Выступление по теме "Технология "Мировое кафе"
статья
Предварительный просмотр:
Технология «Мировое кафе» - это технология сфокусированного неформального обсуждения, разработана Девидом Айзексом и Хуанитой Браун, главной целью которой является – создание необходимой атмосферы для творческого роста и развития участников. Технология применяется для решения комплексных проблем, получения ответа на несколько вопросов, принятия нестандартных решений, объединения нескольких точек зрения, подведения итогов проекта, конференции, обмена опытом.
С помощью данной технологии можно объединить за короткий промежуток времени разных людей, избежать возможного недопонимания и преодолеть нежелание работать совместно. Неформальная дружественная атмосфера способствует расслаблению и открытости, снимает возможную тревожность и скованность.
Преимуществом применения данной технологии является:
- плодотворный диалог на разные темы,
- группы могут работать над частями одной темы, либо рассматривать разные вопросы;
- обсуждение тем может фокусироваться на рассмотрении узких, конкретных вопросов, либо расширять свои границы до более глобальных ситуаций;
- количество возможных участников варьируется от десятка до сотен;
- время проведения от 40 минут до нескольких дней в зависимости от количества и сложности вопросов;
- может проводиться как в качестве единого мероприятия, так и масштабироваться до серии встреч;
- не требует специального оборудования, может проводиться как в помещении, так и на свежем воздухе;
- от ведущего не требуется специальных умений и навыков, его задача – соблюдать тайминг и инструктировать участников.
- Технология «Мировое кафе»
Мировое кафе – это технология, которая позволяет совместить приятное с полезным, перенести уютную атмосферу кофеен в серьезные аудитории и сделать обсуждение комфортным, приятным, креативным и продуктивным. Мировое кафе применяется для решения комплексных проблем, когда необходимо собрать информацию, организовать обмен мнениями, изучить возможности для дальнейших действий и принятия решений. Во время его проведения допускается и даже поощряется возможность свободно вести беседу за чашкой чая или кофе
В основе технологии «Мирового кафе» лежат следующие принципы:
- Пояснение цели. Объемная и актуальная для всех участников тема обсуждения. Четкое формулирование целей встречи.
- Создание пространства работы. Максимально непринужденная и творческая обстановка.
- Исследование вопросов о сути дела. Фокусирование на главном – важно не погрязнуть в мелочах.
- Поощрение вклада каждого. Уважение к каждому участнику «мирового кафе».
- Принцип «перекрестного опыления» или соединения множества перспектив. Возможность перемещаться между столиками, встречаться с новыми людьми, активно высказывать свое мнение и мысли, переносить ключевые идеи или темы к новым столикам.
- Слушание для озарений и общих открытий.
После нескольких раундов разговоров, очень полезно провести общегрупповой разговор. Предложите группам такую возможность для того, чтобы связать все темы и вопросы, которые теперь имеются в наличии.
Что же самое главное в функционировании «мирового кафе»? Его «родители» Хуанита Браун и Дэвид Айзакс считают: нужно создать соответствующую обстановку, а она, в свою очередь, повлечет тот самый удивительный эффект умножения творческого потенциала людей.
С самого начала дайте ребятам понять, что встреча будет необыкновенной;
- выберите помещение с дневным естественным освещением;
- создайте атмосферу уютного кафе - со столиками, вазочками, милыми безделушками и живыми цветами;
- поставьте столы вразнобой, а не строгими рядами;
- пусть играет музыка; она создаст так высоко ценимое ощущение непринужденности;
- не забудьте, что в кафе люди пьют и едят! Каждый должен иметь возможность выпить отменный кофе и съесть что-нибудь вкусное: ведь именно в этот момент участникам могут прийти в голову самые главные мысли.
Основная идея «world cafe» состоит в уверенности, что люди знают решение любой проблемы, даже не отдавая себе в этом отчета. Только в ходе доверительного и непринужденного разговора, с известной долей юмора - какая бы серьезная тема ни обсуждалась - можно «вытащить» на поверхность так нужное всем знание. Эта технология позволяет получить всю палитру мнений учащихся.
Этикет Кафе:
- «Не распыляйтесь» – Фокусируйтесь на самом важном
- «Не отсиживайтесь» - вносите свои мысли, мнения, размышления
- Говорите без задних мыслей и от всего сердца
- Слушайте, чтобы понимать
- Связывайте и соединяйте идеи
- Слушайте всех, слушайте все вместе, слушайте все время для озарений и углубляющих разговор вопросов
- Играйте – не сидите на «трибуне»
- Рисуйте и пишите на скатертях – здесь это можно и нужно!
- Получайте удовольствие!
Роли участников:
- спонсор кафе (один человек или группа, заинтересованные в проведении);
- «хозяин кафе» (помогает управлять процессом);
- команда дизайна (помогает организовать и провести мероприятие);
- участники кафе.
Как работает Мировое кафе?
Обычное количество участников – не менее 12–15 человек. Рассаживаются, как это и бывает в обычных кафе, по трое-четверо за столик. При этом один человек становится «хозяином» за столом, остальные – его «гости». Для решения проблемы в малой группе есть бумажные скатерти и куча фломастеров, все идеи фиксируются в любой форме – запись, рисунок, диаграмма.
Через небольшой отрезок времени, например, 10 минут, «гости» отправляются к следующему столику, они выступают «посланцами новых идей», «хозяин» же остается на месте и вводит новых пришедших к нему «гостей» в курс дела: презентует основные соображения, рассмотренные до этого. Работа продолжается с учетом всего, что подготовили предыдущие «гости».
Проводится несколько (минимум 3–4) раундов бесед с переходом за разные столики. Каждый раунд обычно длится 7-10 минут.
На последнем раунде все возвращаются за свой столик, обобщаются идеи, с которыми знакомятся все участники.
В конце работы устраивается «вернисаж бумажных скатертей» – результаты всех участников вывешивают для всеобщего ознакомления и обсуждения; возможны и другие варианты. Многие Кафе готовят новостную газету или книгу с описанием результатов работы спустя большое время после первоначальной встречи.
- Алгоритм подготовки и проведения «Мирового кафе»
Первый этап: Зачем нам это нужно?
Перед началом непосредственной подготовки ведущий (учитель) должен четко представлять для себя ответы на следующие вопросы:
- Какой вопрос хотелось бы заявить для рассмотрения и исследования?
- Сколько будет участников?
- Как долго можно проводить обсуждение?
- Сколько аспектов предполагаемой проблемы хотелось бы обсудить? Какие из них будут наиболее важными, какие будут стимулировать креативность?
- Что представляется наиболее желаемым результатом обсуждения?
Второй этап: Как создать атмосферу?
1. Оформление приглашения для участников, в котором указана тема Кафе, которая будет обсуждаться. Необходимо подчеркнуть, что это будет именно исследование проблемы (вопроса), а не обсуждение в формате «проблема – решение».
2. Продумывается оформление помещения (музыкального зала).
Третий этап: Как правильно спросить?
- Составление списка вопросов для Кафе. Это ключевой этап подготовки. Хорошо сформулированные вопросы притягивают энергию и наше внимание к тому, что действительно важно в обсуждаемой теме. Они не предполагают немедленных действий, они предлагают изучение, а не защиту собственных убеждений. Обсуждаться может один или несколько вопросов, являющихся продолжением друг друга. Желательно формулировать открытые вопросы, не предполагающих ответ «да» или «нет».
Для 3 раундов Кафе по теме по литературе, например: «В чем трагизм Печорина?» можно составить следующие вопросы:
1 раунд: Печорин злодей или герой?
2 раунд: Печорин – герой?
3 раунд: Печорин – злодей?
4 раунд: В чем трагизм Печорина?
Подготовка памятки с «кофейным этикетом» на каждый столик.
Четвертый этап: Как правильно обсуждать? Проведение Кафе.
Распределение участников на группы, объяснение правил работы Кафе, назначение «хозяина стола».
На экран выводится первый вопрос, объявляется 1-й раунд.
Ведущий, хозяева столиков стимулируют участников на то, что они записывали, зарисовывали свои идеи на больших листах бумаги в центре стола.
«Путешествуя по столикам», участники переносят наработанные идеи и обсуждают их с иной точки зрения за другими столиками. Каждый новый раунд продвигает обсуждение на новую глубину.
Затем на экран выводится 2-й вопрос. Хозяин столика приветствует новую группу и кратко делится основными идеями, темами и вопросами, а каждый «путешественник» делится идеей из своей предыдущей группы. Задачей каждого последующего раунда является соединение нитей идей предыдущего раунда с идеями, возникающими на данный момент. В последнем раунде группы возвращаются к своим «родным» столикам, а ведущий выводит на экран тот вопрос, который обсуждался в первом раунде. Таким образом, группы снова ответят на него, но уже синтезировав все новые идеи. Иногда для последнего раунда можно поставить новый вопрос для более глубокого исследования.
Пятый этап: Как подытожить обсуждение?
По окончании последнего раунда проводится общее обсуждение наработанных идей. Для этого необходимо дать высказаться каждому столику относительно своей первоначальной идеи ее конечного результата.
Мировое кафе как любая технология, считающаяся продуктивной, является таковой лишь тогда, когда выдержаны все правила ее проведения. Данная технология предоставляет большой потенциал для вариативности тем, подходов и результатов.
«Мировое кафе» можно использовать в работе с учащимися на разных уроках и по различным темам.
Заключение
«Мировое кафе» - это технология, которая позволяет совместить приятное с полезным, перенести уютную атмосферу кофеен в серьезные аудитории и сделать обсуждение комфортным, приятным, креативным и продуктивным.
Применение технологии World Café (Мировое кафе) в образовательной деятельности дает большой потенциал для вариативности тем, подходов и результатов. Данная технология позволяет создать площадку для рефлексии полученного опыта, планирования и создания творческих идей и продуктов. Разговор между участниками – это творческий процесс, способствующий обмену знаниями и опытом. Проводится данная технология в группах любого размера с целью сбора идей и объединения накопленного опыта, а так же для подведения итогов конференции, обмена опытом перед стартом проекта, сочинения. Это внесет разнообразие в занятия, поможет сплотить команду и станет еще одним способом результативно пообщаться в неформальной обстановке.
Литература
- Абашкина, О. Что такое world cafe? [текст] // Справочник по управлению. – 2011. - № 2.- С. 44-56.
- Крутиков, Г.И. Формы организации занятий по технологии [текст] / Г.И. Крутиков // Школа и производство . – 1999. - № 2 . – С. 24-25.
- Мартынова, А.В. Фасилитация как технология организационного развития и изменений [текст] // Организационная психология. – 2012. - № 2.- С. 53-91.
- Принципы проведения world cafe Всемирного (интернационального) кафе [электронный ресурс]: http://www.theworldcafe.com/translations/
worldcafe-principles-rus.pdf
- Решетников, В.Г. Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования [текст] / В.Г. Решетников // Омский научный вестник. - 2013. - № 15. – С. 174-177.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математическое кафе
занимательные вопросы и задания для 10 класса на неделе математики...
Программа литературного кафе " Бродячий щенок".
Программа способствует реализации важнейших целей литературного образования : воспитывать любовь к чтению , приобщение учащихся к богатствам...
Поэтический диспут в кафе "Бродячая собака" (итоговый урок по теме "Серебряный век русской поэзии")
Урок представляет собой литературно-музыкальную композицию с элементами театрализации....
Встреча в кафе "Осень"
Осенний праздник для детей подготовительной группы...
Литературное кафе "Поэзия сердец"
Проект «Театр шаговой доступности». Гоголева О.Ю., учитель высшей категории,Смирнова М.А., учитель высшей категории,Витовтова М.С., заместитель директора по воспитательной работе. Лите...
Литературное кафе "Поэзия сердец"
Проект «Театр шаговой доступности». Гоголева О.Ю., учитель высшей категории,Смирнова М.А., учитель высшей категории,Витовтова М.С., заместитель директора по воспитательной работе. Лите...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....