Повышение мотивации обучающихся через использование современных образовательных технологий
проект
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проекта повышение мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся способствует формированию мировоззрения личности учащегося, интенсификации учебно-воспитательного процесса и формированию личности, соответствующей требованиям современного общества.
Цель проекта разработка условий, способствующих развитию мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы для достижения целей саморазвития.
Задачи проекта Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения русскому языку и литературе. Используя специальные диагностические методики, выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся. Выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению русского языка и литературы. Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике. Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Объект исследования учебно-познавательная деятельность школьников на уроках русского языка и литературы Предмет исследования процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся через использование современных образовательных технологий.
Гипотеза процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся русскому языку и литературе будет эффективным при условии использования современных образовательных технологий и является направлением и конечной целью специально организованной работы.
Методы исследования теоретический анализ литературы и исследований по проблеме; изучение и обобщение практического опыта по теме исследования; изучение документов, определяющих политику государства в области образования; педагогический эксперимент, включающий анкетирование, тестирование, прогнозирование, моделирование, независимые экспертные оценки, наблюдения, беседы, тренинг, развивающие игры; статистическая обработка результатов работы.
Научная новизна исследования в определении теоретических основ развития позитивной мотивации к обучению учащихся русскому языку и литературе: подходы, закономерности, содержание и его компоненты, критерии, показатели; в выявлении совокупности факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению (социальных, побудительных, образовательных, организационных, коммуникативных, психологических); в разработке методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся русскому языку и литературе через использование современных образовательных технологий, позволяющей дифференцировать обучение с учётом познавательных потребностей, ближайших интересов и актуального состояния мотивации учащихся к обучению.
Участники проекта Учащиеся 5-8 классов Родители Учителя-предметники Социально-психологическая служба школы
Планируемые образовательные результаты устойчивая внутренняя мотивация к изучению русского языка и литературы; сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок; способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени; социальные компетентности, развивается социальный опыт учащихся.
ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
Средства формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности в классах Приемы, связанные со стимулирующим влиянием содержания учебного материала: показ новизны содержания; обновление уже усвоенных знаний, их углубление; раскрытие практической, научной и др. значимости знаний и способов действий; профессиональная направленность содержания, межпредметные, внутрипредметные и межцикловые связи; занимательность изучаемого материала; историзм, показ достижений современной науки и пр.
Использование современных технологий Технология проблемного обучения Игровые технологии Технология уровневой дифференциации и интеграции ИКТ
Проблемное обучение постановка проблемы формирование гипотез, их обсуждение изложение теоретических и исследовательских положений по гипотезам формулировка правильной гипотезы с приведением теоретических доказательств и опытов. Одним из видов проблемного обучения является творчество: научное, практическое, художественное.
Научное творчество предполагает теоретическое исследование, то есть поиск учеником новых знаний. В основе - постановка и решение теоретической проблемы.
Практическое творчество поиск практического решения, то есть поиски способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение.
Художественное творчество это художественное отображение действительности на основе творческого воображения. Данный вид творчества включает написание сочинений, рисование иллюстраций.
Технология игровая предусматривает введение нового знания в виде игры.
Технология уровневой дифференциации и интеграции позволяет обучать учащихся на уровне возможностей и с учетом индивидуальных особенностей, ликвидирует усреднение процесса обучения, создает условия для более полного усвоения дисциплины одаренными учащимися.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
ИКТ помогают привлекать пассивных слушателей; делать занятия более наглядными; обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности; приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;
ИКТ помогают обеспечивать моментальную обратную связь; повышать интенсивность учебного процесса; активизировать познавательную активность учащихся, желание изучать предмет; объективно оценивать действия учащихся; накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса; реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы; дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе.
Модуль результативности Для планомерного контроля результатов обучения использовался мониторинг Диагностика результатов Прогнозирование результатов Целенаправленность Объективность Регулярность Индивидуальность Всесторонность
Методы мониторинга анкеты, вопросы, диагностические срезы и специально разработанные задания для определения уровня учебной мотивации; изучение продуктов деятельности учащихся (проверка домашних, индивидуальных, поисково-исследовательских заданий); наблюдения за учащимися в ходе учебной деятельности.
Оценка результативности проекта удовлетворенность от выполнения учебных заданий; положительная реакция на повышение трудности этих заданий; стремление к реализации духовных запросов личности; направленность к расширению кругозора, углублению и систематизации знаний и саморазвитию личности.
Показатели оценки результативности удовлетворенность от выполнения учебных заданий (в том числе и от самостоятельной работы); положительная реакция на повышение трудности этих заданий; стремление к реализации духовных запросов личности; направленность к расширению кругозора, углублению и систематизации знаний и саморазвитию личности.
Анкета «Мотивы учебной деятельности» Иногда на уроке бывает интересно Нравится учитель Нравится получать хорошие отметки Заставляют родители Учу, потому что интересно Предмет интересен и полезен для будущей жизни Узнаю много нового Заставляет много думать Получаю удовольствие, работая на уроке Легко дается С нетерпением жду урока Стремлюсь знать больше, чем требует учитель
Уровень готовности к эксперименту
Динамика изменения мотивации 2020 – 2021 уч.год
Динамика изменения мотивации 2021 – 2022 уч.год
Выводы: в контрольном классе устойчивый и повышенный интерес к предмету после обучающих процедур возрос с 41% (во время проведения 1-го среза) до 58% (во время проведения 3-го среза). Тогда как в экспериментальном классе этот прирост составил с 44% до 64%.
Уровни сформированности мотивации к учебной деятельности
Результативность проекта победителями и призерами муниципального этапа олимпиады по русскому языку (данные за три года) стали 5 человек, по литературе – 4 человека.
Результативность проекта Всероссийская Ломоносовская олимпиада Воронежского государственного университета Всероссийская предметная олимпиада «Олимпус» Всероссийский конкурс творческих работ «Морской венок славы» (г.Санкт-Петербург) Всероссийский конкурс творческих работ «Природа родного края» (сертификат участника, Экоцентр «Воробьевы горы», г.Москва)
Результативность проекта Литературно-художественный конкурс (2 место в региональном этапе) Всероссийский конкурс творческих работ «Моя семья» (участие в региональном этапе) Региональный конкурс видеоклипов по православной тематике Всероссийский открытый конкурс школьников «Наследники Юрия Гагарина» (диплом III степени победителя регионального этапа в номинации «Стихотворение о космосе»)
Муниципальный этап Муниципальный и региональный этапы научно-практической конференции «Грани творчества» Муниципальный этап конкурса «Живая классика» Участие в выпуске книги стихотворений «Сторона родная» 2018 г.
Выводы Анализируя полученные за три года данные, можно отметить, что снизился уровень учащихся, находящихся на недопустимом уровне с 10 чел. (20%) в 2020/2021 учебном году до 7 человек (14%) в 2021/2022учебном году. В то же время увеличилось число учащихся, находящихся на оптимальном уровне с 22 чел. (45%) в 2020/2021 учебном году до 30 человек (61%) в 2021/2022 учебном году. Эти ученики получают удовлетворенность от целенаправленного получения знаний, от реализации духовных запросов личности; осознанное стремление к расширению кругозора, углублению и систематизации знаний, саморазвитию личности.
Распространение результатов
Заключение Основная задача данного образовательного проекта состояла в том, чтобы показать возможности развития мотивации к учебной деятельности. При развитии мотивации через различные формы учебной деятельности необходимо учитывать возрастные особенности школьников и все стороны развития личности.
Информационные источники Божович Л.И. Избранные психологические труды /Под ред. Д.И.Фельдштейна, М., 1995.- 237 с. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов.– СПб.: Издательство “Питер”, 2000.– 304 с. Журавлев Д. Мотивация и проблемы в обучении №9 2002 с. 123. Зимняя И.А. Педагогическая психология Москва “Логос” 2002.- 384 c. Лукьянова М.-Учебная мотивация как показатель качества образования. Народное образование №8 2001 с. 77. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.- М.: Издательский центр “Академия”, 2001.- 176 с. Муравьева Г.Е. Проектирование технологий обучения. Иваново 2001 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.– М.: Азбуковник, 1999.– 944 с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии Питер С-Пб 2002. Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова.– 5-е изд.– М.: Политиздат, 1985.– 590 с. Журнал “Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР” №8, 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Повышение мотивации обучающихся через использование информационно – коммуникативных технологий на уроках физики»
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» активно осуществляется внедрение информационных технологий в образов...
Описание опыта работы по теме : "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через использование современных образовательных технологий"
Описание опыта работы по теме : "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через использование современных образовательных технологий"...
« Формирование положительной мотивации к изучению немецкого языка через использование современных образовательных технологий»
Из опыта работы...
Формирование техники чтения обучающихся через использование современных образовательных технологий
@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120% } Формирование техники чтения обучающихся через использование современных образовательных технологий...
Повышение мотивации учащихся к обучению через использование современных образовательных технологий
Педагогический проект...
« Формирование положительной мотивации к изучению немецкого языка через использование современных образовательных технологий»
Главная цель – научить школьника учиться. А научиться нужно многому, и прежде всего умению трудиться, трудиться осмысленно, результативно и творчески, создавая организационно-педагогические усло...
Статья "Повышение мотивации обучающихся через использование информационно – коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности при обучении английскому языку"
Преподавание есть искусство, а не ремесло – в этом самый корень учительского дела. Работая учителем иностранного языка в средней школе, пришла к выводу, что невозможно использовать только ...