Обобщение опыта использования ИКТ - технологий в преподавании дисциплины «Математика», "Информатика"
методическая разработка
Сегодня уже нет сомнений в том, что наступивший XXI век – это век информации и научных знаний. Поэтому перед системой образования стоит глобальная проблема подготовки молодых граждан к жизни и деятельности в совершенно новых условиях информационного общества. Современное качественное образование включает как необходимый элемент свободное владение информационными технологиями, и компьютер воспринимается как предмет если не первой, то второй необходимости. Все большее число обучающихся имеют компьютеры дома, и все чаще именно они выступают инициаторами использования информационных технологий в учебном процессе. Ими движет не «игровой» интерес, а желание приобрести полезные для будущей карьеры профессиональные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_ispolzovaniya_ikt_tehnologii.docx | 37.13 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обобщение опыта использования ИКТ - технологий в преподавании дисциплины «Математика», «Информатика»»
Аннотация.
Данная методическая разработка составлена для обобщения опыта использования информационно-коммуникационных технологий в обучении математике и информатике. Она может быть интересна преподавателям общеобразовательных, а также специальных дисциплин.
Введение.
Сегодня уже нет сомнений в том, что наступивший XXI век – это век информации и научных знаний. Поэтому перед системой образования стоит глобальная проблема подготовки молодых граждан к жизни и деятельности в совершенно новых условиях информационного общества. Современное качественное образование включает как необходимый элемент свободное владение информационными технологиями, и компьютер воспринимается как предмет если не первой, то второй необходимости. Все большее число обучающихся имеют компьютеры дома, и все чаще именно они выступают инициаторами использования информационных технологий в учебном процессе. Ими движет не «игровой» интерес, а желание приобрести полезные для будущей карьеры профессиональные навыки.
Применение информационных технологий помогает повысить уровень преподавания, обеспечивает наглядность, аудиоподдержку, контроль, несет большой объем информации, является стимулом в обучении. Компьютер – это мощный инструмент получения и обработки информации, возможности компьютерных и сетевых технологий бесконечны.
Актуальность применения новых информационных технологий продиктована, прежде всего, педагогическими потребностями в повышении эффективности развивающего обучения, в частности, формировании навыков самостоятельной учебной деятельности, критического мышления, исследовательского, креативного подхода к обучению.
Основная часть.
Объективно происходящий процесс информатизации общества предъявляет новые требования к профессиональным качествам специалистов любого профиля в области использования информационных и коммуникационных технологий. В системе профессионального образования информационные технологии выступают как новые средства обучения, они позволяют качественно изменить методы, формы и содержание обучения, обладают рядом дидактических достоинств (нелинейность обучения, индивидуальный подход к обучаемому и т.д.).
Опираясь на имеющиеся в педагогической науке позиции (В.К.Белошапка, В. П. Беспалько, С. А. Бешенков, А. А. Кузнецов, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, И. В. Роберт и др.), можно выделить три уровня развития познавательных способностей на основе информационных и коммуникационных технологий:
- «знать» (усвоение концепций, теорий, идей как результата запоминания информации);
- «уметь» (воспроизведение усвоенного содержания обучения, применение теоретических положений на практике);
- «владеть» (умение применять полученные знания для решения типовых и нестандартных задач).
Данные уровни соответствуют продвижению обучающегося по ступеням: от знания через понимание к творческой деятельности и к развитию универсальных способностей личности, т. е. от усвоения базовых компетентностей к сформированным универсальным компетенциям. Реализация указанных технологий в обучении позволяет осуществлять сбор, хранение, обработку, ввод и тиражирование различных видов информации.
Основываясь на этих положениях, можно сформулировать следующие требования к информационно-коммуникационным технологиям:
- направленность на личность обучаемого в области развития его индивидуальных качеств, раскрытие и проявление интеллектуального потенциала обучаемого;
- оказание помощи в развитии умений решать новые, нечетко определенные задачи, в формировании мыслительных навыков и развитии творческого начала;
- создание условий для осуществления учебной деятельности, которая стимулирует индивидуальное и коллективное творчество, развивает социальные и коммуникативные способности личности;
- ориентация на развитие профессионально-познавательной активности обучаемого.
Для выполнения этих требований необходимо реализовать следующие дидактические принципы личностно-развиваюшего обучения:
- рассмотрение обучаемого как активного субъекта познания;
- осуществление самостоятельной учебной деятельности, способствующей самообучению обучаемого;
- развитие коммуникативных способностей личности.
Информационно-коммуникационные технологии в профессионально-образовательном процессе.
Характеристика содержательного компонента информационно-коммуникационных технологий.
К электронным информационно-образовательным ресурсам относятся электронные издания учебников, словарей, справочников, методических пособий и др.
В своей практике использую мультимедийный обучающий комплект «Математика 9-11 классы». В разделе УЧЕБНИК представлен теоретический материал и примеры заданий по курсу школьной программы, представленные в виде анимационных роликов, а также задания для самостоятельного решения в интерактивном режиме. В разделе ТРЕНАЖЕР ЭКЗАМЕНА дана возможность не только проверить свои знания, но и окунуться в атмосферу реального экзамена. В разделе КОНСПЕКТЫ даны краткие ответы на экзаменационные вопросы с возможностью распечатать их.
Так же использую мультимедийный обучающий комплект «Информатика 9-11 классы». В разделе ТЕОРИЯ рассмотрен полный школьный курс по предмету. В разделе ТРЕНАЖЕР ЕГЭ можно пройти пробный экзамен и проверить свои ответы. В разделе КОНСПЕКТЫ представлены конспекты вопросов, подробно рассмотренных в разделе Теория.
Данные комплекты использую на уроках при изучении нового материала, а также для закрепления новых знаний, а во внеурочное время на консультациях с комплектами могут работать студенты, отсутствующие на занятиях из-за болезни или желающие самостоятельно рассмотреть вопросы программы.
Тренировочные и тестирующие системы предназначены для закрепления изучаемого материала. В своей практике использую тренировочную программу Mathematics for students для проверки студентами решения квадратных уравнений, систем уравнений третьей степени, возведения в степень и извлечения корня.
Использую тестирующие программы NI Tester, Информатика для закрепления и для проверки знаний.
Одной из важнейших и распространенных причин использования моделирующих программ в образовательном процессе является потребность моделирования или визуализации каких-либо динамических процессов, которые невозможно или затруднительно воспроизвести в учебной аудитории. При изучении тем на построения графиков функций использую программу Master Function 1.0 - построение графиков функций. Студентам интересно использовать программу при выполнении преобразований графиков функций для проверки правильности выполнения заданий.
При изучения раздела стереометрия использую программу Живая геометрия, а также интерактивные стереочертежи к курсу геометрии 10-11 для данной программы. Цель использования программы – помочь учащимся развить пространственное воображение, научить «читать» чертежи трехмерных конструкций и строить их самостоятельно. Стереочертежи помогут студентам освоить некоторые приемы и методы решения стереометрических задач, в частности, способы построения сечений многогранников и «метод проекции», основанный на выборе наиболее подходящего ракурса изображения.
Характеристика коммуникативного компонента информационно-коммуникационных технологий.
Электронная почта (e-mail) – это асинхронная коммуникационная среда. Асинхронность означает, что для получения сообщения не требуется согласовывать время и место получения с отправителем и наоборот. Электронная почта используется для координации и установления обратной связи в образовательном процессе. Электронная почта открывает огромные возможности для индивидуализации работы с обучаемыми.
Специфика технологий Интернет заключается в том, что они представляют и обучаемым, и педагогам громадные возможности выбора источников информации, реализуя на практике принцип избыточности ресурсов профессионального образования. В своей работе использую персональный мини-сайт в социальной сети работников образования, адрес ресурса: http://nsportal.ru/rogozhkina-olga-yurevna. В разделе ДЛЯ СТУДЕНТОВ представлены задания для выполнения максимальной нагрузки по дисциплине «Математика» для студентов групп С-102, Э-107. Так же в работе использую персональный сайт http://olga-rogozhkina.ucoz.ru/. В разделе ДЛЯ СТУДЕНТОВ можно узнать формы итогового контроля по дисциплинам, скачать справочные материалы по дисциплине «Математика», познакомиться и скачать варианты домашних контрольных работ по дисциплине «Математика», а также инструкционные карты и дополнительные задания по дисциплине «Информатика». В разделе КАТАЛОГ САЙТОВ представлены ссылки на интересные образовательные ресурсы сети Интернет.
Средства телекоммуникации могут предоставить следующие возможности реализации ИКТ – технологий:
- Оперативную передачу на любые расстояния информации любого объема и вида.
- Интерактивность и оперативную обратную связь.
- Доступ к различным источника информации.
При использовании информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе имеется возможность применять различные приемы активизации профессионально-познавательной деятельности учащихся: придать изложению нового материала проблемный характер, закрепить теоретические положения примерами из электронных баз знаний, использовать наглядно-образные материалы средствами аудио- и видеотехники. Все это нацелено на содержательное и глубокое освоение нового материала и поддержку высокого уровня внимания и мыслительной активности обучаемых.
Основные направления использования ИКТ на уроках.
Формы реализации ИКТ во внеурочной деятельности.
Не выходя из компьютерного класса можно совершить виртуальную экскурсию в музей вычислительной техники.
Адреса ресурсов, которые я использую в своей практике:
http://informat444.narod.ru/museum/ - виртуальный музей информатики,
http://www.computer-museum.ru/index.php - виртуальный компьютерный музей,
http://www.phantom.sannata.ru/museum/ - железные призраки прошлого,
http://www.old.h1.ru/index.shtml - неофициальный музей компьютеров в СССР,
http://muzey-factov.ru/tag/mathematics - интересные факты о математике,
http://matematikaiskusstvo.ru/index.html - математика и искусство,
http://www.proektcom.ru/ -проект учащихся «Музей истории математики»,
http://math.child.ru/otdohni/museum/ - музей красивой математики,
http://muzey.mitht.ru/library/lomonosov_i_matematika.html - Ломоносов и математика.
Защита проектных работ – это уникальный способ реализации исследовательского потенциала учащегося, творческого применения их знаний и умений на практике. ИКТ выступают средством презентации созданного учащимся нового образовательного продукта, отражающего внутренние образовательные приращения школьника.
Требования к оформлению мультимедийный презентаций при подготовке проектов.
Оформление слайдов | |
Стиль | 1. Соблюдайте единый стиль оформления. 2. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. 3. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунок). |
Фон | 1. Для фона выбирайте более холодные тона (синий, зеленый). |
Использование цвета | 1. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. 2. Для фона и текста слайда выбирайте контрастные цвета. |
Анимационные эффекты | 1. Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. 2. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания на слайде. |
Представление информации | |
Содержание информации | 1. Используйте короткие слова и предложения. 2. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. 3. Заголовки должны привлекать внимание аудитории. |
Расположение информации на странице | 1. Предпочтительно горизонтальное расположение информации. 2. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. 3. Если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней. |
Шрифты | 1. Для заголовков – не менее 24. 2. Для информации – не менее 18. 3. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. 4. Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации. 5. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив и подчеркивание. |
Способы выделения информации | 1. Рамки, границы, заливки. 2. Разные цвета шрифтов, штриховку, заливку. 3. Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. |
Объем информации | 1. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут запомнить не более трех фактов, выводов, определений. 2. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом слайде. |
Виды слайдов | Для обеспечения разнообразия следует использовать различные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами. |
Заключение.
Применение информационных и коммуникационных технологий в обучении позволяет:
- повысить эффективность учебного процесса; развить личностные качества обучаемых (обученность, обучаемость, способность к самообразованию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, творческие способности, умение применять полученные знания на практике, познавательный интерес, отношение к труду);
- развить коммуникативные и социальные способности молодого человека, особенно при работе в сети Интернет;
- существенно расширить возможности индивидуализации и дифференциации обучения за счет предоставления каждому обучаемому персонального педагога, роль которого выполняет компьютер;
- определить обучаемого в качестве активного субъекта познания, признать его самоценность; учесть субъективный опыт обучаемого, его индивидуальные особенности; осуществить самостоятельную учебную деятельность, в ходе которой обучаемый самообучается и саморазвивается;
- привить обучаемому навыки работы с современными технологиями, что способствует его адаптации к быстро изменяющимся социальным условиям для успешной реализации своих профессиональных задач.
Список литературы:
- Зеер Э. Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 176 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат и др. М., 1999
- Митенев Ю. А. (Вологодский государственный педагогический университет) Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении математике / СПО №6 2011
- Чугунова Н. П. (учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ, с. Кошки Самарской обл.) ИКТ как средство повышения внутренней мотивации обучающихся / Справочник заместителя директора школы №12 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта "Использование игровых технологий на уроках английского языка
Использование игровых технологий на уроках английского языка...
Использование информационных технологий в преподавании дисциплины «Литература» в образовательных учреждениях СПО
Для человека, живущего в рамках современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. Поэтому использование в образовательном процессе современных информационных те...
"Использование компьютерных технологий в преподавании дисциплины "Инженерная грфика" -Методический доклад
В данном докладе раскрываеются возможности преподавания дисциплины "Инженерная графика" с помощью программ на компьютере....
Обобщение опыта работы:"Современные технологии в преподавании истории и обществознания"
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания МКОУ СОШ №3 Химилоновой Раисы Исаевны Обобщение опыта работы:"Современные технологии в преподавании истории и обществознания"...
Обобщение опыта. Использование приёмов технологии критического мышления на уроках биологии.
Использование приёмов технологии критического мышления на уроках биологии....
Использование информационных технологий в преподавании дисциплины «Литература» в образовательных учреждениях СПО
Для человека, живущего в рамках современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. Поэтому использование в образовательном процессе современных информационных технолог...
Обобщение опыта «Использование инновационных технологий на уроках физической культуры»
В настоящее время развитие системы образования в сфере физической культуры и спорта вплотную связано с сохранением и укреплением здоровья детей и подростков. Физическое воспитание на современном уровн...