Выступление на педсовете: «Формы воспитательной работы»
методическая разработка

Урусова Мадина Юрьевна

Педсовет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_vospitatelnoy_raboty.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

Выступление на педсовете:

«Формы воспитательной работы»

Подготовила:

Педагог дополнительного образования

Урусова М.Ю.

2023

Форма воспитательной работы, по определению Е.В. Титовой - это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуации, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы.

Многообразие существующих в практике и создающихся новых форм воспитательной работы позволяет, тем не менее, выделить несколько их типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти основные типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет, по всей видимости, бесконечное множество методических модификаций и вариаций конкретных форм.

Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них ценен в процессе воспитания. Однако практика работы показывает, что в личной практике воспитателя преобладает, как правило, какой-то один тип форм, в то время как другие применяются крайне редко или совсем не применяются.

Общий анализ практики дает возможность выделить три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Mероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Характерные признаки этого типа форм: это, прежде всего, созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, реагируют и т.п., то это и есть мероприятие.

Формы работы, которые могут быть объективно отнесены к мероприятиям: беседы, лекции, дискуссии, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия (например, по правилам дорожного движения, по гражданской обороне и др.). 

Мероприятия как форму воспитательной работы можно выбирать:

когда нужно решить просветительские задачи: сообщить детям какую-либо сложную информацию, познакомить с культурной, политической жизнью общества;

- когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности: к вопросам общественной жизни народа, политики, экономики и др. В таких случаях целесообразны мероприятия с приглашением специалистов;

когда организаторские функции слишком сложны для детей, либо объективно, либо по причине отсутствия достаточного опыта, например, при ведении дискуссий, обсуждений, организации массового проявления социальной активности (беседы, конференции, митинги и др.). Такие события организуются старшими для младших, когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо, например, организаторским умениям, практическим навыкам, познавательным умениям. В этом помогают занятия, практикумы, тренинги, когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка (прогулка, зарядка, беседа, рассказ, встреча, тренировка).

Вместе с тем мероприятия следует считать нецелесообразными, когда дети в состоянии самостоятельно, разумеется, с помощью педагогов, старших, организовать освоение и обмен ценной информацией и действиями. В этих случаях более предпочтительны формы работы другого типа, которые называются делами.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Характерные признаки этого типа форм: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Иначе говоря, делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда воспитанники активно действуют, сами решают, что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность.

Формы работы, которые можно отнести к делам: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

В реальной практике эти формы могут быть воплощены по-разному, в зависимости от того, кто является их организатором и какова степень творчества участников. Фактически  по характеру реализации форм-дел можно различить три их подтипа:

- дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально (председатель совета, командир, ответственный или педагог). Они могут выглядеть просто как организованная, продуктивная общая работа - посадка деревьев, концерт для родителей, изготовление сувениров для гостей и т.д.;

- творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива (творческой или инициативной группы, микроколлектива и др.), которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение. Такие дела часто предполагают исполнительское творчество всех участников. Например, творческая группа разработала идею фестиваля рисованных фильмов, раздала командам роли представителей киностудий стран мира и задания: нарисовать и «озвучить» фильм на какую-либо тему, выступила в роли ведущих и жюри кинофестиваля;

- коллективные творческие дела, в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

Коллективные творческие дела (КТД) разработаны и названы так И.П. Ивановым. Основу методики их организации составляет коллективная организаторская творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа и представляющая собой «совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи» (Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М:, Педагогика, 1989).

Коллективные творческие дела обладают наибольшими объективными воспитательными возможностями, так как они:

         -   предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные и др.);

         -   обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;

способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразности и мобильности внутриколлективных связей и отношений;

-  эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.

Третьим типом форм воспитательной работы является играПричем игру как тип воспитательной работы необходимо отличать от игровых приемов проведения дел и мероприятий (даже если эти дела и мероприятия носят наименование «игры»), а также от игр как форм стихийного (неорганизованного) проведения досуга (например, головоломок, шарад, настольных и подвижных игр и т.д.).

Игра как форма воспитательной работы - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Характерные признаки этого типа форм не несут в себе, как правило, выраженной общественно полезной направленности (в отличие от игровых дел), однако могут и должны быть полезны для развития и воспитания их участников и направлены именно на это. В играх, в отличие от мероприятий, имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. В них заложены значительные воспитательные возможности. В игровой деятельности могут проявляться различные способности и личностные качества воспитанников, могут активно формироваться внутриколлективные отношения. Игры организуются педагогом (или педагогическим коллективом) часто при активном участии самих воспитанников.

К формам-играм можно отнести: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др. Если мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия, дела обычно делаются для кого-то (в том числе и для самих себя) или для чего-то, в них имеется продуктивная деятельность, то игры не предполагают получение никакого продукта, они самоценны как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.

На практике имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации. Наиболее благоприятным с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм является переход из одного типа в другой «по лесенке»: Мероприятия - Игры - Дела. В то же время переход в обратном направлении следует считать неблагоприятным и нежелательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к педсовету по воспитательной работе "Работа с родителями"

Эту презентацию можно использовать на педсовете на тему "Как и зачем работать с родителями"...

презентация выступления на педсовете "Форма организации внеурочной деятельности - ГПД"

Одной из форм внеурочной деятельности является организация работы групп продленного дня.  Основные преимущества организации данной модели внеурочной деятельности: создание комплекса условий для у...

Выступление на педсовете "Современные воспитательные технологии в деятельности классного руководителя при реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью"

Современные воспитательные технологии в деятельности классного руководителя при реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью...

Выступление на педсовете «Развитие воспитательного пространства, направленного на создание условий для успешной социализации обучающихся с ОВЗ»

Тема: «Коррекционное образование – основной ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»Цель: способствовать формированию у педагогов необходимости применения ко...

Выступление на педсовете «Вариативность воспитательных систем и технологий для реализации национальной стратегии действий в интересах детей»

Работа Центра состоит в том, чтобы создать условия для воспитания, обучения и развития потенциальных возможностей каждого ребенка, формирования личности, способной к дальнейшей социализации в обществе...

Выступление на педсовете «Развитие воспитательного пространства обучающихся с ОВЗ»

Тема: «Коррекционное образование – основной ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»Цель: способствовать формированию у педагогов необходимости применения ко...

Выступление на педсовете. Состояние воспитательной работы в школе по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ «Открытая (сменная) школа»  

Состояние воспитательной работы в школе по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ «Открытая (сменная) школа»   ...