Выступление на педагогическом совете «Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ГПД»
методическая разработка

Иващенкова Любовь Олеговна

Здоровьесберегающая образовательная технология - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья субъектов образования – обучающихся и других участников образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

Выступление на педагогическом совете № 4

Тема выступления:

 «Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ГПД»

                               

Подготовила: воспитатель ГПД  

Иващенкова Любовь Олеговна

г. Смоленск 2019 год

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения – одна из главных задач развития образования. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в учебном учреждении. Воспитывая детей с ОВЗ, необходимо систематически работать по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Осуществление омплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в Центре в группе продленного дня для детей с ОВЗ не вызывает ни у кого сомнения.

«Новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения обеспечивают формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса».

Здоровьесберегающая образовательная технология - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья субъектов образования – обучающихся и других участников образовательного процесса.

Задачи технологии:

  • Образовательные (направлены на приобретение знаний и представлений о здоровом образе жизни, факторах, влияющих на здоровье, обучение двигательным умениям и навыкам, распространение информации по профилактике вредных привычек).
  • Воспитательные (направлены на формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, устойчивых мотивов самовоспитания, эстетическое и эмоциональное развитие личности).
  • Оздоровительные (направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, включение в активную двигательную деятельность, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику).
  • Прикладные задачи (направлены на формирование умений и навыков, необходимых для сотрудничества со сверстниками и обеспечения жизнедеятельности, физкультурных занятий, пребывания на природе, в быту).

Система здоровьесбережения обучающихся в ГПД включает следующие компоненты:

  • Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
  • Соблюдение режима дня.
  • Рациональное питание.
  • Обеспечение знаниями о сущности здоровья человека, о факторах, его укрепляющих или ослабляющих.
  • Оптимальная двигательная активность.
  • Профилактика заболеваний, закаливание.
  • Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.
  • Повышение психоэмоциональной устойчивости.
  • Соблюдение режима дня:

Режим ГПД строится с учетом учебного плана Центра, возрастных особенностей детей, режима питания.

Обязательными компонентами являются:

  •  прием пищи, активный отдых, самоподготовка, досуговая деятельность.

В первом (нулевом) классах возможен послеобеденный сон (при наличии условий для него).

Нежелательно, чтобы в режиме дня происходили следующие сбои:

  • недосыпание;
  • несвоевременный прием пищи;
  • недостаточное пребывание на свежем воздухе;
  • учебные нагрузки и перегрузки.

Пребывание на свежем воздухе:

Минимальная гигиеническая норма нахождения на свежем воздухе 4 часа.

Сюда входят:

  •  дорога в Центр;
  •  занятия в Центре на свежем воздухе;
  •  возвращение домой;
  •  игра дома.

Рациональное питание:

Обычно в Центре осуществляется 2-3 разовое питание. Разрыв между приемами пищи не должен превышать 3 – 4 часа. Более калорийными являются завтрак и обед, полдник легкий.

Пища должна быть полноценной по химическому составу и содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и микроэлементы, быть безвредной в химическом отношении и безопасной с точки зрения бактериального состава.

Оптимальная  двигательная активность :
а) во время самоподготовки

  • Занятия нужно чередовать с динамическими паузами.
  • Предоставить обучающимся большую свободу движения, обеспечить динамику поз: разрешать встать, пройтись по кабинету, подойти к однокласснику, воспитателю, постоять вместо сидения за партой, полежать на ковре.
  • Занятия соревновательного, командного характера, когда ребенок должен выбегать к доске, приседать, поворачиваться, чтобы выполнить задание учебного характера.
  • Полезно менять в ГПД позиции рабочих мест 1-2 раза в месяц. Можно использовать традиционную расстановку парт, радиально-лучевую, размещение столов по кругу, разрешать посадку группами по 4-6 человек.

Активный отдых:

  • подвижные игры;
  • физкультурно-оздоровительные занятия;
  • физический труд;
  • экскурсии, прогулки;
  • свободная деятельность;
  • ручной труд;
  • изобразительная деятельность;
  • музыкальные занятия;
  • кружковая работа.

Прогулка:

Структура прогулки может быть следующей:

1.     Наблюдение за природой, погодными явлениями.

2.     Общественно-полезный труд на пришкольной территории.

3.     Игры.

4.     Самостоятельная деятельность детей.

5.     Индивидуальная работа с детьми.

Виды прогулок:

  • природоведческие экскурсии («В садах опять колдует листопад», «По следам пернатых»);
  • тематические экскурсии («Труд работников в Центре», «Город, в котором я живу»);
  • прогулки-практикумы («Красный, желтый, зеленый», «Правила поведения в природе»);
  • творческие прогулки («Есть в осени первоначальной», «Удивительное - рядом»;
  • квест игра: («Найди клад») и др.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм

  • Контроль освещенности помещения.
  • Соблюдение температурного режима.
  • Своевременная влажная уборка.
  • Проветривание.

Обеспечение знаниями о сущности здоровья человека, о факторах, его укрепляющих или ослабляющих

  • Рассказ в занимательной форме о различных видах спорта и великих спортсменах, истории олимпийского движения, врачебных специальностях, лекарственных растениях, видах закаливания.
  • Обучение оказанию первой помощи.

Профилактика заболеваний, закаливание

  • Контроль за тем, чтобы одежда обучающихся соответствовала погоде.
  • Закаливанию способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветривание.
  • Профилактика переутомления зрительной системы. (физкультминутки, зарядка для глаз).
  • Соблюдение правильной позы при выполнении домашних заданий.
  • Освоение простейших приемов самомассажа, точечного массажа, релаксации, дыхательной гимнастики.

Предупреждение вредных привычек и формирование полезных произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни

  •  Этические беседы: «Азбука поведения».
  •  Занятия по формированию полезных привычек:
  • «Сказать “нет” соблазнам»;
  • «Законы закаливания»;
  • «Болезни, связанные с неправильным питанием»;
  • «Твои поступки и привычки».

Повышение психоэмоциональной устойчивости

  • Позитивное мышление - одна из составляющих здоровья, которое достигается упорными тренировками (обучение умению радоваться даже малой своей победе, чужой удаче.
  • Создание комфортной атмосферы в Центре и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса способствует сохранению их здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя»

Воспитание культуры здоровья – одно из главных условий национального возрождения. «Не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Т...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя

Воспитание культуры здоровья – одно из главных условий национального возрождения.«Не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Тол...

Выступление на педагогическом совете "Использование проектных технологий в работе с одаренными учащимися на уроках биологии"

Использование проектных технологий в работе с одаренными учащимися на уроках биологии...

"Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя"

Сохранение и укрепление здоровья детей с учётом их индивидуальных особенностей через использование всех средств и форм образовательной деятельности деятельности задача каждого педагога....

Выступление на заседании педагогического совета «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания»

Каждый современный учитель на каждом уроке пытается не только дать детям знания, он старается применять здоровьесберегающие технологии, тем более, что материалы практических действий ориентированы на ...