Коллективный способ обучения как средство повышения эффективности урока
статья
В статье рассматриваются особенности коллективного способа обучения, который актуален в современной школе, анализируются формы работы с использованием данной технологии на различных этапах работы и на различных типах уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Коллективный способ обучения как средство повышения эффективности урока
Залунина Людмила Юрьевна,
преподаватель русского языка
и литетратуры,
ФГКОУ «Уссурийское СВУ
МО РФ»
Коллективный способ обучения - это организация общения путем работы в парах, группах. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого.
Технология коллективного способа обучения (КСО) интересовала переподавателей всегда. У ее истоков стоял
А. Г. Ривин, инженер и педагог, который в 1918 году впервые использовал коллективные учебные занятия для изучения почти всех предметов в старших классах средней школы. Идеи А. Г. Ривина были подвергнуты забвению, и только в послевоенные годы, несмотря на преграды, выстраиваемые официальной педагогикой и консервативной системой управления образованием, эти идеи реализовал на практике и развил в целостную систему В. К. Дьяченко, который утверждал, что «общение в паре - это основная и первоначальная ячейка, простейшая и важнейшая форма взаимодействия человека с другими людьми, благодаря которой человек приобщается к знаниям и опыту других людей, а через них - к знаниям и опыту всего человечества».
Особый интерес у педагогов вызывает взаимообучение в коллективе. Психологи утверждают: эффективность произвольного запоминания материала в школьном возрасте может быть оценена такими критериями: читает -10%, слышит -20%, видит- 30%, видит и слышим - 50%, обсуждает - 70%, опирается на опыт - 80%, обучает других - 95%. Основными преимуществами технологии коллективного способа обучения являются обеспечение более прочного усвоения материала, совершенствование навыков логического мышления и понимания, развитие навыков мыследеятельности, развитие памяти, совершенствование навыков логического мышления и понимания, формирование адекватной самооценки личности , повышение ответственности, улучшение микроклимата в коллективе.
Коллективное взаимообучение осуществляется посредством включения каждого учащегося в активную деятельность по обучению других учащихся. Выделяют такие формы работы при коллективном способе обучения: работа в парах как постоянного, так и сменного состава, работа в группах постоянного, сменного состава. Работа в парах и группах постоянного состава позволяет обучающимся определить лидера, который не только обучает остальных, но и контролирует работу. Работа же в парах и группах сменного состава способствует формированию ответственности не только за свои знания, но и за знания одноклассников, учит работать слаженно, сообща, используя уже имеющиеся знания, вырабатывать новые стратегии работы.
Особый интерес представляет работа в разновозрастных группах, когда обучающиеся старших глассов, обобщая изученный ранее материал, помогают младшеклассникам не только изучить новый материал, но и закрепить полученные знания на практике. Данную форму работы уместно использовать при подготовке 10-11- классников к итоговой аттестации, так как, обучая, они не только выступают в роли учителя, преподавателя, но и готовятся к успешной сдаче ЕГЭ.
КСО позволяет реализовать потенциалы парной, групповой и коллективной деятельности обучающихся. Использование коллективного способа обучения актуально на различных этапах урока: на этапе актуализации знаний, при изучении нового материала, призакреплении изученного материала. На уроках обобщения знаний и рефлексии уместно использование и парной, и групповой форм обучения. Использование форм работы данной технологии позволяет добиться хороших результатов при подготовке к административным срезам, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.
Список использованной литературы
http://kco-kras.ru/index.php/books/
https://multiurok.ru/files/tekhnologiia-kollektivnogo-sposoba-obucheniia.html
https://shkola30.livejournal.com/193648.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллективный способ обучения как средство активизации позна-вательного интереса учащихся на уроках иностранного языка
В данной статье рассматривается способ повышения интереса учащихся к изучению английского языка в процессе коллективной роботы. Кроме того, приводятся п...
«Активные формы и методы обучения как средство повышения эффективности урока физики»
Моя курсовая работа на курсах повышения калификации. Представлен теоретический материал по активным формам обучения и примеры уроков подкрепляющих теоретический метериал....
Активные формы и методы обучения как средство повышения эффективности урока
Выступление на МО математиков....
Дифференцированное обучение, как средство повышения эффективности урока биологии.
В статье рассматриваются аспекты дифференцированного обучения, его виды и использование его на различных этапах урока....
«Применение коллективных способов обучения как средство формирования навыков устной речи на уроках иностранного языка»
В статье приводится пример применения технологии КСО, а именно работа в парах сменного состава с карточками на уроках английского языка в начальной школе....
«Активные формы обучения как средство повышения эффективности урока физики»- обобщение педагогического опыта
Это материал предлагает активные формы обучения используемые учителем ,для повышения эффективности обученияна уроках физики....