ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЧИТАЛОЧКА»
рабочая программа
Программа предназначена для обучения чтению детей 6 – 7 лет. Обучение детей направлено на полноценное овладение навыком осознанного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop._obshcherazviv._programma_chitalochka.doc | 426 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад «Сказка», филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ
«Центр развития ребенка – Детский сад «Светлячок»
(Детский сад «Сказка», филиал Детского сада «Светлячок»)
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета Директор Детского сада «Сказка»
от «___»____________ 2022 года _____________ / Шахова О.А.
Протокол № «____» ______________ 2022 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЧИТАЛОЧКА»
Возраст обучающихся: 6 - 7 лет
Срок освоения программы: 1 год
Объем программы: 72 часа
Автор-составитель:
Федорова Анастасия Сергеевна, воспитатель
высшей квалификационной категории
г. Заводоуковск, 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка………………………………………………………………… 3
- Учебный план ……………………………………………………………………………7
- Методические материалы……………………………………………………………...11
- Содержание программного материала
- Требования техники безопасности в процессе реализации программы………………………………………………………………………………31
- Организация мероприятий с обучающимися и родителями вне учебного плана…………………………………………………………………………………….31
- Оценочные материалы…………………………………………………………………32
- Перечень информационного, материально-технического и кадрового обеспечения реализации программы…………………………………………………………………33
5.1. Перечень оборудования, используемого для реализации программы …………….33
5.2. Перечень методических пособий и дидактических средств………………………..34
5.3. Список литературы для педагога…………………………………………………….35
5.4. Перечень полезных интернет-ссылок………………………………………………..35
Приложение …………………………………………………………………………………….36
1. Пояснительная записка
Направленность. Социально-гуманитарная.
Программа предназначена для обучения чтению детей 6 – 7 лет. Обучение детей направлено на полноценное овладение навыком осознанного чтения.
Уровень освоения: ознакомительный.
Актуальность.
В свете реализации ФГОС перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит общая задача совершенствования всей воспитательно-образовательной работы в детском саду и улучшения подготовки детей к систематическому школьному образованию. Впервые дошкольное образование признано полноправным звеном всей системы образования.
Всесторонняя подготовка детей к школе – одна из задач детского сада. Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если вначале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечь эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости. Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе (по их мнению – это овладение умением читать и писать).
Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей в последние годы увеличивается. Отсюда следует, что подготовка к чтению является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к школьному обучению.
Как указывает Л.С. Выготский, чтение и письмо обеспечивают ребенку возможность «подняться на высшую ступень в развитии речи и других высших психических функций». Поэтому подготовка детей к овладению чтением в дошкольном возрасте приобретает первостепенное значение, чтобы потом у первоклашек не возникало много проблем, одна из которых комплекс неполноценности. В дошкольном возрасте мозг ребенка интенсивно растет и развивается. Это самое благоприятное время для обучения, самый сензитивный период для общего развития речи детей. Наша задача – помочь мальчишкам девчонкам как можно быстрее адаптироваться к школьной жизни, подготовить их к переходу на следующую ступень в их жизни. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы.
Основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, по которой работает наше дошкольное учреждение, предусматривает развитие у детей отдельных элементов грамоты в рамках речевого развития. Но, принимая во внимание запросы родителей, заинтересованных в том, чтобы ребенок перед поступлением в школу научился читать, мной была разработана программа дополнительного образования «Читалочка».
Педагогическая целесообразность. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников. Букварь Н.С. Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод.
Отличительные особенности программы. Содержание программы предусматривает аналитико — синтетический метод обучения грамоте, который помогает формировать первоначальные навыки чтения. Решающая роль при усвоении программы принадлежит деятельности ребенка, материал изучается с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка.
Построение программы и наглядного методического обеспечения позволяет вносить изменения, исходя из открытий в области педагогики, психологии, а также возможностей детей, педагогов.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка.
Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка. У многих детей этого возраста есть дефекты произношения. Совершенствуя речевой аппарат детей, целесообразно начинать занятия с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек.
Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу, поскольку на начальных стадиях обучения чтению процесс понимания отстает от восприятия слова. И здесь важны упражнения, формирующие способность быстро схватывать смысл читаемого, запоминать содержание, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника. Поэтому всегда пополняется словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико – грамматических игр.
Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические игры. Часто вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.
В программу занятий включено множество загадок. Все они на занятиях сопровождаются иллюстративным или игровым материалом – муляжами, игрушками и др.
Для отдыха и снятия напряжения подобраны небольшие физкультминутки.
Адресат программы.
В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Словарный запас детей этого возраста увеличивается за счет качественного совершенствования. К 7 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 3500-4000. Активно используются синонимы и антонимы, Начинают применяться слова и выражения с переносным значением.
Обогащение словаря происходит за счет точного названия качества предметов (материал, форма, цвет, размер).
Дошкольники правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; изменяют слова в предложениях для обозначения одного и того же предмета. Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных, новые слова с помощью суффиксов, правильно употреблять глаголы. Используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. В диалоге дети используют предложения различной конструкции. Могут самостоятельно формулировать и задавать вопросы.
Дети совершенствуют свои умения в составлении описательных рассказов о предметах, по серии картин. У дошкольников формируется умение развивать сюжет в логической последовательности. Но одной из сложнейших задач остается составление рассказов из личного опыта в логической последовательности.
В возрасте 6-7 лет завершается работа по усвоению элементов грамоты. Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Понимают смыслоразличительную функцию звука, буквы. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Ориентируются в звукобуквенной системе родного языка, проявляют интерес к играм со словами, звуками и буквами. К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Его интерес к процессу чтения становится все более устойчивым. В возрасте 6-7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире. Могут пересказать текст, прочитанный самостоятельно.
Количество учащихся: от 10 до 15 человек. Состав группы постоянный, одновозрастной.
Объем и срок. Программа рассчитана на 1 год обучения 72 часа.
Форма обучения очная.
Режим занятий: два раза в неделю,
Продолжительность занятия: 30 минут.
- Цель и задачи программы
Цель программы: Овладение детьми чтением по слогам, навыками связной речи.
Задачи программы:
- учить определять место звука в трех позициях (в начале, середине и в конце слова).
- дифференцировать понятия «звук» и «буква».
- уметь работать по трем единицам речи: звук, слово, предложение.
- обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению.
- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих.
- способствовать развитию мелкой моторики, совершенствованию у детей элементарных графических умений.
- воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении задания, доводить начатое дело до конца.
При реализации программы «Читалочка» активно используются следующие формы и методы работы с детьми:
- словесный метод (устное или печатное слово, рассказ, объяснение);
- наглядный метод (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия,
образцы, алфавит, кассы букв, показ способов действий);
- практический метод (практические действия, упражнения).
Классификация методов основывается на характере познавательной деятельности обучающихся:
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемно-поисковый.
Игровые технологии: используются на занятиях для создания мотивации к занятию;
использование дидактических игр облегчает процесс звукового анализа слов.
Здоровьесберегающие технологии: используются на занятии для предупреждения нагрузок на детский организм, для укрепления здоровья детей, для профилактики зрения, детской осанки.
Чтобы успешно реализовать план-программу по обучению детей чтению используются разнообразные методы и приёмы:
- заучивание стихотворений о букве,
- небольшой рассказ-беседа, рассматривание,
- наблюдение – «На что похожа буква», воссоздание из силуэтов, закрашивание только гласных,
- словесные игры,
- дидактические игры: «Кто здесь живёт? » (составить животное из букв разрезной
- азбуки», «Цепочка слов», «Бросаемся слогами»,
- «Поиск» (ищем предметы с заданным звуком, сочетание предмета и надписи, записывание слов самими детьми маркерами на магнитных досках, «Дополни предложение» (или игра «Скажи наоборот», «Буква-картинка-слово», плакаты-объяснялки, «Буквоежки» (внутри большого слова найти маленькое слово, например, ЭКРАН-КРАН).
- работа с букварём Жуковой Н. С, чтение слогов.
- работа в тетради: печатание буквы, штриховка.
В ходе реализации программы предусмотрены следующие формы организации занятий:
Занятия проводятся в форме совместной игры педагога и детей (игра – сказка, игра – путешествие, игра – сюрприз). Для создания интереса к игре используются разнообразные сказочные сюжеты, персонажи, загадки.
Примерный алгоритм построения занятия
Занятия состоят из теоретической и практической частей, основу составляют игры и игровые упражнения.
1. Вводная часть.
Введение в тему, теоретическая часть.
- артикуляционная гимнастика или разминка;
2. Основная (игра, игровое упражнение, физкультминутка)
- анализ буквы; анализ звука (артикуляция, характеристика);
- выделение звука на слух из ряда звуков, слов, предложений, придумывание слов с заданным звуком;
- составление схемы слова с изучаемым звуком;
- физкультминутка;
- фронтальная работа у доски;
- чтение слогов и слов;
- различные игры и упражнения по развитию речи, развитию графических навыков, занимательные упражнения на развитие психических процессов.
3. Заключительная часть (что узнал нового, что было трудно выполнить, что больше всего понравилось, с кем тебе было интереснее играть и т.д.)
Планируемые результаты освоения Программы.
В результате освоения данной Программы воспитанники:
получат навыки:
- звукового анализа слов;
- выделения в слове ударного слога и ударного гласного звука;
- речевого общения, соответствующими возрастной категории;
- самостоятельного выполнения заданий;
- использования грамматических правил в устной речи, соответствующими возрастной категории;
будут уметь:
- различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, соответственно отмечать их красным, синим, зеленым цветом на схеме слова;
- узнавать и называть все гласные буквы алфавита: А Я О Ё У Ю Ы И Э Е;
- организовывать рабочее место;
будут развиты:
- коммуникативные навыки;
- память, внимание, мышление, мелкая моторика пальцев рук;
- усидчивость, работоспособность в течении времени, соответствующего возрастной категории;
будет сформирован:
- интерес, познавательная активность к книгам, к русскому языку.
Для выявления, фиксации и предъявления результатов, подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы используются:
Способы и формы выявления результатов | Способы и формы фиксации результатов | Способы и формы предъявления результатов |
Конкурсы для воспитанников, педагогическое наблюдение, диагностика | Грамоты, дипломы, протоколы диагностики. | Открытое занятие для родителей, День открытых дверей, фоторепортаж или фото отчеты на сайте ОО, в социальных сетях. |
2. Учебный план дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | (в том числе) | ||||
Теория | Практика | ||||
1. | Вводное занятие «Что я умею?» Речь устная и письменная. | 1 | 0,5 | 0,5 | Начальная диагностика |
2. | Звук, буква «А» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3. | Звук, буква «У» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4. | Звук, буква «О» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5. | Звук, буква «М». Слияние букв в один слог. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6. | Звук, буква «С». Слияние букв в один слог. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7. | Учимся соединять буквы. Учимся читать слоги. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8. | Звук, буква «Х». Слияние букв в один слог. Учимся читать слоги. | 1 | 0,5 | 0,5 | Тематический контроль |
9. | Звук, буква «Р» Учимся читать слова. Большая буква в именах. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10. | Звук, буква «Ш». Учимся читать слова и предложения. Большая буква в начале предложения. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11. | Читаем и дифференцируем звуки «Ш» и «С». Знакомимся с антонимами. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12. | Звук, буква «Ы». Знакомимся с однокоренными словами. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
13. | Звук, буква «Л». Знакомство с «много – один». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14. | Читаем и дифференцируем «Л-Р». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15. | Звук, буква «Н». Знакомство с предлогами. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
16. | Читаем сами – закрепление навыков чтения. « !» знак в конце предложений. | 1 | 0,5 | 0,5 | Тематический контроль |
17. | Звук, буква «Н». Продолжаем упражнять «много-один». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
18. | Продолжаем учиться читать знакомые буквы. «!» знак в конце предложений. | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
19. | Звук, буква «Т». Слова синонимы. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
20. | Звук, буква «И». Твердые и мягкие звуки. Однокоренные слова. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
21. | Читаем и дифференцируем звуки «И-Ы». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
22. | Звук, буква «П». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
23. | Продолжаем учиться читать и пересказывать. Учимся изменять глаголы по временам. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
24. | Звук, буква «З». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
25. | Продолжаем учиться читать. Дифференциация звуков «С-З». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
26. | Продолжаем учиться читать, правильно отвечать на вопросы. Закрепляем «один-много». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
27. | Звук, буква «Й». Знакомство с прилагательным. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
28. | Продолжаем учиться читать. «?» знак в конце предложения. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
29. | Звук, буква «Г». Однокоренные слова. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
30. | Продолжаем учиться читать. Дифференциация звуков «Г-К». «?» знак в конце предложения. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
31. | Звук, буква «В». Закрепляем предлоги. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
32. | Продолжаем учиться читать. Закрепление умения изменять глаголы по временам. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
33. | Дифференциация звуков «Г-К». Большая буква в именах людей. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
34. | Продолжаем учиться читать. Изменяем глаголы по родам. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
35. | Звук, буква «Д». Продолжаем учиться пересказывать текст. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
36. | Дифференциация звуков «Д-Т». Учимся составлять схемы предложений. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
37. | Учимся читать букву «Б-Б». Составляем схемы предложений. Учимся образовывать множественное число существительных. | 1 | 0,5 | 0,5 | Тематический контроль |
38. | Различаем буквы «Б-П». Отвечаем на вопросы. Учимся задавать вопросы к картинке. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
39. | Читаем и играем. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
40. | Звук, буква «Ж». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
41. | Звуки ж-ш, ЖИ, ШИ. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
42. | Звук, буква «Е». Продолжаем учиться отвечать на вопросы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Тематический контроль |
43. | Продолжаем учиться читать играя. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
44. | Учимся читать слова с Ь знаком на конце. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
45. | Читаем слова с Ь знаком в середине. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
46. | Звук, буква «Я». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
47. | Продолжаем учиться читать знакомые буквы. Учимся согласовывать числительные с существительными. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
48. | Звук, буква «Ю». Закрепляем короткие слова местоимениям. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
49. | Звук, буква «Ё». Составляем слова из слогов. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
50. | Продолжаем читать звук, букву «Ё». Закрепляем ударение в словах. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
51. | Дифференциация звуков «Е-Ё». Закрепление многозначных слов. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
52. | Звук, буква «Ч». Закрепляем ударение. | 1 | 0,5 | 0,5 | Тематический контроль |
53. | Продолжаем учиться читать. Разучиваем звуки «С-Ч-Ш». Учимся находить главные слова в предложении. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
54. | Звук, буква «Ц». Составление схемы слов. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
55. | Дифференциация звуков «Ч-Ц». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
56. | Различаем звуки «Ц-С». Закрепляем слова-определения: какой? какое? какая? какие? | 1 | 0,5 | 0,5 | |
57. | Звук, буква «Э». Закрепляем однокоренные слова. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
58. | Продолжаем учиться читать, играя. Закрепление слов – антонимов. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
59. | Звук, буква «Ф». Большая буква в именах существительных. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
60. | Продолжаем учиться читать, играя. Составление предложений с заданным количеством слов. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
61. | Звук, буква «Щ». Дифференциация звуков «Ч-Щ, Щ-С». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
62. | Знакомимся с написанием чу-щу. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
63. | Знакомство с правилом ча-ща. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
64. | Знакомство с правилом жи-ши. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
65. | Учимся читать слова с Ъ. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
66. | Учимся читать слова с Ъ и Ь знаком. Закрепляем умение пересказывать текст. | 1 | 0,5 | 0,5 | Тематический контроль |
67. | Знакомимся с парными согласными: глухие, звонкие. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
68. | Закрепление навыков чтения. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
69. | Играем со словами. | 1 | - | 1 | |
70. | Повторение пройденного материала. | 1 | - | 1 | Тематический контроль |
71. | Читаем играя. | 1 | - | 1 | |
72. | Итоговое занятие «В гостях у бабушки Азбуки». | 1 | - | 1 | Итоговая диагностика |
Итого: | 72 | 34 | 38 |
Календарный учебный график
Сроки реализации программы | Количество учебных недель | Количество занятий | Продолжительность одного занятия | ||
в год | в месяц | в неделю | |||
1 год (01.09.2021 -31.06.2022) | 36 | 72 | 8 | 2 | 30 минут |
3. Методические материалы
3.1. Содержание програмного материала
Месяц | № занятия | Тема занятия | Теория основные теоретические понятия | Практика содержание видов деятельности, форм и методов |
сентябрь | №1 | «Что я умею?» Речь устная и письменная. | Выявить знания детей по чтению. Знакомство с видами речи: устная, письменная (для чего нужна речь, для чего надо знать буквы). | Игра «Узнай букву». Игра «Подбери слово с этой буквой». Игра «Назови первую букву имени своего друга». Рисование знакомых букв в тетради. |
№2 | Читаем букву «А». | Знакомство с кукольным героем по имени Карандаш. Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игра «Подбери слова с буквой «а». Работа с букварем стр.4. -рассмотреть картинки, определить позицию звука «а» в их названиях. -читать букву, водя пальчиком по горизонтали. -составление предложений с использованием картинок букваря. Рисование образа буквы нитью. | |
№3 | Читаем букву «У». | Знакомство с кукольным героем Незнайка. Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игровое упражнение «Где спряталась буква «у»? Игра: «Определи, где стоит звук «У»: в начале, середине, конце слова». Работа с букварем стр.5: рассмотреть картинки, определить, где стоит звук. -чтение буквы: учить водить пальчиком по вертикали. -составление предложений с использованием картинок букваря. Рисование образа буквы в тетради. | |
№4 | Читаем букву «О». | Знакомство с образом буквы «О», артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игровое упражнение «Узнай букву» - из написанных многих букв узнать А, У,О. Игра «Передай мяч» - назвать слово на «О» и передать мяч другому. Игра «Узнай звук» - называю слово на а, у, о, Узнать начальный звук, назвать его. Работа с букварем стр.6. Чтение букв по горизонтальным и вертикальным строчкам. Игровое упражнение «Бежим по дорожке» - учимся соединять буквы. Рисование образа буквы в тетради. | |
№5 | Читаем букву «М». Учимся соединять буквы. | Карандаш в гостях у детей. Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игровое упражнение «Назови слова на «М». Игра «Назови, где спрятался звук» - на определение позиции звука. Работа с букварем стр.7. -назвать картинки, определить, где стоит звук. -составление предложений с использованием картинок букваря. Игровое упражнение «Какое имя кукле дать» - подобрать имена со знакомыми буквами. Чтение букв по горизонтальным линиям и вертикальным столбикам. Игровое упражнение на соединение букв «Бежим по дорожке». Рисование образа буквы в тетради. | |
№6 | Читаем букву «С». Учимся соединять буквы | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игра «Угадай слово» - назвать слово с нужным звуком. Игровое упражнение «Где спряталась буква «С»? - найти на рисунке правильную букву «С». Работа с букварем стр.8. Назвать картинки, определить позицию звука «с» в словах. Игровое упражнение «Найди пару» - подобрать каждой картинке смысловую пару (самолет-летчик, сосна-зима, сани-гора, лиса-нора). Игровое упражнение «Бежим по дорожке» - на соединение букв в слоги. Стр.11,12. Рисование образа буквы в тетради. | |
№7 | Учимся соединять буквы. Учимся читать слоги. | Объяснение механизма чтения слогов с ориентировкой на гласную в слоге. | Незнайка в гостях у ребят. Игровое упражнение «Узнай буквы» - среди многих букв узнать знакомые. Игровое упражнение «Бежим к букве», стр. 13, 14 букварь. Чтение букваря, стр. 13,15,17 – звуковой анализ слогов. Игровое упражнение «Составь слово» - составление слов по предложенным слогам: в начале, в конце слов. | |
№8 | Читаем букву «Х». Учимся соединять буквы Учимся читать слоги. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игра «Отыщи нужную картинку» - со звуком «х» Игровое упражнение «Подбери слово со звуком «Х» Работа с букварем стр18. Рассмотреть картинку, повторить смех обезьянки, обратить внимание на знак в конце(!). Чтение слогов. Игровое упражнение «Бежим к букве». Игра «Составь слово» - составление слов по первому слогу. Рисование образа буквы в тетради. | |
Октябрь | №9 | Читаем букву «Р». Учимся читать слова. Большая буква в именах. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игровое упражнение «Найди слово» - читаю стихотворение «Карр». Услышать слово с нужным звуком, запомнить его. Назвать. Игра «Лови, не урони» - дети ловят мяч, если услышат новую букву, если её нет, они мяч отбивают. Работа с букварем стр. 20-21. Игровое упражнение «Догоняем букву». Чтение слогов. Составление предложений со словами из букваря. Рисование образа буквы в тетради. |
№10 | Читаем букву «Ш» Учимся читать слова и предложения. Большая буква в начале предложения. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игра «Собери чемодан» - дети отбирают картинки с заданным звуком «м». Игра «Подари подарок» - дети дарят подарок с новым звуком: я дарю шубу. Я дарю машину… Работа с букварём стр.22. -назвать слова со звуком «Ш», выделяя его. -чтение слогов, слов, работа по составлению предложений с заданным словом. Игра «Буква потерялась» - ум, …уба, …ар, ка…а. Рисование образа буквы в тетради. | |
№11 | Читаем и дифференцируем С-Ш. Знакомимся с антонимами. | Знакомство с понятием антонимы. | Игрушка медвежонок помогает детям на занятии. Игровое упражнение «Водичка- листочки». Буква С- водичка (моем руки), Ш – листочки (качаются листочки). Игровое упражнение «Кто в домике живет» - расселить жильцов с-ш. Работа с букварем стр.23 Чтение слогов, слов, предложений. Игра «Скажи наоборот» - знакомимся с антонимами. | |
№12 | Читаем букву «Ы». Знакомимся с однокоренными словами. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игровое упражнение «Найди слово» – дети на картинках находят слова с новым звуком. Игра «Поймай не урони»- ловят мяч и называют слово со звуком «ы». Работа с букварем стр.24. Чтение слогов, слов. -подбор однокоренных слов к словам со страницы. Рисование образа буквы в тетради. | |
№13 | Читаем букву «Л». Много – один. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игра «Я дарю тебе словечко» - дети подбирают слова в начале, середине, в конце. Работа с букварем стр.25. Рассмотреть картинку, подобрать имена детям. Чтение слогов, слов, текста. Игровое упражнение «много -один». Игра «Составь слово» - по предложенному началу из букваря. Рисование образа буквы песком. | |
№14 | Читаем и дифференцируем Л-Р. | Звуковой анализ слов. | Игровое упражнение «Не ошибись» - дети придумывают слова с предложенными буквами Л-Р. Игра «Я дарю тебе подарок»-дети дарят лыжи, радио… Работа с букварем стр.26-27. Чтение слогов, слов. Звуковой анализ слов. Повторение игры «Скажем наоборот» - слова антонимы. | |
№15 | Читаем букву «Н». Знакомство с предлогами. | Кукла из театра «Мы в профессии играем» - портной (принёс ножницы) Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игровое упражнение «Какое имя кукле дать?» - имена на «Н». Игра «Я дарю тебе словечко» - подобрать слова с буквой. Работа с букварем стр. 28-29. Чтение слогов, слов, предложений. Игра «Где мяч» - знакомство с предлогами. | |
№16 | Читаем сами –закрепление навыков чтения. ! знак в конце предложений. | Знакомство с восклицательным знаком. | Работа с букварем стр.30. Игра «Много-один». Игровое упражнение «Подбери слово по его началу». Чтение слов, предложений. Обыгрывание картинки из букваря. | |
Ноябрь | №17 | Учимся читать букву «К» Продолжаем запоминать с понятием «Много-один». | Мульти - презентация: «Герои мультфильмов в гостях у ребят». Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игровое упражнение «Какое имя лучше дать» - подобрать имена на заданную букву. Игра «Кто где живет» - отобрать сколько тех жильцов, которые начинаются на «К», с «К» в середине, в конце. Игра «Продолжи говорить слова» - подбор слов с буквой. Чтение букваря стр.31. Чтение слогов, слов, предложений. Составление предложений по картинкам букваря на закрепление правильного употребления предлогов. Рисование образа буквы в тетради. |
№18 | Продолжаем учиться читать знакомые буквы. «!» знак в конце предложений. | Восклицательный знак в конце предложений. | Использование кукольного театра «Теремок». Игровое упражнение «Скажи ласково» - норка - норочка, кукла-куколка… Игровое упражнение на определение позиции звука в слове «Где спряталась буква». Работа с букварем стр.32. Чтение слогов. Слов. Предложений. Составление предложений с использованием «!» знака в конце. Хоровое и индивидуальное чтение слов. | |
№19 | Читаем букву «Т». Слова синонимы. | З Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игровое упражнение «Догоняем букву». Игра «найди слово» - найти предметы вокруг с этой буквой, определить позицию. Чтение букваря стр.33. Игровое упражнение «Я начну, а ты продолжи» - на подбор слов синонимов. Рисование образа буквы в тетради. | |
№20 | Читаем букву «И». Твердые и мягкие звуки. Однокоренные слова. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игровое упражнение «И Мишка…» - у Лены ручка и у Мишка ручка. Игровое упражнение «Помоги букве стать мягкой» - слиг-сми, син-сли и т.д. Чтение букварястр.35. Чтение вертикальных столбцов. Игровое упражнение «Измени слово» - однокоренные слова. Пересказ текста из букваря стр.35. Рисование образа буквы песком и на песке. | |
№21 | Читаем и дифференцируем «И-Ы». | Дифференциация «И –Ы» | Игровое упражнение «Собери чемодан» - на дифференциацию звуков. Составление слов предложенному началу. Работа с букварем стр.35-36. Звуковой анализ слов: кино, картинки. Составление предложений с этими словами. Хоровое чтение текста стр.36. Пересказ текста. | |
№22 | Читаем букву «П». | Использование куклы из театра «Мы в профессии играем» - повар. Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игра «Назови пару» - дети в кругу, бросаю мяч называю твердую согласную, дети называют её мягкую пару: П-П,, С-С,, и т.д.(пить, плясать, петь, прыгать, ползать, плакать, прятаться. Подпрыгивать, пугать. Работа с букварем стр.37. Игровое упражнение «Что изменилось?» - со словами букваря. | |
№23 | Продолжаем учиться читать и пересказывать Учимся изменять глаголы по временам. | Обучение изменению глаголов по временам. | Чтение слов с доски. Игровое упражнение «Что было? Что будет?» - изменение глагола по временам. Чтение букваря стр.38 Игра «Кто быстрее?» - составление слов по предложенному началу. Чтение текста. Анализ текста, пересказ. Звуковой анализ слова «рас-пи-ли-ли» | |
№24 | Читаем букву «З». | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игра «Поймай, не урони» - дети стоят в кругу, ловят мяч, называют слово с новым звуком и определяют его положение. Игра «Кто быстрее» - составление слов по началу слогов из букваря стр.39 Чтение текста, работа с предложением из текста. Игровое упражнение «Смотри не ошибись» - составление предложений со словами со страницы букваря, с разным положение слов. Рисование образа буквы песком и на песке. | |
Декабрь | №25 | Продолжаем учиться читать. Дифференциация звуков «С-З». | Дифференциация звуков «С-З». | Игровое упражнение «Будь внимательным» -услышишь «с»-умывайся, услышишь «з»-ползи. Игра «Посылаю письмо» - дети подбирают слова со звуком «С» или «З», адресуют другим детям, те называют звук и его позицию в слове. Работа с букварем стр.40. Чтение текста. Игровое упражнение «Язычок играет»-чтение сложных слов. Игра «Что изменилось»-изменение слов с изменением «с-з». Составление предложений с новыми словами. |
№26 | Продолжаем учиться читать, правильно отвечать на вопросы. Закрепляем один-много. | Единственное и множественное число. | Незнайка задаёт вопросы. Игровое упражнение «Измени слово» - множественное число в именительном и родительном падежах. Чтение слов с доски. Составление предложений с этими словами (в начале, середине, в конце предложения). Чтение букваря стр.41. Анализ текста. Игра «Буква потерялась» - вставить букву с-з по смыслу. | |
№27 | Читаем букву «Й». Знакомство с прилагательным. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. Знакомство с прилагательным. | Игра Чтение слов с доски. Игра «Найди пару» - соединить слова схожие по смыслу. Работа с букварем стр.42. Рассматривание картинки, составление рассказа по этой картинке. Чтение текста. Составление предложений со словами. Игровое упражнение «Какой? Какая? Какое? Какие?» | |
№28 | Продолжаем учиться читать. «?» знак в конце предложения. | Вопросительный знак в конце предложения. | Игровое упражнение «Ответь на мой вопрос», используя слова какой, какая, какое, какие задаю вопрос, дети отвечают. Игра «Задай вопрос по картинке». Чтение букваря стр.44.-читают вопросы, отвечают на них, используя все виды предложений. Игровое упражнение «Мой, мои». | |
№29 | Читаем букву «Г» Однокоренные слова. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игра «Кто больше слов назовет с буквой «Г» - две команды соревнуются в подборе слов с новой буквой. Игровое упражнение «Рассели жильцов» - дети распределяют в дома жильцов с буквой «Г» в начале, середине, в конце. Чтение букваря стр.45. Чтение текста, анализ произведения. Чтение слов в столбцах. Игра «Укрась дерево» - подбор однокоренных слов. | |
№30 | Продолжаем учиться читать. Дифференциация звуков» Г- К». «?» знак в конце предложения. | Дифференциация звуков» Г- К». «?» знак в конце предложения. | Работа с букварем стр.46. Чтение слов, текста. Чтение вопросов к тексту. Зарядка для язычка. Игровое упражнение «Задай вопрос» - дети задают вопросы по картинке. | |
№31 | Читаем букву «В». Закрепляем предлоги. | Использование куклы из кукольного театра «Мы в профессии играем» - врач. Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игровое упражнение «Подбери слова» - из серии картинок с изображением предметов выбрать те, где есть новый звук. Игра «какое имя кукле дать?» - подобрать имя на В. Работа с букварем стр.47-48. Чтение слов, предложений рассказа. Игровое упражнение «Кто где?» - нахождение предлогов в рассказе. Зарядка для язычка. | |
№32 | Продолжаем учиться читать. Закрепление умения изменять глаголы по временам. | Обучение анализу произведения. | Чтение слов с доски. Игровое упражнение «Подумай и измени»- на изменение глаголов по временам. Работа с букварем: чтение слов, текста. Анализ произведения. Зарядка для язычка. Составление предложений со словами из букваря. | |
Январь | №33 | Дифференциация звуков «Г- К». Большая буква в именах людей. | Большая буква в именах людей. | Артикуляционная разминка (поговорка, скороговорка). Чтение слогов до целого слова проговариванием. Чтение слов с доски, составление из них предложений с обговариванием большой буквы в начале предложения и именах людей. Чтение букваря стр.49. Работа с текстом. Игра «Кто звонил?»- составление имен из слов. Игровое упражнение «Сложи рифму»,дочка-почка-ночка-бочка и т.д. |
№34 | Продолжаем учиться читать. Изменяем глаголы по родам. | Изменение глаголов по родам. | Чтение букваря стр.50. Пересказ рассказа «Рисунки». Игровое упражнение «Сложи правильно на изменение глаголов по родам». Игровое упражнение «Составь слово» - составление слов по предложенным в таблице слогам. Игра «Буква заблудилась». Игра «Кто быстрее» -придумать слова к слогам на стр.50. | |
№35 | Учимся читать букву «Д». Продолжаем учиться пересказывать текст. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игровое упражнение «Благоустраиваем букву». Игра «Назови имя, в котором есть звук «д». Игра «Доскажи словечко». Дети подбирают слова к слогам с новыми звуками. Чтение букваря стр.51 Пересказ рассказа в «В саду». | |
№36 | Рассказываем букву Д - Т . Учимся составлять схемы предложений. | Обучение составлению схемы предложения. | Артикуляционная зарядка. Игровое упражнение «Замени букву» - заменить букву и определить её значимость: труд-пруд-прут… Чтение букваря стр.52 Подбор слов по началу. Чтение рассказа « Два шалуна». Составление схемы предложений с записью в тетради. | |
№37 | Учимся читать букву «Б-Б,». Составляем схемы предложений. Учимся образовывать множественное число существительных. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игровое упражнение «Благоустраиваем букву». Игра «Кто больше назовёт слов с новым звуком» - определение его позиции в слове. Чтение букваря стр.53 Образование множественного числа существительного. Составление предложений со словами на стр.53, запись схем этих предложений. | |
№38 | Различаем буквы Б-П. Отвечаем на вопросы. Учимся задавать вопросы к картинке. | Дифференциация «Б – П». | Артикуляционная зарядка. Игровое упражнение «Чем мы отличаемся» - на различие звуков. Чтение букваря стр.54-55 Пересказ рассказа «Грибники». Игровое упражнение «Ответь на вопрос», «Задай вопрос по картинке» Игра «Какое слово я задумал»-составление слов с одинаковым концом: бан-ка, пал-ка, пил-ка… | |
№39 | Читаем и играем. | Образование прилагательных от существительных. Дифференциация «Б – П». | Чтение букваря стр.56-57 Игра «Я люблю суп из … (из грибов-грибной, из мяса-мясной, из лука-луковый Игра «Какую кличку кошке дать?» Игровое упражнение на умение подбирать клички животным. Игра «Подарки»- дифференциация звуков Б-П, дети объединяют подарки в две группы с буквой П и Б. | |
№40 | Читаем букву «Ж» | Использование куклы Карандаш. Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игра «Кто больше» - подбор слов с новым звуком, определение позиции буквы в слове. Игровое упражнение «строим дом» - составление схемы к слову жук, лужа. Игра «Составь слово» - из слогов составляем слова: лужа, сажа, жара. Игра «Жуки» - детям раздаются картинки, только те летят в домик в названии которых есть звук ж. Рисование образа буквы песком и на песке. | |
Февраль | №41 | Звуки ж-ш, ЖИ, ШИ | Знакомство с правописанием ЖИ-ШИ. | Чтение стр.60, 59 Составление звуков ж-ш, ж-з. Составление схем к словам Лу-ша, лу-жа. Составление предложений со словами из букваря стр.60. Знакомство с правописанием ЖИ-ШИ. Игра «Много-один» - нож-ножи, лужа-лужи, кожа-кожи, малыш-малыши… Чтение индивидуальных карточек. |
№42 | Читаем букву «Е». Продолжаем учиться отвечать на вопросы. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игра «Загадки-складки» - дети подбирают рифмы к словам. Чтение букваря стр.61-62. Игровое упражнение «Ответь правильно» - отвечать на вопросы букваря стр.62. Игра «Командир» - образование повелительного наклонения. Рисование образа буквы песком и на песке. | |
№43 | Продолжаем учиться читать играя. | Знакомство с понятием пересказ. | Заучивание скороговорки. Игра «Закончи слово» -чтение в букваре стр.63 слогов, побор слов к этим слогам. Чтение рассказа «Белка». Пересказ с элементами драматизации. Запись рассказа схемами в тетради. Игра «Кто быстрее» - подбор однокоренных слов к слогам: кот, белка. | |
№44 | Учимся читать слова с Ь знаком на конце. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игровое упражнение «Найди слово» - дети выделяют слова с ь знаком в конце из текста. Игровое упражнение «Измени слово» - кон-конь, ходит- ходить… Чтение таблицы со словами типа – моль Чтение букваря стр.64 Составление схемы к словам с ь знаком на конце. | |
№45 | Читаем слова с ь знаков в середине. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Артикуляционная гимнастика (скороговорка). Игровое упражнение «Прочти имя» -сень-ка, коль-ка, вань-ка, сонь-ка.. Игровое упражнение «Дополни предложение»-дети заканчивают предложение словами с Ь знаком: Мы танцевали польку. Коллективное чтение букваря стр.66-67- с выделением слов с ь знаком. | |
№46 | Читаем букву «Я». | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Сравнительный анализ слов: мал- мял; мать-мять. Чтение слоговой таблицы, подбор слов по началу. Чтение букваря стр.68-69. Пересказ рассказов «Мода», «Зоя и Валя». Составление схем к словам: семья, Оля. Рисование образа буквы песком и на песке. | |
№47 | Продолжаем учиться читать знакомые буквы. Учимся согласовывать числительные с существительными. | Согласование числительных с существительными. | Незнайка в гостях у ребят. Анализ слов: вяжет, семья. Игра «Составь слово и предложение с заданным количеством слов:2,3,4» . Чтение букваря стр. 70-71 Анализ рассказов» Наша яблоня», «Дикая яблоня». Игровое упражнение «Кто первый добежит до домика»-команды подбирают слова с новым звуком. | |
№48 | Читаем букву «Ю». Заменяем слова местоимениям. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. Знакомство с понятием «местоимение». | Игровое упражнение «Узнай и назови»- из текста дети выделяют слова с новым звуком. Чтение букваря стр. 72 Обыгрывание слов и слогов на странице букваря: составление новых слов и предложений. Употребление местоимений. | |
Март | №49 | Читаем букву «Ё». Составляем слова из слогов. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы.
| Игровое упражнение: размести слова в домике – на определение позиции звука: начало, конец, середина. Чтение слов с буквой Ё: воз-вёз, вол-вёл, нос-нёс. Чтение букваря стр. 74 Пересказ рассказа «Дети и ёж». Игра «Составь слово» - слоги на стр.75 Игра «Весёлый Лёва» - изменить в словах Ё на О и наоборот. Рисование образа буквы песком и на песке. |
№50 | Продолжаем читать букву Ё. Закрепляем ударение в словах. | Закрепление понятия «ударение». | Заучивание скороговорки с новым звуком. Чтение и сравнение слов на странице букваря76 -воз-вёз, вол-вёл, нос-нёс. Составление предложений с этими словами Чтение букваря стр. 77 Игровое упражнение «У кого кто?» - чтение слов с доски, определение ударения в этих словах. Сравнение слов: замоI к-за I мок, гво I здики- гво зди I ки. | |
№51 | Дифференциация звуков «Е-Ё». Закрепление многозначных слов. | Знакомство с понятие «многозначные слова». | Игровое упражнение «Собери жильцов» -слова с Е и Ё. Игровое упражнение «Кто быстрее?» -называю слова с Еи Ё , выкладывают дорожку из фишек красного и желтого цвета. Первый доходит до домика тот, кто не ошибается. Чтение букваря стр.78-79 Пересказ рассказа «Ёж и кот». Игровое упражнение «Кто это сделал?» -поставить местоимения к глаголам на стр.79. Игра «Не ошибись» - дети выделяют партии с многозначным значением: лук, замок, глаз. | |
№52 | Учимся читать букву «Ч». Закрепляем ударение. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы (всегда мягкий). | Игровое упражнение «Волшебные строчки» -на чтение рифмованных строчек. Игровое упражнение «Разместим жильцов домики» -размещение слов с разной позицией звука: начале, середине, в конце слова. Чтение букваря стр.80-81 Составление предложений со словами столбцах, определение ударения в словах. Игра «Поймай рифму» -подбирают слова грач-врач, дочка-ночка, кочка-бочка… Игра «Составь слово» -составление слов из разбросанных слогов. Игровое упражнение «исправь ошибку»- дети исправляют ошибку в предложений. Рисование образа буквы песком и на песке. | |
№53 | Продолжаем учиться читать. Разучиваем звуки С-Ч-Ш. Учимся находить главные слова в предложении. | Главные слова в предложении. | Игровое упражнение «Прочти не ошибись» - чтение слов со звуками С-Ч-Ш. Чтение букваря стр.82-83 Отвечаем на вопросы к тексту. Чтение текста на доске. Определение главных слов в предложении. Запись предложений в тетрадь схемой. Заучивание скороговорки «Шубка овечки теплее любой ночки». | |
№54 | Читаем букву «Ц». Составление схемы слов. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игровое упражнение «Поймай слово» - дети из текста выделяют слова с новым звуком. Игровое упражнение «Расселяем жильцов»- на определение позиции звука в слове. Чтение букваря стр.85 Игровое упражнение «один-много» - на получении множественного числа существительного. Работа в тетрадях – составление схем к словам. Чтение слоговой таблицы «наборщик». Рисование образа буквы песком и на песке. | |
№55 | Дифференциация звуков «Ч-Ц». | Объяснение дифференциации звуков «Ч-Ц». | Артикуляционная разминка «Волшебные строчки». Заучивание скороговорки. Сравнительный анализ слов на основе загадок: синица-синичка, яйцо-яичко. Чтение букваря стр.86 Отгадывание загадки. Игровое упражнение «Кто быстрее?» - составление слов с предложенными слогами. Чтение рассказа «Подарок». Пересказ рассказа. Игровое упражнение «Найди главные слова». | |
№56 | Различаем звуки Ц-С. Закрепляем слова-определения: какой? какое? какая? какие? | Объяснение дифференциации звуков «С-Ц». | Игровое упражнение «Кто больше подберет картинок» -со звуком ц-с. Чтение букваря стр.87 Чтение предложений со словами из букваря. Чтение и пересказ рассказа «Зиме конец». Отгадывание загадок. Работа по картине «Весеннее солнце»- найти слова определения. | |
Апрель | №57 | Читаем букву «Э». Закрепляем однокоренные слова. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игра «Благоустраиваем букву» - на что похожа буква Э. Игровое упражнение «Прочти и помести в домик» - на определение позиции звука в словах. Чтение букваря стр.84 Отгадывание загадок на страницах букваря Игровое упражнение «Собери букет» - на подбор однокоренных слов. Рисование образа буквы песком и на песке. |
№58 | Продолжаем учиться читать играя. Закрепление слов – антонимов. | Слова – антонимы. | Игровое упражнение «Поймай рифму» Игра «Кто в домике живет» -на применение местоимений он, она, они, оно Чтение текста с доски, анализ текста. На основе текста игровое упражнение «Замени слово» -на использование слов-антонимов. Игровое упражнение «Одна семья» - составление предложений на одну букву. | |
№59 | Читаем букву «Ф». Большая буква в именах существительных. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игровое упражнение «Доскажи» -договаривание слова предложенному началу. Чтение слоговой таблицы. Игровое упражнение «Мои друзья». Игровое упражнение «Буква затерялась» - на знание большой буквы в именах собственных. Чтение букваря стр.88 Пересказ рассказа «Светофор». Рисование образа буквы песком и на песке. | |
№60 | Продолжаем учиться читать играя. Составление предложений с заданным количеством слов. | Закрепление понятия – предложение. | Игра «Составь предложение» -составление предложения с заданным количеством слов, используем картинки, игрушки, таблицы. Чтение букваря стр.89 Анализ и пересказ рассказа. Игровое упражнение «Подбери слова к картинке»- подбор слов-определений. | |
№61 | Учимся читать букву «Щ». Дифференциация звуков «Ч-Щ, Щ-С». | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игровое упражнение «Благоустраиваем букву». Игровое упражнение «Собери чемодан» - различие букв Щ-Ч-С. Чтение букваря стр.90-91 Составление схем к словам: щенок, роща. Рисование образа буквы песком и на песке. | |
№62 | Знакомимся с написанием чу-щу | Объяснение правописания ЧУ – ЩУ. | Карандаш в гостях у ребят Игровое упражнение «Доскажи словечко» - Я ботинки…чищу. Я тащу…. Большую щуку. Чудо юдо рыба кит. Работа в тетради - запись правила -чу-щу. Игровое упражнение «Буква потерялась» на доске текст, в некоторых словах потерялась буква, её надо вставить. Игровое упражнение «Слоговая таблица» - чтение слов используя таблицу на доске. Чтение букваря стр.91 | |
№63 | Знакомство с правилом ча-ща | Знакомство с правилом ЧА–ЩА. | Запись в тетради. Игровое упражнение «Буква затерялась» -в ставить пропущенную букву на правило Индивидуальная работа - в тетради у каждого ребенка напечатаны слова с пропущенной буквой на правило, вставить букву со словами, составить предложение. Чтение букваря стр.86-92-найти слово с правилом. | |
№64 | Знакомство с правилом жи-ши | Знакомство с правилом ЖИ–ШИ. | Запись в тетради Чтение слов с доски на новое правило. Игровое упражнение «Поможем кукле Койе» восстановить письмо, в котором Буквоежка съел буквы на новое правило. Игровое упражнение «Найди слово»- в столбцах на доске дети находят слова с новым правилом | |
Май | №65 | Учимся читать слова с Ъ | Разделительный твёрдый знак – буква Ъ. | Игровое упражнение «Что изменилось?» - дети читают столбики слов с Ъ знаком и без него. Сравнивают, анализируют, делают вывод: Ъ знак обозначает разделение букв Чтение слов в букваре стр.93 Составление предложений с этими словами Чтение текста с доски с Ъ знаком. |
№66 | Учимся читать слова с Ъ и Ь знаком. Закрепляем умение пересказывать текст. | Слушание сказки про Ъ и Ь знак. | Игровое упражнение «Узнай слово» - дети в этих сказках находят слова с ь и ъ знаками, называют их. Игровое упражнение «Вставь букву» - текст на доске, дети его читают, вставляют пропущенный ъ или ь знак. Знакомство с пословицей в букваре: «Конец - всему делу венец!» Чтение букваря стр. 94-95 | |
№67 | Знакомимся с парными согласными: глухие, звонкие | Знакомство с парными согласными: глухие, звонкие. | Чтение текста с доски. Озаглавливание текста. Определение количества предложений, слов в каждом предложении. Работа со словом. Звукобуквенный анализ слова, составление схемы, определение ударения. Составление предложений с этими словом с заданным количеством слов. Знакомство с глухими и звонкими согласными (парными). Игровое упражнение «Измени слово» - дети меняют слова, меняя согласные: зуб-суб, суп и т.д. Игра «Найди пару» - дети находят парные согласные. Игра «Мое имя» - подбирают имена на звонкие и глухие согласные. | |
№68 | Закрепление навыков чтения | Закрепление понятия «Местоимение». Схема предложения. | Игровой момент «Научим куклу Машу читать» Индивидуальное чтение текстов в букваре (у каждого свое задание). Игровое упражнение «Составь предложение»- дети составляют предложение по схеме. Игра «Замени слово» - закрепляем знания о местоимениях. | |
№69 | Играем со словами | Герои кукольного театра «Колобок» в гостях у ребят. Игровые упражнения и игры со словами: подбор однокоренных слов, слов антонимов, синонимов. Игры на определение слогов в словах, букв в словах, гласных и согласных. Подбор слов с определенной буквой в начале, в конце, середине слова. | ||
№70 | Закрепление пройденного материала. | Игры по желанию детей. Чтение текста жужащим чтением. | ||
№71 | Читаем играя. | Игры по желанию детей Закрепление навыков чтения с использование интерактивного пособия «Говорящая ручка». | ||
№72 | Итоговое занятие «В гостях бабушки Азбуки» | Артикуляционная разминка. Упражнение «Давайте вспомним Алфавит». Чтение слогов в таблице, составление из них слов. Игра «Что лишнее» - дикие и домашние животные. Чтение предложений с соответствующей интонацией. Звуковой анализ заданного слова. Игра с использованием модели слов «Составь предложение». Индивидуальное чтение текста на карточках – заданиях. | ||
ИТОГО: | 72 |
3.2. Требования техники безопасности в процессе реализации Программы
При проведении занятий педагог придерживается основных правил:
- Использование приема транслирования информации.
- Отбор тематического содержания.
- Главный герой занятия – ребенок.
- Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка.
- В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.
3.3. Организация мероприятий с обучающимися и родителями вне учебного плана
В разделе представлен план традиционных мероприятий, организуемых для обучающихся и их родителей за рамками учебного плана для организации досуга, формирования ценностных ориентиров, профилактической работы, участия в конкурсной и соревновательной деятельности и т.д. Сроки проведения мероприятий и условия участия в них конкретизируются непосредственно в течение учебного года.
Мероприятия, организуемые для обучающихся и их родителей | Массовые мероприятия различного уровня, в которых обучающиеся могут принять участие | Участие в конкурсных мероприятиях различного уровня | |
Сентябрь | День открытых дверей. | ||
Октябрь | Встреча с родителями в формате Клуба семейного чтения «Встреча с книгой» | ||
Ноябрь | |||
Декабрь | Конкурс новогодних стихотворений и поздравлений «Новогодний карнавал». | Интернет - конкурсы | |
Январь | |||
Февраль | Мастер-класс для родителей и детей с использованием электронного мультимедийного пособия «Домашнее (семейное) чтение детям» | ||
Март | «Любимым мамам посвящается…» Конкурс чтецов. | "Папа, мама, я -читающая семья" Муниципальный конкурс | Интернет - конкурсы |
Апрель | Интернет - конкурсы | ||
Май | День открытых дверей Итоговое занятие «В гостях бабушки Азбуки» |
4. Оценочные материалы
- Формы контроля:
Одной из форм подведения итогов реализации данной программы является проведение подгруппового или индивидуального занятия с присутствием родителей. Своеобразным показателем эффективности проводимых занятий могут быть отзывы родителей о повышении интереса к обучению чтению.
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.
Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико – синтетического слияния звуко – буквенных сочетаний. На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса:
они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий и постоянного закрепления и упрочения материала изученного с педагогом.
- Критерии отслеживания усвоения программы:
Для определения результативности занятий по данной программе используется диагностика, отражающая уровень развития каждого воспитанника (проводится в сентябре и в мае).
Для этого, опираясь на критерии оценки, предложенные О.С.Ушаковой, С.М. Струниной и Т.П.Сальниковой, была разработана методика оценки развития воспитанников по обучению грамоте. Для оценки критериев были подобраны специальные диагностические задания. (см. приложение 1).
5. Перечень информационного, материально – технического и кадрового обеспечения реализации Программы.
Санитарно-гигиенические требования
Занятия должны проводиться в групповой комнате, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Стулья и столы соответствуют возрасту. Групповая комната должна хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Учебно-методический комплект
Для успешной реализации программы разработано методическое обеспечение: календарный учебный график, подобраны и разработаны конспекты занятий, методики итоговой диагностики учащихся, изготовлен необходимый наглядный и раздаточный материал.
Кадровое обеспечение
Для осуществления данной программы педагог должен иметь:
• высшее педагогическое образование;
5.1. Перечень оборудования, используемого для реализации Программы.
Занятия проходят в групповой комнате. В групповой комнате находится:
- доска магнитная,
- шкаф для пособий,
- столы и стулья (по росту детей),
- экран,
- ноутбук,
- проектор.
Подобран материал: дидактические, развивающие, словесные игры; игровые упражнения и задания. Систематизирован литературно-художественный материал: стихи, загадки, скороговорки, пословицы.
Для проведения занятий используются наглядные пособия и рабочие тетради, развивающие игры, средства технического обеспечения.
Демонстрационный материал:
1. Мольберт.
2. Крупные буквы на магнитиках.
3. Предметные картинки.
4. Карточки для звукового анализа слов (на магнитиках).
5. Фишки: зеленая, синяя, красная (на магнитиках).
6. Полотно в клетку, для показа, как правильно печатать буквы.
7. Маркеры: синий, зеленый, красный.
8. Игрушки: Веселый карандаш, Незнайка, муляжи.
На каждого ребенка подготовлен раздаточный материал:
1. Букварь.
2. Конвертики с разрезной азбукой, комплект на каждого ребенка.
3. Карточки для звукового анализа слов, на каждого ребенка.
4. Фишки: зеленая, синяя, красная на каждого ребенка.
5. Цветные карандаши.
6. Простые карандаши.
7. Рабочие тетради.
5.2. Перечень методических пособий и дидактических средств.
Содержание программы представлено следующими разделами: звуковой анализ, словесные дидактические игры, работа над предложением, чтение. Выбор форм работы и дидактического материала по разделам программы обусловлен возрастными и психологическими особенностями детей, а также целями и задачами программы. Соотношение теоретических и практических частей занятия по каждому разделу программы описано в учебно - тематическом плане.
№ п/п | Название разделов | Формы и способы работы | Дидактический материал |
1. | Звуковой анализ | НОД Теория + практика | Демонстрационный материал: - карточки-схемы для работы над словом, состоящим из 3х звуков; - карточки-схемы для работы над словом, состоящим из 4х звуков; - карточки-схемы для работы над словом, состоящим из 5ти звуков; - наглядное пособие «Звуковой поезд»; - наглядное пособие «Звуковые часы». Раздаточный материал: фишки красные, синие, зеленые. Предметные картинки. Полоски – схемы для работы над словом, состоящим из 3х (4-5) звуков. Букварь Н.С. Жуковой. |
2. | Словесные дидактические игры | НОД, Индивидуальная работа с детьми Теория + практика | Мелкие игрушки, мяч, предметные картинки. |
3. | Работа над предложением | НОД, Индивидуальная работа Теория + практика | Касса букв (демонстрационная, раздаточные). Букварь Н.С. Журовой. |
4. | Чтение | НОД, Индивидуальная работа с детьми Теория + практика | Демонстрационный материал: касса букв. Раздаточный материал: фишки красные, синие, зеленые; пособие «окошечки», детские книги с короткими текстами и крупным шрифтом.Букварь Н.С. Журовой. |
5.3. Список литературы для педагога
1. Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие/ Н.С. Жукова. – М .: Эксмо, 2007.
2. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. М; Мозаика – Синтез,2009.
3. Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
4. Выготский Л.С. Развитие устной речи. – М., 1996.
5. Жукова Н.С. Букварь М., 2012.
6. Журова Л.Е., Варенцова Н. С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школьная Пресса, 2001.
7. Колесниковой Е.В. Программа «От звука к букве». Обучение дошкольников элементам грамоты» - Изд. «Ювента», 2015.
8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М.: Гном-Пресс, 1998.
9. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., 1979.
10. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999.
11. Смирнова Л.Н. Обучение дошкольников чтению. М; Мозаика – Синтез
12. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988.
13. Шумаева Д.Г. Программа: «Как хорошо уметь читать». – Акцидент, 1998.
Для детей и родителей:
1. Жукова Н.С. Букварь М., 2012
2. Богданова О.А. Скороговорки. Л., 1989
3. Учите детей отгадывать загадки – М.: Просвещение, 1976
5.4. Перечень полезных интернет – ссылок.
Интернет ресурсы:
- Дошкольный портал для воспитателей, педагогов и родителей: [Электронный ресурс]/Режим доступа: http :// nashideto 4 ki . ru /17594 obuchenie detey gramote v igrovoy forme metodicheskoe posobie . html.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Оценочные материалы
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Читалочка»
Для определения результативности занятий по данной программе используется диагностика, отражающая уровень развития каждого воспитанника (проводится в сентябре и в мае).
Для этого, опираясь на критерии оценки, предложенные О.С.Ушаковой, С.М. Струниной и Т.П.Сальниковой, была разработана методика оценки развития воспитанников по обучению грамоте. Для оценки критериев были подобраны специальные диагностические задания.
1. Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Педагог задаёт ребёнку вопросы:
1. Что я сейчас назову? Послушай внимательно (называет звуки).
2. А сейчас, что я назвала? (называет слоги).
3. Что я назвала сейчас? (называет слова).
4. А сейчас, что я назвала? (называет предложение).
Критерии оценки:
Высокий – ребёнок правильно отвечает на все вопросы самостоятельно.
Средний – ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого.
Низкий – ребёнок затрудняется ответить на вопросы.
2. Может разделить простое предложение на слова с указанием их последовательности.
Педагог называет предложение, состоящее из 3-4 слов и задаёт вопросы:
1. Что я сейчас проговорила?
2. Сколько слов в предложении?
3. Какое слово первое? (второе, третье…)
3. Делит слова на слоги (определяет их количество, последовательность).
Педагог называет ребёнку двусложное, трёхсложное, односложное слово и предлагает определить количество слогов в этом слове, назвать первый слог, второй, третий.
Критерии оценки:
Высокий – ребёнок правильно определяет количество слогов в слове.
Средний – ребёнок иногда ошибается, но исправляет свою ошибку.
Низкий – ребёнок часто ошибается и не всегда может исправить ошибку.
4. Составляет слова из слогов.
Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру «Весёлые слоги».
Подготовка исследования:
Подготовить карточки размером 3х2 см, на которых написаны различные слоги (приблизительно 24 слога, из которых в последующем можно будет составить 11слов).
Проведение исследования:
Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру «Весёлые слоги». Посмотри, как много слогов, они разбежались, а мы с тобой соберём их в слова».
Критерии оценки:
Высокий – ребёнок правильно составил от 8 до 11 слов.
Средний – ребёнок правильно составил от 5 до 7 слов.
Низкий – ребёнок составил 4 и менее слов или не составил слов вообще.
5. Производит звуковой анализ слов.
Подготовка исследования:
Подготовить картинки с изображением предметов: мак, мост, кукла, сорока, картина, черепаха; набор фишек красного, синего, зелёного цвета. Проведение исследования:
Эксперимент проводится с детьми индивидуально. Перед ребёнком поочерёдно кладут картинки и предлагают ответить на вопросы:
1. Что нарисовано на картинке?
2. Какой звук в слове первый?
3. Третий и т.д.
По мере называния звуков ребёнок ставит фишки, составляя схему слова (при первичном диагностировании ребёнок определяет количество звуков в слове на слух).
Критерии оценки:
Высокий – ребёнок справился с 6 – 7 словами.
Средний – ребёнок справился 4 – 3 словами.
Низкий – ребёнок справился с 2 – 1 словом.
6. Дифференцирует звуки.
Проведение исследования: педагог произносит звук, предлагает ребёнку рассказать какой это звук (гласный, согласный; твёрдый, мягкий, звонкий, глухой).
Критерии оценки:
Высокий – ребёнок не допустил ни одной ошибки.
Средний – ребёнок допустил одну ошибку.
Низкий – ребёнок допустил более одной ошибки.
7. Находит в предложении слова с заданным звуком (при первичном диагностировании выделяет звуки из слова).
Методика «Звуковые прятки».
Педагог рассказывает ребёнку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера взрослый произносит несколько гласных и согласных звуков. Затем ребёнку предлагают поиграть в «прятки» со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук нужно искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть ли разыскиваемый звук в слове.
Предлагается искать звуки: О, А, Ш, С.
Все слова надо произносить очень чётко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже тянуть (отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением). Надо предложить ребёнку, чтобы он сам произнёс вслед за экспериментатором слово и послушал его. Можно повторить слово несколько раз. При заключительном диагностировании находит в предложении слова с заданным звуком.
Критерии оценки:
Высокий – не допустил ни одной ошибки.
Средний – допущена одна ошибка.
Низкий – если допущено более одной ошибки.
8. Владеет чтением.
Для определения уровня овладения чтением ребёнку предлагается прочитать предложение из 3 – 4 слов. Или текст из 3-4 предложений связанных по смыслу.
Критерии оценки:
Высокий – ребёнок бегло читает целыми словами.
Средний – ребёнок читает по слогам.
Низкий – ребёнок читает по буквам.
Сводная таблица диагностики
№ п\п | Ф. и. ребенка | Понятия звук, слог, слово, предложение | Последовательность слов в предложении | Делит слова на слоги | Составляет слова из слогов | Производит звуковой анализ слов | Дифферен-цирует звуки | Находит слова на звук | Читает по слогам/ бегло | Уровень | |||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
1. | |||||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||||
3. | |||||||||||||||||||
4. | |||||||||||||||||||
5. | |||||||||||||||||||
6. | |||||||||||||||||||
7. |
Условные обозначения:
В – высокий уровень
С – средний уровень
Н – низкий уровень
Обобщенная характеристика уровней сформированности умений и навыков учащихся на начальной стадии обучения и на окончание обучения.
Высокий (от 17 до 24 баллов). Ребенок проявляет интерес к языку, самостоятельно производит звуковой анализ односложного трехзвукового слова с использованием моделей и схемы, различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, активно участвует в составлении предложений по «живой модели», правильно, плавно читает по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами. Правильно составляет из букв разрезной азбуки слоги и слова простой структуры.
Средний (от 9 до 16 баллов). Ребенок допускает ошибки в звуковом анализе слов, затрудняется в дифференцировке твердых и мягких звуков. Медленно читает по слогам, с ошибками составляет слова простой структуры.
Низкий (от 0 до 8 баллов). Ребенок различает слово и звук. Выделяет звуки в слове только с помощью взрослого; не различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки. Пассивен в работе со схемами. Путает буквы и звук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа социально педагогической направленности "Правоведение" для 7 класса
Рабочая программа курса «Правоведение» ориентирована на учащихся 7 класса. Она нацелена на формирование у учащихся основ правовой культуры и их успешной социализации, призвана способствовать развитию ...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Занимательный английский» 1 класс
Программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1 класса....
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путешествие в страну общения»
В общеразвивающей программе дополнительного образования детей «Путешествия в страну общения» представлены простые в употреблении и в интерпретации диагностические методики, которые помогут...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Английский язык в музыке" (театральные постановки)
Особенность театарльного кружка "Английский язык в музыке"- обучение в игре, в песнях. Играя, изучая английские песни, выразительно читая реплики из комедий, трагедий, басен и скетчей, учащиеся н...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической (военно-патриотической) направленности «Витязь»
Важную роль в подготовке молодежи к жизни играют готовность к нравственному поведению, идеалы и ценности, в соответствии с которыми они выбирают себе профессию, стиль жизни, строят свое б...
Открытое воспитательное мероприятие по дополнительной общеобразовательной программе:социально-педагогической направленности. Тема: "Летняя полянка"
Открытое воспитательное мероприятие по дополнительной общеобразовательной программе: социально-педагогической направленности Тема «Летняя полянка» ...
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".
Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...