«Воспитание – величайший вопрос человеческого духа» – К.Д.Ушинский.
статья
«Воспитание – величайший вопрос человеческого духа» – К.Д.Ушинский.
Имя Константина Дмитриевича Ушинского в наше время признаётся как имя гениального педагога: его идеями и опытом широко пользуются во всех областях воспитания и обучения. Ушинский разработал вопросы дидактики и методику первоначального обучения, осветил важнейшие вопросы воспитания, понял значение родного языка, им созданы пособия для начальной школы. Труды К. Д. Ушинского не утратили своей актуальности и сегодня. К сожалению, мы не умеем пользоваться этим величайшим наследием. Имя Ушинского носят академия, педагогические учебные заведения, библиотека и даже премия. И вот, казалось бы, наступил тот момент, когда плоды трудов Константина Дмитриевича должны широко использоваться современными деятелями в образовании и воспитании, но прогресса, к сожалению, нет. Мы стоим на одной точке и не можем двинуться с места, а воспитание детей ограничивается скупыми фразами в многочисленных отчётах, программах, которым свойственны сухость и малосодержательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 37.91 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание – величайший вопрос человеческого духа» – К.Д.Ушинский.
Имя Константина Дмитриевича Ушинского в наше время признаётся как имя гениального педагога: его идеями и опытом широко пользуются во всех областях воспитания и обучения. Ушинский разработал вопросы дидактики и методику первоначального обучения, осветил важнейшие вопросы воспитания, понял значение родного языка, им созданы пособия для начальной школы. Труды К. Д. Ушинского не утратили своей актуальности и сегодня. К сожалению, мы не умеем пользоваться этим величайшим наследием. Имя Ушинского носят академия, педагогические учебные заведения, библиотека и даже премия. И вот, казалось бы, наступил тот момент, когда плоды трудов Константина Дмитриевича должны широко использоваться современными деятелями в образовании и воспитании, но прогресса, к сожалению, нет. Мы стоим на одной точке и не можем двинуться с места, а воспитание детей ограничивается скупыми фразами в многочисленных отчётах, программах, которым свойственны сухость и малосодержательность.
«Отчего же дерево, посаженное педагогом и мыслителем, отдавшим всю свою жизнь великому делу воспитания человека, оказалось бесплодным именно в то время, когда даны все внешние условия для его расцвета? В чём искать причины? Не в том ли, что сорвав плоды с живого дерева творческой мысли Ушинского, наши современники обрубили его корни и бросили их, как ненужные? Дерево засохло и не даёт больше плодов», – указывает В. Я. Василевская в своей работе «Учение К. Д. Ушинского о воспитании».
Какая же мысль лежит в основе педагогической системы К.Д.Ушинского? Почему воспитание, по словам самого реформатора, – это величайший вопрос человеческого духа? Ответить на данный вопрос крайне сложно. «Педагогика – первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека», – говорил Константин Дмитриевич. «Из стремления к совершенству вырастают и величайшие добродетели, и величайшие пороки. Новые поколения появляются на свет Божий, растут, требуют от нас воспитания, а воспитание требует определённого направления, цели, убеждений». Каким же путём идти к совершенству? «Только христианство может вести человека по этой великой и опасной дороге, указывая на живой идеал совершенства – Христа».
В. Я. Василевская в своей работе «Учение К. Д. Ушинского о воспитании»: «В словах Спасителя «Приидите и научитесь от Меня и найдёте покой душам вашим» слово «покой» не означает бездеятельность. «Покой», который обещает Христос, Ушинский понимает как осуществление нравственной жизни. «Прийти ко Христу и научиться от Него не значит ли, — пишет Ушинский, — принять на себя деятельность, пренебрегающую не только наслаждением, но и величайшими страданиями?» Понимая деятельность как закон жизни души, Ушинский очень близко подходит к учению святых отцов о «делании духовном». Это понятие по существу является ведущим во всём учении Ушинского о воспитании как в общем понимании путей нравственного воспитания, так и в отдельных конкретных указаниях по вопросам руководства ребёнком в процессе его развития». Таким образом, Ушинский приходит к тому, что божественная природа души – это самосовершенствование нравственное и эстетическое, а жизнь души – это постоянная деятельность. Стремление к деятельности – это и есть стремление к самосовершенствованию.
Как же мы, педагоги современной школы, должны говорить о «делании духовном»? Как «воспитание души» должно войти в программу воспитания в школе? Попробуем ответить на этот вопрос.
На вопрос: «Для чего мы живем?» все отвечают по-разному: «Я живу, чтобы создать семью, воспитывать своих детей», «Я живу, чтобы работать на благо своей семьи и страны», «Я живу, чтобы защищать свою страну, свою Родину». Все эти ответы достойны, но результат труда разрушается со временем, труд забывается. Поэтому человек – это не семья, работа или страна, человек – это личность. Только человек делает выбор, и только он один в ответе за свои поступки. Воспитание достойного человека – это и есть воспитание души. Мы учим детей добру, милосердию и любви ко всему, что нас окружает. В основе всего сущего – Любовь. Это Любовь к ближнему, к родителям, к стране… Но это и есть основа всего мироздания, и это главное, о чём нужно говорить, на что направлять, чему учить.
Жизнь вокруг нас меняется, улучшается, но материальные проблемы встают на первое место, а нужно, чтобы не сделались они важнее собственной души. Жестокость, грубость, равнодушие – это наша общая проблема и большая боль. Исходом может быть уничтожение самого себя и всего живого на Земле. Значит, надо учить человека милосердию, добру и другим законам нравственности. В первую очередь, это нужно делать в семье, ведь ребёнок с самого рождения впитывает в себя всё происходящее вокруг. Для того чтобы маленький человек воспитывался по законам нравственности, нужно создать такой климат в семье, чтобы малыш понимал, «что такое хорошо и что такое плохо». А также знал, на какой он стороне – добра или зла, ведь дети чувствуют это так остро и понимают на уровне духовном…
Развитием душевных качеств занимается и школа. Ведь так важно, чтобы подрастающий человек усвоил правила, которые должны определять поведение в обществе, чтобы он научился выполнять законы нравственности, воспитывал в себе Человека. Для этого в школе проводят классные часы, беседы, внеклассные мероприятия, творческие работы, кружки, факультативы, уроки. И нужно не забывать, что в основе всего должно лежать именно нравственное воспитание.
Важнейшая миссия учителя – воспитание Человека, который будет любить семью, людей, Родину… Путь этот долог и труден. Далеко не каждый взрослый может показать на своём примере, как это жить по законам нравственности: прощать, любить, милосердствовать. Маленький человек думает, что в мире много зла, и оно смотрит с экрана телевизора или телефона, компьютера. Ребёнок может разувериться в силе добра – и вот как раз в этот момент должен прийти на помощь мудрый взрослый, который поможет разобраться во всём и указать путь в нужном направлении. Воспитательная задача современного учителя, я думаю, состоит как раз именно в этом: направлять, поддерживать, помогать в становлении личности каждого ученика. Воспитание духа человеческого, который будет следовать только законам Истины. А как говорил Константин Дмитриевич Ушинский, «воспитание, скромное по наружности дело, в то же время является одним из величайших дел истории, на котором зиждутся царства и живут целые поколения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные вопросы реализации комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики" "Реализация идей К.Д. Ушинского.
Материал может быть использован педагогами при реализации курса "Основы религиозных культур и светской этики"....
ВОСПИТАНИЕ ЖИЗНЕСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ В ДУХЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. ГИЛЯЗОВА «В ПЯТНИЦУ, ВЕЧЕРОМ»
Перед школой стоит задача – повернуть учащихся лицом к своим корням, обычаям, не забывать о своей религии, сохранять самобытность татарского народа. Все это воспитывает у учащихся такие качества, как ...
Проблемы информированности специалистов в области физического воспитания в вопросах формирования физической культуры личности детей и подростков
Проблемы информированности специалистов в области физического воспитания в вопросах формирования физической культуры личности детей и подростков...
Дистанционный урок литературы. Даниэль Дефо. "Робинзон Крузо" - книга о силе человеческого духа. Характер главного героя и его поступки. 5 класс
Материал для самоподготовки пятиклассников по теме в условиях дистанционного обучения. Определен объем необходимой информации для обзорного или углубленного знакомства с романом....
Методическая разработка урока литературы: "Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека"
Методическая разработка урока литературы: "Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека" с использованием здоровье...
Слово как "энергия человеческого духа" (Ф.Абрамов).
Уроки родной русской литературы и родного русского языка какждый, зная своих ребят, осмысливает по-своему. От слова к тексту, или Как научить говорить и писать? Наблюдая, экспериментируем - может быть...
Проблемы информированности специалистов в области физического воспитания в вопросах формирования физической культуры личности детей и подростков.
Проблемы информированности специалистов в области физического воспитания в вопросах формирования физической культуры личности детей и подростков....