Педагогика
материал
Патриотическое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_2_pedagogika.docx | 25.12 КБ |
seminar_2_pedagogika.pptx | 1001.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики как основная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности и, соответственно, появляются новые подходы к ее решению. События последнего времени подтвердили, что девальвация духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное создание большинства молодых людей, резко снизили воспитательное воздействие.
Слово «патриотизм» своими корнями уходит в глубокую историю. Оно произошло от названия древнейшего исторического периода патриархата ( от греческого слова «patriarches», это означает «pater» - отец , «arche» - власть , глава рода ). В период патриархата на основе парного брака возникла семья. В семье как кровнородственной связи родилось чувство любви к своим родителям, преданность матери и отцу. Это чувство было названо по линии отца как главы семьи патриотизмом. От семьи оно распространилось на родственников, свой род, свое племя, а в последствии с появлением государства - на все общество. Патриотизм, как глубокое социально-психологическое чувство, идущее от родителей, проявляется по отношению к родному дому, родной улице, селу, городу, области, к своей национальности.
Впервые слово «патриот» появилось в период французской революции 1789-1793гг. Патриотами тогда себя называли борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов.
В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».
«Патриот – говорится в другом словаре, - человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины».
Более четко определено моральное содержание этого понятия в философском словаре. «Патриотизм (греч. Patris – отечество), - говорится в нем, - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины».
Патриотическое воспитание является частью всестороннего, особенно нравственного, воспитания.
Известно, что часть неразрывно связана с целым, как отдельный элемент с системой. По словам выдающегося советского педагога А.С. Макаренко, человек не воспитывается по частям. Поэтому патриотическое воспитание студентов надо осуществлять в системе нравственного воспитания, на основе выработки моральных качеств личности. Моральный облик человека формируется главным образом в нравственном обществе, здоровой социальной среде.
Патриот - это человек - гражданин, который не только защищает Родину в годы тяжелых, особенно военных, испытаний, но и по-государственному мыслит, укрепляет могущество страны своим высокоэффективным трудом. Готовить патриотов - значит воспитывать не только узких специалистов, а формировать граждан, осознающих интересы общества, понимающих международную обстановку и место в ней России, потенциально готовых к защите своей Родины.
Стала более заметной постепенная утрата традиционного российского патриотического воспитания. Поэтому Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010г. №795 была утверждена программа «Патриотического воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
Патриотическое воспитание рассматривается в программе как многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как основополагающее направление в данной программе.
Цель патриотического воспитания - развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейший духовно- нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
- создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;
- утверждение в сознании и чувствах патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной службы;
- формирование у молодежи активной жизненной позиции;
- формирование потребности в здоровом образе жизни.
Среди основополагающих принципов патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются:
- научность;
- гуманизм;
- демократизм;
- приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
- системность, преемственность и непрерывность;
- многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
- направленность воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
- тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
Реализация этих принципов в процессе патриотического воспитания молодежи осуществляется по следующим основным направлениям: духовно-нравственное, историческое (краеведческое), политико-правовое, интернациональное, профессионально-деятельное, физкультурно-спортивное.
Все эти направления органически взаимосвязаны, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами патриотического воспитания.
Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.
Понятие «гражданственность» - многозначно:
- антитеза антиполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества;
- психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества;
- способность и готовность выступать в роли гражданина;
- высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества;
- приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.
Патриотизм и гражданственность включает в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, традиций народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.
Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где казалось бы при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а, главное, уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети. Разве об этом мечтали наши деды и прадеды? Для этого ли ценой своих жизней отвоевали нам мир в Великой Отечественной войне?
Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания патриотизма и гражданственности в системе образования. Цели - функции гражданского политического воспитания разделяются на образовательные, воспитательные и развивающие.
Образовательная цель-функция заключается в том, чтобы раскрыть студентам общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации перестройки и обновления общества, вооружить студентов умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи. Оно развивает способность эмоционального, убедительного, аргументированного монолога, обращенного к слушателям, формирует у студентов устойчивую систему привычного ответственного гражданского сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии и гласности.
Воспитательная функция гражданско-политической работы с детьми проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно-гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у студента таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также высоких морально-политических качеств: порядочности, морально-политической чистоплотности в отношениях с людьми, к общественному достоянию, сознательной дисциплинированности, ответственности, политического чутья, критичности, способности исправить свои ошибки.
Развивающая функция гражданско-политической работы со студентами вытекает из образовательной и воспитательной. Гражданско-политическое познание и деятельность формируют способность политического мышления, умения каждый общественно важный факт, событие осмыслить с позицией нового политического мышления. Студенты учатся самостоятельно разбираться в потоке политической информации, давать ей оценку, противостоять манипулированию их сознанием.
Цели-функции гражданского политического воспитания реализуется в целостном педагогическом процессе с учетом возрастных возможностей и особенностей детей. В современном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациями. Дети любого возраста, живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий. Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знанием особенностей детского восприятия политической информации, сознания и осмысления фактов и событий.
Как нравственность в целом, патриотизм и гражданственность носят деятельный характер. Поэтому и их воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности студентов. Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у студентов крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Основным средством в решении этой задачи является содержание обучения, а так различных форм внеклассной и внеурочной работы. Но и что бы эта работа эффективно способствовала воспитанию студентов патриотизма и гражданственности, она должна иметь определенную внутреннюю логику.
Усилия учителей, классных руководителей, организаторов должны быть направлены прежде всего на обогащение учащихся знаниями, относящимися к осмыслению различных сторон патриотизма и гражданственности.
Какие же вопросы здесь имеют наиболее важное значение? Любовь к Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. Об этой привязанности к родным местам очень хорошо писал Лев Толстой: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней».
Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер и необозримых морей. Каждый из учебных предметов обладает в этом отношении своими специфическими средствами и возможностями. Но нельзя забывать и о роли внеклассной и внеурочной работе в этом аспекте. Для этого используются экскурсии на природу, конкурсы рисунков и проектов на тему «Мой край», различные викторины и лектории. Это позволяет студентам не только получить новые знания об истории родного края, но и на основе своего жизненного опыта и эмоциональных переживаний делиться ими с другими.
Существенной стороной развития патриотического и гражданского сознания учащихся является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его безграничной вере в силу и могущество Родины. Здесь помимо уроков русского и родного языка, а так же уроков истории, проводятся различные литературные вечера, посвященные Дню Победы, 23 февраля. Нельзя забывать так же об интеллектуальных и развивающих играх, конкурсах песен и стихов, выступлениях перед ветеранами и участниками войн, тесном общении с ними.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План. Что такой патриотизм и гражданственность. Патриотическое воспитание. Гражданское воспитание.
Патриотизм - ( греч. Patris – отечество), - говорится в нем, - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины ».
Патриотическое воспитание - необходимое условие существования страны. Каждая образовательная организация среднего профессионального образования – это особый «срез» нынешнего бытия современного общества, в котором рождаются и сохраняются наиболее существенные стороны общественной жизни, проходящей за стенами техникума или колледжа. Патриотическое воспитание представляет неотъемлемую часть воспитания личности в целом. Его нельзя рассматривать без прямой привязки к трудовому, нравственно-эстетическому, военно-патриотическому и физическому воспитанию.
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у студентов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Сегодня жизненно необходимо возродить в российском обществе истинный патриотизм как духовно-нравственную и социальную ценность , сформировать в молодом человеке социально значимые качества, которые он сможет проявить, созидая и преобразуя окружающую жизнь, создавая то, что может развивать нашу страну, улучшать жизнь людей. С целью формирования у молодежи духовно-нравственных ценностей, верности конституционному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности , в колледже проводится работа по патриотическому и гражданскому воспитанию студентов.
Цель патриотического воспитания : - развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейший духовно- нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач: 1. Создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей ; 2. У тверждение в сознании и чувствах патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной службы; 3. Ф ормирование у молодежи активной жизненной позиции; 4. Ф ормирование потребности в здоровом образе жизни.
Структура патриотического воспитания Патриотическое убеждение (знание) Патриотическое сознание (отношение) Патриотическая деят-ть (готовность поступать)
Результаты патриотического воспитания: развитие качеств и свойств личности, позволяющих демонстрировать положительные примеры поведения приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной работы в данном направлении накопление и переосмысление существующего практического опыта деятельности
Комплексные и наиболее эффективные средства патриотического воспитания во внеучебное время, которые существенным образом могут повлиять на воспитание гражданско-патриотических и нравственно-патриотических качеств: -волонтерская деятельность, то есть добровольная благотворительная помощь, основанная на эмоционально-личностном отношении к тем, кто нуждается в поддержке и помощи. -студенческое самоуправление как демократичная форма организации жизнедеятельности студенческого сообщества, которая предполагает развитие самостоятельности студентов в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.
Методы реализации патриотического воспитания: − работа в группах; − индивидуальная работа; − работа над социальными проектами. Формы реализации патриотического воспитания: практикумы; лекции; симпозиумы-дискуссии; исторические журналы; конференции; круглые столы; концерты; уроки-рассуждения; уроки-версии; семинары; уроки-мужества; военно-учебные сборы.
Понятие «гражданственность» - многозначно : антитеза антиполитичности , активная и сознательная включенность в дела политического сообщества; психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества; способность и готовность выступать в роли гражданина; высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов .
Цели - функции гражданского политического воспитан ия Образовательная цель-функция заключается в том, чтобы раскрыть студентам общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации перестройки и обновления общества Воспитательная функция гражданско-политической работы с детьми проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно-гражданскую деятельность. Развивающая функция гражданско-политической работы со студентами вытекает из образовательной и воспитательной. Гражданско-политическое познание и деятельность формируют способность политического мышления, умения каждый общественно важный факт, событие осмыслить с позицией нового политического мышления
«Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней ». Лев Толстой
Список использованных источников: 1. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб.пособие для студ. Высш.учеб.заведений . – Изд – во Владос – Пресс, 2004. – 384с ISBN 5-305-00102-1
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. (Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).
Статья о проведении уроков географии в рамках педагогики музейной деятельности в образовательном пространстве школьного музея Арктики им. Седова ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга у...
методическая разработка для проведения семинарских занятий по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика" для специальности 05711 "Социальная педагогика"
Материал содержит методические указания по проведению семинарских уроков по темам: "Педагогическая помощь детям с нарушениями речи", "Развитие психики аномальных детей", "Проблемы и причины школьной н...
Портфолио по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика" для студентов, обучающихся по специальности 050711 "Социальная педагогика"
В методической разработке отражены разделы портфолио по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика"...
Укучы шәхесен үстерүдә педагогик таяныч Педагогик киңәшмәгә чыгыш
Педагогик таяныч, булышлык (поддержка)- табигать тарафыннан бирелгән потенциаль мөмкинлекләренә таянып, укучыга теге яки бу кыенлыкны җиңеп чыгарга ярдәм итү. Иң әһәмиятлесе- балага булышу. Педагогик ...
От педагогики сотрудничества к сотворческой педагогике
В статье представлен материал выступления на педсовете, посвященный педагогике сотворчества...
Выступление на IV международной научно-практической конференции по педагогике "Приоритетные направления развития педагогики и образования: инновационные методики и проблемы практического применения"
Выступление на тему "Использование сенсорных игр в коррекционной работе с детьми с ОНР I-II уровня"...
Укучы шәхесен үстерүдә педагогик таяныч Педагогик укуга чыгыш
Укучы шәхесен үстерүдә педагогик таяныч Педагогик укуга чыгыш...