Повышение мотивации обучающихся через использование современных образовательных технологий
проект

Лидия Александровна Пониткова
Разработка условий, способствующих развитию мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы для достижения целей саморазвития.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повышение мотивации обучающихся через использование современных образовательных технологий Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области Проект выполнен методистом Понитковой Лидией Александровной 2022 год

Слайд 2

Актуальность проекта повышение мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся способствует формированию мировоззрения личности учащегося, интенсификации учебно-воспитательного процесса и формированию личности, соответствующей требованиям современного общества.

Слайд 3

Цель проекта разработка условий, способствующих развитию мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы для достижения целей саморазвития.

Слайд 4

Задачи проекта Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения русскому языку и литературе. Используя специальные диагностические методики, выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся. Выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению русского языка и литературы. Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике. Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Слайд 5

Объект исследования учебно-познавательная деятельность школьников на уроках русского языка и литературы Предмет исследования процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся через использование современных образовательных технологий.

Слайд 6

Гипотеза процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся русскому языку и литературе будет эффективным при условии использования современных образовательных технологий и является направлением и конечной целью специально организованной работы.

Слайд 7

Методы исследования теоретический анализ литературы и исследований по проблеме; изучение и обобщение практического опыта по теме исследования; изучение документов, определяющих политику государства в области образования; педагогический эксперимент, включающий анкетирование, тестирование, прогнозирование, моделирование, независимые экспертные оценки, наблюдения, беседы, тренинг, развивающие игры; статистическая обработка результатов работы.

Слайд 8

Научная новизна исследования в определении теоретических основ развития позитивной мотивации к обучению учащихся русскому языку и литературе: подходы, закономерности, содержание и его компоненты, критерии, показатели; в выявлении совокупности факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению (социальных, побудительных, образовательных, организационных, коммуникативных, психологических); в разработке методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся русскому языку и литературе через использование современных образовательных технологий, позволяющей дифференцировать обучение с учётом познавательных потребностей, ближайших интересов и актуального состояния мотивации учащихся к обучению.

Слайд 9

Участники проекта Учащиеся 5-8 классов Родители Учителя-предметники Социально-психологическая служба школы

Слайд 10

Планируемые образовательные результаты устойчивая внутренняя мотивация к изучению русского языка и литературы; сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок; способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени; социальные компетентности, развивается социальный опыт учащихся.

Слайд 11

ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

Слайд 12

Средства формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности в классах Приемы, связанные со стимулирующим влиянием содержания учебного материала: показ новизны содержания; обновление уже усвоенных знаний, их углубление; раскрытие практической, научной и др. значимости знаний и способов действий; профессиональная направленность содержания, межпредметные, внутрипредметные и межцикловые связи; занимательность изучаемого материала; историзм, показ достижений современной науки и пр.

Слайд 13

Использование современных технологий Технология проблемного обучения Игровые технологии Технология уровневой дифференциации и интеграции ИКТ

Слайд 14

Проблемное обучение постановка проблемы формирование гипотез, их обсуждение изложение теоретических и исследовательских положений по гипотезам формулировка правильной гипотезы с приведением теоретических доказательств и опытов. Одним из видов проблемного обучения является творчество: научное, практическое, художественное.

Слайд 15

Научное творчество предполагает теоретическое исследование, то есть поиск учеником новых знаний. В основе - постановка и решение теоретической проблемы.

Слайд 16

Практическое творчество поиск практического решения, то есть поиски способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение.

Слайд 17

Художественное творчество это художественное отображение действительности на основе творческого воображения. Данный вид творчества включает написание сочинений, рисование иллюстраций.

Слайд 18

Технология игровая предусматривает введение нового знания в виде игры.

Слайд 19

Технология уровневой дифференциации и интеграции позволяет обучать учащихся на уровне возможностей и с учетом индивидуальных особенностей, ликвидирует усреднение процесса обучения, создает условия для более полного усвоения дисциплины одаренными учащимися.

Слайд 20

Информационно-коммуникационные технологии позволяют активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Слайд 21

ИКТ помогают привлекать пассивных слушателей; делать занятия более наглядными; обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности; приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;

Слайд 22

ИКТ помогают обеспечивать моментальную обратную связь; повышать интенсивность учебного процесса; активизировать познавательную активность учащихся, желание изучать предмет; объективно оценивать действия учащихся; накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса; реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы; дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе.

Слайд 23

Модуль результативности Для планомерного контроля результатов обучения использовался мониторинг Диагностика результатов Прогнозирование результатов Целенаправленность Объективность Регулярность Индивидуальность Всесторонность

Слайд 24

Методы мониторинга анкеты, вопросы, диагностические срезы и специально разработанные задания для определения уровня учебной мотивации; изучение продуктов деятельности учащихся (проверка домашних, индивидуальных, поисково-исследовательских заданий); наблюдения за учащимися в ходе учебной деятельности.

Слайд 25

Оценка результативности проекта удовлетворенность от выполнения учебных заданий; положительная реакция на повышение трудности этих заданий; стремление к реализации духовных запросов личности; направленность к расширению кругозора, углублению и систематизации знаний и саморазвитию личности.

Слайд 26

Показатели оценки результативности удовлетворенность от выполнения учебных заданий (в том числе и от самостоятельной работы); положительная реакция на повышение трудности этих заданий; стремление к реализации духовных запросов личности; направленность к расширению кругозора, углублению и систематизации знаний и саморазвитию личности.

Слайд 27

Анкета «Мотивы учебной деятельности» Иногда на уроке бывает интересно Нравится учитель Нравится получать хорошие отметки Заставляют родители Учу, потому что интересно Предмет интересен и полезен для будущей жизни Узнаю много нового Заставляет много думать Получаю удовольствие, работая на уроке Легко дается С нетерпением жду урока Стремлюсь знать больше, чем требует учитель

Слайд 28

Уровень готовности к эксперименту

Слайд 29

Динамика изменения мотивации 2020 – 2021 уч.год

Слайд 30

Динамика изменения мотивации 2021 – 2022 уч.год

Слайд 31

Выводы: в контрольном классе устойчивый и повышенный интерес к предмету после обучающих процедур возрос с 41% (во время проведения 1-го среза) до 58% (во время проведения 3-го среза). Тогда как в экспериментальном классе этот прирост составил с 44% до 64%.

Слайд 32

Уровни сформированности мотивации к учебной деятельности

Слайд 33

Результативность проекта победителями и призерами муниципального этапа олимпиады по русскому языку (данные за три года) стали 5 человек, по литературе – 4 человека.

Слайд 34

Результативность проекта Всероссийская Ломоносовская олимпиада Воронежского государственного университета Всероссийская предметная олимпиада «Олимпус» Всероссийский конкурс творческих работ «Морской венок славы» (г.Санкт-Петербург) Всероссийский конкурс творческих работ «Природа родного края» (сертификат участника, Экоцентр «Воробьевы горы», г.Москва)

Слайд 35

Результативность проекта Литературно-художественный конкурс (2 место в региональном этапе) Всероссийский конкурс творческих работ «Моя семья» (участие в региональном этапе) Региональный конкурс видеоклипов по православной тематике Всероссийский открытый конкурс школьников «Наследники Юрия Гагарина» (диплом III степени победителя регионального этапа в номинации «Стихотворение о космосе»)

Слайд 37

Муниципальный этап Муниципальный и региональный этапы научно-практической конференции «Грани творчества» Муниципальный этап конкурса «Живая классика» Участие в выпуске книги стихотворений «Сторона родная» 2018 г.

Слайд 39

Выводы Анализируя полученные за три года данные, можно отметить, что снизился уровень учащихся, находящихся на недопустимом уровне с 10 чел. (20%) в 2020/2021 учебном году до 7 человек (14%) в 2021/2022учебном году. В то же время увеличилось число учащихся, находящихся на оптимальном уровне с 22 чел. (45%) в 2020/2021 учебном году до 30 человек (61%) в 2021/2022 учебном году. Эти ученики получают удовлетворенность от целенаправленного получения знаний, от реализации духовных запросов личности; осознанное стремление к расширению кругозора, углублению и систематизации знаний, саморазвитию личности.

Слайд 40

Распространение результатов

Слайд 41

Заключение Основная задача данного образовательного проекта состояла в том, чтобы показать возможности развития мотивации к учебной деятельности. При развитии мотивации через различные формы учебной деятельности необходимо учитывать возрастные особенности школьников и все стороны развития личности.

Слайд 42

Информационные источники Божович Л.И. Избранные психологические труды /Под ред. Д.И.Фельдштейна, М., 1995.- 237 с. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов.– СПб.: Издательство “Питер”, 2000.– 304 с. Журавлев Д. Мотивация и проблемы в обучении №9 2002 с. 123. Зимняя И.А. Педагогическая психология Москва “Логос” 2002.- 384 c. Лукьянова М.-Учебная мотивация как показатель качества образования. Народное образование №8 2001 с. 77. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.- М.: Издательский центр “Академия”, 2001.- 176 с. Муравьева Г.Е. Проектирование технологий обучения. Иваново 2001 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.– М.: Азбуковник, 1999.– 944 с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии Питер С-Пб 2002. Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова.– 5-е изд.– М.: Политиздат, 1985.– 590 с. Журнал “Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР” №8, 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Повышение мотивации обучающихся через использование информационно – коммуникативных технологий на уроках физики»

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» активно осуществляется внедрение информационных технологий в образов...

Описание опыта работы по теме : "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через использование современных образовательных технологий"

Описание опыта работы по теме :  "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через  использование современных образовательных технологий"...

Формирование техники чтения обучающихся через использование современных образовательных технологий

@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120% } Формирование техники чтения обучающихся через использование современных образовательных технологий...

« Формирование положительной мотивации к изучению немецкого языка через использование современных образовательных технологий»

Главная цель – научить школьника учиться. А научиться нужно многому, и прежде всего умению трудиться, трудиться осмысленно, результативно и творчески, создавая организационно-педагогические усло...

Статья "Повышение мотивации обучающихся через использование информационно – коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности при обучении английскому языку"

Преподавание есть искусство, а не ремесло – в этом самый корень учительского дела. Работая учителем иностранного языка в средней школе, пришла к выводу, что  невозможно использовать только ...