Риски написания учебного исследовательского проекта в формате реферата
статья (9 класс)

Проектная деятельность обучающихся является составной частью образовательного процесса.

Выполнение итогового проекта обязательно для каждого учащегося 9 класса, обучающегося по ФГОС второго поколения, так как он входит в Учебный план школы. Индивидуальную проектную работу выполняют обучающиеся 10–11-х классов в обязательном порядке.

Очень часто происходит путаница между пониманием проекта и реферата, так как это два разных вида работ, но есть определенные моменты схожие в их выполнении.

Эта статья посвящена анализу написания проекта и реферата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хрунова Нинель Григорьевна, 

учитель английского языка

ГБОУ СОШ 291 Санкт-Петербург

РИСКИ НАПИСАНИЯ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА В ФОРМАТЕ РЕФЕРАТА

Проектная деятельность обучающихся является составной частью образовательного процесса.

Выполнение итогового проекта обязательно для каждого учащегося 9 класса, обучающегося по ФГОС второго поколения, так как он входит в Учебный план школы. Индивидуальную проектную работу выполняют обучающиеся 10–11-х классов в обязательном порядке.

Очень часто происходит путаница между пониманием проекта и реферата, так как это два разных вида работ, но есть определенные моменты схожие в их выполнении.

Учебный проект – учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, направленная на решение проблемы в какой-либо области, значимой для участников проекта. В учебном проекте осуществляется

совместная деятельность учителя и обучающихся.

Достижение поставленной цели  включает сбор, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, а также представляет собой самостоятельное исследование.

Исследовательская работа по проекту - содержит определенную научную новизну, связанна с научным поиском, проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, для их подтверждения проведение различных экспериментов и представление выводов по поводу того, подтвердилась ваша гипотеза или нет.

Реферат – это научно-исследовательская работа, которая связана со сбором информации, по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, где раскрывается суть изучаемого вопроса.

Цель выполнения проекта – решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Цели выполнения реферата – умение самостоятельно работать с литературными источниками, обучение навыкам самообразования; овладение методами поиска, анализа, переработки и систематизации информации по заданной теме; повышение уровня интеллектуального развития.

В зависимости от типа проекта, а их несколько:

– информационный (проект, целью которого является сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной тематике);

– исследовательский (проект, направленный на доказательство или

опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы);

– прикладной (практико-ориентированный), (проект, имеющий на выходе конкретный продукт; проект, направленный на воплощение в жизнь какой-то идеи, конечный продукт может использоваться как самим учеником, так и внешним заказчиком);

– игровой (ролевой), (проект, в котором участники принимают на себя определенные роли);

– творческий  (проект, направленный на создание какого-то творческого продукта, предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы);

– социальный (социально-ориентированный), (проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; сбор, анализ и представление информации по актуальной социально-значимой тематике);

– инженерный (создание планов, чертежей, расчетов, макетов).

Результатом проектной деятельности может быть:

– письменная работа (эссе, рассказ, сказка, стихотворение, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, буклет, словарь, пакет рекомендаций, справочник, заочная экскурсия, аннотация, рецензия, литературный календарь);

– художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изо), представляется в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации, газета, журнал, коллекция, модель, путеводитель;

– материальный объект, макет, чертеж, иное конструкторское изделие; веб-сайт, блог, виртуальная экскурсия, видеоролик;

– отчетные материалы по социальному проекту (тексты, мультимедийные продукты).

В зависимости от типа реферата, а их тоже несколько:

– классификационный (обобщение изученного материала );

– познавательный ( изучение теоретического материала, который не входит в программный курс обучения, а применение полученных знаний для решения задач из основной программы);

– исследовательский (самостоятельное научное изыскание).

Результатом написания реферата может быть – систематизированный анализ нескольких мнений, направленных на раскрытие сути рассматриваемого вопроса, краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления, доклад на определенную тему, где обобщается вся информация, которую нашли среди различных источников информации.

Проект может включать в себя элементы рефератов, но и исследований и других видов самостоятельной работы учащихся, как способов достижения результатов проекта. При работе над проектом имеется похожий, реферативный этап, по сбору и анализу информации, полученной из разных источников по исследуемой проблеме, который является лишь частью проекта.

Что касается структуры, то они похожи с одним различием, в реферате отсутствует раздел (практический) описание проектной работы и её результатов (что делали в ходе работы над проектом на каждом этапе, какие исследования провели, к каким выводам пришли, какой материал собрали, что изготовили на каждом этапе).

Рассмотрим структуру   проекта и структуру реферата  в сравнении

Структура   проекта

Структура реферата

Титульный лист

Титульный лист

Содержание

Содержание

Введение. Тема проекта и её актуальность (может ли тема проекта и его продукт представлять научный, практический, информационный интерес), цель проекта; поставленные  задачи для достижения цели; этапы работы над проектом; методы и приемы исследования и работы над проектом.

Введение. В этой части раскрываются следующие моменты: тема и цель работы; актуальность; постановка задач; объект и предмет исследования, методология исследования.

Раздел (теоретический). Излагаются  основные понятия, раскрывающие тему, интерес к теме в науке, разные позиции и точки зрения, анализ литературы по теме, информационно-содержательный материал.

Основная часть. Этот блок содержит основные идеи, методы в подробном описании. По тексту необходимы ссылки на литературу и другие источники, из которых была взята информация. Основная часть реферата может содержать не менее трёх и не более пяти разделов (параграфов). Параграфы реферата должны быть взаимосвязаны. Каждый параграф заканчивался краткими выводами, позволяющими логически перейти к изложению следующего материала. При этом необходимо стремиться к пропорциональному (по объему) распределению материала между разделами. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент реферата.

Раздел (практический).  Описание проектной работы и её результатов, что делали в ходе работы над проектом на каждом этапе, какие исследования провели, к каким выводам пришли, какой материал собрали, что изготовили на каждом этапе.

Заключение. Подведение итогов по проекту: что планировали, какую цель ставили, все ли задачи выполнили, использованы ли предполагаемые методы и приемы, все  ли этапы проекта завершены, получен ли результат, как он соотносится с целью.

Заключение. Обобщаются промежуточные выводы из глав основной части реферата и дается общий вывод в соответствии с задачами во введении. Заключение содержит выводы работы и ответы на вопросы, поставленные в целях и задачах.

Список литературы. 

Перечисление литературы, использованной для выполнения проекта.

Список литературы. Перечисляются статьи, книги, научные публикации, монографии и пр., что будет использовано в труде. учебно-методическая литература и т.п.).

Приложения проекта.

Сам продукт, его фото, иллюстрации статистических данных, аналитические таблицы.

Приложения реферата. 

Содержат основные теоретические положения и выводы следует иллюстрировать цифровыми и статистическими данными из статистических справочников, монографий, периодических изданий и других источников. Цифровой материал приводится в виде аналитических таблиц.

Есть определенные различия во введении. Они представлены в таблице

Введение в проектной деятельности

Введение в реферате

Обоснование актуальности, значимости темы исследования. В качестве темы исследования следует выбирать интересующую исследователя, значимую с точки зрения науки, важную для определённых социальных групп сферу знания / направленность поиска.

Актуальность объясняет, почему студент взял именно эту тему, и так ли она важна в современной жизни.

Объект исследования – комплекс фактов, явлений, процессов, событий, на изучение которых направлено исследование.

Предмет исследования – конкретная сторона объекта исследования, о которой исследователь стремится получить новое знание; определённый угол зрения на объект исследования.

Предмет и объект определяют, о чем именно пойдет речь в реферате, и какая научная область будет рассмотрена.

Цель – общее направление исследования, образ будущего результата исследования. Определить цель исследования, значит ответить на вопрос «Зачем необходимо исследование?». Задачи – направленность и содержание деятельности на основных этапах исследования. Цель указывает общее направление исследования, задачи конкретизируют цель, определяют основные шаги.

Цель и задачи объясняют, для чего нужна работа, какие результаты достигнуты и какими способами.

Гипотеза – логически обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения фактов, явлений, процессов, которые следует подтвердить или опровергнуть.

Методы исследования – инструмент исследования. Теоретические методы – анализ, моделирование, обобщение данных... Эмпирические (практические) методы – метод опроса, наблюдение, тестирование, эксперимент.

Методология исследования указывает на способы изучения материала.

 

В данной статье автор попытался сравнить форматы учебного исследовательского проекта и  реферата. Проектная деятельности является одной из  наиболее востребованных образовательных технологий, которая стала обязательной в учебном плане и поэтому работа над проектом отличается от такого вида деятельности как реферат.

Список использованных источников

  1. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.diplomtime.ru/oformlenie-referata( дата обращения: 26.05.2022)
  2. [Электронный ресурс]. – URL: https://workproekt.ru/oformlenie-proekta/oformlenie-spiska-literaturyi/ ( дата обращения: 28.05.2022)
  3. [Электронный ресурс]. – URL: https://workproekt.ru/vidy-proektov/( дата обращения: 28.05.2022)
  4. [Электронный ресурс]. – URL: https://workproekt.ru/struktura-proekta/( дата обращения: 29.05.2022)
  5. [Электронный ресурс]. – URL: https://sites.google.com/a/1927.org.ru/naucno-metodiceskaa-rabota/pedagogiceskie-tehnologii/proektnaa-deatelnost ( дата обращения: 29.05.2022)
  6. [Электронный ресурс]. – URL: http://old.unesco.kz/asp/best/ru_project1.html
  7. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.poziciyaschool.ru/o_nas/proektnaya_deyatelnost/ ( дата обращения: 30.05.2022)
  8. [Электронный ресурс]. – URL: https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/referat-chto-ehto-takoe-kak-pravilno-pisat.html ( дата обращения: 31.05.2022)
  9. [Электронный ресурс]. – URL: https://obrazovan.online/blog/kak-pisat-referat.html( дата обращения: 31.05.2022)
  10. https://school9.edu.yar.ru/proektnaya_deyatelnost/individualniy_proekt_9_klass.html ( дата обращения: 31.05.2022)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - исследовательский проект "Я и Земля" им. В. И. Вернадского

Чтобы биосфера существовала бесконечно долго, необходимо охранять природу на нашей планете. Исследование фитоценоза в окрестности нашей школы....

Учебно-исследовательский проект "Человек и качество питьевой воды"

                 Хотя   на Земле имеются  миллионы и миллиарды ...

Учебно-исследовательский проект "Моё школьное питание"

Учебно-исследовательский краткосрочный проект, обучающий культуре питания, формирующий положительную мотивацию к здоровому образу жизни и личностние компетенции учащихся....

Алгоритм написания научно-исследовательских проектов

Проектная деятельность учащихся школы...

Всероссийский семинар для учителей естественно-научного цикла участников и победителей Всероссийского конкурса «Мой лучший урок». Мастер – класс учителя географии ГБОУ СОШ № 2006 по теме: «Апробирование учебно-исследовательских работ в формате взаимо

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближнею перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план ...

Памятка к написанию научно-исследовательского проекта

Памятка к написанию научно-исследовательского проекта...

Конструктор для написания учебно- исследовательской работы.

Материал может быть полезен ученикам и учителям при написании учебно-исследовательской работы ....