Методический семинар-практикум "ЦОР для использования в учебном процессе с обучающимися с ОВЗ"
методическая разработка

Халикова Рушания Рифхатовна

Методический семинар-практикум "ЦОР для использования в учебном процессе с обучающимися с ОВЗ" в рамках Педагогических чтений - 2023 

ссылка на презентацию https://disk.yandex.ru/d/WmZyOdGrb9Cl1w

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar-praktikum.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Лайтамакская средняя общеобразовательная школа»

 

Методический семинар-практикум

«Цифровые образовательные ресурсы для использования

 в учебном процессе с обучающимися с ОВЗ»

 

                                                                                                 

                                              Разработала учитель географии

                                                        Халикова Рушания Рифхатовна,

                                                                      1 квалификационная категория.

Лайтамак- 2023

                                            Аннотация

      В условиях реализации ФГОС  обращается особое внимание на развитие инклюзивной культуры в образовательном сообществе, осмысленность выбора инклюзивного пути развития образовательной организации, основные направления организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Для их реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

      Данное занятие (методический семинар-практикум) представляет собой целостную, структурированную систему занятия, способствующего актуализации потенциала личности педагога и формирование мотивации. Достоинством семинара-практикума является выраженная практика ориентированная направленность с опорой на теоретические знания.

      Материалы будут полезны учителям разных предметных областей образовательных организаций.

Цель семинара - практикума: повышение педагогической компетентности в вопросах выбора индивидуального подхода к обучающимся с ОВЗ.
         Задачи:

  • развивать эмпатию по отношению к детям с ОВЗ,
  • формировать мотивацию педагогов для развития личности ребенка
              Оборудование: ноутбук, проектор, презентация.

Методический семинар-практикум на тему

«Цифровые образовательные ресурсы для использования в учебном процессе с обучающимися с ОВЗ»

Одним из важных положений Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» является определение содержания специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). 

В настоящее время вопрос обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — лиц с ОВЗ) является одним из приоритетных направлений в Тюменской области. Данные вопросы включены в реализацию государственных программ Тюменской области «Развитие образования и науки» и «Развитие отрасли «Социальная политика». Ключевыми направлениями работы по обеспечению доступности получения образовательных услуг является не только создание безбарьерной среды, но и развитие интегрированных и дистанционных форм обучения, а также расширение практики предоставления адаптационно-образовательных, реабилитационных, консультационных услуг детям

В рамках реализации АООП, МАОУ «Лайтамакская средняя общеобразовательная школа» обеспечена удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам.

В процессе оценки эффективности реализации АОП уделяется особое место оценке качества и полноты создания для ребенка с ОВЗ специальных условий полноценного его включения в образовательный процесс в соответствии с его индивидуальными особенностями и возможностями.

В МАОУ «Лайтамакская СОШ» детей с ОВЗ 7 человек, 4 АООП, как учитель географии веду географию, окружающий природный мир и окружающий природный мир с ОБЖ, по окружающему миру без балльное оценивание.  

Я остановлюсь на одном из принципов интеграции, а именно на опоре на наглядность и «ручные работы», на которых была основана интеграционная деятельность санатория-школы В.П. Кащенко, и которые считают, что «прочно заложенный фундамент конкретных впечатлений и приобретенные навыки мысли дают возможность переходить к более отвлеченным занятиям».

     В своей работе я использую много различных ЦОР, приемов: просмотр презентаций, мультфильмов (на уроках чтения), аудиопрослушивание художественных произведений, заучивание стихотворений по аудиозаписям, на уроках письма пишем печатные тексты на ПК, на уроках окружающего природного мира – виртуальные экскурсии в ботанические сады, природные и национальные парки, в материки и многое другое. Детям в старших классах нравится работать по интерактивной карте. Сейчас мы с вами потренируемся на ней. Ее можно использовать на всех уроках. На математике, например, посчитать материки и океаны и подписать их цифрами, на уроках технологии – обвести контуры материка, закрасить в другой цвет, на истории – выделить часть света, где происходило то или иное событие, на биологии – указать, где обитает животное и растет конкретное растение и другое.

Практическая работа по интерактивной карте «Физическая география» (издательства «Дрофа»)

Задания по работе с картой:

  1. Обвести контуры материков, океанов и других географических объектов.
  2. Подписать названия материков, океанов и других географических объектов.
  3. Закрасить географический объект.

В завершение нашей работы, хочется поделиться с вами притчей.

Как-то, один человек увидел на улице ребенка, который был голоден и дрожал от холода. Прохожий в гневе обратился к Богу:
- Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему Ты допускаешь такую несправедливость? Почему ничего не предпринимаешь?!”.
И вдруг человек услышал: “Кое-что я предпринял - послал ему навстречу тебя”.

- Предлагаю каждому из вас подумать, почему каждый из наших учеников с ОВЗ был нам послан, пришел именно в нашу школу.  И сделать так чтоб это было не зря.

Спасибо всем за понимание!

Список использованной литературы:

  1. Агеева И.А. Некоторые направления работы психолога с педагогическим  коллективом. http://www.krsu.edu.kg/vestnik/2003/v1/a08.html
  2.  Бут Т. Показатели инклюзии. Практическое пособие. – М.: РООИ «Перспектива», 2011.
  3. Вачков И.В. Групповые методы работы школьного психолога: учебно-методическое пособие. – М.: «Ось-89», 2009.
  4. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем – М.Сфера, 2000
  5. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования/ Ред. Н.Борисова. – М.: РООИ «Перспектива», 2011.
  6. Морозова Н.В.     Методы работы психолога с педагогическим коллективом. http://sovetprosto.ru/uchebnoe/metody-raboty-psihologa-s-pedagogicheskim-kollektivom/
  7.  Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Коррекционная педагогика. -2010.
  8. Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом.- Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2006.
  9. Педагогика и психология инклюзивного образования / под ред. Д.З. Ахметовой. – Казань: Познание, 2013.
  10. Фопель К., Психологические группы: рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие: Пер. с нем. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2008.
  11. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба: работа с педагогами. ГЕНЕЗИС, Москва, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в учебном процессе комплексной программы по технологии для неделимых классов.

Использование в учебном процессе комплексной программы по технологии для неделимых классов показало, что, работая в коллективе, у школьников возникают доброжелательные отношения, что привод...

Ресурсы Интернет, целесообразные к использованию в учебном процессе школы.

В работе представлены адреса сайтов и подробная инструкция для работы  в сети Интернет для учащихся по иностранным языкам. Используя их, учителя, ученики и родители смогут получить доступ к...

Методический материал для уроков русского языка и литературного чтения. Пословицы и поговорки и их использование в учебном процессе. 1-2 класс

Методический материал для уроков русского языка и литературного чтения. Пословицы и поговорки и их использование в учебном процессе. 1-2 класс...

Детская периодическая печать на мордовском языке и ее использование в учебном процессе

Детская периодическая печать на мордовском языке и ее использование в учебном процессе...

Выступление на ММО заместителей директоров по теме "Использование инновационных технологий в разработке и использовании в учебном процессе методического сопровождения ФГОС нового поколения"

Использование инновационных технологий в разработке и использовании в учебном процессе методического сопровождения ФГОС нового поколения...