Из опыта применения технологии веб-квеста на уроках русского языка и литературы
статья
В статье дано краткое описание технологии веб-квеста, даны примеры практического применения данной технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_primeneniya_tehnologii_veb.docx | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыт применения технологии веб-квеста на уроках русского языка и литературы.
Технология веб-квеста применима на самых разных типах урока, при изучении любых тем и произведений.
Выделим несколько.
- При обобщении изученного материала.
Например, при изучении поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» можно провести веб-квест «В гостях у помещиков», где учащиеся углубленно поработают с текстом и сделают выводы о важности художественной детали для создания образов помещиков.
Учащиеся делятся на несколько групп: «Ландшафтные дизайнеры», «Дизайнеры интерьера», «Кулинары», «Экономисты», «Психологи». Каждая из групп получает задание выбрать из текста произведения детали при описании помещиков, относящиеся именно к их теме. Кулинары собирают цитаты, связанные с угощениями в доме у каждого помещика, экономисты – детали сделок по покупке мертвых душ и т.д.
Подобная работа располагает к более тщательной работе с текстом, вниманию к каждому слову, каждой детали. Причем, происходит это в игровой форме и без активного вмешательства учителя.
- При комплексном анализе небольшого произведения, когда есть необходимость рассмотреть особенности произведения с разных сторон: своеобразие композиции, сюжета, выразительных средств, художественной детали.
Например, при изучении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» учащиеся получают роли психологов (изучают психологический портрет мужика), портретистов (изучают связь внешнего облика генералов с их характерами), художников-иллюстраторов (изучают иллюстрации разных художников к сказке), кулинаров (изучают роль еды в повести), литературоведов (ключевые понятия, важные для понимания сатирического произведения: ирония, гипербола, сарказм).
- При изучении биографии писателя.
Основой для веб-квеста служат сайты, посвященные писателям. Учащиеся делятся на группы: этнографы (особенности быта в эпоху жизни писателя), биографы (детали биографии писателя), пейзажисты (изучают природу родного края писателя) и т.д.
Так, при изучении биографии В.П.Астафьева можно использовать сайт, посвященные его родной деревне
- При изучении произведения, требующего от учащихся широких общекультурных и исторических знаний и представлений. Например, при изучении романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Знакомство с традициями, бытом пушкинской эпохи, воспроизведенной в романе, организуется с помощью веб-квеста «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».
Учащиеся делятся на группы «Дуэлянты», «Гурманы», «Модники», «Театроведы» и другие.
По ссылкам, подобранным учителем, каждая группа изучает материалы, относящиеся к их теме и делают отчет о своей работе.
Таким образом организованная работа помогает решать сразу несколько задач, стоящих перед нами при проведении уроков литературы:
- стимулирует учащихся к внимательной, кропотливой работе с текстом произведения, учит вчитываться в текст
- знакомит с теоретико-литературными понятиями
- формирует аналитические навыки
- расширяет кругозор
Что же касается уроков русского языка, то и тут есть множество вариантов провести урок нестандартно, обратив внимание учащихся не на работу с учебником и тетрадью, а к ресурсам интернета.
Так, каждому учителю знаком чрезвычайно полезный и информативный сайт грамота.ру. Но как познакомить с ним учащихся, показать хотя бы часть тех материалов, которые на нем размещены, «приучить» учащихся активно обращаться к нему в трудных случаях?
При изучении лексики в предлагаем учащимся веб-квест: «Фразеологизмы».
Этимологи изучают происхождения фразеологизмов по «Справочнику по фразеологии» на портале Грамота.ру, литературоведы исследуют отрывки их художественных произведений, подобранных учителем и выясняют их роль в художественном тексте. При необходимости обращаясь к тому же разделу Грамоты.ру, иллюстраторы отгадывают зашифрованные в рисунках фразеологизмы или, наоборот, создают собственные рисунки, теоретики работают над исправлениями ошибок в построении фразеологизмов, лингвисты изучают фразеологизмы из другого языка (например, английского) и находят им соответствие им в русском, активно работая с «Справочником по фразеологии» на грамоте.ру.
Уроки русского языка могут быть обогащены взаимодействием с ресурсами интернета в формате веб-квеста именно благодаря большому количеству словарей-онлайн и авторитетных порталов, посвященных изучению языка.
Хотелось бы несколько слов сказать о необходимости соблюдать все этапы в организации веб-квеста:
Любой веб – квест должен включать в себя:
• Ясное вступление , где четко описаны главные роли участников.
• Центральное задание , которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы.
• Список информационных ресурсов, необходимых для выполнения задания.
• Описание процедуры работы , которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
• Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.
• Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию).
• Заключение , где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.
Последний этап чрезвычайно важен.
Каждая группа должна представить и защитить результат своей работы. Именно этот этап помогает учащимся увидеть полную картину изучаемой проблемы, сделать выводы, оценить свою работу и работу своей группы.
Результаты работы каждой группы могут быть представлены самым разнообразным способом. Для уроков русского языка и литературы совершенно не обязательно завершать веб-квест созданием собственной страницы или сайта в интернете. Это достаточно сложно, трудоемко и не всегда отвечает задачам филологического образования. Мы пришли к выводу, что письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация, плакат на бумаге или в графическом редакторе, кроссворд – любой продукт, созданный по результатам поисковой деятельности можно считать результатом работы группы в веб-квесте.
Придумав интересные поисковые задания с использованием ресурсов интернета и объединив их одной темой, учитель достигает сразу нескольких целей: активизирует познавательную деятельность учащихся, стимулирует взаимодействие учащихся с полезными сетевыми ресурсами, реализует основные принципы ФГОС в построении урока: деятельностный подход, самостоятельность ученика в поисках знания, развитие коммуникативных и творческих компетенций обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы с целью развития познавательных, творческих и исследовательских способностей школьников.
В педагогической статье рассказывается об основных принципах, структурных элементах урока, построенного по технологии педагогических мастерских. Формирование УУД осуществляется под руководством Мастер...
Методический семинар по применению технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы
Описание опыта применения данной технологии на конкретных уроках...
Применение технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы
Данный материал был подготовлен для мастер-класса "Современные педагогические технологии в рамках реализации ФГОС", проводившегося в течение методического дня в образовательном учрежден...
Применение технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся
Применение в работе интерактивных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, в процессе этой деятельности у обучающихся развивается самостоятельность, г...
О применении технологии диалогового обучения на уроках русского языка и литературы
Работа представляет преимущества и достоинства технологии диалогового обучения, позволяющей существенно активизировать учебный процесс, сфлрмировать важнейшие коммуникативные и личностные УУД об...
Опыт применения технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы как средства развития дивергентного мышления школьников
Данный материал представляет собой обобщение педагогического опыта по применению технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы на ступени основной школы. В учебно-методическом м...
Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода.
Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода. ...