Риски написания учебного исследовательского проекта в формате реферата
статья (9 класс)
Проектная деятельность обучающихся является составной частью образовательного процесса.
Выполнение итогового проекта обязательно для каждого учащегося 9 класса, обучающегося по ФГОС второго поколения, так как он входит в Учебный план школы. Индивидуальную проектную работу выполняют обучающиеся 10–11-х классов в обязательном порядке.
Очень часто происходит путаница между пониманием проекта и реферата, так как это два разных вида работ, но есть определенные моменты схожие в их выполнении.
Эта статья посвящена анализу написания проекта и реферата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_riski_napisaniya_uchebnogo_issledovatelskogo_proekta_v_formate_referata.docx | 33.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Хрунова Нинель Григорьевна,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ 291 Санкт-Петербург
РИСКИ НАПИСАНИЯ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА В ФОРМАТЕ РЕФЕРАТА
Проектная деятельность обучающихся является составной частью образовательного процесса.
Выполнение итогового проекта обязательно для каждого учащегося 9 класса, обучающегося по ФГОС второго поколения, так как он входит в Учебный план школы. Индивидуальную проектную работу выполняют обучающиеся 10–11-х классов в обязательном порядке.
Очень часто происходит путаница между пониманием проекта и реферата, так как это два разных вида работ, но есть определенные моменты схожие в их выполнении.
Учебный проект – учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, направленная на решение проблемы в какой-либо области, значимой для участников проекта. В учебном проекте осуществляется
совместная деятельность учителя и обучающихся.
Достижение поставленной цели включает сбор, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, а также представляет собой самостоятельное исследование.
Исследовательская работа по проекту - содержит определенную научную новизну, связанна с научным поиском, проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, для их подтверждения проведение различных экспериментов и представление выводов по поводу того, подтвердилась ваша гипотеза или нет.
Реферат – это научно-исследовательская работа, которая связана со сбором информации, по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, где раскрывается суть изучаемого вопроса.
Цель выполнения проекта – решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Цели выполнения реферата – умение самостоятельно работать с литературными источниками, обучение навыкам самообразования; овладение методами поиска, анализа, переработки и систематизации информации по заданной теме; повышение уровня интеллектуального развития.
В зависимости от типа проекта, а их несколько:
– информационный (проект, целью которого является сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной тематике);
– исследовательский (проект, направленный на доказательство или
опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы);
– прикладной (практико-ориентированный), (проект, имеющий на выходе конкретный продукт; проект, направленный на воплощение в жизнь какой-то идеи, конечный продукт может использоваться как самим учеником, так и внешним заказчиком);
– игровой (ролевой), (проект, в котором участники принимают на себя определенные роли);
– творческий (проект, направленный на создание какого-то творческого продукта, предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы);
– социальный (социально-ориентированный), (проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; сбор, анализ и представление информации по актуальной социально-значимой тематике);
– инженерный (создание планов, чертежей, расчетов, макетов).
Результатом проектной деятельности может быть:
– письменная работа (эссе, рассказ, сказка, стихотворение, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, буклет, словарь, пакет рекомендаций, справочник, заочная экскурсия, аннотация, рецензия, литературный календарь);
– художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изо), представляется в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации, газета, журнал, коллекция, модель, путеводитель;
– материальный объект, макет, чертеж, иное конструкторское изделие; веб-сайт, блог, виртуальная экскурсия, видеоролик;
– отчетные материалы по социальному проекту (тексты, мультимедийные продукты).
В зависимости от типа реферата, а их тоже несколько:
– классификационный (обобщение изученного материала );
– познавательный ( изучение теоретического материала, который не входит в программный курс обучения, а применение полученных знаний для решения задач из основной программы);
– исследовательский (самостоятельное научное изыскание).
Результатом написания реферата может быть – систематизированный анализ нескольких мнений, направленных на раскрытие сути рассматриваемого вопроса, краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления, доклад на определенную тему, где обобщается вся информация, которую нашли среди различных источников информации.
Проект может включать в себя элементы рефератов, но и исследований и других видов самостоятельной работы учащихся, как способов достижения результатов проекта. При работе над проектом имеется похожий, реферативный этап, по сбору и анализу информации, полученной из разных источников по исследуемой проблеме, который является лишь частью проекта.
Что касается структуры, то они похожи с одним различием, в реферате отсутствует раздел (практический) описание проектной работы и её результатов (что делали в ходе работы над проектом на каждом этапе, какие исследования провели, к каким выводам пришли, какой материал собрали, что изготовили на каждом этапе).
Рассмотрим структуру проекта и структуру реферата в сравнении
Структура проекта | Структура реферата |
Титульный лист | Титульный лист |
Содержание | Содержание |
Введение. Тема проекта и её актуальность (может ли тема проекта и его продукт представлять научный, практический, информационный интерес), цель проекта; поставленные задачи для достижения цели; этапы работы над проектом; методы и приемы исследования и работы над проектом. | Введение. В этой части раскрываются следующие моменты: тема и цель работы; актуальность; постановка задач; объект и предмет исследования, методология исследования. |
Раздел (теоретический). Излагаются основные понятия, раскрывающие тему, интерес к теме в науке, разные позиции и точки зрения, анализ литературы по теме, информационно-содержательный материал. | Основная часть. Этот блок содержит основные идеи, методы в подробном описании. По тексту необходимы ссылки на литературу и другие источники, из которых была взята информация. Основная часть реферата может содержать не менее трёх и не более пяти разделов (параграфов). Параграфы реферата должны быть взаимосвязаны. Каждый параграф заканчивался краткими выводами, позволяющими логически перейти к изложению следующего материала. При этом необходимо стремиться к пропорциональному (по объему) распределению материала между разделами. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент реферата. |
Раздел (практический). Описание проектной работы и её результатов, что делали в ходе работы над проектом на каждом этапе, какие исследования провели, к каким выводам пришли, какой материал собрали, что изготовили на каждом этапе. | |
Заключение. Подведение итогов по проекту: что планировали, какую цель ставили, все ли задачи выполнили, использованы ли предполагаемые методы и приемы, все ли этапы проекта завершены, получен ли результат, как он соотносится с целью. | Заключение. Обобщаются промежуточные выводы из глав основной части реферата и дается общий вывод в соответствии с задачами во введении. Заключение содержит выводы работы и ответы на вопросы, поставленные в целях и задачах. |
Список литературы. Перечисление литературы, использованной для выполнения проекта. | Список литературы. Перечисляются статьи, книги, научные публикации, монографии и пр., что будет использовано в труде. учебно-методическая литература и т.п.). |
Приложения проекта. Сам продукт, его фото, иллюстрации статистических данных, аналитические таблицы. | Приложения реферата.Содержат основные теоретические положения и выводы следует иллюстрировать цифровыми и статистическими данными из статистических справочников, монографий, периодических изданий и других источников. Цифровой материал приводится в виде аналитических таблиц. |
Есть определенные различия во введении. Они представлены в таблице
Введение в проектной деятельности | Введение в реферате |
Обоснование актуальности, значимости темы исследования. В качестве темы исследования следует выбирать интересующую исследователя, значимую с точки зрения науки, важную для определённых социальных групп сферу знания / направленность поиска. | Актуальность объясняет, почему студент взял именно эту тему, и так ли она важна в современной жизни. |
Объект исследования – комплекс фактов, явлений, процессов, событий, на изучение которых направлено исследование. Предмет исследования – конкретная сторона объекта исследования, о которой исследователь стремится получить новое знание; определённый угол зрения на объект исследования. | Предмет и объект определяют, о чем именно пойдет речь в реферате, и какая научная область будет рассмотрена. |
Цель – общее направление исследования, образ будущего результата исследования. Определить цель исследования, значит ответить на вопрос «Зачем необходимо исследование?». Задачи – направленность и содержание деятельности на основных этапах исследования. Цель указывает общее направление исследования, задачи конкретизируют цель, определяют основные шаги. | Цель и задачи объясняют, для чего нужна работа, какие результаты достигнуты и какими способами. |
Гипотеза – логически обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения фактов, явлений, процессов, которые следует подтвердить или опровергнуть. | |
Методы исследования – инструмент исследования. Теоретические методы – анализ, моделирование, обобщение данных... Эмпирические (практические) методы – метод опроса, наблюдение, тестирование, эксперимент. | Методология исследования указывает на способы изучения материала. |
В данной статье автор попытался сравнить форматы учебного исследовательского проекта и реферата. Проектная деятельности является одной из наиболее востребованных образовательных технологий, которая стала обязательной в учебном плане и поэтому работа над проектом отличается от такого вида деятельности как реферат.
Список использованных источников
- [Электронный ресурс]. – URL: https://www.diplomtime.ru/oformlenie-referata( дата обращения: 26.05.2022)
- [Электронный ресурс]. – URL: https://workproekt.ru/oformlenie-proekta/oformlenie-spiska-literaturyi/ ( дата обращения: 28.05.2022)
- [Электронный ресурс]. – URL: https://workproekt.ru/vidy-proektov/( дата обращения: 28.05.2022)
- [Электронный ресурс]. – URL: https://workproekt.ru/struktura-proekta/( дата обращения: 29.05.2022)
- [Электронный ресурс]. – URL: https://sites.google.com/a/1927.org.ru/naucno-metodiceskaa-rabota/pedagogiceskie-tehnologii/proektnaa-deatelnost ( дата обращения: 29.05.2022)
- [Электронный ресурс]. – URL: http://old.unesco.kz/asp/best/ru_project1.html
- [Электронный ресурс]. – URL: http://www.poziciyaschool.ru/o_nas/proektnaya_deyatelnost/ ( дата обращения: 30.05.2022)
- [Электронный ресурс]. – URL: https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/referat-chto-ehto-takoe-kak-pravilno-pisat.html ( дата обращения: 31.05.2022)
- [Электронный ресурс]. – URL: https://obrazovan.online/blog/kak-pisat-referat.html( дата обращения: 31.05.2022)
- https://school9.edu.yar.ru/proektnaya_deyatelnost/individualniy_proekt_9_klass.html ( дата обращения: 31.05.2022)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - исследовательский проект "Я и Земля" им. В. И. Вернадского
Чтобы биосфера существовала бесконечно долго, необходимо охранять природу на нашей планете. Исследование фитоценоза в окрестности нашей школы....
Учебно-исследовательский проект "Человек и качество питьевой воды"
Хотя на Земле имеются миллионы и миллиарды ...
Учебно-исследовательский проект "Моё школьное питание"
Учебно-исследовательский краткосрочный проект, обучающий культуре питания, формирующий положительную мотивацию к здоровому образу жизни и личностние компетенции учащихся....
Алгоритм написания научно-исследовательских проектов
Проектная деятельность учащихся школы...
Всероссийский семинар для учителей естественно-научного цикла участников и победителей Всероссийского конкурса «Мой лучший урок». Мастер – класс учителя географии ГБОУ СОШ № 2006 по теме: «Апробирование учебно-исследовательских работ в формате взаимо
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближнею перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план ...
Памятка к написанию научно-исследовательского проекта
Памятка к написанию научно-исследовательского проекта...
Конструктор для написания учебно- исследовательской работы.
Материал может быть полезен ученикам и учителям при написании учебно-исследовательской работы ....