Обобщение педагогического опыта учителя биологии Конаковой Е.С.
материал
Обобщение педагогического опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии с использованием технологий деятельностного типа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_konakova_e_s.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии с использованием технологий деятельностного типа».
Сведения об авторе
Конакова Еекатерина Сергеевна – учитель биологии МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Темниковского муниципального района
Образование: Высшее, МГПИ им.М.Е.Евсевьева, биологохимический факультет.
Педагогический стаж:
Общий - 27 лет, по специальности - 27 лет, в данной школе- 27 лет
Квалификационная категория: Высшая (14 февраля 2018г).
Актуальность
«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал.
Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…»
А.Листервег
Современному обществу все больше нужны образованные инициативные и предприимчивые люди. Люди, могущие принимать решения с учетом возможных результатов и последствий как для себя, так для общества и страны.
Мы живем в условиях поэтапного переход на образовательные стандарты обновленного третьего поколения, Главной задачей ФГОС третьего поколения (далее - Стандарт) заявлена конкретизация требований к обучающимся, основная миссия - повышение качества образования. Для повышения качества образования необходимо вовлекать детей в активную деятельность на уроке и во внеурочное время. Активизация познавательной деятельности учащихся – актуальнейшая проблема современности.
Основная идея
Активизация познавательной деятельности обучающихся - процесс и результат стимулирования активности детей. Активность ребенка в обучении это вид деятельности сопровождающийся высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний и умений, а так же характеризующийся результативностью. Такому Виду деятельности способствуют применение современных образовательных технологий. Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Теоретическая база опыта.
Теоретическую основу опыта составляют нормативные документы, такие как:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; и др.
В образовательном процессе невозможно следовать какой - то одной технологии. Урок - чем он разнообразнее, тем эффективнее. Применение современных образовательных технологий позволяет внести это разнообразие в деятельность обучающихся на уроке и внеурочной деятельности, и , тем самым, активизировать познавательную деятельность.
Прежде чем выбрать и использовать образовательные технологии, необходимо их изучить. Последние несколько лет это и стало темой моей педагогической деятельности. С 2020 года я работаю над проблемой "Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности обучающихся". Включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Ориентация на развитие не означает отказ от формирования знаний, умений и навыков, без которых невозможно обеспечить самоопределение личности и создать условия для ее самореализации.
Цели и задачи:
Цели:
- расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования технологий обучения и воспитания для активизации познавательной деятельности обучающихся;
Задачи:
- расширение и углубление знаний в отношении разных образовательных технологий;
- овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
- выявление наиболее эффективных образовательных технологий в условиях современной малокомплектной школы;
- учет результативности отдельных этапов процесса обучения;
- создание базы для реализации творческого потенциала обучающихся, для возможности использования ими приобретенных знаний и умений в повседневной жизни;
- укрепление здоровья и физического развития школьников;
- повышение общекультурного уровня; использование приобретенных знаний и умений для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью;
- воспитание убежденности в возможности познания закономерностей природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биоисследований;
. В своей работе я опираюсь на личностно – ориентированные развивающие педагогические технологии такие как: технология проблемного обучения (М. Фридман, В.И. Маху и др.),
Прибегаю к работам А. И. Савенкова ("Детская одаренность: развитие средствами искусства". М., 2015г.), Г.К. Селевко ("Современные образовательные технологии". М., 2018г.), З.Н. Никитенко ("Организация деятельности учащихся в V-VII классах для повышения мотивации учения". - Москва, 2015г.), Л.М. Егоровой ("Нетрадиционные формы урока - один из способов повышения интереса к предмету". - Москва, 2014г.) и многим другим.
Новизна опыта
Новизна опыта выражается в том, что активизация познавательной деятельности учащихся формируется не только на уроках, но и продолжается во внеурочной деятельности. Это раскрывает творческие способности обучающихся и осуществляется не периодически, а систематически, что стимулирует интерес обучающихся к предмету и, как следствие повышает мотивацию к обучению.
Технология опыта
Идея активизации познавательной деятельности обучающихся, развитие ученика через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, получаемого с применением разнообразных методов и приемов, как важного источника собственного развития.
Включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Ориентация на развитие не означает отказ от формирования знаний, умений и навыков, без которых невозможно обеспечить самоопределение личности и создать условия для ее самореализации.
Среди множества педагогических технологий мной были выбраны те, которые (на мой взгляд) более других подходят для широкого использования в нашей школе и максимально подходят для включения детей в деятельность.
Проектно - исследовательская технология. В основе технологии лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся. Учебный проект как элемент творчества учащихся, сегодня рассматривается в виде одной из органичных составляющих современных педагогических технологий. По определению А.А. Хромова, метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной и имеющего практическую значимость. Умение решать проблемы необходимо для самостоятельной познавательной деятельности. Это умение предполагает также и умение использовать приемы проектирования для самоорганизации собственного обучения. Поэтому метод учебного проекта дает возможность вооружить ученика способами, приемами такой деятельности, то есть научить его учиться. В современном образовательном процессе проекты обязательны для выполнения учащимися. В своей работе я использую коллективную, групповую и индивидуальную работу над проектами. Публичная защита является очень важной частью работы по методу проектов, именно она позволяет учащимся обобщать и систематизировать знания, полученные в ходе работы. В основе проектной технологии лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирование на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся. Учебный проект как элемент творчества учащихся, сегодня рассматривается в виде одной из органичных составляющих современных педагогических технологий. В современном образовательном процессе проекты обязательны для выполнения учащимися. В своей работе я использую коллективную, групповую и индивидуальную работу над проектами. Публичная защита является очень важной частью работы по методу проектов, именно она позволяет учащимся обобщать и систематизировать знания, полученные в ходе работы. Лучшие работы представляются на различные заочные и очные конкурсы.
Технологии ИКТ. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет). Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности школьников. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и, по настоящему, современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Уроки с применением компьютера составлены таким образом, что каждый обучаемый работает в соответствующем ему индивидуально-психологическом темпе, что делает атмосферу на уроке комфортной. В нашей школе имеется некоторая учебно–материальная база для применения инновационных технологий. Имеется интерактивная доска, компьютерный кабинет с выходом в интернет. Оснащенность кабинета биологии лабораторным оборудованием не достаточная, а многое имеющееся является морально устаревшим. Виртуальные лаборатории помогают выходить из положения.
Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности школьников. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и, по настоящему, современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Применение ИКТ нравятся учащимся и повышают интерес к предмету. Во внеурочное время также не обойтись без компьютерных технологий.
Примером использования информационно-коммуникационных технологий в обучении это создание и использование собственных образовательных ресурсов, использование электронных приложений к учебникам и лабораторных практикумов, возможности сети интернет для дистанционной работы с обучающимися. Для этой цели использую: персональный сайт http://kes.edurm.ru , - сайт «Решу ЕГЭ», https://ege.sdamgia.ru, ГлобалЛаб –виртуальная обучающая среда - сайт www.globallab.ru, дистанционные конкурсы, олимпиады и др.
Технология проблемного обучения. Проблемное обучение - по И.Я. Лернеру - это такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала. Из этого определения следуют два вывода: 1)проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем; 2)для решения этих проблем учащимися необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.
Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы:
- при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;
- при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу;
- при контроле знаний (творческое применение знаний).
Проблемное обучение основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения:
- создание проблемной ситуации;
- формирование гипотез разрешения;
- проверка решения с систематизацией полученной информации.
Главное условие – наличие мотивации учащихся.
Примеры используемых проблемных вопросов:
- В спальне не рекомендуется разводить много комнатных растений, так как при этом ухудшается кислородный режим в помещении. Но известно также, что растения при фотосинтезе выделяют кислород, обогащая им окружающий воздух. Не противоречат ли эти факты друг другу? Почему?
- Развитие с полным превращением гораздо более длительное, чем с неполным превращением. Почему так много насекомых имеет розвитие с метаморфозом?
На тему «Развитие животных с превращением и без превращения» мной был дан открытый урок в рамках районного конкурса «Учитель года».
С проблемного вопроса так же началось публичное выступление - «Самый большой орган человека» в рамках того же конкурса.
В 8-9 классах акцент делаю на организацию самостоятельной работы обучающихся с учетом их способностей, используя следующие образовательные технологии:
- технология укрупнения дидактических единиц (обобщение материала на более высоком уровне, синтез и анализ);
- технология организации самостоятельной работы учащихся (построение индивидуальных линий обучения, учет индивидуальных потребностей школьника);
- исследовательские технологии (формирование исследовательской культуры ученика, реализация деятельностного подхода в обучении с учетом интересов и способностей школьников).
Результативность опыта.
Краткосрочные результаты:
- Приобретение знаний в отношении применения образовательных технологий в малокомплектной школе;
- Выявление и внедрение наиболее эффективных образовательных
технологий в условиях современной малокомплектной школы;
- создание методических разработок;
- знакомство с краеведческим материалом;
- создание проектов учащимися;
Долгосрочные результаты:
- совершенствование профессионального педагогического мастерства;
- повышение эффективности образовательного процесса.
- развитие социальных и коммуникативных компетенций учащихся, через внеурочную деятельность, а также проектную деятельность.
- достижение уровня экологической образованности, соответствующего потенциалу учащихся, через развитие интереса к краеведческому материалу, повышения природоохранной мотивации;
- овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности;
- укрепление здоровья и физического развития школьников;
- повышение общекультурного уровня; использование приобретенных
знаний и умений для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью;
- убежденность в возможности познания закономерностей природы,
необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
- повышение уровня заинтересованности предметом, уровня и качества знаний;
- победы и призовые места учеников на конкурсах, олимпиадах разного уровня.
Главное условие – наличие мотивации учащихся. А мотивацию у учащихся необходимо вырабатывать.
К результатам работы можно отнести следующее.
К результатам работы я отношу, в том числе, результаты анкетирования. Было проведено анкетирование среди учащихся 5-9 классов. По результатам: ставят своей целью узнать новое – 72% учащихся; узнать сверх программного материала, «чего не пишут в учебниках» - 32%; хотят получить хорошую оценку – 80%;
хотят проявить себя и проверить свои возможности – 32% учащихся.
За последние 3 года наблюдается положительная динамика освоения обучающимися образовательных программ по биологии, по итогам мониторингов проводимых образовательной организацией:
Класс | 2019-2020 Учебный год | 2020-2021 Учебный год | 2021-2022 Учебный год | |||
%Качества обучения | %Уровеня обученности | %Качества обучения | %Уровеня обученности | %Качеста обучения | %Уровеня обученности | |
5 | 33 | 67 | 50 | 100 | 100 | 100 |
6 | 67 | 67 | 33 | 67 | 50 | 100 |
7 | 33 | 100 | 67 | 100 | 67 | 67 |
8 | 50 | 100 | 50 | 100 | 67 | 100 |
9 | 40 | 100 | 75 | 100 | 50 | 100 |
Среднее значение | 45 | 87 | 55 | 93 | 67 | 93 |
Результаты внешнего мониторинга - контрольной работы в 5 классе:
Класс | Качество знаний | Уровень обученности | Средний бал |
5 | 50% | 100% | 3,5 |
Результаты Всероссийской олимпиады школьников за последние 5 лет:
Муниципальный этап 6:
Учебный год | предмет | Фамилия И. ученика | класс | статус |
2018-19 | Биология | Трушков В. Конакова С. | 9 7 | Победитель Победитель |
2019-20 | Биология Химия | Конакова С. Конакова С. | 8 8 | Пробедитель Победитель |
2020-21 | Биология | Конакова С. | 9 | Победитель |
2022-2023 | Биология | Елисеева В. | 9 | Победитель |
Региональный этап 4:
Учебный год | предмет | Фамилия И. ученика | класс | статус |
2017-18 | Биология | Конакова С. | 6 за 7 | Призер
|
2018-19 | Биология | Конакова С. | 7 | Победитель |
2019-20 | Биология | Конакова С. | 8 | Призер
|
2020-21 | Биология | Конакова С. | 9 | Призер |
Часть проектов, над которыми мы работаем с моими учащимися, выходят за рамки предмета биологии. Так в феврале 2018г и 2019г. мы приняли участие в экологическом биатлоне. В Мордовском заповеднике состоялись соревнования в рамках «Лыжня России». В ней соревновались дети из Темниковского, Теньгушевского районов Мордовии и г.Сарова Нижегородской области. Это была лыжная гонка в сочетании с проверкой знаний биологии и экологии. Там мы завоевали призовое и победное места.
А в в конкурсе экологических агитбригад заняли первое место). Имеются и другие результаты - они представлены в таблице.
Результаты внеурочной деятельности за последние 5 лет:
Муниципальный уровень 5:
Учебный год | Мероприятие | Участники | Статус |
2017-18 | Конкурс агитбригад «Покормите птиц зимой» | Команда «Доброта» | 1 место |
2018-19 | Открытая районная научно-практическая конференция «IVДорофеевские чтения» | Чапаева А. | призер |
2021-22 | Лучший муниципальный лидер акции «Сделаем вместе» | Елисеева В. | победитель |
Региональный уровень 7:
год | Мероприятие | Участники | Статус |
2018 | Всесибирская открытая олимпиада школьников 1 (региональный) этап Республиканский лагерь для одаренных детей | Конакова С. Трушков В. Конакова С. | Победитель Призер Почетная грамота |
2018 | Всесибирская открытая олимпиада школьников 1 (региональный)этап Республиканский лагерь для одаренных детей | Кузьмина Я. Конакова С. Конакова С. Кузьмина Я | Призер Победитель Диплом Диплом |
Всероссийский (межрегиональный) уровень 3:
год | Мероприятие | Участники | Статус |
2018 | Межрегиональная экологическая лыжная гонка «Покормите птиц зимой» ФГБУ Заповедная Мордовия | Конакова С. | 1 место |
2018,2019 | Межрегиональная экологическая лыжная гонка.«Эко старт» ФГБУ Заповедная Мордовия Всесибирская открытая олимпиада школьников заключительный этап | Конакова С. Конакова С. | 2 место Призер |
На протяении последних лет нет снижения качества знаний.
Ежегодно от 20 % до 50 % выпускников школы успешно продолжают обучение в медицинских коледжах. Те, кто идут в среднюю школу, выбирают биологию в качастве ЕГЭ по выбору и успешно сдают его.
Ежегодно выпускники школы выбирали ОГЭ по биологии процент обученности 100, процент качества в от 50% до 100%.
Обобщение и распространение опыта провожу через проведение открытых уроков,мастер-классов,выступления и публикации в СМИ(в т.ч. в интернете).
Открытые уроки, мастер-классы, мероприятия:
Дата | Уровень | Тип | Тема |
март 2018г. | Муниципаль-ный уровень | Открытый урок в 6 классе | «Половое размножение покрытосемянных растений». |
декабрь 2018г. | Уровень ОО | Внеурочное открытое занятие 5-9 классы | «Твое здоровье в твоих руках» |
март 2019г. | Уровень ОО | Открытый урок в 7 классе | «Класс Пресмыкающиеся» |
Ноябрь 2019 | Уровень ОО | Мастер-класс к празднику «Синичкин день» | «Изготовление кормушки» |
Май 2019г. | Уровень ОО | Открытое мероприятие 1-9 класс | «Кошки и война» |
Октябрь 2019г. | Уровень ОО | Мастер-класс «Урок исследование» | «Видоизменения побега» |
Ноябрь 2021г. | Уровень ОО | Открытое мероприятие к 310-летию М.Ломоносова 1-9 класс | «М.В.Ломоносова -первый русский университет» |
Сентябрь 2022г. | Уровень ОО | Открытый интегрированный урок биологии и химии в 9 классе | «Химический состав клетки» |
Выступления на различных уровнях:
Дата | Уровень Место и название мероприятия | Тема |
Март 2018г. | Уровень ОО МБОУ «Кушкинская ООШ» Выступление на заседании ШМО | «Работа с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время» |
Апрель 2018г. | Республиканский уровень ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РМ» г.Саранск Сообщение в рамках республиканского урока на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РМ» на тему: «Методики отбора и лабораторного исследования проб питьевой воды» на соответствие гигиенических нормативов. | «Значение воды для жизни человека» |
Январь 2019г. | Уровень ОО МБОУ «Кушкинская ООШ» Выступление на заседании ШМО | «Развитие познавательного интереса как фактора повышения успеваемости на уроках биологии» |
Февраль 2019 | Муниципальный уровень Мордовский Государственный природный заповедник им.П.Г.Смидовича с.Пушта Выступление на заседании круглого стола «Экопросвещение» | «Внеурочная деятельность экологической направленности в условиях сельской малокомплектной школы». |
Август 2019г. | Муниципальный уровень МБОУ «Темниковская СОШ 2» Выступление на муниципальном семинаре учителей биологии и химии | «Культурологический подход на уроках и внеурочной деятельности». |
Апрель 2020г. | Уровень ОО МБОУ «Кушкинская ООШ» Выступление на заседании ШМО учителей | «Дистанционная форма обучения как инновационная образовательная модель» |
декабрь 2020г. | Уровень ОО МБОУ «Кушкинская ООШ» Выступление на заседании ШМО учителей | «Форма работы со слабоуспевающими учащимися по ликвидации пробелов в знаниях» |
Март 2021 | Уровень ОО МБОУ «Кушкинская ООШ» Выступление на заседании ШМО учителей | «Роль самообразования учителя в совершенствование профессионального мастерства» |
Февраль 2022 | Уровень ОО МБОУ «Кушкинская ООШ» Выступление на заседании ШМО учителей | «Реализация регионального компонента при организации учебной и внеурочной деятельности учителем биологии» |
Литература
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей критически мыслить. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
- М. Фридман, В.И. Маху и др Технология проблемного обучения.,
- А. И. Савенкова Детская одаренность: развитие средствами искусства. М., 2015г.,
- Заир – Бек С.И., И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
- З.Н. Никитенко Организация деятельности учащихся в V-VII классах для повышения мотивации учения - Москва, 2015г
- Г.К. Селевко Современные образовательные технологии. М., 2018г
- Матюшкин, А.М., Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Просвещение, 2002.
- Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М., «Просвещение», 1977. 240 с.
- Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье. М.: Просвещение, 1989.
- Л.М. Егоровой Нетрадиционные формы урока - один из способов повышения интереса к предмету - Москва, 2014г
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе-- М.,1996.—96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.
На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....
Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка
На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....
Обобщение педагогического опыта учителя химии.
Обобщение педагогического опыта по теме "Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся "....
Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихсяна уроках химии».
Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихсяна уроках химии»....
Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии "Активизация познавательной деятельности на уроках химии и биологии"
Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии...
Обобщение педагогического опыта учителя английского языка Никаноровой Ольги Владимировны Тема: «Рефлексивный подход к обучению английскому языку в моей педагогической практике».
Цель работы: поделиться с коллегами методами, приёмами и способами применения рефлексии на уроках английского языка.Задачи:Объяснить, что такое рефлексия;Познакомить с приёмами и способами применения ...
Рецензия на обобщение педагогического опыта учителя биологии
В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на форм...