Принципы безотметочного обучения и практика их использования на уроках английского языка.
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Фёдорова Ирина Викторовна

           В дакнной статье дается кратккое описание безотметочного обучения. Рассматриваются принципы его использования в школе, выдвигаются аргументы против оценок. Рассматривается положительное влияние безотметочной системы на учащихся и использование её в практике преподавания английского языка, которой довольно перспективной является рейтинговая оценка.

          

Скачать:


Предварительный просмотр:

  ГКОУ ЦИО «Южный»

Учитель английского языка:

Федорова И.В.

Принципы безотметочного обучения и практика их использования на уроках английского языка

Безотметочное обучение - это новый подход к оцениванию, позволяющий устранить негативные моменты, способствующий гуманизации обучения, индивидуализации, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности.

При безотметочном обучении используются средства, которые, с одной стороны, фиксируют индивидуальное продвижение каждого ребёнка, а с другой стороны – не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжированию учеников по их успеваемости.

Такими средствами могут быть условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определённому критерию, различные формы графиков, таблиц, «Листов индивидуальных достижений», технологических карт, в которых отмечаются уровни учебных достижений ребёнка по множеству параметров. Все эти формы фиксации оценивания являются личным достоянием ребёнка и его родителей.

Основными принципами безотметочного обучения в школе являются:

- дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий;

- контроль и оценивание строятся на критериальной основе, выработанной совместно с учащимися;

- самоконтроль и самооценка учащегося предшествуют контролю и оценке сверстников и учителя.

Хотя в отметке, в первую очередь, кроется большая мотивационная возможность, выдвигаются следующие аргументы против отметок:

  1. В отметках сосредотачивается вся власть взрослого (учителя и родителя) над ребенком.

Причины:

- отметки сменили множество форм физического и нравственного наказания учащихся в школах средневековья, чтобы переложить часть этого дела на родителей;

- закреплялось недоверие к детям в том, что они смогут учиться без подстегивания, без педагогического кнута и пряника;

- отметки стали олицетворять всю личность ребенка – его нравственность, его интеллект, его направленность;

- право выставления ученику отметок имеет только учитель.

2. В отметке выражается признание школой своего бессилия. Отметка стала единственным средством общения между школой и семьей.

3. Отметка есть «валютная купюра» на школьном и семейном рынках. Они выступают не как действительные измерители  знаний и умений, а как валютные купюры, на которые можно приобрести чуть больше свободы, более доброе и доверительное расположение к себе близких, товарищей какие-то льготы, получить в подарок игрушку, прогулку и т.п.

  1. Отметка есть способ соревнования детей. Отметка, стремясь вызвать в детях соревновательность, в действительности вызывает преимущественно зависть.

      Таким образом, система отметок:

  • во- первых, вызывает в детях чувство страха;
  • во-вторых, служит причиной разлада между учащимися и взрослыми;
  • в–третьих вносит зависть и раздор в товарищескую среду учащихся;
  • в-четвертых содействует возникновению и упрочнению формального отношения к делу со стороны как учащихся, так и педагогов;
  • пятый аргумент – отметка есть суррогат отношений педагога к ребенку.

         Выставляя отметку учащемуся за определенный отрезок времени (четверть, полугодие, год), сам учитель четко не понимает, за что поставлена отметка: только за конкретные знания или за активность на уроках, за то, что он «хороший» мальчик или «хорошая» девочка, за его трудолюбие, отношение к учебе? Тем более это не понятно ни ученику, ни родителям.

Что дает безотметочное обучение детей:

1.Отсутствует страх  у детей. На уроках царит свобода мысли, сотрудничество как с учителем, так и между учащимися.

2. Позволяет ребенку открыто сказать о своем «незнании»,

3. Дает возможность сформировать у ребенка полноценную учебную деятельность, так как выпадение любого из компонентов учебной деятельности (в том числе контроля и оценки) делает ее неполной и неполноценной.

4. Положительно сказывается на конкретных предметных знаниях и умениях учащихся. Однако как бы учащиеся ни научились контролю и оценке (самоконтролю и самооценке), все равно им хочется знать учительскую оценку, чувствовать оптимистическое и чуткое отношение к себе учителя.

          Что касается меня, то я склоняюсь за использование безотметочного обучения в практике преподавания английского языка.

          Для каждого учителя совершенно ясно, что все многообразие полученных и усвоенных знаний, приобретенных умений и навыков нельзя оценивать тремя отметками.

В этой связи довольно перспективной является рейтинговая оценка, которая имеет больше возможностей для оценки знаний, умений и навыков и позволяет каждому ученику наметить движение в сторону успешного усвоения предмета, не сравнивая себя с другими учениками, а только лишь с самим собой вчерашним. Рейтинговая оценка может быть использована учителем наряду с традиционной системой оценивания, дополняя ее и помогая ученику и учителю увидеть динамику в череде однообразных «четверок», перемежающихся изредка «пятерками» и «тройками».

          Мне, как учителю, работающему с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, у которых ведущим является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций), проблематично выставить удовлетворительную или неудовлетворительную отметку, поскольку мне не хватает существующей шкалы от «3» до «2». Любая из этих оценок воспринимается учениками негативно и не дает им возможности увидеть какой-либо положительной динамики в тех случаях, когда «четвёрка» еще невозможна. Поэтому я всегда сопровождаю свою отметку устными и письменными комментариями и оценками. Поэтому очень успешной, мне кажется, рейтинговая система оценки.

         Рейтинговая оценка успешно используется при написании учениками тестовых и контрольных работ. В учебном комплексе Spotlight , который используются мной в преподавании английского языка, разработаны тесты с прозрачной для ученика шкалой, когда за каждый ответ дается определенное количество баллов. Поэтому при постановке оценки ученик видит не только отметку, но и свое количество баллов. Это помогает ему раз от раза наблюдать прогресс своих знаний.

         Многими учителями английского языка довольно успешно используется такое средство оценивания результатов, как портфолио.  Оно называется «My language portfolio»  (Мой языковой портфель) и входит в систему учебно-методического комплекса. Здесь ученик собирает не только свои самые лучшие работы, дипломы и сертификаты, но и ведёт непрерывную работу над увеличением словарного запаса иностранного языка. Портфолио позволяет также вывести рейтинговую систему, где за каждую работу, грамоту и т.п. начисляется определенное количество баллов.

        Безотметочное обучение – это система гибкого и неавторитарного выставления оценочных суждений, это диалог между самооценкой ученика и внешней оценкой педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Игра как способ обучения и здоровьесбережения младших школьников на уроках английского языка.

Статья о значении  игра на уроках английского языка в начальной школе....

Использование активных методов обучения для повышения мотивации учащихся на уроках английского языка

Данный материал является выступлением на семинаре для учителей иностранного языка ОУ Высокогорского муниципального района РТ по теме "Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС н...

«Особенности обучения аудированию учащихся младшей школы на уроках английского языка (1-4 классы) и психолого-педагогический подход в выборе лучшей возрастной аудитории в овладении иностранным языком»

Данная статья посвящена вопросу преодоления трудностей у учащихся младшей школы в освоении  одного из самых тяжелых видов речевой деятельности - АУДИРОВАНИЕ....

Научно-исследовательский проект «Трудности при обучении и пути их преодоления на уроках английского языка на начальном этапе обучения на основе УМК «Английский в фокусе» для 5 класса».

Цель нашего исследования - на основе опроса учащихся 5-х классов ГАПОУ МОК им. В. Талалаихинаи выявленных трудностей, разработать электронный тренажёр с использованием упражнений, направленных на снят...

Методическая разработка урока "Применение моделей смешанного обучения для введения новой лексики на уроках английского языка в 6-м классе

Методическая разработка урока "Применение моделей смешанного обучения для введения новой лексики на уроках английского языка в 6-м классе...

Использование активных форм обучения в условиях реализации ФГОС на уроках английского языка

Активные формы обучения активизируют познавательную деятельность учащихся, положительно влияют на развитие личности ребенка....