Приёмы развитие критического мышления на уроках математики
методическая разработка
Открытие начинается там, где кончается знание учителя и начинается новое знание ученика
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средне-Муйскаясредняя общеобразовательная школа
(МКОУ Средне-Муйская СОШ)
Приёмы развитие критического мышления на уроках математики
Опыт работы учителя
математики высшей категории
Исаковой Т.И.
Средняя Муя
2018 г.
Технология
Критическое мышление - мышление о мышлении, когда вы размышляете с целью улучшить свое мышление.
КМ - не просто мышление, а мышление, влекущее самоусовершенствование.
Технология критического мышления - это «изобретение» американской педагогики. Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя (преподавателя и студента), на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу.
Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. Критическое мышление помогает готовить детей нового поколения, умеющих думать, общаться, слышать и слушать других. Детей, умеющих вести дискуссию.
Есть ряд причин, исходя из которых, школа стала разрабатывать эту технологию. Одна из причин - это то, что мы будем жить в информационном обществе и через несколько лет 100% того, что мы знаем сейчас, будет являться лишь 10%. Поэтому нужно уметь работать с информацией, и этому нужно учить детей.
Технология «Развитие критического мышления»- современная «надпредметная» педагогическая технология.
Она решает следующие задачи:
- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала,
- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии - «Вызов - осмысление - рефлексия».
Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека.
Поскольку ей подчиняется усвоение информации в любой области знания, ознакомление с технологией «Развитие критического мышления» можно организовать на любом предметном материале.
Первая стадия – ВЫЗОВ актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме; именно здесь определяются цели изучения материала. Для этого используют различные приемы: прием мозгового штурма, наработка различных версий в отношении изучаемого материала, верные и неверные утверждения («верите ли вы»), ключевые слова, таблица ЗХУ(знаю, хочу узнать, узнал), кластеры.
На основе имеющихся знаний учащиеся могут строить свои прогнозы, определять цели познавательной деятельности на данном уроке.
Вторая стадия - ОСМЫСЛЕНИЕ нового материала (новой информации, идеи, понятия). Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом, причем «текст» следует понимать достаточно широко, это может быть документ или любой другой источник знаний, а также - речь учителя, видеоматериалы и др. В процессе работы ученика с новой информацией используются следующие приемы - чтение текста с остановками, маркировка текста символами, ИНСЕРТ (составление таблиц), эффективная лекция, древо предсказаний, дневники и бортовые журналы, толстые и тонкие вопросы, Зигзаг.
Третья стадия – РАЗМЫШЛЕНИЕ или РЕФЛЕКСИЯ. Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу. На данной стадии возможно проведение дискуссии, написание сочинения, эссе, фиксация рассмотренного материала в виде собственных выводов, записей в тетради, составления схемы, портфолио, синквейна, кластера.
Все три стадии на уроке необходимо соблюдать, т.к. это отражает сложный мыслительный процесс.
Существует ряд методов развития критического мышления
Приложение 1 Методы развития критического мышления
Название | Характеристика | Применение |
«Корзина» идей, понятий, имен | На доске можно нарисовать корзинку, где условно собирается все, что дети знают по данной проблеме. Методика: 1) учитель задает вопрос о том, что известно детям о поставленной проблеме; 2) каждый ученик самостоятельно вспоминает и записывает в тетрадь то, что он знает в этой связи (1-2 мин); 3) обмен информацией в парах (группах); каждая пара называет одно сведение или факт, не повторяя сказанного ранее; 5) учитель в виде тезисов записывает в «корзинке» все высказывания и идеи, включая ошибочные; 6) по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения. | «вызов», «рефлексия» |
Составление кластера (пучок, созвездие), т.е. схемы | В центре доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется. | «вызов», другие этапы урока, домашнее задание |
Учебный мозговой штурм | 1 этап – создание банка идей, возможных решений проблемы (принимается и фиксируется всё, без изменений и оценок, около 10-15 мин); 2 этап – коллективное обсуждение идей и предложений; 3 этап – выбор наиболее перспективных решений. | «вызов», «осмысление» |
Ассоциации | «Какие ассоциации связаны с …»? « Что вы знаете о …»? | «вызов» |
«Дерево предсказаний» | «Ствол дерева» - тема, «ветви» - предположения, «листья» - обоснования предположений, аргументы. Приём разработан для работы с художественным текстом, чтобы строить предположения о развитии сюжета, но с успехом применяется для обсуждения социально значимых проблем. | «вызов», «рефлексия», домашнее задание |
«Карта познания» | От ключевого понятия, помещённого в центр листа (доски), отходят изогнутые лини (ветви) первого порядка с помещенными на них словами, связанными с ключевым понятием; далее помещаются «ветви» второго порядка с понятиями, уточняющими первоначальные сведения. Надо стремиться использовать для создания «карты» меньше слов, но больше символов, рисунков, цвета. | «вызов», «рефлексия» |
«Перепутанные логические цепочки» | Ученикам предлагается набор фактов (процессов, явлений), последовательность которых нарушена; дети расставляют события в нужном порядке. | «вызов», «рефлексия» |
Пометки на полях (инсерт) | Учащиеся читают текст, делая пометки: «v» -известная информация; «+» - новая информация; «?» - непонятная информация; « » - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями. После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием. | «осмысление», «рефлексия» |
Составление маркировочной таблицы «ЗУХ» («ЗХУ») | Одна из форм контроля эффективности чтения с пометами. Читая текст, ученик заполняет графы таблицы: «З(знаю) – У(знал) – Х(хочу узнать)» или «З(знаю) – Х(хочу узнать) – У(знал)» своими словами, без цитирования исходного текста. | «осмысление», «рефлексия», контроль знаний, домашнее задание |
Лекция с остановками | После каждой смысловой части лекции учителя делается пауза, обсуждается проблемный вопрос, идет коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, выполняются дополнительные задания. | «осмысление» |
Эффективная лекция с использованием «бортового журнала» | Во время лекции ученики работают с таблицей: «известная информация и предположения (заполняется до лекции на стадии «вызов») – новая информация». 1 вариант использования приема – работа в парах: один ученик ставит «+» и « » в левой колонке, другой – записывает новую информацию; после индивидуальной работы пара обсуждает полученное, готовится к общей работе с классом. | «осмысление» |
Чтение с остановками | Учащиеся работают со знакомым текстом, который заранее разделен на части; к каждой из них сформулированы вопросы (простые (факты, воспроизведение информации), уточняющие, объясняющие (почему?), творческие и т.д.) | «осмысление» |
Работа в динамических парах /группах («обучение сообща») | «Зигзаг» (один из вариантов использования приемов). Класс разделен на четверки, у каждого школьника номер от 1 до 4. Дети работают с текстом, каждый сосредоточен на части с соответствующим номером, затем первые номера объединяются с первыми, вторые – со вторыми и т.д. для обсуждения своей части текста, составления схемы рассказа по теме и выбора представителя, который проведет итоговую презентацию. Вернувшись в свою группу, школьники по схеме рассказывают о своей части текста, слушают других, делают записи в тетрадях, затем эксперты от каждого номера проводят презентации своих тем, все остальные вносят уточнения и дополнения. | «осмысление» |
Игра «Как вы думаете» («обучение сообща») | Класс делится на группы по 4 – 6 человек, учитель каждой из них раздает карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны: «никогда – иногда – всегда». Дети берут по очереди карточки, читают суждения и по своему усмотрению (ни с кем не советуясь) раскладывают карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит обсуждение. | «осмысление», «рефлексия» |
Написание синквейна (пятистрочный белый стих) | 1. Одно существительное – тема синквейна. 2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему. 3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий. 4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение). 5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание. Методика: 1) объяснить правила написания синквейна; 2) привести несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов; 5)заслушать варианты (по желанию учеников). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах. | «рефлексия» |
Составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов | «Толстые» вопросы требуют простого, однозначного ответа (Где? Когда? Кто? Что?). «Тонкие» вопросы: Почему? Каковы последствия? В чем различия? Предположите, что будет, если… | «рефлексия» |
РАФТ Р(роль) А(аудитория) Ф(форма) Т(тема) | Пишущий выбирает для себя роль, т.е. сочиняет не от своего лица; определяет, для кого (родители, одноклассники) он пишет; выбирает форму (письмо, жалоба) и тему сочинения. Работа может вестись в парах, а также с опорой на вопросы. | «рефлексия» |
Дискуссия | Цель: не решить проблему, а углубить понимание её важности. Проблема должна быть спорной, неоднозначной, содействовать активному вовлечению учащихся в диалог. Дискуссии предшествует подготовительная работа с источниками информации. Часто используемый вариант – перекрестная дискуссия: две стороны формулируют и защищают аргументы «за» и «против». | все этапы, особая модель |
«Зигзаг» | 1 этап - учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп | Осмысление |
«Кубик» | Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани. | Осмысление |
«Карусель» | Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь. | Осмысление |
Стратегия «Галерея» | После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ. | Рефлексия |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. «ВОПРОСЫ СОКРАТА».
Вопросы, заданные с целью - помочь обучению других.
Вопросы для уточнения
- Что вы имели в виду, сказав ______?
- В чем основная мысль?
- Как _____ связано с _____?
- Не могли бы вы выразить мысль по-другому?
- Уточните, пожалуйста, вы имели в виду _____ или _____?
- Какое отношение имеет это к нашей проблеме/спору/расхождениям?
- Не могли бы вы привести пример?
- Может ли _____ быть хорошим примером для этого?
Вопросы, проверяющие предположения
- Какие вы делаете допущения?
- Какие предположения делает _____?
- Что мы можем предположить вместо этого?
- Мне показалось, что вы предположили _____. Я вас правильно понял?
- Все ваши утверждения основываются на предположении _____. Почему бы вам не основывать их на _____ вместо _____?
- Вы предполагаете, что _____. Как вы можете оценить справедливость такого предположения?
- Почему кто-нибудь может сделать такие предположения?
Вопросы, проверяющие факты
- Объясните, пожалуйста, почему вы так решили?
- Как это применимо к данной ситуации?
- Есть ли причины сомневаться в этом факте?
- Что бы вы ответили человеку, утверждающему, что ____?
- Кто-нибудь может привести факты, подтверждающие эту точку зрения?
- По какой причине вы пришли к этому выводу?
- Как мы можем удостовериться, что это правда?
Вопросы, проверяющие понимание перспектив
- Что вы этим предполагаете?
- Когда вы говорите _____, вы делаете вывод _____?
- Но, если это могло произойти, что еще может случиться в результате? Почему?
- На что может это повлиять?
- Произойдет ли это неизбежно, или скорее всего произойдет?
- Какая альтернатива?
- Если _____ и _____ условия, что тогда должно быть истинно?
- Если мы говорим о ____ , то как же насчет _____?
Вопросы, проверяющие понятность задач
- Как мы можем это обнаружить?
- Что этот вопрос предполагает?
- Не могла бы _____ задать этот вопрос по-другому?
- Можем вы вообще опустить этот вопрос?
- Вопрос понятен? Мы поняли его?
- Сложно или легко ответить на этот вопрос? Почему?
- Все ли согласны, что вопрос в этом?
- На какие другие вопросы необходимо ответить, прежде, чем думать над этим вопросом?
- Почему этот вопрос необходим?
- Этот вопрос является наиболее важным, или в нем скрыт другой вопрос?
- Видите ли вы, как это может соотноситься с ________?
Толстые и тонкие вопросы
? | ? |
кто...
|
|
Остановлюсь на методе «Зигзаг»
Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок усвоить большой объем информации. Например, в некоторых программах для изучения той или иной темы отводится мало часов. А объем параграфов в учебниках не позволяет рассмотреть все их на уроке. Вот в таких случаях на выручку педагогу приходит прием "Зигзаг".
В чём приемущество метода?
- Во-первых, он позволяет детально и в короткий срок освоить довольно большой объем информации.
- Во-вторых, усвоение материала происходит в интерактивной форме, то есть не учитель выдает готовое знание, а сами учащиеся.
- В-третьих, мобилизуется способность учащихся выделять главное из текста, систематизировать информацию.
- В-четвертых, развивается умение работать в группе, сообща.
- В-пятых, охваченным оказывается весь класс, здесь не будет пассивных учащихся.
- В-шестых, прием "Зигзаг" позволяет включать в работу и другие приемы ТРКМ, такие как "кластер", "эссе", "сводные таблицы" и пр.
Алгоритм работы с приемом "Зигзаг" на уроке
Условия заданы — требуется за урок освоить большой объём материала.
- Текст изначально делится учителем на несколько частей (на сколько — см. условия ниже).
- Класс делится на группы с равным количеством участников. Например, на 5 групп по 5 учеников в каждой группе. Для удобства будем называть эти первичные группы рабочими. Текст должен быть поделен на столько частей, сколько участников в этой первичной группе.
Если текст слишком объемный, то можно разделить класс на три рабочие группы по 7 человек в каждой. Но не больше.
- Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно пронумеровать или отметить разными цветами.
- Индивидуальная работа. Каждый ученик работает со своей частью текста — прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект. Важно, чтобы из отрывка было взято все самое нужное. Задача ученика: представить своеобразную "выжимку", квинтэссенцию. Причем сделать это он может по-разному — составить кластер, таблицу, схему, инфографику и т.д.
- Следующий этап работы — групповой. Теперь учащиеся переходят к своим "коллегам". Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой — те, кто получил отрывок № . Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста.
Дополнительным заданием может быть составление вопросов по своему отрывку, которые покажут, насколько остальные поняли и усвоили материал. Причем вопросы тоже можно разнообразить — либо это просто вопросы, либо мини-тесты, либо какое-то практическое задание.
- После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста. Будет это краткое изложение, кластер, таблица — это решено уже на стадии работы в экспертной группе. Таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту.
- Завершается "Зигзаг" общей работой всего класса. Каждую часть текста презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты "дополняют" коллегу.
На этапе рефлексии учащиеся решают, чья презентация материала была наиболее точной и эффективной. А также намечают круг вопросов, которые требуют уточнений, пояснений. Итогом такой работы может стать совместный проект или презентация.
"Зигзаг-2", или облегченный вариант (автор Славин )
Этот прием можно использовать для изучения текста меньшего объема или, например, при изучении художественного произведения. Так, прием "Зигзаг" можно использовать и в начальной школе, а его облегченный вариант и на уроках литературы.
В этом случае текст изучается каждым учеником полностью.
- Для деления на группы учитель изначально предлагает определенное количество вопросов.
- Получив свой вопрос, ученик отвечает на него, так же составляет график, кластер и проч.
- Далее также следует работа в экспертных группах, которая решит, чья презентация наиболее объективна.
- Работа в рабочих группах проводится, как и в "Зигзаге-1", только презентуются уже ответы на вопросы по тексту.
Итоговая работа — общая. Один из экспертов каждой группы представляет свой вариант ответа на вопрос. Вторичное прослушивание еще больше закрепляет информацию в сознании учащихся. Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.
Таким образом, за один урок можно освоить довольно большой объём информации. Прием "Зигзаг" только на первый взгляд кажется громоздким и неудобным. На практике дети быстро втягиваются в процесс, так как работа в группах активизирует элемент соревнования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме "Методические приёмы развития критического мышления на уроках информатики"
Как определить критическое мышление? Какие существуют приёмы и технологии развития критического мышления?...
Использование приёмов развития критического мышления на уроках английского языка
Использование технологии развития критического мышления на уроках иностранного языка делает процесс обучения языку более эффективным, способствует повышению мотивации изучения ИЯ, совершенствованию зн...
Презентация "Использование приёмов развития критического мышления на уроке русского языка"
Презентация "Использование приёмов развития критического мышления на уроке русского языка" представлена в рамках методического семинара....
Пояснительная записка "Использование приёмов развития критического мышления на уроках русского языка"
Пояснительная записка "Использование приёмов развития критического мышления на уроках русского языка" представлена в рамках методического семинара....
Приёмы использования технологии развития критического мышления на уроках математики
В статье описаны различные приёмы использования ТРКМ на уроках математики, такие, как, например, "Вхождение в тему урока", "Концептуальная таблица", "Верные-неверные утвержден...
Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках математики с целью развития личности учащихся.
Рассмотрены приемы используемые в технолологии критического мышления....
Эффективные приёмы развития критического мышления на уроках английского языка
Синквейн, кластер, фишбон, инсерт, таблица тонких и толстых вопросов, ассоциации и другие приемы Техологии развития критического мышления...