Статья. Психолого-педагогическая сущность проблемного обучения
статья

Тихвинская Наталья Борисовна, кандидат педагогических наук

Статья "Психолого-педагогическая сущность проблемного обучения" предназначена для учителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов, студентов педагогических вузов, колледжей и широкого круга читателей, стремящихся к постоянному саморазвитию, интересующихся вопросами успешного обучения детей. Данный материал поможет понять, как повысить мотивацию к обучению, получению новых знаний, сформировать цель и найти\наметить пути ее достижения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://nsportal.ru/node/add/book-s15.49 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Психолого-педагогическая сущность проблемного обучения

Сегодня общество продолжает испытывать острую потребность в социально активной, творческой личности, способной самостоятельно принимать конструктивные решения как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Большая роль в воспитании такого человека принадлежит современному образованию. Данная проблема может быть решена путем введения в учебный процесс проблемного обучения, которое обладает широкими возможностями развития логического мышления, творческих способностей, формирования познавательного интереса. Важным и необходимым "условием для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой деятельности являет­ся возможность проявить в учении умственную самостоятельность и ини­циативность. Основным средством воспитания устойчивого интереса к учению является использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.

Проблемное обучение – это система правил применения приёмов учения и преподавания, «построенная с учётом логики мыслительных операций (анализа, обобщения и т.п.) и закономерности поисковой деятельности учащихся (проблемной ситуации, познавательного интереса, потребности и т.п.). Поэтому оно более всего обеспечивает развитие мыслительных способностей школьника, его общее развитие и формирование убеждений».

Психолого-педагогическую сущность проблемного обучения составляют организация учителем проблемных ситуаций в учебной работе школьников и управление их познавательной деятельностью по усвоению новых знаний путём решения учебных проблем, задач и вопросов. Это поисковый путь в усвоении знаний. Проблемный подход в обучении обладает большими возможностями активизации учения школьников на всех этапах учебного процесса для повышения сознательности и прочности усвоения знаний, развития мышления детей, выработки собственного активного отношения к окружающей действительности.

Начало отечественных исследований в области использования проблемного подхода в процессе обучения, было положено в 50-х г.г. XX в. В частности, М.А. Даниловым и В.П. Есиповым были сформулированы правила активизации процесса обучения (ведение учащихся к обобщению, избегание предоставления готовых определений и понятий; развитие самостоятельности посредством использования творческих заданий).

Мысль о необходимости сообщения знаний в их движении и развитии стала важнейшим принципом изложения учебного материала с использованием проблемного метода в 60-х гг. XX в. Так, вклад в развитие этой области дидактики внесли именитые отечественные психологи, которые развили положения о том, что важной характеристикой умственного развития является, не только объем и качество усвоенных знаний, но и структура мыслительных процессов, система логических операций и умственных действий (Т.В. Кудрявцев, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн). А.М. Матюшкин оказал существенное влияние на развитие теории проблемного обучения благодаря созданию положения о роли проблемной ситуации в мышлении и обучении. С.Л. Рубинштейн определил понятие «проблемная ситуация». Это ситуация, отличительными особенностями которой являются неопределенность, неизвестность.

Проблемная ситуация не имеет заранее известного решения, которое предстоит найти. Направление мыслительного процесса, в ходе разрешения проблемной ситуации, определяется отношением неизвестного, заданного, искомого к исходным данным проблемы. Проблемное обучение предполагает создание проблемной ситуации, требующей разрешения. При этом задаются вводные данные, формулируется задача и формируется отношение ученика к проблеме.

Таким образом, С.Л. Рубинштейн определил условия организации проблемного обучения. Н.А. Менчинская указывает на тесную взаимосвязь проблемного обучения с уровнем развития мышления учащихся. С одной стороны, постановка и решение проблемы предполагают определенный уровень сформированности мыслительных операций у учащихся. С другой – проблемное обучение способствует развитию мышления. Т.В. Кудрявцев указывает, что сущность проблемного обучения заключается в том, что перед учащимися ставятся дидактические проблемы, в процессе решения которых, они овладевают обобщенными знаниями. А.М. Матюшкин выделяет два этапа проблемного обучения: – на первом этапе педагог ставит задачу, которая должна вызвать у ученика проблемную ситуацию; – на втором этапе ученик самостоятельно, или при помощи учителя осуществляет поиск разрешения проблемной ситуации. Результатом использования проблемного обучения будет, по мнению А.М. Матюшкина, усвоение учениками предметных знаний. А.В. Брушлинский понимает проблемное обучение как организацию учебных занятий, в ходе которых учитель создает проблемные ситуации, которые разрешаются учениками посредством активной самостоятельной деятельности. Результат применения проблемного подхода выражается в творческом овладении обучающимися предметными знаниями, умениями и навыками, а также профессиональными компетенциями. А.В. Брушлинский также указывает, что использование методов проблемного обучения также стимулирует развитие у учеников мышления. Рассмотренные определения понятия «проблемное обучение», выработанные отечественными учеными, схожи.

В основу проблемного обучения положен принцип научного познания, когда вначале ставится задача (проблемная ситуация), требующая решения, а затем ученик самостоятельно, или с помощью учителя, разрешает проблемную ситуацию, получая при этом прочные предметные знания.

 Проблемное обучение активно внедрялась в практику обучения в отечественной школе и учреждениях среднего профессионального образования во второй половине XX в. Отечественными учеными были разработаны ряд методов проблемного обучения (метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, исследовательский метод), использование которых позволяет решать следующие задачи: − развитие мышления учащихся; − формирование предметных знаний; − формирование навыков исследовательской деятельности; − повышение мотивации учащихся к обучению.

Таким образом, уже в начале своего становления и развития проблемное обучение рассматривалось как одна из закономерностей умственной деятельности обучающихся. Зарубежными учеными выявлены характер влияния проблемного обучения на развитие мышления учеников. Также разработан проектный метод, с помощью которого предлагалось воплощать проблемное обучение на практике, и определен алгоритм решения исследовательских задач.

Технологии проблемного обучения не могут сильно вариативны, потому что вовлечение учеников в активную познавательную деятельность комплексно. Одним из главных этапов проблемного обучения есть создание проблемной ситуации, которая является ощущением мыслительного затруднения. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся. Её получением и пониманием закончится первый этап. На следующей стадии разрешения проблемы учащийся обдумывает знания, которые имеются в его распоряжении, если их мало для получения ответа, ученик активно добывает недостающую информацию. Третий этап необходим для получения разными способами нужных для разрешения проблемы знаний. Данный этап заканчивается «озарением». Дальше идут этапы решения проблемы, проверки своих конечных результатов, сравнение с изначальной гипотезой, обобщения полученных знаний, умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ"

Методическое сообщение об основных методах, применяющихся в педагогической технологии развивающего обучения. Статья основана на изучении методической литературы, систематизирует психолого-педагогическ...

Статья "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ".

Психологическая работа с детьми с ОВЗ имеет огромное значение....

Сущность проблемного обучения

Развитие темы статьи "Введение в проблемное обучение"....

Статья "Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности одаренных школьников в условиях сельской общеобразовательной школы "

В статье раскрывается опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению исследовательской и проектной деятельности школьников....

Статья "Психолого-педагогические принципы формирования личности в спорте".

Задачи психологического сопровождения спорта, которые предъявляет спортивная деятельность, определяются социальной и личностной значимостью для участвующих в данном процессе....

Статья ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Дистанционное образование в силу ряда своих особенностей (удаленность, опосредованное общение,  преобладание самоконтроля учащихся над контролем со стороны педагога) диктует необходимость психоло...