Из опыта применения технологии веб-квеста на уроках русского языка и литературы
статья

Бунгова Ольга Вячеславовна

В статье дано краткое описание технологии веб-квеста, даны примеры практического применения данной технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_primeneniya_tehnologii_veb.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыт применения технологии веб-квеста на уроках русского языка и литературы.

Технология веб-квеста применима на самых разных типах урока, при изучении любых тем и произведений.

Выделим несколько.

  • При обобщении изученного материала.

Например, при изучении поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» можно провести веб-квест «В гостях у помещиков», где учащиеся углубленно поработают с текстом и сделают выводы о важности художественной детали для создания образов помещиков.

Учащиеся делятся на несколько групп: «Ландшафтные дизайнеры», «Дизайнеры интерьера», «Кулинары», «Экономисты», «Психологи». Каждая из групп получает задание выбрать из текста произведения детали при описании помещиков, относящиеся именно к их теме. Кулинары собирают цитаты, связанные с угощениями в доме у каждого помещика, экономисты – детали сделок по покупке мертвых душ и т.д.

Подобная работа располагает к более тщательной работе с текстом, вниманию к каждому слову, каждой детали. Причем, происходит это в игровой форме и без активного вмешательства учителя.

  • При комплексном анализе небольшого произведения, когда есть необходимость рассмотреть особенности произведения с разных сторон: своеобразие композиции, сюжета, выразительных средств, художественной детали.

Например, при изучении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» учащиеся получают роли психологов (изучают психологический портрет мужика), портретистов (изучают связь внешнего облика генералов с их характерами), художников-иллюстраторов (изучают иллюстрации разных художников к сказке), кулинаров (изучают роль еды в повести), литературоведов (ключевые понятия, важные для понимания сатирического произведения: ирония, гипербола, сарказм).

  • При изучении биографии писателя.

Основой для веб-квеста служат сайты, посвященные писателям. Учащиеся делятся на группы: этнографы (особенности быта в эпоху жизни писателя), биографы (детали биографии писателя), пейзажисты (изучают природу родного края писателя) и т.д.

Так, при изучении биографии В.П.Астафьева можно использовать сайт, посвященные его родной деревне

  •  При изучении произведения, требующего от учащихся широких общекультурных и исторических знаний и представлений. Например, при изучении романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Знакомство с традициями, бытом пушкинской эпохи, воспроизведенной в романе, организуется с помощью веб-квеста «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».

Учащиеся делятся на группы «Дуэлянты», «Гурманы», «Модники», «Театроведы» и другие.

По ссылкам, подобранным учителем, каждая группа изучает материалы, относящиеся к их теме и делают отчет о своей работе.

Таким образом организованная работа помогает решать сразу несколько задач, стоящих перед нами при проведении уроков литературы:

- стимулирует учащихся к внимательной, кропотливой работе с текстом произведения, учит вчитываться в текст

- знакомит с теоретико-литературными понятиями

- формирует аналитические навыки

- расширяет кругозор

Что же касается уроков русского языка, то и тут есть множество вариантов провести урок нестандартно, обратив внимание учащихся не на работу с учебником и тетрадью, а к ресурсам интернета.

Так, каждому учителю знаком чрезвычайно полезный и информативный сайт грамота.ру. Но как познакомить с ним учащихся, показать хотя бы часть тех материалов, которые на нем размещены, «приучить» учащихся активно обращаться к нему в трудных случаях?

При изучении лексики в предлагаем учащимся веб-квест: «Фразеологизмы».

Этимологи изучают происхождения фразеологизмов по «Справочнику по фразеологии» на портале Грамота.ру, литературоведы исследуют отрывки их художественных произведений, подобранных учителем и выясняют их роль в художественном тексте. При необходимости обращаясь к тому же разделу Грамоты.ру, иллюстраторы отгадывают зашифрованные в рисунках фразеологизмы или, наоборот, создают собственные рисунки, теоретики работают над исправлениями ошибок в построении фразеологизмов, лингвисты изучают фразеологизмы из другого языка (например, английского) и находят им  соответствие им в русском, активно работая с «Справочником по фразеологии» на грамоте.ру.

Уроки русского языка могут быть обогащены взаимодействием с ресурсами интернета в формате веб-квеста именно благодаря большому количеству словарей-онлайн и авторитетных порталов, посвященных изучению языка.

 Хотелось бы несколько слов сказать о необходимости соблюдать все этапы в организации веб-квеста:

Любой веб – квест должен включать в себя:

•  Ясное вступление , где четко описаны главные роли участников.

•  Центральное задание , которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы.

•  Список информационных ресурсов, необходимых для выполнения задания.

•  Описание процедуры работы , которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).

•  Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.

•  Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию).

•  Заключение , где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.

Последний этап чрезвычайно важен.

Каждая группа должна представить и защитить результат своей работы. Именно этот этап помогает учащимся увидеть полную картину изучаемой проблемы, сделать выводы, оценить свою работу и работу своей группы.

Результаты работы каждой группы могут быть представлены самым разнообразным способом. Для уроков русского языка и литературы совершенно не обязательно завершать веб-квест созданием собственной страницы или сайта в интернете. Это достаточно сложно, трудоемко и не всегда отвечает задачам филологического образования. Мы пришли к выводу, что письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация, плакат на бумаге или в графическом редакторе, кроссворд – любой продукт, созданный по результатам поисковой  деятельности можно считать результатом работы группы в веб-квесте.

Придумав интересные поисковые задания с использованием ресурсов интернета и объединив их одной темой, учитель достигает сразу нескольких целей: активизирует познавательную деятельность учащихся, стимулирует взаимодействие учащихся с полезными сетевыми ресурсами, реализует основные принципы ФГОС в построении урока: деятельностный подход, самостоятельность ученика в поисках знания, развитие коммуникативных и творческих компетенций обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы с целью развития познавательных, творческих и исследовательских способностей школьников.

В педагогической статье рассказывается об основных принципах, структурных элементах урока, построенного по технологии педагогических мастерских. Формирование УУД осуществляется под руководством Мастер...

Применение технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы

Данный материал был подготовлен для мастер-класса "Современные педагогические технологии в рамках реализации ФГОС", проводившегося в течение методического дня в образовательном учрежден...

Применение технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся

Применение в работе интерактивных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, в  процессе этой деятельности у обучающихся развивается самостоятельность,  г...

О применении технологии диалогового обучения на уроках русского языка и литературы

Работа представляет преимущества и достоинства  технологии диалогового обучения, позволяющей существенно активизировать учебный процесс, сфлрмировать важнейшие коммуникативные и личностные УУД об...

Опыт применения технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы как средства развития дивергентного мышления школьников

Данный материал представляет собой обобщение педагогического опыта по применению технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы на ступени основной школы. В учебно-методическом м...

Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода.

Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода. ...