Программа летнего оздоровительного лагеря
рабочая программа
Данная программа предусматривает всестороннюю деятельность воспитанников летнего пришкольного лагеря
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа летнего оздоровительного лагеря | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей «Радуга»
Программа «Радуга» предлагает комплекс мероприятий, который включает всех детей в различные виды деятельности, направленной на творческое развитие детей, на развитие сотрудничества и взаимопонимание детей и взрослых воспитателей.
Не секрет, что в течение учебного года дети накапливают в себе стрессы, проблемы, которые негативно сказываются на их физическом и психологическом здоровье. Наша задача – избавить ребёнка от негативных эмоций и стрессов, помочь ему сбросить психологический груз, который он приобрёл в обычной жизни. Помимо этого на физическое и психологическое здоровье школьников оказывают влияние дефицит духовности, снижение моральных устоев и переоценка ценностей. Поэтому наиболее актуальной сейчас является деятельность по развитию системы воспитания и досуга школьников во время летних каникул, здорового образа жизни и оздоровления.
Необходим новый, неформальный подход к проблеме организации досуга, подход, предполагающий создание системы оздоровительных, развивающих и воспитательных мероприятий. Таким подходом является программирование воспитательного процесса в летнем лагере. Однотипный ритм жизни ребят здесь сменяется разными видами деятельности, обогащается новыми впечатлениями. Лагерь – это клапан для спуска излишков детской энергии и вместе с тем – всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретение новых сил. Это продолжение освоения мира, его познания, время воспитания и самовоспитания. Наконец, лагерь – это место реализации человеческой фантазии.
Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Все это и натолкнуло на создание программы организации летнего отдыха «ШОК-это маленькая страна».
Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста. Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Составление программы пришкольного летнего лагеря позволяет максимально эффективно использовать ресурсы и возможности пришкольного лагеря, учитывать интересы детей и запросы их родителей. Педагогический коллектив лагеря, составляя планирование работы, продумал все возможности для раскрытия потенциала каждого ребенка. Воспитатели учитывали желания и любимые развлечения детей, чутко реагировали на запросы, интересы, настроения, выслушивали каждого ребёнка. Программа, по которой мы работаем, по своей направленности является комплексной, то есть, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Наш лагерь имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха.
Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям:
- спортивно-оздоровительное,
- содержательно-досуговое,
- нравственное,
- гражданско-¬патриотическое,
- эстетическое,
Содержание программы.
Тематика смены «Радуга» обыгрывает идею строительства и функционирования города творчества и радости в рамках большой сюжетно-ролевой игры. Жизнь лагерной смены моделирует жизнь города, в котором каждый отряд – семейка цветных творческих человечков. Названия семеек, традиции, внешний облик жителей выдумывают сами дети. У каждой семейки есть тайна, или изюминка, которая отражается в семейном уголке. Лагерь кроме этого делится на 2 сектора, в которых и живут семьи человечков: голубой сектор, зелёный сектор, оранжевый сектор и красный сектор. В городе проводятся городские праздники, в которых каждый житель города может продемонстрировать свои таланты, посмотреть на выступления своих соседей, повеселиться и заработать капитошки и лучики.
Основным содержанием программы является тематический день – это день, в который заложена какая-нибудь идея, и ей будут подчинены все мероприятия этого дня.
Так как наш лагерь называется “Радуга”, то каждый день имеет свой цвет, в зависимости от того, какое КПД планируется. Например, если символом дня является красный цвет, то соответственно, этот день будет коллективным (на букву “К”), т.е. каждый ребенок будет принимать участие в мероприятии.
№ п/п | День | Символ дня | В это день проводятся |
1 | Коллективный | Красный цвет | коллективные мероприятия лагеря (КТД), в которых каждый ребенок принимает участие |
2 | Особый | Оранжевый цвет | такие мероприятия, которые не похожи на все другие дни смены |
3 | Житейский | Желтый цвет | такие мероприятия, в результате которых приобретается новый багаж знаний и умений |
4 | Задорный | Зеленый цвет | смешные конкурсы, веселые мероприятия |
5 | Главный | Голубой цвет | мероприятия патриотического направления |
6 | Спортивный | Синий цвет | спортивные соревнования |
7 | Фантазийный | Фиолетовый цвет | мероприятия, развивающие фантазию детей |
В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение в уголке: (Красный цвет – классный день! Оранжевый – очень хороший день! Желтый – день как день и т.д.…) Воспитатели учитывают эти итоги в своей работе.
В течение смены ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности. Когда отмечаются достижения отдельных детей, они получают капитошек – маленькие весёлые капли дождя, кроме этого в сюжете игры злой волшебник отнимает у солнца его лучики, и в начале смены вводится игра – «Помоги солнцу собрать лучики». Каждый лучик – символ качества: луч юмора, луч знаний, луч дружбы, луч смелости, луч здоровья, луч спорта и т.д. Чтобы собрать солнцу лучи, надо проявить себя в деле и выиграть лучик по итогам дня. Задача смены: накопить как можно больше капитошеки собрать все солнечные лучи. На гала-концерте в конце смены солнце сияет всеми лучами, капитошки, собранные детьми, в его лучах образуют радугу, а разноцветные человечки – дети – веселятся. По своей направленности данная программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей, по продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение лагерной смены.
Символики и атрибутики: оформление уголка.
Символы и атрибуты: флаг, эмблемы, значки.
Сроки и условия пребывания: По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены (июнь). Финансирование лагеря осуществляется из фонда социального страхования, из бюджетного финансирования.
Цели программы:
1.Организация познавательного, развивающего, оздоровительного и творческого отдыха детей
2. Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.
3. Развитие индивидуальных способностей каждого ребёнка.
4. Развитие навыков коллективного общения, лидерских качеств.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи.
Задачи смены:
- создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных, физических способностей участников программы;
- создание комфортной социально-психологической атмосферы для психологического и физического оздоровления;
- развитие творческого потенциала личности ребёнка, включение участников программы в творческую коллективную и индивидуальную деятельность.
– способствовать укреплению здоровья, закаливанию организма детей;
Условия реализации программы:
- творческий и активный ученический коллектив;
- семинары-практикумы по формированию и обучению воспитателей и вожатых;
- разработка документации по лагерю.
Основополагающая деятельность:
Коллективно-творческие дела.
КТД развивает творческие способности детей. Через КТД удовлетворяются их потребности, связанные с расширением сферы общения. За подготовку и проведение КТД отвечает конкретный отряд во главе с вожатыми. Координирует всю работу по организации воспитатель лагеря. Вопросы подготовки обсуждаются на линейке и на совете лидеров.
Спорт и физкультура.
Проводиться работа по вовлечению детей в систематические занятия физкультурой и спортом, формированию здорового образа жизни, преодолению вредных привычек, профилактике наркомании, табакокурения, токсикомании.
Организационный период смены.
1. Решение организационно-хозяйственных вопросов. Приём детей в лагерь. Изучение законов и традиций лагеря. Предъявление Единых Педагогических Требований по режиму и дисциплине.
2. Адаптация детей к условиям лагеря.Первичный срез эмоционального состояния через анкетирование. Диагностика настроения проводится постоянно. Выявление интересов и предрасположенностей детей. Формирование отрядного коллектива.
3. Введение в программу «Город Радуги». Ролевое погружение. Участие детей в выборах семеек, выдумывание своего флага, герба, шуточных обращений, оформление уголков, выбор песен. Запуск программы. Торжественное открытие «Города Радуги».
4. Анализ организационного периода для детей, отрядов, педагогов.
Предполагаемый результат:
- общее представление о смене, определение творческих планов отрядов;
- формирование коллектива отрядов-семеек;
- выявление лидеров, включение их в работу по развитию игрового сюжета программы;
- выбор видов деятельности семеек;
-при необходимости коррекция деятельности и оказание методической помощи воспитателям (по итогам анализа организационного периода).
Основной период смены.
1. Реализация программы «город Радуги» через идею взаимодействия и дружбы семеек разноцветных человечков, которые любят все цвета радуги и знакомятся с другими человечками. Введение игровых моментов программы (городские праздники, тематические дни).
2. Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, творческих конкурсов, интеллектуальных и ролевых игр.
3. Создание условий для самореализации детей в системе пришкольного лагеря с учётом их интересов.
Предполагаемый результат:
- создание доброжелательной комфортной атмосферы для каждого ребёнка;
- раскрытие и развитие творческих способностей.
Заключительный период смены.
1. Завершение работы программы «Город Радуги». Подведение итогов смены. Закрытие смены.
2. Итоговое анкетирование, диагностика и анализ смены детьми.
3. Решение организационно-хозяйственных вопросов по окончании смены.
Предполагаемый результат:
- формирование самооценки, навыков самоанализа у детей и воспитателей;
- настрой на применение полученных знаний в жизни.
Предполагаемый результат по итогам смены.
1. Физическое и психологическое оздоровление детей. Формирование потребностей в духовном и физическом здоровье.
2. Приобретение детьми позитивного жизненного опыта, взаимодействие с другими в духе взаимного уважения и доверия.
3. Развитие социальной активности детей.
4. Знакомство детей с разнообразными интеллектуальными, спортивными, подвижными играми.
Режим дня лагеря:
9.00-9.30 Мы рады вам! Чтобы быть весь день в порядке, надо делать всем зарядку!
9.40–10.00 Пора – пора на линейку, детвора!
10.00 -10.30 Нас столовая зовет, бутерброд отличный и компот!
10.30–12.00 Лучше отряда нет на свете
Знают воспитатели, знают дети.
Если ты час посвятишь сей отряду,
Будет всем весело, будет все рады.
12.00 – 12.30 – Лишь заслышав зов игры,
На улицу выбежим мы,
Ждет нас здесь много забав интересных,
Соревнований, прогулок чудесных!
12.30 – 13.00. Вместе с отрядом сил не жалей, пой, танцуй, рисуй и клей!
13.00– 13.30 Время обеда настало, и вот отряд за отрядом к столовой идет…
14.00. До свидания! До новых встреч!
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
на июнь 20.. года
Дата | Мероприятия | Ответственный |
1 июня | День защиты детей Огонёк знакомств «Ба! Знакомые всё лица». | Знакомство детей с организацией лагеря. Анкета. Распределение поручений. Выбор актива и органа детского самоуправления. (К) |
2 июня | Открытие смены. | Открытие ЛОЛ «Радуга»: презентация отрядной песни, названия и девиза(К) |
3 июня | «Весёлые старты». | Спортивные игры на свежем воздухе. |
4 июня | День дикого Запада. | (К) |
6 июня | День отдыха. | Посещение сельской библиотеки (К). |
7 июня | День спорта. | Первенство по пионерболу. Турнир по настольным играм(С). |
8 июня | «Умелые ручки» | трудовая деятельность. (Ж) |
9 июня | День здоровья. | Игра-путешествие «Поезд здоровья» (З) |
10 июня | День пиратов Карибского моря. | (К) |
11 июня | Марафон сказок | (К) |
13 июня | День России. | Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия»(Г) |
14 июня | День цветных карандашей. | Выставка рисунков о лете (Ф). |
15 июня | День моряков | Программа «Морские волки». (К) |
16 июня | День отдыха | Поход на речку.Конкурс полевых букетов(З) |
17 июня | День радуги. | Подвижные игры. Фестиваль песен. (О) |
18 июня | Экологический десант. | Поход на речку. (Ж) |
20 июня | День кукольного театра. Эстафета Карабаса. | Путешествие по станциям. Дискотека кота Базилио и лисы Алисы. Стоп-игра. (З). |
21 июня | День эстрады | Конкурс КВЧГ (кто во что горазд)(З). |
22 июня | День памяти. | Линейка, посвящённая ВОВ. Беседа и выполнение рисунков на тему «Священная война» (К) (Ф) |
23 июня | День открытий и творчества | Книга рекордов Гиннеса лагеря «Радуга» (Ф) |
24 июня | День закрытия лагерной смены. | Диагностика. Анкетирование. Прощальный концерт. Вручение призов. (К) |
Учитель русского языка и литературы: Курилова (Курилова И.Ю.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа летнего оздоровительного лагеря
программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей. "Морское путешествие" лагерь "Алые паруса" для детей находящихся в сложной жизненной ситуации...
Программа летнего оздоровительного лагеря
Данная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей, расчитана на 18 дней. Профиль лагеря - туристко - краеведческий. Здесь представлен календарный план работы (по дням), осно...
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа ЛОЛ "Солнечный" при МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школе разработана на 5 лет....
Программа летнего оздоровительного лагеря на базе Детского дома 2012
Программа летней оздоровительной компании ГКОУ СО "Богдановичский детский дом" "Лето 2012"...
Программа летнего оздоровительного лагеря по теме "Путешествие к олимпийскому огню"
Прогамма посвещена олимпиаде в Лондоне. Ребята не только занимаются спортом, но и знакомятся с историей олимпийского движения и его традициями....
программа летнего оздоровительного лагеря с дневным прибыванием "Алые паруса"
Лето – пора отдыха детей. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время....
программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Через тернии к звёздам", программа расчитана для детей от 7 до 15 лет, каждый день программы представляет планету отчёт о путешес...