Приёмы использования технологии развития критического мышления на уроках математики
методическая разработка по алгебре (5, 8 класс) на тему
В статье описаны различные приёмы использования ТРКМ на уроках математики, такие, как, например, "Вхождение в тему урока", "Концептуальная таблица", "Верные-неверные утверждения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_trkm_na_urokah_matematiki.docx | 794.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Дистанционный МК «Медиаурок на основе ресурсов Интернет»
Модуль 1. Критическое мышление
Приёмы технологии развития критического мышления
на уроках математики
Остановлюсь на некоторых, на мой взгляд, удачных примерах из опыта использования ТРКМ на уроках математики.
«Вхождение в тему урока»
Данный приём уместен на I стадии урока «Вызов» с целью мотивации и стимулирования интереса к изучаемой теме. Несёт в себе мотивационную, информационную и коммуникативную функции.
Урок геометрии (7 класс)
На экран выводится слайд, созданный в программе Microsoft PowerPoint с изображением простого уголкового процесса: ОТРЕЗОК - СТОРОНА ТРЕУГОЛЬНИКА - ПЕРИМЕТР ТРЕУГОЛЬНИКА.
По предложенной схеме-цепочке в верхней части слайда обучающимся необходимо составить аналогичную схему-цепочку в нижней части слайда, первое слово в которой - УГОЛ.
Изучив схему, они устанавливают, что на первом месте записан математический термин - геометрическая фигура - ОТРЕЗОК; на втором – элемент треугольника - СТОРОНА ТРЕУГОЛЬНИКА; а на последнем – сумма указанных элементов треугольника – ПЕРИМЕТР ТРЕУГОЛЬНИКА.
Обучающиеся восстанавливают недостающие слова в нижней схеме: УГОЛ – это математический термин - геометрическая фигура, значит элемент треугольника - УГОЛ ТРЕУГОЛЬНИКА, а сумма указанных элементов - СУММА УГЛОВ ТРЕУГОЛЬНИКА.
Слайд снабжён анимацией - появляются недостающие надписи и тема урока «Сумма углов треугольника».
Урок математики (5 класс)
На экран выводится слайд, созданный в программе Microsoft Power Point.
Тема урока зашифрована в виде ребуса, разгадав который пятиклассники смогут назвать её.
Используя правила разгадывания ребусов, обучающиеся сами формулируют тему урока:
- первый объект ребуса – число 10.
В слове ДЕСЯТЬ – берём первые две буквы ДЕ, четыре последние СЯТЬ отбрасываем;
- второй объект - изображение перевёрнутой ели.
Значит, в слове ЕЛЬ переставляем буквы в обратном порядке - ЬЛЕ и первую букву Ь отбрасываем, оставляем ЛЕ;
- третий объект в ребусе - книга, в записи которого нужно отбросить первую букву К и две последние буквы ГА, оставляем НИ;
- на последнем месте в ребусе буква Е;
- получаем слово ДЕЛЕНИЕ.
Тема урока - «Деление».
«Концептуальная таблица»
Пример концептуальной таблицы при изучении темы «Решение квадратных уравнений» (алгебра, 8 класс).
Таблица до совершения действий обучающихся.
Квадратное уравнение | Коэффициенты | Дискриминант | Количество корней | ||
а | в | с | |||
Таблица после совершения действий обучающихся.
Квадратное уравнение | Коэффициенты | Дискриминант | Количество корней | ||
а | в | с | |||
1 | -8 | 12 | 16 | Два различных корня | |
1 | -4 | 4 | 0 | Единственный корень | |
-1 | 4 | -5 | -4 | Корней нет |
«Верные-неверные утверждения»
Актуальность использования данного приёма ТРКМ обусловлена тем, что одно из заданий контрольно-измерительных материалов, предлагаемых выпускникам 9-х классов на итоговой аттестации по математике в форме ОГЭ, предполагает выбор верных (неверных) утверждений курса геометрии 7-9 классов. Данный приём уместен как на стадии «Вызов», так и на стадии «Рефлексия».
Пример таблицы при изучении темы «Параллелограмм» (геометрия, 8 класс) до совершения действий обучающихся.
Утверждение | Верно (+), неверно (-) |
Параллелограмм – это четырёхугольник, у которого две стороны параллельны | |
Параллелограмм – это выпуклый четырёхугольник | |
Диагонали параллелограмма точкой пересечения делятся пополам | |
В параллелограмме противоположные стороны равны | |
Параллелограмм – это четырёхугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны | |
Противоположные углы параллелограмма равны | |
Диагонали параллелограмма равны | |
Сумма углов параллелограмма, прилежащих к одной стороне, равна 1800 | |
В параллелограмме все стороны равны |
Таблица после совершения действий обучающихся.
Утверждение | Верно (+), неверно (-) |
Параллелограмм – это четырёхугольник, у которого две стороны параллельны | - |
Параллелограмм – это выпуклый четырёхугольник | + |
Диагонали параллелограмма точкой пересечения делятся пополам | + |
В параллелограмме противоположные стороны равны | + |
Параллелограмм – это четырёхугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны | + |
Противоположные углы параллелограмма равны | + |
Диагонали параллелограмма равны | - |
Сумма углов параллелограмма, прилежащих к одной стороне, равна 1800 | + |
В параллелограмме все стороны равны | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления на уроках математики (Описание опыта работы)
... часто приходится сталкиваться с мнением, что легко работать в таких классах, где каждый ребенок мотивирован на учение и обладает хорошими способностями. А как быть в классах, гд...
Использование технологии развития критического мышления на уроках математики
Описание опыта работы...
материал по теме самообразования «Использование технологии развития критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС»
Применение приемов критического мышления на уроках математики...
статья Формирование УУД с использованием технологии развития критического мышления на уроках математики
Формирование УУД с использованием технологии развития критического мышления на уроках математики...
Использование технологии "Развитие критического мышления" на уроках математики
Использование технологии "Развитие критического мышления" на уроках математики. Главную ценность РКМ вижу в том, что она направлена на осмысленный подход к обучению и сохранению здоровья. Уч...
Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках математики"
Одной из современных образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является технология развития критического мышления. В статье описан ...
Использование технологии развития критического мышления на уроках математики
Основной целью образования сегодня является разностороннее и своевременное развитие учащихся, т. е. ученики должны уметь осмыслить, оценить, проанализировать и синтезировать информацию, полученную в р...