Мастер-класс «Функциональная грамотность на уроках информатики».
методическая разработка
Современные процессы развития страны выдвигают к сфере образования РФ ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы - воспитание и обучение функционально-грамотных людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_gramotnost.docx | 340.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Как развивать функциональную грамотность на уроках информатики
Махмутова Зухра Кальмухаметовна, учитель информатики
Современные процессы развития страны выдвигают к сфере образования РФ ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы - воспитание и обучение функционально-грамотных людей.
Функциональная грамотность - тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно полученных знаний.
Параметры функциональной грамотности включают языковую, компьютерную и информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую грамотность, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности.
Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели:
- Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.
- Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
- Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
- Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
- Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
- Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.
- Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.
На уроках информатики я использую такие активные приемы:
1. Мотивация начальной деятельности.
В начале урока важно создать у учеников определенный уровень мотивации для дальнейшей активной и результативной деятельности на уроке. Следует заинтересовать учеников, пробудить в них интерес к изучению данной темы, убедить в практической, теоретической или социальной значимости обучаемому материала. Для этого иногда применяю вводную презентацию по теме, создание проблемной ситуации, ситуации успеха.
На начальном этапе знакомства с возможностями электронных таблиц ставлю перед учащимися вопросы, с какими таблицами мы сталкиваемся в повседневной и школьной жизни? И чтобы облегчить работу людям, чьи профессии связаны с вычислениями, какая компьютерная программа была создана? Тем самым подвожу к теме урока: «Интерфейс электронных таблиц».
2. Проверка, оценка и коррекция усвоенных ранее знаний, навыков и умений.
На данном этапе урока, работу учащихся можно организовать с помощью выполнения разнообразных упражнений; устного решения задач и примеров; выполнения графических работ и работы над таблицами, схемами и т. п.; письменных ответов учащихся на вопросы из пройденного материала; тестирование.
Также часто использую такой прием, как разминка. Он состоит из простых вопросов, которые могут вызвать заинтересованность учащихся. Вопросы должны развивать сообразительность, быструю реакцию, чтобы помочь подготовить детей к познавательной деятельности, создать положительный эмоциональный настрой, ситуацию успеха.
3. Закрепление знаний и умений.
На данном этапе урока стараюсь дать на выполнение учащимися задания с учетом дифференциации. Это позволяет осуществить переход к самостоятельному решению задач из темы, что изучаем. Можно использовать приемы: «Учась учусь», дискуссия, работа в группах, «Верю - не верю», ролевая игра, метод «Автобусная остановка» - материал распределяется по остановкам. На каждой остановке учащиеся выполняют индивидуальные или групповые задания.
Пример. Тема урока: «Создание диаграмм и графиков».
Творческий мини - проект. Создать в текстовом процессоре Microsoft Word резюме, что бы работодатель смог взять тебя на работу.
4. Практическая работа на применение полученных умений и навыков.
Урок информатики, в отличие от многих других школьных дисциплин, должен быть проведен не только с ориентацией на усвоение учащимися теоретических знаний, но и выработка практических умений и навыков. Поэтому важным этапом урока является практическая часть. Ее организовываю таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно выполняли работу, проводили исследования путем выделения существенных для выполнения конкретного задания элементов действия, что способствует дальнейшему обобщению и осуществлению перехода от оценивания учеников к самооценке и рефлексии. На этом этапе урока можно использую дискуссию, работу в парах, в группах.
5. Итог урока.
Заканчивая урок, нужно всегда подытожить сделанное на уроке. Подводя итоги, важно понять, как уровень усвоения знаний учениками, так и их впечатления от урока. Интерактивные методы, которые можно использовать: «Незаконченные предложения», работа в группах. Коллективно выставляется оценка каждой работы. Оценки комментируются и обосновываются, потом визитки сдаются учителю на проверку. Итоговую оценку выставляю на основе трех оценок: самооценки, оценки группы учеников и моей оценки за работу. Ученикам предлагается закончить предложение «Сегодня, работая на уроке, я понял»…
Практическая работа в EXCEL.
Ввод, редактирование табличных данных. Вычисление по формулам.
Задание 1.
Таблица Солнечной системы
Планеты | Среднее расстояние от Солнца (в а.е.) | Среднее расстояние от Солнца (в млн.км.) | Период обращения вокруг Солнца | Скорость движения по орбите вокруг Солнца |
Меркурий | 0,387 | 0,24 | ||
Венера | 0,723 | 0,62 | ||
Земля | 1 | 150 | 1 | |
Марс | 1,524 | 1,88 | ||
Юпитер | 5,203 | 11,86 | ||
Сатурн | 9,539 | 29,46 | ||
Уран | 19,18 | 84,02 | ||
Нептун | 30,07 | 164,79 | ||
Плутон | 39,44 | 247,7 |
Среднее расстояние задано в астрономических единицах (а.е.) а.е.= расстояние от Земли до Солнца).
Период обращения Земли вокруг Солнца принят за 1.
- Ввести данные.
- Выбрать формат чисел (2,3,4 столбцы).
- Вычислить расстояние от Солнца в млн.км. (1 а.е. = среднее расстояние Земли до Солнца, примерно равное 150 млн.км).
- Вычислить скорость обращения Меркурия – ввести формулу в соответствующую ячейку, если известно, что
V = (R - среднее расстояние от Солнца, Т - период обращения вокруг Солнца). Вычислить скорость обращения каждой планеты по орбите вокруг Солнца - скопировать формулу в другие ячейки соответствующего столбца.
- Оформить таблицу: использовать различные виды выравнивания, выбрать шрифты (размер, начертание), задать нужный фон ячеек, вид обрамления, ввести название таблицы.
Задание 2 Расчет заработной платы
Фамилия | Ставка за час (руб.) | Количество отработанных часов | Начислено (руб.) | Налог (14%) (руб.) | Итого к выдаче (руб.) |
Иванов | 58 | 158 | |||
Петров | 42 | 134 | |||
Попов | 24 | 162 | |||
Новиков | 47 | 279 | |||
Сидоров | 39 | 221 | |||
ВСЕГО: |
- Заполнить пустые ячейки (произвести расчеты по формулам)
- Оформить таблицу: использовать различные виды выравнивания, выбрать шрифты (размер, начертание), задать нужный фон ячеек, вид обрамления, ввести название таблицы
Задание 3 Расчет прибыли от продажи товаров
Затраты | Товар А | Товар В |
Затраты по материалам | 1620 | 8430 |
Затраты на изготовление | 1110 | 3850 |
Прочие производственные затраты | 896 | 1240 |
Себестоимость единицы продукта | ||
Цена единицы продукта (рыночная надбавка 58%) | ||
Количество произведенных единиц продукта | 1700 | 300 |
Количество реализованных единиц продукта | 1671 | 294 |
Общая прибыль от продажи |
- Заполнить пустые ячейки (произвести расчеты по формулам)
- Оформить таблицу: использовать различные виды выравнивания, выбрать шрифты (размер, начертание), задать нужный фон ячеек, вид обрамления, ввести название таблицы
Задание 4 Доходы фирмы за I квартал (в $)
Статья дохода | Январь | Февраль | Март | В среднем (за месяц) | Всего за квартал |
Компьютеры Аудиосистемы Видеосистемы Оргтехника | 40000 95780 77894 34600 | 44000 91653 80080 40830 | 36000 86982 84560 42567 | ||
ИТОГО: |
- Заполнить пустые ячейки (произвести расчеты по формулам)
- Оформить таблицу: использовать различные виды выравнивания, выбрать шрифты (размер, начертание), задать нужный фон ячеек, вид обрамления, ввести название таблицы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"
Актуальность темы мастер класса обусловлена целями и задачами современного образования: формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума, а также форми...
Мастер класс «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка, с использованием технологии «Пирамида Блума»
Подготовила: учитель английского языка Чимитдоржиева Жаргалма Пирангалаевна,«Гимназия №33 г.Улан-Удэ» Республика Бурятия 1.Цель работы: Расширить познания в области создания обуч...
Мастер - класс "Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка"
Мастер - класс для учителе английского языка...
Мастер-класс «Развитие функциональной грамотности школьников на уроках математики»
Заказ общества - на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученны...
Мастер-класс "Формирование функциональной грамотности на уроках химии"
Одна из важнейших задач современной школы – это формирование формирования функциональной грамотности у обучающихся....
Мастер-класс "Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках географии"
Материал рассказывает о способах развития функциональной грамотности на уроках географии....
Мастер класс "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"
Актуальность темы мастер класса обусловлена целями и задачами современного образования: формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума, а также формировани...