.  Структура работы по кругу

Лэпбук имеет форму Цветика-семицветика, каждый «лепесток» - это круг с самыми разнообразными заданиями. Всего таких кругов – девять (шесть «лепестков» по основной теме лэпбука, седьмой лепесток – итоговая страница, восьмая страница - по теме медиации, титульный лист). 

Основная идея проекта «Просто о главном» – использование старых и добрых мультфильмов. Каждое занятие знакомит школьников с одним из отечественных мультфильмов, с соответствующим ему правилом дружбы и народной мудростью (изречением, пословицей или высказыванием).

Почему мы обратились к теме использования мультфильмов в своей работе? Ребенок, живущий в век информационных технологий, попадает в активную разнообразную медиасреду, представленную разнообразными носителями информации – интернетом, телевидением, компьютерными играми. Мультфильмы, как один из факторов медиасреды, оказывают на ребенка большое влияние и обладают богатыми педагогическими возможностями: расширяют представление об окружающем мире, показывают примеры поведения, формируют оценочное отношение к миру, развивают эстетический вкус, чувство юмора. Мультфильмы – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиасреды, поскольку сочетают в себе слово и картинку, т.е. включают в себя 2 органа восприятия - зрение и слух. Если к этому добавить совместный с ребенком анализ увиденного, то мультфильм станет мощным воспитательным инструментом.

В сознании россиян мультфильм – это то, что изначально предназначено для детей. Но всё больше родителей обеспокоены за своих детей. Откуда это чувство тревоги, когда наши дети смотрят иностранные мультфильмы. Большая часть американской продукции конвейера фабрики грёз для детей не безвредна.

Слайд 6.  25-й кадр

Специалистами были просмотрены множество иностранных мультфильмов, после чего пришли к выводу: происходит интеллектуальное растление.

Слайд 7. Герои в сравнении.

        Поэтому мы обратились к старым советским мультфильмам. Они отличаются от современных наличием строгой морали. Сюжеты советских мультфильмов просты и понятны, проблемы их знакомы детям. В советских мультфильмах герои лишь условно делятся на хороших и плохих, ребенок всегда способен определить, кто делает правильно, а кто нет. Через эти мультфильмы ребенок усваивает модели поведения, способы действий.

В современных же иностранных мультфильмах зачастую вообще нет положительных героев, их юмор не всегда понятен детям.

Слайд 8. Использование отечественных мультфильмов

Всего мы использовали 6 мультфильмов – «Трое из Простоквашино», «Возвращение блудного попугая», «Три поросенка», «Цветик-семицветик», «Приключения кота Леопольда», «Чебурашка». Для большей заинтересованности обучающихся мы воспользовались такой формой анимации, как видеотрейлер к мультфильму.

Слайд 9. Видеотрейлер

 Видеотре́йлер — небольшой видеоролик, состоящий из кратких и обычно наиболее зрелищных фрагментов фильма, используемый для анонсирования или рекламы этого фильма. В нашей работе используется видеотрейлер к мультфильму «Чебурашка».

        Слайд 10. Программа «Просто о главном»

        Программа «Просто о главном» включает 9 занятий:

  1. «Учись дружить, учись общаться»
  2. «Друг в беде не бросит»
  3. «Один за всех и все за одного»
  4. «Умей с другом разделить радость»
  5. «Вражда не делает добра»
  6. «Жизнь дана на добрые дела»
  7. «Старый друг лучше новых двух»
  8. «Ребята, давайте жить дружно!»
  9. «Правила дружбы»

Программа предполагает обсуждение 6 отечественных мультфильмов, 3 занятия Программы посвящены правилам дружбы и медиации как технологии разрешения конфликтов. В настоящее время работа над содержанием Программы находится в стадии доработки.

        Слайд 11. Использование лэпбука

Сам лэпбук, предназначенный для внеурочной деятельности с обучающимися 4 – 7 классов по духовно-нравственному направлению, может использоваться классными руководителями, воспитателями и специалистами не только в рамках Программы «Просто о главном», но и для коррекционных занятий как отдельное дидактическое пособие.          

Слайд 11. Благодарим за внимание

В заключение хочется отметить, что актуальность нашего проекта обусловлена усилением роли СМИ в современном обществе на все сферы жизнедеятельности и развития личности, необходимостью формирования духовно-нравственных ценностей детей посредством взаимодействия с медиасредой.

Благодарю за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:Использование технологии д.м.н. В.Ф.Базарного «Сенсорное раскрепощение и здоровое развитие» в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями.

«Здоровье - категория педагогическая»В.Ф. БазарныйЗдоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение ...

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к т...

Программа воспитания и социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями

Основное назначение программы – быть средством интеграции и мобилизации всего школьного коллектива совместно с родителями (законными представителями) обучающихся на достижение поставленных...

Презентация для конкурса "Создание оптимальных условий обучения, воспитания и коррекции на уроках математики для обучающихся с особыми образовательными потребностями"

В данном файле описывается: информационная справка педагога, особенности обучения детей в образовательном учреждении, основные этапы дифференцированной работы с обучающимися, "дорожная карта"...

Статья «Развитие творческих способностей обучающихся с особыми образовательными потребностями посредством использования нетрадиционных техник декоративно-прикладного творчества»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28013797","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Нестеров А.В.Белова Т.Ю.Развитие творческих способностей обучающихся с особыми...

Статья «Развитие творческих способностей обучающихся с особыми образовательными потребностями посредством использования нетрадиционных техник декоративно-прикладного творчества»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28013900","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Нестеров А.В.Белова Т.Ю.Развитие творческих способностей обучающихся с особыми...