Педагогика
материал
Тренинговые технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_1_pedagogika.ppt | 1.43 МБ |
seminar_1_pedagogika.docx | 25.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План: 1.Что такое тренинг и тренинговые технологии. 2. Цель и задачи тренинга. 3.Правила проведения тренинга.
Тренинг как один из методов интерактивного обучения, в наибольшей степени, способствует развитию и формированию социально-психологических качеств личности студента, позволяет сделать ситуацию предсказуемой и доступной для обучающихся, такой, чтобы они сами могли делать выбор, занимать самостоятельные позиции. В тренинговых программах, в условиях ВУЗа, должны быть сформулированы определенные и четкие позиции и цели .
Тренинговые технологии - это система деятельности, способствующая отработке учебных навыков и определённых решений. Тренинговые технологии (в отличие от привычного повторения) подразумевают целенаправленные, систематические действия по отработке одного или нескольких видов учебной деятельности.
Высокая образовательная результативность тренинга определяется также тем, что тренинг, будучи построенным на моделировании реальных профессиональных ситуаций, требует от его участников активной включенности в процесс общения и мобилизации интеллектуального и аналитического потенциала. Активизирующий эффект тренинга обусловлен также созданием особой учебно-экспериментальной обстановки, обеспечивающей понимание участниками того, какие индивидуальные и групповые психологические события развертываются в процессах межличностного общения, интенсивной обратной связи, и формированием практических умений, необходимых в повседневной работе.
В тренинге используются различные интенсивные технологии , а именно: - информация, сообщение, мини-лекция; - структурированная и управляемая дискуссия; - мозговой штурм, синектика; - разбор кейса и кейс-стади; - ролевая игра и разыгрывание ситуаций в ролях; - коммуникативные задачи и упражнения; - презентации и самопрезентации - аналитические упражнения; - игры-симуляции, имитационные игры; - фрагменты деловых игр; - видеодемонстрации и видеоанализ поведения участников обучения.
Когнитивный аспект — получение новой информации посредством постановки исследовательских задач, направленных на повышение уровня информативности об общении в целом, анализе ситуаций, о себе, о психологии. Эмоциональный аспект — переживание личностной значимости полученной информации, прочувствование и проживание ее; переживание и оценивание новых знаний о себе и других; отслеживание своих неуспехов и недостатков, переживание снижения как своей общей самооценки, так и ряда частных самооценок. Конативный, или поведенческий, аспект — расширение поведенческого репертуара обучаемого через осознание неэффективности, нежелательности некоторых привычных способов поведения.
Создание доверительной атмосферы на тренинге зависит от многих составляющих: - самопрезентации тренера, организующего интерактивное взаимодействие, имидж которого вызывает доверие и создает приятное первое впечатление; - обсуждения с группой организационных вопросов, касающихся регламента работы, перерывов и основных процедур тренинга; -выявления уже имеющихся у группы умений и практического опыта; -принятия принципа «добровольности» (если кто-то не хочет работать в группе, не следует его заставлять и принуждать оправдываться); -«погружающих» в игру или «разогревающих», специально для этих целей приготовленных упражнений (например, «ледокол»), которые позволяют снять напряжение и «приоткрыться», познакомиться и расслабиться; -рефлексивного обсуждения результатов тренинга, отражения чувств, впечатлений и конструктивной критики по типу «каждый каждого».
Понимание людей осуществляется на четырех уровнях: Рационалистическое понимание (умозрительное) — способность человека ощутить, что он понимает другого человека, близок ему и солидарен с ним. Такое понимание эмоционально, это нечто личное, что приносит большое удовлетворение. Артистическое (художественное) понимание — это способность человека осознавать видимые, слышимые и осязаемые аспекты другого человека и реагировать на них, артистическое понимание акцентирует реальности внешние. Практическое понимание — это способность одного человека влиять на другого и изменять его поведение желаемым образом. Эмпирическое понимание, или сенситивность , — это способность одного человека точно предсказать чувства, мысли и поведение другого
Для того чтобы добиться эффективности обучающего тренинга, преподавателю необходимо следовать следующим рекомендациям: -следить за временем, чтобы закончить вовремя; - избегать длительной дискуссии по общим вопросам или возвращения к вопросам, оставленным «на потом»; -задавать ряд острых коротких вопросов, на которые все участники по очереди должны дать ответы; - предлагать коллективное задание («выгружение» из игры) на 3 — 5 мин и завершать его публичной презентацией; - оставлять на конец игрового занятия какую-нибудь важную информацию или предлагать нужный раздаточный материал; - получать от участников обратную связь (например, какие эмоции и чувства они испытывали во время тренинга или в данный момент); - напоминать обучаемым, чего им удалось достичь («сухой остаток»), или написать на доске вопросы, за которые можно будет взяться на следующем занятии; - благодарить всех за сотрудничество в достижении целей учебной программы.
Список использованных источников: 1. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/А.П.Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.-192с. ISBN 978-5-7695-6220-4
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Тренинг сегодня стал самой распространенной интерактивной
технологией среди методов игрового обучения, предметом которых является профессиональное взаимодействие. Его основная цель — формирование межличностной составляющей будущей профессиональной деятельности путем развития психодинамических свойств человека и формирования его эмоций, интеллекта, метакомпетентностей.
На тренинге реализуются следующие задачи:
- практическое применение знаний, умений и навыков профессионального взаимодействия;
- открытие, осознание и демонстрация поведенческих паттернов, манер, индивидуального стиля коммуникации и др.
В отличие от теоретических схем, предлагаемых в лекционных курсах, имеющих, как правило, мало вариантов, в процессе тренинга у его участников формируются наиболее продуктивные приемы и способы взаимодействия, основанные на индивидуальных особенностях человека и его коммуникативной компетентности.
Высокая образовательная результативность тренинга определяется также тем, что тренинг, будучи построенным на моделировании реальных профессиональных ситуаций, требует от его участников активной включенности в процесс общения и мобилизации интеллектуального и аналитического потенциала.
При использовании разнообразных интерактивных технологий
в процессе тренинга обычно предусматривается столкновение участников с релевантными ситуациями (от англ. relevant — уместный, относящийся к делу), возникающими и их реальной профессиональной деятельности, но не разрешаемыми на основании использования стандартных, традиционно применяемых техник и тактик поведения. Это важно для поиска оптимальных путей разрешения ситуаций, выработки эффективного сценария делового взаимодействия, подбора вербального и невербального репертуара, снимающего агрессию и вовлекающего партнера в доброжелательное сотрудничество.
Существенной особенностью тренинга является также то, что он позволяет «проигрывать» процесс взаимодействия людей при поиске и воплощении в практику принятых решений, выбранных действий и поступков. Активизирующий эффект тренинга обусловлен также созданием особой учебно-экспериментальной обстановки, обеспечивающей понимание участниками того, какие индивидуальные и групповые психологические события развертываются в процессах межличностного общения, интенсивной обратной связи, и формированием практических умений, необходимых в повседневной работе.
Участники занятия становятся очевидцами того, как и каким образом каждый из них влияет на других, каковы при этом роль совместной деятельности и ее содержание, как ситуация в целом (т.е. динамика взаимоотношений и действий) управляет поведением отдельных обучаемых и всей группы.
Для научения и развития компетентностей в современном тренинге используются практически все интенсивные технологии, а
именно:
- информация, сообщение, мини-лекция;
- структурированная и управляемая дискуссия;
- мозговой штурм, синектика;
-разбор кейса и кейс-стади;
- ролевая игра и «разыгрывание» ситуаций в ролях;
- коммуникативные задачи и упражнения;
- презентации и самопрезентации;
- аналитические упражнения;
- игры-симуляции, имитационные игры;
- фрагменты деловых игр;
- видеодемонстрации и видеоанализ поведения участников обучения.
Обычно на тренинге используется трехуровневая модель обучения:
приобретение —» демонстрация —> применение.
В рамках каждого элемента обозначенной модели используются вышеперечисленные методы.
Так, для приобретения знаний в тренинге используются информация, мини-лекция, сообщение, книги; для демонстрации — ролевые игры, кейсы и кейс-стади, живые иллюстрации и видеофильмы; для применения — ролевые и деловые игры, моделирование. Зачастую в реальной практике преподаватели игнорируют третью часть обучения, однако это приводит к снижению его эффективности. Необходимо дать возможность участникам пронаблюдать желаемое поведение. Это можно сделать с помощью видео- и аудиоматериалов.
Анализ возможных вариантов тренинга, а также специально организованного группового процесса обучения, как правило, охватывает три основных аспекта личности: когнитивный, эмоциональный, конативный, или поведенческий.
Когнитивный аспект — получение новой информации посредством постановки исследовательских задач, направленных на повышение уровня информативности об общении в целом, анализе ситуаций, о себе, о психологии.
Эмоциональный аспект — переживание личностной значимости полученной информации, прочувствование и проживание ее; переживание и оценивание новых знаний о себе и других; отслеживание своих неуспехов и недостатков, переживание снижения как своей общей самооценки, так и ряда частных самооценок.
Конативный, или поведенческий, аспект — расширение поведенческого репертуара обучаемого через осознание неэффективности, нежелательности некоторых привычных способов поведения.
Для достижения поставленных перед тренингом педагогических и развивающих задач в обучении важно создавать на занятиях такую рабочую обстановку, в которой обучаемые будут чувствовать себя комфортно (физически и морально) и, следовательно, будут способны к научению и развитию. Это важная функция преподавателя-фасилитатора, поскольку многие технологии, используемые в тренинге, предполагают публичную презентацию, конкретные действия, в том числе и перед аудиторией. Такое обучение, несомненно, связано с тревогой, порой личным риском участников занятий и экспериментированием. Соответственно это требует создания на тренинге атмосферы взаимного доверия, понимания и конфиденциальности, оказания помощи и эмоциональной поддержки участникам.
Создание доверительной атмосферы на тренинге зависит от многих составляющих:
- самопрезентации тренера, организующего интерактивное
взаимодействие, имидж которого вызывает доверие и создает приятное первое впечатление;
- обсуждения с группой организационных вопросов, касающихся регламента работы, перерывов и основных процедур тренинга;
-выявления уже имеющихся у группы умений и практического опыта;
-принятия принципа «добровольности» (если кто-то не хочет
работать в группе, не следует его заставлять и принуждать оправдываться);
-«погружающих» в игру или «разогревающих», специально для
этих целей приготовленных упражнений (например, «ледокол»),
которые позволяют снять напряжение и «приоткрыться», познакомиться и расслабиться;
-рефлексивного обсуждения результатов тренинга, отражения
чувств, впечатлений и конструктивной критики по типу «каждый
каждого».
Ледоколы изначально были частью игр на знакомство. Это имело смысл: два человека встречаются впервые, и вся ситуация полна нервозности. Однако в какой-то момент термин “ледокол” стал настолько популярным, что в конце концов шагнул за рамки тренингов.
Представленные на этой странице игры и ледоколы легко организовать и запустить. Как правило они хороши как для небольших, так и для больших групп. Вы можете использовать эти упражнения ледоколы на семинарах, на тренингах и мастер-классах.
Ледоколы обычно предназначены для того, чтобы помочь участникам сблизиться и расслабиться. Эти ледоколы помогут вам, как тренеру, создать более творческую среду для всех присутствующих на вашем мероприятии.
В практике профессиональной подготовки используются разнообразные виды тренингов.
Одни из них относятся к группе социально-психологических и достаточно часто применяются в учебном процессе. Например: тренинги социальных навыков, прогнозирования поведения, коммуникативный, развития презентационных навыков и умений, креативности, выработки стрессоустойчивое™, тренинги общения, ораторского мастерства, сенситивное™ (прогнозирования поведения).
Другие тренинги, используемые в практике обучения, можно отнести к группе управленческих. Например: тренинг лидерства, конкуренции и власти; коллективного принятия решений; тренинг для победителя; формирования команды; корпоративные тренинги — работы с клиентом, продвижения товара; тренинг в рекруитменте, коучинге и т.д.
В зависимости от поставленных задач тренинг приобретает разные формы, все многообразие которых специалисты условно делят на две большие группы :
ориентированные на приобретение и развитие профессиональных
умений и навыков делового взаимодействия, способствующие повышению эффективности организационной деятельности (тренинг партнерской беседы, ведения деловых переговоров, формирования команды, разрешения межличностных конфликтов, проведения деловых совещаний, телефонной коммуникации, продвижения образовательных услуг, консультирования и др.);
нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения (коррекция, формирование и развитие установок и ценностных ориентации, необходимых для успешного межличностного и межгруппового общения; развитие способности адекватно воспринимать себя и других людей; мотивационный тренинг; тренинг лидерства, НЛП и др.).
Самый распространенный вид тренинга, который может применяться в учебном процессе, — это тренинг сенситивности (от позднелат. 5ел5/г/шх — чувствительный), использующий Т-группы, обучение на курсах и клиническую практику. Сенситивный тренинг базируется на теориях лидерства, мотивации, коммуникации, групповой динамики и развивает, совершенствует способности человека по пониманию других людей. Понимание людей осуществляется, как правило, на четырех уровнях , с высоты которых люди позволяют смотреть на других.
Рационалистическое понимание (умозрительное) — способность человека ощутить, что он понимает другого человека, близок ему и солидарен с ним. Такое понимание эмоционально, это нечто личное, что приносит большое удовлетворение.
Артистическое (художественное) понимание — это способность человека осознавать видимые, слышимые и осязаемые аспекты другого человека и реагировать на них, артистическое понимание акцентирует реальности внешние.
Практическое понимание — это способность одного человека влиять на другого и изменять его поведение желаемым образом.
Эмпирическое понимание, или сенситивность, — это способность одного человека точно предсказать чувства, мысли и поведение другого.
Способность понимать других людей в последние годы особо ценится, ей придается особое значение, и потому она является важной целью обучения в тренингах.
Понять — значит занять ту или иную мысленную позицию, видеть мир с определенной точки зрения, а также различать достаточно разные позиции у себя и других людей. Это необходимо для развития перцептивной способности, эмпатии и рационального мышления. Эмпатия — это процесс «вчувствования» в другого, мысленная идентификация с другим или переживание за другого его чувств, мыслей, установок, она определяет позитивное восприятие другого, в конечном итоге формируя фундамент понимания или непонимания человека.
Специфика технологии тренинга сенситивности заключается в том, что она основана на актуализации чувств и эмоций, на рефлексии. Это не позволяет осуществить подробное описание такого тренинга. Современные тренинги по формированию и развитию, например, командного взаимодействия охватывают и стратегические ориентиры (ориентация на задачи), и работу над взаимоотношениями в команде (ориентация на отношения). В обучении сенситивности также используется множество методов: мини-лекции
по психологии, групповые дискуссии, работа с ситуациями, ролевые игры.
«Равенство обязательно для всех».
В процессе проведения тренинга описываются процедуры занятий и ведутся их протоколы, готовятся и создаются специальные наглядные пособия, мультимедийное сопровождение. По окончании тренингов разрабатываются анкеты для обратной связи и диагностики приобретенной компетентности «на выходе», пишутся отчеты, анализируются итоги достижения поставленных целей.
Преподавателю, ведущему тренинг, важно научиться создавать учебно-методические материалы, обеспечивающие его эффективное осуществление. Эта работа проводится на всех этапах тренинга.
Предварительная работа до начала обучения: корректируются должностные инструкции специалиста с учетом новых требований;
формулируются конкретные цели и задачи обучения; разрабатываются и описываются инструкции для студентов (как выполнять упражнение) и для самого тренера (как проводить упражнение); готовится специальная анкета, позволяющая сделать диагностику уровня компетентности обучаемых «на входе»; подготавливаются необходимые раздаточные материалы и рабочее пособие с заданиями для тренинга.
Для того чтобы добиться эффективности обучающего тренинга, преподавателю необходимо следовать следующим рекомендациям:
-следить за временем, чтобы закончить вовремя;
- избегать длительной дискуссии по общим вопросам или возвращения к вопросам, оставленным «на потом»;
-задавать ряд острых коротких вопросов, на которые все участники по очереди должны дать ответы;
- предлагать коллективное задание («выгружение» из игры) на 3 — 5 мин и завершать его публичной презентацией;
- оставлять на конец игрового занятия какую-нибудь важную информацию или предлагать нужный раздаточный материал;
- получать от участников обратную связь (например, какие эмоции и чувства они испытывали во время тренинга или в данный момент);
- напоминать обучаемым, чего им удалось достичь («сухой остаток»), или написать на доске вопросы, за которые можно будет взяться на следующем занятии;
- благодарить всех за сотрудничество в достижении целей учебной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. (Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).
Статья о проведении уроков географии в рамках педагогики музейной деятельности в образовательном пространстве школьного музея Арктики им. Седова ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга у...
методическая разработка для проведения семинарских занятий по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика" для специальности 05711 "Социальная педагогика"
Материал содержит методические указания по проведению семинарских уроков по темам: "Педагогическая помощь детям с нарушениями речи", "Развитие психики аномальных детей", "Проблемы и причины школьной н...
Портфолио по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика" для студентов, обучающихся по специальности 050711 "Социальная педагогика"
В методической разработке отражены разделы портфолио по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика"...
Укучы шәхесен үстерүдә педагогик таяныч Педагогик киңәшмәгә чыгыш
Педагогик таяныч, булышлык (поддержка)- табигать тарафыннан бирелгән потенциаль мөмкинлекләренә таянып, укучыга теге яки бу кыенлыкны җиңеп чыгарга ярдәм итү. Иң әһәмиятлесе- балага булышу. Педагогик ...
От педагогики сотрудничества к сотворческой педагогике
В статье представлен материал выступления на педсовете, посвященный педагогике сотворчества...
Выступление на IV международной научно-практической конференции по педагогике "Приоритетные направления развития педагогики и образования: инновационные методики и проблемы практического применения"
Выступление на тему "Использование сенсорных игр в коррекционной работе с детьми с ОНР I-II уровня"...
Укучы шәхесен үстерүдә педагогик таяныч Педагогик укуга чыгыш
Укучы шәхесен үстерүдә педагогик таяныч Педагогик укуга чыгыш...