Использование современных информативно-коммуникационных технологий (видеоуроков и спутникового телевидения) на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку по теме

Кузьмина Ирина Михайловна

В данном пособии рассматриваются теоретические и практические аспекты использования современных ИКТ на уроках английского языка. Обобщен значительный опыт использования видеозанятий, спутникового телевидения в лицее № 14. Дано теоретическое обоснование результативности предлагаемых методик, приведены многочисленные примеры построения учебных занятий.

Автор убедительно доказывает тезис о влиянии использования рассматриваемых методов на результаты обучения учащихся различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму.

В работе показано, что при систематическом использовании ИКТ в учебном процессе формирование у учащихся коммуникативной компетенции происходит значительно эффективнее.

Данное пособие представляет безусловный интерес для учителей английского языка и представителей администрации средних школ (лицеев, гимназий). Оно может быть полезно всем работникам системы образования, которые используют или планируют использовать в будущем в своей практической деятельности современные информационно-коммуникационные технологии обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchno-metodicheskaya_razrabotka_dlya_boshyury.doc863 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №14

И.М. КУЗЬМИНА

Использование современных
информационно-коммуникационных
технологий (видеоуроков
и спутникового телевидения)
на уроках английского языка

ТАМБОВ 2008

Автор-составитель:

Кузьмина И.М., учитель английского языка МОУ лицея № 14

Рецензент:

Зусман Ю.А., к.п.н., доцент кафедры английской филологии ТГУ им. Г.Р. Державина

В данном пособии рассматриваются теоретические и практические аспекты использования современных ИКТ на уроках английского языка. Обобщен значительный опыт использования видеозанятий, спутникового телевидения в лицее № 14. Дано теоретическое обоснование результативности предлагаемых методик, приведены многочисленные примеры построения учебных занятий.

Автор убедительно доказывает тезис о влиянии использования рассматриваемых методов на результаты обучения учащихся различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму.

В работе показано, что при систематическом использовании ИКТ в учебном процессе формирование у учащихся коммуникативной компетенции происходит значительно эффективнее.

Данное пособие представляет безусловный интерес для учителей английского языка и представителей администрации средних школ (лицеев, гимназий). Оно может быть полезно всем работникам системы образования, которые используют или планируют использовать в будущем в своей практической деятельности современные информационно-коммуникационные технологии обучения.

© МОУ лицей №14, 2008 г.


СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ        

1.1. Цели и задачи        

1.2. Актуальность и новизна        

1.3. О результативности традиционных методов преподавания        

1.4. Информатизация образования        

1.5. Специфические задачи при обучении иностранному языку        

2. ВИДЕОЗАНЯТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПУТНИКОВОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ        

2.1. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи        

2.2. Некоторые замечания и советы. Фильмы и телевидение        

2.3. Некоторые рассуждения о необходимости использования телевидения при изучении английского языка как учащимися, так и взрослыми        

2.4. История появления спутникового телевидения в лицее        

2.5. Как работает спутниковое телевидение (технические вопросы)        

2.6. Современные возможности учителя английского языка лицея        

2.7. Технологии практического применения телевидения в учебном процессе        

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

3.2. Результативность применения ИКТ в учебном процессе по английскому языку в лицее        

3.3. Необходимые условия для применения современных ИКТ        

БЛАГОДАРНОСТИ        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        


1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Цели и задачи

Цель работы – установление связи между применением современных информационно – коммуникационных технологий (видеозанятий и спутникового телевидения) на уроках английского языка и развитием коммуникативной компетенции на английском языке.

Объектом исследования являются методы обучения английскому языку, использующие современные ИКТ (видеозанятия и спутниковое телевидение).

Предмет исследования – воздействие методов обучения английского языка, использующих современные ИКТ на развитие коммуникационной компетенции на английском языке.

Рабочая гипотеза: использование таких видов современных ИКТ, как видеозанятия и спутниковое телевидение, позволяет существенно повысить эффективность обучения английскому языку, создают оптимальные условия для развития коммуникативной компетенции на английском языке.

Задачи работы:

  1. Изучить имеющуюся литературу и Интернет – ресурсы по данной теме.
  2. Провести исследование с целью доказательства правильности выдвинутой гипотезы.
  3. Описать практический опыт реального использования таких видов современных ИКТ, как видеозанятия и спутниковое телевидение, в обучении учащихся лицея английскому языку, дать некоторые конкретные рекомендации.
  4. Проанализировать результативность применения предложенной методики обучения английскому языку и возможность ее использования в практической деятельности другими педагогами.

1.2. Актуальность и новизна

Актуальность данной работы обусловлена:

  1. Активно начавшимся процессом применения современных ИКТ в различных учебных заведениях г. Тамбова и Тамбовской области и трудностями, возникающими на этом пути.
  2. Необходимостью теоретического обоснования эффективности предлагаемых методик в преподавании английского языка.
  3. Потребностью в распространении того значительного позитивного опыта, который был накоплен в МОУ лицее № 14 за последние годы.
  4. Достаточно скудным освещением данной проблемы (особенно по использованию спутникового телевидения в преподавании английского языка) в литературе.

Новизна данной работы состоит в том, что:

  1. В системе рассмотрены вопросы теоретического и методического обоснования использования современных ИКТ (видеозанятий и спутникового телевидения) в преподавании английского языка в лицее.
  2. Дано описание практического опыта использования в лицее современных ИКТ в учебном процессе по английскому языку. Дан ряд практических рекомендаций.
  3. Обоснована эффективность и результативность предложенных методик, доказана целесообразность их внедрения в учебный процесс.
  4. Впервые предложена фактически готовая «программа действий» для других учителей, учебных заведений по использованию видеоуроков и спутникового телевидения в обучении английскому языку, что создаст предпосылки для перехода на качественно более высокий уровень преподавания английского языка.

1.3. О результативности традиционных
методов преподавания

Существующая система образования кажется для работающего в ней педагога настолько понятной, что сделанные психологами, социологами в этой области открытия или выводы кажутся совершенно неожиданными, приводят в недоумение и ставят под сомнение всю его деятельность.

Исследование, описываемое в статье А. Зверева "10 и 90 - новая статистика интеллекта", начиналось с обычного эксперимента, проводимого американскими социологами. Они обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончившим школу, с рядом вопросов из различных учебных курсов. И оказалось, что только в среднем 10% опрошенных правильно ответили на все вопросы.

Результат этого исследования подтолкнул российского педагога М. Балабана сделать вывод, который и приводит в недоумение педагогов: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только одного из десяти своих учащихся.

К. Роджерс, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно».

Эффективность педагогической деятельности педагога средней школы характеризуется все теми же 10% учащихся. Объяснение очень простое: «только 10% людей способны учиться с книгой в руках».

Говоря другими словами, только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% учащихся также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств».

Результаты этого исследования привели к выводу, что обучение должно строиться иначе, таким образом, чтобы все дети могли учиться. Один из вариантов организации учебного процесса - использование педагогом в своей деятельности современных информационно – коммуникационных подходов.

1.4. Информатизация образования

В конце ХХ в. человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриальное или информационное общество. Но суждение «Мы живём в век информации и коммуникаций» не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда. В течение всей тысячелетней истории человеческое общество накапливало знания и совершенствовало способы хранения и обработки информации. Сначала распространялась письменность, затем – печатный станок, телефон, телевидение. С вступлением общества в век компьютерных технологий появилась возможность более эффективно хранить и обрабатывать большие потоки информации. Но на современном этапе развития информационной культуры общества знания устаревают очень быстро, и человек вынужден «учиться всю жизнь». Огромный объём знаний, накопленный человечеством, заставляет искать иные подходы к организации процесса обучения.

Осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии и огромные темпы роста информационных технологий обусловили необходимость формирования особой информационной культуры личности. Для использования новых компьютерных технологий в жизни требуется новое мышление, которое должно воспитываться у ребёнка с младших классов. Для нынешнего школьника, которому предстоит жить в информационном обществе будущего, компьютер должен стать неотъемлемой частью его жизни. Поэтому использование информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. «Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Без качественного роста педагогического профессионализма мы будем обречены оставаться в прошлом». То есть, необходима подготовка в сфере современных ИКТ. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.

1.5. Специфические задачи при обучении
иностранному языку

Специфика предмета «иностранный язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности – обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. В соответствии с психологической теорией деятельности обучение любому виду деятельности происходит в процессе ее выполнения, действий и операций, с ней связанных. Поэтому для обучения учащихся различным видам речевой деятельности необходимо предоставить каждому обучаемому практику в том виде речевой деятельности, которой он в данный отрезок времени овладевает. В основе формирования умений в любом виде иноязычной речевой деятельности лежит слухомоторные навыки. Следовательно, приоритет в обучении иностранному языку принадлежит устным упражнениям.

Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных.

Современные интерпретации коммуникативной компетенции в области преподавания иностранных языков восходят к определению американского ученого Д. Хаймза, согласно которому, “коммуникативная компетенция - это то, что нужно знать говорящему для осуществления коммуникации в культурозначимых обстоятельствах“.

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, достаточно трудно.

Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.).

Не менее важной является задача приобщения школьников к культурным ценностям народа - носителя языка. В этих целях большое значение имеет использование аутентичных материалов (рисунков, текстов, звукозаписей и т.п.). Знакомство с жизнью англоязычных стран происходит в основном через текст и иллюстрации к нему.

Несомненным достоинством современных учебников английского языка для средней школы является насыщенность их страноведческой информацией. Значительное место среди текстов занимают такие их виды, как письма, рекламные объявления, вывески, анкеты, меню. Все факты и явления, вся информация о разных областях действительности англоговорящих стран отбирались с учетом возраста обучаемых и их интересов. Овладение этим материалом позволит школьникам лучше ориентироваться в стране изучаемого языка в случае ее реального посещения.

Наряду с этим важно дать учащимся наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях англоговорящих стран.


2. ВИДЕОЗАНЯТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
СПУТНИКОВОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

2.1. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи

Решению этих задач в значительной степени могут служить учебные видеофильмы, использование которых способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики “... представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной действительности...”

Более того, использование видеозаписей на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. При использовании видеофильмов на уроках иностранного языка развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано, что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.

Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики получали удовлетворение от фильма именно через понимание языка, а не только через интересный и занимательный сюжет.

Еще одним достоинством видеофильма является сила впечатления и эмоционального воздействия на учащихся. Поэтому главное внимание должно быть направлено на формирование учащимися личностного отношения к увиденному. Успешное достижение такой цели возможно лишь, во-первых, при систематическом показе видеофильмов, а во-вторых, при методически организованной демонстрации.

Следует отметить, что применение на уроке видеофильма - это не только использование еще одного источника информации.

Использование видеофильма способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся и, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того, чтобы понять содержание фильма, учащимся необходимо приложить определенные усилия. Так непроизвольное внимание переходит в произвольное. А интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой, зрительный, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся (способность управлять вниманием каждого учащегося и групповой аудитории, влиять на объем долговременной памяти и увеличение прочности запоминания, оказывать эмоциональное воздействие на учащихся и повышать мотивацию обучения) способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции школьников.

В настоящее время большой популярностью у учителей-практиков пользуется американский учебный видеокурс “Семейный альбом. США“.

Содержательную основу двадцати шести эпизодов этого курса составляют истории из жизни типичной американской семьи, их друзей. Наличие постоянных героев дает возможность соединить сюжеты воедино, что способствует концентрации внимания зрителя. Тренировочные упражнения в конце каждой из трех частей эпизода предназначены для закрепления речевых образцов, фонетического, лексического и грамматического материала, а также для развития навыков аудирования страноведческой информации.

Данный видеокурс имеет приложение из двух книг, содержащее полные сценарии фильмов, списки слов и фразеологических выражений, лингвострановедческий комментарий и тексты упражнений (6-9 к каждому фильму), которые в основном направлены на контроль понимания содержания видеофрагмента и первичное закрепление языкового материала.

Каждый из 26 эпизодов видеокурса обладает относительной самостоятельностью в плане смыслового содержания. Это дает учителю возможность самому определить способ введения материала - последовательное включение видеофрагментов в учебный процесс или использование отдельных эпизодов с учетом соответствия тематики видеофильма лексическому минимуму и коммуникативным ситуациям, включенным в программу по английскому языку для конкретного этапа обучения. Количество и характер информации, содержащейся в видеофильме, должны соответствовать количеству и качеству информации, которую способен усвоить учащийся в определенный момент изучения английского языка.

Приведем примеры включения видеофильмов в учебный процесс по английскому языку.

  1. После изучения темы “How Do You Treat the Earth” и “The World We Live in” целесообразно провести занятия с просмотром видеофильма “Man’s Best Friend”.
  2. В ходе изучения темы “Праздники в США” рекомендуется провести видеозанятие с демонстрацией эпизода 6 “Thanksgiving”.
  3. При изучении темы “Спорт в нашей жизни” можно использовать видеофильм “A Peace of Cake”.
  4. Работая над темой “Выбор профессии”, следует использовать видеофильм “It’s Up to You”.

Эффективность использования видеофильма при обучении речи зависит не только от точного определения его места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура видеозанятия, как согласованы учебные возможности видеофильма с задачами обучения. В структуре видеозанятия для обучения устной речи можно выделить четыре этапа:

  1. подготовительный - этап предварительного снятия языковых и лингвостpановедческих трудностей;
  2. восприятие видеофильма - развитие умений восприятия информации;
  3. контроль понимания основного содержания;
  4. развитие языковых навыков и умений устной речи.

Четвертому этапу может предшествовать повторный просмотр фрагмента.

В качестве примера приводим возможный вариант работы с видеофильмом “A Piece of Cake”.


1. Подготовительная работа.

Учащимся сообщается название фильма и предлагается догадаться, о чем будет фильм. Затем вводится новая лексика, которая необходимая для понимания фильма и предназначенная для активного владения. Новая лексика вводится перед просмотром каждого акта.

Особое внимание уделяется фразеологизмам:

It’s a piece of cake.

No sweat.

It’s a snap.

It’s rough. It’s tough.

Проводится страноведческий комментарий (учитель сообщает о роли физических упражнений и диеты в жизни американцев).

Today, millions of Americans are exercising for good health. One out of every ten Americans exercises every day to stay in good shape. Interest in exercising and eating healthy foods is popular all across the country. Every day in the United States, thousands of men, women, and children run through parks or city streets for good health.

Today, fitness is part of the American way of life. More than ever before, a good diet and exercise program are important in the U.S.A..

2. Восприятие видеофильма (по частям). Перед просмотром каждой части (акта) учащиеся получают установку.

Акт 1. Why do Marilyn and Richard make a bet? What’s the bet?

Акт 2. Why does Richard sing and dance after the aerobic class?

Акт 3. What did Richard understand?

3. Проверка понимание основного содержания.

Сначала учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем перед просмотром.

Затем можно использовать упражнения типа “Выбери правильный ответ”, “Расположи предложения в логической последовательности” и др..

Например, после просмотра второго акта можно предложить следующее упражнение.

What happens after the class? Circle a,b,c.

1. Richard sings and dances because

a) he is happy that he won the bet.

b) he enjoys doing exercises.

c) he wants Marilyn to think that he feels fine after exercising.

2. Richard makes Marilin believe that

a) he didn’t really exercise.

b) he photographed the class.

c) he exercised with no problem.

3. Richard

a) tells Marilyn the truth.

b) doesn’t tell Marilyn the truth.

c) doesn’t remember the truth.


4. Развитие навыков и умений устной речи.

Коммуникативное говорение можно стимулировать с помощью различных заданий.

1. Describe Marilyn after the aerobic class.

2. Act out a dialogue between Richard and Marilyn about doing exercises.

3. Comment on Richard’s behavior after the class.

4. What idioms would you use to describe the advanced aerobic class which Richard and Marilyn attended together.

5. Prove that Richard and Marilyn were a loving and friendly couple.

Для решения каждой из поставленных задач ученики должны знать не только общее содержание видеофильма, но и помнить детали, а также уметь оценивать события, давать характеристику действующим лицам, используя при этом слова и выражения из речевого сопровождения видеофильма.

Практика показывает, что особенно эффективными на начальном этапе обучения иностранному языку являются видеомультипликации. Их использование позволяет развивать речевую активность школьников, а также повысить речевую активность обучения.

Примером могут служить видеокурсы “Muzzy in Gondoland” и “Muzzy comes back”.

Действующие лица этих мультфильмов наделены определенным характером, действуют в конкретных условиях. Отсутствие избыточной информации дает возможность однозначной семантизации языкового материала изображением-рисунком. В этом заключается одно из преимуществ мультипликации перед игровым кинематографом. Психологами установлено, что карикатуры, гиперболизирующие различные признаки предмета, узнаются гораздо быстрее, чем фотоснимки того же предмета. Это происходит потому, что на фотоснимках имеется слишком много подробностей, излишней информации.

Мультипликация дает возможность легко проникнуть в суть реальных вещей и явлений и в простой наглядной форме донести информацию до учащихся.

Звуковой ряд мультфильмов серии “Muzzy” представляет собой диалог, в котором обеспечивается необходимая повторяемость языкового материала, которая достигается сюжетным построением фильмов.

Воссоздание типичных ситуаций общения (“Знакомство”, “В гостях”, “Занятия спортом и т.д.) позволяет стимулировать речевую деятельность учащихся, их коммуникативную активность.

Большое эмоциональное воздействие на учащихся оказывают мультфильмы Уолта Диснея. Не случайно их с большим интересом смотрят и дети, и взрослые. Методически важно и то, что интерес к мультфильмам не ослабевает при многократных просмотрах. Это помогает поддерживать внимание к неоднократно предъявленному учебному материалу и обеспечивает эффективность восприятия.

Несомненными достоинствами мультипликационных видеофильмов являются их:

1) аутентичность;

2) информативная насыщенность;

3) концентрация языковых средств;

4) эмоциональное воздействие на обучаемых и др.

Эффективность использования видеофильмов зависит от рациональной организации занятий.

В структуре видеоурока можно выделить следующие этапы:

1. Преддемонстрационную работу, включающую лингвострановедческий комментарий, установку на понимание. Например, перед просмотром фильма “Книга джунглей” учащимся сообщаются краткие сведения о Р.Киплинге и его творчестве.

2. Демонстрацию фильма.

3. Проверку понимания содержания с помощью вопросов.

4. Активизацию языкового материала с помощью заданий.

а) деление фильма на основные эпизоды. Например, в фильме “Робин Гуд”:

1) принц Джон и “Гадалки”;

2) день рождения Скиппи;

3) турнир;

4) освобождение пленников.

б) работа с фонограммой фильма по эпизодам с заданием повторить реплики героев;

в) определение, кому принадлежат произносимые учителем реплики и к какому эпизоду они относятся. Например: “The family that saves together, pays together”, “We saved it for a rainy day”, “Absence makes the hearts grow fonder”.

г) ролевая игра: распределение ролей, просмотр эпизодов фильма с целью проговаривания реплик синхронно со своим героем. Драматизация диалогов и отдельных сцен.

5. Пересказ содержания в устной и письменной форме.

Упражнения после просмотра рассчитаны не только на закрепление, но и на расширение материала. Заключительной частью задания должна стать речевая деятельность учащихся, когда все обучающиеся становятся участниками речевого общения в ходе ролевой игры. Поэтому необходимо максимально полное понимание мультфильма. Оно достигается при помощи видеоповторов, когда тщательно отрабатывается каждый мини-отрезок фильма.

Таким образом, методически обоснованное, систематическое использование мультипликаций в обучении английскому языку школьников любого возраста способствует созданию устойчивого интереса к изучению иностранного языка и совершенствованию умений учащихся.

Подводя итог изложенного, можно утверждать, что учебные видеокурсы и мультипликации раскрывают широкие возможности для активной работы в процессе формирования речевых навыков и умений учащихся и делают учебный процесс овладения иностранным языком привлекательным для школьников на всех этапах обучения.


2.2. Некоторые замечания и советы.
Фильмы и телевидение

Видеофильмы весьма полезны для изучения языка. Интересный фильм сам по себе доставляет удовольствие, так почему не совмещать приятное с полезным? Фильмы демонстрирует Вам, как англоговорящие реагируют на ту или иную ситуацию, какие слова и обороты они употребляют, одним словом выполняют ту же функцию, что и телевидение.

Но как газеты не могут быть заменены книгами, так и фильмы не могут заменить собой телевидение. Почему?

Во-первых, в фильмах в несколько раз меньше лексический объем. За одинаковое время просмотра телевидение обрушит на Вас куда больше речи, чем фильм. Вспомните прекрасный фильм “Однажды в Америке”: очень длительные сцены, сопровождающиеся несколькими фразами.

Во-вторых, речь в фильме часто сопровождается посторонними шумами или музыкой, что мешает ее восприятию. Например, фильм “Армагеддон” - это сплошные крики сквозь шум, и понимать, о чем говорят в таком кино, может только очень хорошо подкованный в плане понимания человек.

В - третьих, при неоднократном просмотре Вы просто запоминаете речь, что не является чистым пониманием речи на слух.

Но есть и много положительных моментов: Вы привыкаете к речи людей в состоянии смеха, плача, гнева, возбуждения - все то, что происходит в реальной жизни. Запоминание фраз приводит к тому, что в Вашем мозгу откладываются речевые штампы. Одним словом, видеофильмы и телевидение не могут заменить друг друга, и первые и второе полезны по-своему.

На мой взгляд, не каждый человек может смотреть фильмы любого жанра. К примеру, я равнодушна к жанру «фэнтези». Поэтому фильмы “фэнтези” даже на английском не принесут мне много пользы. Человек не способен воспринимать неинтересную информацию. Поэтому нужно выбирать тот жанр, который Вам интересен. Постарайтесь, особенно в первое время, выбирать фильмы, которые интересно смотреть несколько раз – фильм полезно смотреть до тех пор, когда Вы уже наперед актера сможете по-английски произнести фразу.

Как много нужно уделять времени английскому кино? Смотрите столько фильмов, сколько Вам хочется, но не меньше трех часов в неделю.

В первое время лучше смотреть фильмы с субтитрами на английском. Это поможет привыкнуть к беглой речи и неотчетливому произношению. Затем смотрите тот же самый фильм, пытаясь обойтись без субтитров, использую их иногда для самоконтроля. Потом переходите к обычным фильмам.

Где брать фильмы на английском? К сожалению, далеко не просто пойти и купить диск или видеокассету на английском в открытой продаже. Такие фильмы с точки зрения продавцов не ходовые, поэтому на лицензионном видео их найти не просто. В Москве есть места, где можно достать нелицензионные фильмы на английском, но качество, конечно, не лучшее. В первую очередь, это рынки: Митино и Горбушка. Но ассортимент у таких продавцов невелик. Периодически продают такие видеокассеты в магазине “ВИДЕО” на Старом Арбате.

На мой взгляд, самый идеальный вариант – это взять диск или кассету напрокат и переписать ее. Брать фильм напрокат без копирования целесообразно только для первого ознакомления с фильмом и для решения вопроса, хотите ли Вы смотреть этот фильм несколько раз. Если Вам фильм понравился, то обязательно приобретите его для Вашей видеотеки.

Напоминаю, что каждый фильм полезно смотреть периодически до тех пор, пока Вы не будете знать наизусть хотя бы основные реплики главного героя. Именно поэтому я считаю, что смотреть фильмы на английском в кинотеатре неэффективно. Все что Вы недопоняли из разговора, так и останется для Вас загадкой. Видеокассету можно отматывать назад до бесконечности. Старайтесь смотреть фильм так, чтобы у Вас не оставалось белых пятен в понимании текста. Если нужно, просмотрите непонятный эпизод несколько раз, но поймите, что хотел сказать персонаж. Когда Вы уже научитесь хорошо понимать английскую речь, то можно и в кинотеатр сходить.

Несколько практических советов:

В Интернете великое множество сайтов, посвященных кино. Вы можете найти подробные обзоры фильмов, посмотреть скриншоты, ролики и даже целые фильмы (правда они больше похожи на диафильмы).

Yahoo Broadcast Вы можете смотреть фильмы он-лайн через RealPlayer. Попросят зарегистрироваться: укажите, что Вы из Соединенных Штатов, иначе к просмотру не допустят.

Network Broadcasting System Просмотр фильмов он-лайн через QuickTime.

Фильмовые поисковые машины

Cinemachine: The Movie Review Search Engine 

Movie Review Query Engine 

The Internet Movie Database (IMDb)

Find A Video

Купить видеофильмы он-лайн

reel.com

Крупнейший Интернет-магазин видеопродукции. Нужна кредитная карта.

amazon.com

Крупнейший в мире магазин он-лайн. Огромный выбор. Нужна кредитная карта.

autocard.ru

Все, что есть на amazon.com, Вы можете купить дешевле через этот российский Интернет-магазин, причем можно обойтись без кредитки.

Film International

Не очень большой Интернет-магазин. Нужна кредитная карта.


2.3. Некоторые рассуждения о необходимости
использования телевидения при изучении
английского языка как учащимися, так и взрослыми

Телевидение, на мой взгляд, это самый мощный инструмент в освоении языка. Прежде чем заговорить самому, необходимо научиться понимать других.

Вы обращали внимание на то, как учатся говорить дети? Они все понимают, что им говорят, но сами с трудом могут составить настоящую взрослую фразу. При общении детей и взрослых в разговоре наблюдается лексическое доминирование взрослых: они задают стиль разговора, употребляют в сотни раз больше слов, а ребенок обычно либо спрашивает, либо односложно отвечает. Ребенку трудно быть равным собеседником для взрослого. Но ребенок запоминает то, что говорят взрослые, а потом использует в разговоре с ними их же собственные фразы. В английском языке – мы все дети, лишь с той разницей, что кто-то подросток, а кто-то совсем младенец. Нам нужны взрослые, которые нас научат говорить. Где их найти?

Телевидение – это тот взрослый, который круглые сутки готов обучать Вас языку. Оно предоставит в ваше распоряжение тысячи речевых оборотов, которые используются в повседневном общении. Сотни людей с хорошей и с плохой дикцией, с разными манерами говорить, будут Вам часами что-то рассказывать. Где еще можно найти такого благодарного языкового партнера? В разнообразии речи скрывается главное преимущество телевидения для тренировки языка.

Конечно, новичку в английском ничего не будет понятно из того, о чем говорят эти люди с экрана, но все равно это не будет напрасной тратой времени. Через определенный период любой новичок научится разделять сплошную речь на отдельные слова, даже не зная их перевода. Естественно, на первых этапах изучения языка большую пользу принесут учебные видео и аудиозаписи, но по мере углубления в язык эффект от учебных программ стремится к нулю. При определенном уровне владения языком можно уже хорошо понимать речь на учебном материале и практически ничего не понимать из реальных разговоров, фильмов, передач. Это логически объяснимо: ведь язык – это лишь тренировка, не более того. Как в любой тренировке со временем надо увеличивать дозу, иначе прогресс останавливается. Поэтому, для новичка в английском достаточно 10 минут телепередач в день, а для продвинутого ученика нужен минимум час. Естественно, чем больше, тем лучше.

Когда вы прослушаете определенное количество часов телепередач (для каждого индивидуально), вы будете хорошо понимать разговорную речь на слух. Если до этого вы мало времени уделяли разговорным тренировкам, то говорить вы к этому моменту не сможете. Но вы будете хорошо понимать, а это уже половина дела, и у вас будет хорошая база для того, чтобы заговорить. Без хорошего понимания того, что говорят вам, вы общаться на английском определенно не сможете. Телевидение способно помочь вам решить вашу проблему в освоении языка.

Телевидение – это уже атрибут нашего бытия. Оно способно в один момент поместить нас в англоязычную среду: ведь нет никакой разницы в том, где в данный момент  нажата кнопка пульта – в Москве, в Лондоне или в Нью-Йорке – по сути мы услышим то же самое, что слышит англичанин и американец.

Почитайте, что говорят эмигранты про телевидение: все как один советуют обязательно купить телевизор и практически его не выключать. Многие люди наивно надеются на то, что, когда они окажутся за рубежом, язык выучится сам собой. “Не выучится” – в один голос твердят со своих страничек эмигранты, прежде всего потому, что Вам просто не с кем будет общаться в чужой стране, тем более без знания языка. Замкнутый круг, но телевидение способно его разорвать.

Единственное - не нужно обольщаться в сроке, через который Вы станете все понимать. Это занятие не на один день, и достижение успеха зависит от множества факторов: начального уровня, индивидуальных способностей к языку, количества времени, уделяемое просмотру, регулярность просмотра, глубина заинтересованности в получаемой информации, насколько успешно Вы применяете другие методы изучения языка. Понимание будет приходить постепенно.

Учтите, что поскольку английский Ваш неродной язык, то стопроцентного понимания Вы не достигните никогда. Но такая сверхзадача сродни желанию знать наизусть “Евгения Онегина”. Понимания в 95% вполне достаточно для свободного владения языком. Это значит, что только одно слово из двадцати вызовет у Вас затруднение, но вы наверняка поймете смысл сказанного и без него или легко попросите собеседника объяснить Вам этот термин, или уточните позже в толковом словаре. На мой взгляд, если Вы научитесь понимать с первого раза 80% беглой речи – это уже очень хороший результат. На таком уровне можно вполне прилично общаться с иностранцами.

При достижении такого уровня понимания эффект обучения посредством телевидения будет постепенно уменьшаться, как в свое время уменьшался эффект от учебных аудио и видео записей. Но ни в коем случае нельзя забрасывать просмотр телевидения: это тренажер на всю жизнь. На мой взгляд, человек средних языковых способностей со знанием языка на “4” в пределах школьной программы за год ежедневного часового просмотра англоязычных телепередач неминуемо подойдет к заветному рубежу в 80% понимания. Всего 365 часов, потраченных на просмотр телевизора, а Вы уже сможете понимать практически любого иностранца. По-моему, это хороший результат.

2.4. История появления спутникового
телевидения в лицее

Как это ни странно прозвучит, но спутниковое телевидение появилось в лицее немного даже случайно.

Шел 2002 год. Инициативная творческая группа напряженно работала над установкой в лицее системы приема спутникового Интернета. Именно получение доступа к очень быстрому и относительно дешевому Интернету и было основной задачей, которую пытались решить. В этой работе учителям лицея не помогал никто «извне» - все делалось собственными силами. На крыше здания лицея, идеально приспособленной для подобных экспериментов, была установлена принимающая антенна – «спутниковая тарелка», соединенная кабелем с компьютером, в который была установлена специальная DVB-карта – Sky Star-1. И начался поиск Интернет-потока, идущего со спутника. Каково же было наше удивление, когда компьютер начал выдавать как из рога изобилия… телевизионные каналы, которые тут же декодировались, и на экране монитора появлялась очень качественная «картинка», сопровождаемая звуковым сигналом. Один канал, второй, третий,… сороковой… Так мы практически убедились в том, что со спутников передают не только Интернет-поток, но прежде всего телевизионные сигналы. Правда, оказалось, что подавляющее большинство каналов на арабском языке, реже – на европейских языках: французском, итальянском, польском,… английском. Но это же можно использовать в преподавании английского языка! Так родилась идея, которая была в дальнейшем успешно реализована и в настоящее время замечательно помогает в работе всем учителям английского языка лицея. «Интернет» в тот день, кстати, также «поймали», правда, это потребовало еще 10-12 часов непрерывной работы, но в результате в лицее появилось не только спутниковое телевидение, но и спутниковый «Интернет». Но это уже немного другая история.

2.5. Как работает спутниковое телевидение
(технические вопросы)

Установленная на крыше здания спутниковая «тарелка» получает со спутника телевизионный сигнал и передает его на принимающий компьютер, который установлен в серверной в непосредственной близости от «тарелки» (такой компьютер называется видео-сервером). Видео-сервер обрабатывает полученный телевизионный сигнал и передает его далее в локальную сеть лицея. Наличие «быстрой» локальной сети является обязательным условием, т.к. только по такой сети сигнал может дойти до конечного потребителя, т.е. до учебного кабинета. В настоящее время в лицее функционирует гигабитная локальная сеть (скорость передачи информации 1 гигабит в секунду), что позволяет полностью и без искажений в режиме реального времени передавать телевизионное изображение и звук в любой учебный кабинет лицея. В учебном кабинете телевизионный сигнал, переданный по сети, получает учительский компьютер. Так как сигнал цифровой, то он может быть записан в виде компьютерного видеофайла и сохранен на жестком диске компьютера для дальнейшего использования в работе.

Чтобы изображение стало доступным для всех учащихся, его следует передаеть с учительского компьютера на телевизор (72 см по диагонали), либо на экран при помощи проектора.

Установленное оборудование и оригинальное программное обеспечение позволяют при необходимости осуществлять просмотр и запись телевизионных программ одновременно на всех компьютерах лицея.

Теперь несколько советов тем, кто собирается устанавливать системы спутникового телевидения в своем учебном заведении (или дома).

В журнале "Телеспутник" Вы сможете найти ответы практически на все вопросы, касающиеся спутникового телевидения, вплоть до самостоятельной установки тарелки. На сайте есть таблица частот всех европейских спутниковых каналов, распределение каналов по спутникам, программы передач.

sput-tv.da.ru хороший сайт выпускников МГИЭМ о спутниковом ТВ. Много профессиональной информации. Работает форум.

antenna.gs.ru сайт фирмы "General Satellite". Посвящен установке систем спутникового телевидения, предлагают различные варианты подключения.

Куда обращаться

Компания "Космос ТВ". Платное спутниковое телевидение без тарелки. На сайте есть описание транслируемых каналов, цены, адреса и телефоны, по которым обращаться по вопросам установки.

Компания "НТВ+". Платное спутниковое телевидение с цифровым качеством. Достаточно информативный сайт с хорошим дизайном. На сайте есть программы передач транслируемых каналов, цены, адреса и телефоны, по которым обращаться по вопросам установки.

Фирма "General Satellite". Продажа и установка оборудования для спутникового телевидения. Оборудование для приема открытых и закрытых каналов с европейских спутников. Представительства в крупных городах России, Киеве, Минске. Сайт подробный, действует скидка для обратившихся через Интернет. На сайте можно он-лайн подобрать комплект оборудования для Ваших целей, но подбор идет с явным избытком возможностей оборудования, так что есть вероятность переплаты.

Фирма "Белка". Продажа и установка оборудования для спутникового телевидения. Оборудование для приема открытых и закрытых каналов с европейских спутников. На сайте только общая информация.

TV в Интернете

Сейчас некоторые телекомпании транслируют свои передачи в Интернет, но из-за невысоких возможностей телефонных каналов связи, это вещание можно назвать телевидением с большой натяжкой. Тем не менее, такая возможность есть. Чтобы смотреть телевидение он-лайн, нужно установить требуемый данным каналом софт: как правило, это RealPlayer, Windows Media Player или Apple QuickTime. Все эти программы есть в варианте freeware, их Вы можете скачать бесплатно с сайтов разработчиков. Предпочтительно всегда иметь самую свежую версию.

Большое количество TV-каналов вещает через сайт Yahoo Broadcast. Кстати, на этом сайте Вы также найдете для просмотра и прослушивания он-лайн фильмы, теле и радиопередачи и т.п. QuickTimeTV-каналы можно найти на сайте Apple.

2.6. Современные возможности учителя
английского языка лицея

В настоящее время в лицее осуществляется прием 49 спутниковых каналов, из них 21 канал на английском языке. Англоязычные каналы можно условно разбить на группы:

1) основные каналы (новости, все типы передач – культура, наука, политика, экономика, спорт и т.д.):

BBC World

Просмотр
он-лайн:
QuickTime

Канал международных новостей и информации British Broadcasting Corporation (BBC). Оперативные новости, компетентные прогнозы и анализ происходящих в мире событий. Познавательные передачи, репортажи о жизни людей, ток-шоу. 24 часа в сутки. 

Bloomberg TV
Просмотр
он-лайн:
RealPlayer
Media Payer

Новости, самая свежая деловая и финансовая информация, текущие биржевые цены, котировки акций, индексы, результаты спортивных матчей, погода и прочее. Экран разделен на несколько окон, одно из которых - видовое, остальные - текстовые.

30 минутная программа канала состоит из World News, Financial Markets News, Bloomberg Forum Magazine, Business News, Sports, повторяется каждые 30 минут с новой оперативной информацией.

24 часа в сутки.

CNN International
Просмотр он-лайн:
RealPlayer Media Payer
QuickTime

Американский спутниковый канал, один из лидеров средств массовой информации, самая крупная в мире информационная сеть. Канал передает до 17 часов деловой информации в неделю, включая 7 часов из студии в Лондоне и 3 часа новостей из Азии. Большая часть эфира отведена аналитическим программам и интервью с экспертами в области бизнеса. Также охватывает новости науки и техники, события в области культуры и спорта. 24 часа в сутки. 

Discovery

Канал представляет лучшие мировые документальные программы о природе, науке, технике, истории и исследованиях мира. 

Euronews
Частичный просмотр
он-лайн:
RealPlayer

Общеевропейский спутниковый канал новостей. На Euronews отсутствуют ведущие программ и обозреватели, есть только комментарии к репортажам. Информация охватывает события со всего мира. Программа канала повторяется каждые полчаса. 

2) специализированные каналы:

Animal Planet

Канал, входящий в группу Discovery. Фильмы о животных и дикой природе, об их непосредственной среде обитания и образе жизни. Рассказы об уникальных зверях, рыбах, птицах и прочих, внесенных в "Красную книгу". Передачи о домашних животных и о том, как правильно за ними ухаживать. Рассказы о людях, чья жизнь связана с живой природой. 24 часа в сутки.

Cartoon Network

Мультфильмы. 24 часа в сутки.

Eurosport
Аудиорепортажи
футбольных матчей
он-лайн:
RealPlayer

Спортивные репортажи со всех уголков земного шара о традиционных и экзотических видах спорта.

BBC Prime

Канал корпорации BBC, ориентированный на заботы семьи. Весь день идут передачи для домохозяек и детей, вечером - для усталых родителей, ночью - учебные программы для записи на видеомагнитофон.

Большинство передач BBC Prime разделено по рубрикам - Films, Childrens, Cookery, Daytime, Animals, News, Documentary, BBC Prime life, Zone , Learning Zone. Для каждой рубрики выделено фиксированное время согласно распорядку жизни англичан.

Fox Kids
Просмотр роликов:
RealPlayer Media Payer

Американский детский канал. Мультфильмы и мультсериалы, викторины и познавательные передачи.

MTV Europe

Музыкальный канал. Клипы, новости музыки. 24 часа в сутки.

TNT

Фильмовой канал. Классика Голливуда. 24 часа в сутки.

Travel

Информационно-развлекательный канал, рассказывающий обо всех уголках планеты. Основные темы канала: репортажи о странах и континентах, мир глазами корреспондентов Travel, культура и традиции разных народов, фестивали и праздники по всему миру, национальная кухня и полезная информация для путешественников. Канал также представляет экскурсии по самым интересным городам, интервью с музыкальными и кино- звездами и ежечасные выпуски прогноза погоды. 

Quantum TV

Телевизионный магазин. Коммерческие презентации всевозможных товаров для дома, отдыха, спорта. 24 часа в сутки.

Discovery Science – научно-популярные передачи;

Discovery Travel&Living – путешествия, страны и народы мира;

Discovery Civilisation – культура, история, археология

World Fasion – мировая мода;

Hallmark – худ. фильмы и прочее.

Разумеется, использование спутникового телевидения на уроках английского языка происходит не спонтанно, а является результатом предварительной тщательной подготовки. При подготовке к урокам учителя кафедры заранее просматривают те или иные каналы, передачи (программы телевизионных передач размещаются в Интернете и доступны для учителей), осуществляя подбор необходимого видеоматериала. Это достаточно длительный и трудоемкий процесс, поэтому он выполняется коллективно, т.е., все найденное и записанное по той или иной теме не является достоянием одного учителя, а выставляется в локальной сети на сервере так, что становится доступным для всех других учителей. В результате на сегодняшний день учителями кафедры создан «банк» ценнейших видеоматериалов, подобранных и сгруппированных тематически и фактически полностью готовых к использованию в учебном процессе. Общий объем превышает 500 гигабайт, или свыше 800 часов суммарного эфирного времени.

Мы создали электронный каталог передач спутникового телевидения и постоянно его пополняем. Тематика передач самая разнообразная:

  1. проблемы экологии, энергетики, транспорта,
  2. сельское хозяйство Великобритании,
  3. культура и традиции США и Великобритании,
  4. история Великобритании,
  5. спорт, досуг молодежи,
  6. искусство (живопись, кино, театр, музыка),
  7. наука и новейшие достижения в области техники,
  8. природа, животный мир США и Великобритании,
  9. известные люди мира,
  10. мультфильмы для учащихся 5-6 классов.

Иногда задают такой вопрос: а так ли уж необходимо именно телевидение? Не было бы достаточно использовать просмотр DVD – дисков, на которых, как здесь уже рассказывалось, в настоящее время можно найти целое море ценной видеоинформации. Безусловно, использование DVD-дисков является очень полезным. Однако у телевидения есть одно неоспоримое преимущество – это его актуальность, новизна. Сегодняшние новостные передачи можно посмотреть только по телевизору, на DVD-диске их не купить. Возможность использовать на уроках живую, «сегодняшнюю» информацию, делать ее предметом изучения и дискуссии на уроке – это несомненное преимущество телевидения. Так, например, BBC передавало целый цикл прекрасных передач в 2006 году, посвященных 80-летию королевы Елизаветы, которые мы записали и используем при изучении темы «Королевская монархия в Англии». Можно привести еще целый ряд подобных примеров (например, обсуждение со старшеклассниками предвыборных «баталий» между кандидатами в президенты США).

Использование аутентичных телевизионных сюжетов на уроке имеет много достоинств:

  1. новизна, актуальность и информативность сюжетов привлекает учеников, повышает их интерес и мотивацию;
  2. возможность изучать «живой» язык, разный по стилю, тематике, жанру и акценту;
  3. подготовка учащихся к восприятию языка в аутентичной языковой среде;
  4. стимулирование коммуникативных процессов на уроке. Просмотренные передачи дают стимул для дискуссий, обмена мнениями, поиска решений проблем;
  5. оптимальное средство изучения англоязычной социокультуры.

2.7. Технологии практического применения
телевидения в учебном процессе

Работа над программой проводится на одном, максимум, двух уроках (от 15 до 30 минут) и традиционно включает в себя три этапа:

1. Pre-viewing activity

2. While-viewing activity

3. Post-viewing activity

На первом этапе происходит введение учащихся в ситуацию. Ученикам даются задания, стимулирующие их воображение, речемыслительную деятельность, позволяющие использовать ранее изученный лексико-грамматический материал. При необходимости вводится новая ключевая лексика.

На втором этапе в зависимости от цели прослушивания, а также степени полноты и точности извлечения информации, мы  подбираем формат задания. Наиболее типичными  являются следующие задания:

1. Agree| Disagree.

2. Make the right choice.

3. Complete the notes.

4. Answer the questions.

Третий этап нацелен на развитие умений спонтанной речи учащихся в дискуссиях, проектах, ролевых играх и т.д.

Приводим три фрагмента с трех уроков в 9 -11 классах.


Фрагмент урока английского языка по теме  “Can schnitzel help economy?”
с использованием программы BBC-World “Energy Policy in Europe”

Класс 9

Pre-viewing activity

Task 1

Teacher: “Modern life is impossible without electricity. We all want to live in warm and light houses with all modern conveniences and a lot of high-tech gadgets. So we need a lot of electricity, and the right energy policy is very important.

Look at the pictures above and discuss what types of energy in your opinion should be developed, what type of energy and power stations the future belongs to?”

Task 2

1 How do you think these words will be important in the programme you are going to watch?

Fission
fusion

To convert
conventional

To catch on
versatile

Forefront
fuel

While- viewing activity

1 Watch the programme and make a note of the significance of these numbers.

A 40%
B 15%

C 6%
D 2030

E the 1950s
F 10 times

G 30 years
H €10 billion

J 250
K -5°C

2 (1) Watch the programme once again and decide if the following statements are True or False.

  1. Europe is the largest consumer of energy in the world.
  2. There are two types of nuclear power.
  3. Nuclear fusion energy is nature friendly.
  4. To receive fusion energy, a giant reactor heats gas to the same temperature as in the centre of the Sun.
  5. Scientists are able to produce nuclear fusion energy but only for a very short time.
  6. Kadarash is a laboratory in Oxford.
  7. Nuclear fusion power is made by forcing atoms of hydrogen together.
  8. Buses in Graz run only on cooking oil.
  9. The idea of cooking oil will catch on all over the world.
  10. Cooking oil solidifies at + 5°C.

For more detailed understanding of the text another type of task is suggested.

2 (2) Watch the programme and for questions 1-18, complete the sentences.

Europe is

1


energy consumer in the world and –

2


importer of energy. It receives 15% of energy from

3

 

power stations.

4


energies provide 6%.

Scientists are convinced that future belongs to nuclear

5


power. But after 50 years of trying, they still battling to tap its

6


In the laboratory a giant reactor heats gas to temperatures 10 times hotter than

7


Fusion power works by fusing smaller atoms of hydrogen together, releasing

8


But today it can produce power only for

9


seconds at a time.

Ecologists agree that fusion power is

10


. But there’s

11


it will come too late.  At Kadarash a new giant reactor

12


. It may provide cheap energy for mankind

13


Buses in Graz run on

14


power. This cooking oil

has got a lot of advantages. It saves

15


.

It’s  -

16


than conventional fuel.

The only disadvantage – it

17


at – 5 °C. Graz people are

sure the idea of cooking oil will

18


all over the world.


Post- viewing activity

  1. Discuss if schnitzel can help our ecology and economy.
  2. If you had €10 billion, what type of energy and power station would you spend your money on?

Answer key

1.

A. C Europe uses 40% of world’s natural gas.



B Nuclear power provides 15% of the UC energy

C Renewable energies provide 6% of energy needs.



D By 2030 the

amount of imported energy is said to increase to 70%.

E Since the 1950s Nuclear fission power has been generating electricity.


F Gas is heated to temperatures 10 times hotter than the centre of the Sun

G It will take 30 years, slightly less, to produce nuclear fusion energy.

H The cost of the new fusion reactor at Kadarash.

J from 250 restaurants in Graz old oil is collected to be converted.


K At temperature -5° C cooking oil solidifies.

2 (1)

1F

2T

3T

4F

5T

6F

7T

8F

9T

F

4 (2)

1 the second largest

2 the biggest

3 nuclear

4 Renewable

5 fusion

6 potential

7  the centre of the Sun

8  heat

9  a few

10 clean / the cleanest

11 fear

12 is being built

13 forever

14 schnitzel

15 energy and costs

16 cleaner

17  solidifies

18 catch on

Vocabulary

Fission

Fusion

To convert

Conventional


To catch on

Versatile

Forefront

Solidify

The process of dividing an atom in order to create energy.

The process in which a cell divides into two or more parts.

To change from one form or use to another.

  1. Usual, traditional.
  2. Not nuclear.

To become popular.

Able to be used in many different ways.

The most forward or important position or place.

To become solid, firm, hard.


Фрагмент урока «Think globally, act locally»
по теме «Environmental problems on the planet»
с использованием программы канала BBC World

Класс 11

Pre–viewing activity 

   

Teacher: “Dear friends, we have just come to the conclusion that everything in nature is interconnected and if something goes wrong in one part of the planet, everybody loses. Can you present particular examples of such interconnections using the spider gram we have created earlier? “

Examples of students’
micromonologues.
results in        – Increase in traffic causes gas emissions which, in its turn,
        acid rains causing water and land pollution…

        – Heat waves in Europe resulted in turning plants from         absorbers to          producers of carbon monoxide…

        – Due to the recent hurricanes two nuclear reactors in the         USA will be closed down which can lead to energy gap.         As nuclear power is the main source of energy for that         country, it can definitely cause new economic crises…

        Etc.

While – viewing activity

To sum up, our planet is in real danger. We all need to accept and deal with the challenges if we are to avoid disaster. And we should do it both globally and locally, because «Think globally, act locally». Now you are going to watch a part of the news programme of the BBC World channel. While watching it, decide whether the following statements are true or false:

1) The fragment touches upon the problems of air and water pollution.

2) The European Commission has announced that the number of premature deaths every year is more than 30000.

3) An initiative which will cost an estimated 2 billion euros a year will have a dramatic impact on air quality.

4) The surface of the Mars hasn’t undergone any serious changes.

5) NASA scientists say that deposits of frozen carbon dioxide near the South Pole have shrunk.

6) Research has shown that climate change has reduced.

1 – F, 2 – T, 3 – F, 4 – F, 5 – T, 6 – F.

Watching the programme – 2, 5 min

Post – viewing activity

You have just watched the programme concerning the global problems of humanity: poor air quality and, as a result, the increase in respiratory diseases and premature deaths, noise pollution caused by airplanes,  and the most important – a breaking peace of news – changes in the Mars surface caused by human activity on the Earth. Working in groups of three, discuss the importance of the news and work out a range of measures to be taken.

Groups of 3.

Teacher: “What conclusion can we make? This land is ours. We ought to take care of it. Do something about the area you live in thinking globally acting locally. We seem to be isolated but, in fact, all of us are interdependent. The more beauty is around us, the higher is the level of positive energy. You can never escape from what surrounds you and if we stay conscious of the world and what is happening around us, we will live in harmony with nature and each other”.


Фрагмент урока английского языка
по теме “Cultures and Customs”
c использованием передачи CNN-International,
посвященной празднованию 80-летнего юбилея Елизаветы II

Класс 10

Interviews before Queen’s appearance
(80th birthday of Queen Elizabeth ІІ)

     

Pre-Viewing activity

Teacher: “You know perfectly well that peoples of different countries have different cultures, holidays, traditions and customs. Some traditions and customs have originated from various remarkable events in religious or political life of people. Some others are closely connected with well-known people. For instance, in the USA they have Columbus Day, Presidents’ Day. In the UK people celebrate their Queen’s birthday showing great respect and love to her.

Look at the photos of these two women.

Talk to the rest of the class about them.

  1. What do you know about these women?
  2. In what ways do you think the women’s lives are connected?”

Teacher: “You remember last week British people widely celebrated Queen Elizabeth II’s birthday. They do it every year because it has become their tradition. This year the Queen has turned 80 and it’s her 55 year on the throne. Listen to the interviews to see if any of the things you talked about were mentioned”.

While -viewing activity

1. Listen to the interviews to see if any of the things you talked about were mentioned.

2. Listen to both interviews again. For each of the questions, choose the best answer, A, B or C.

  1. Who was Queen Elizabeth ІІ’s father?

A        Edward VІІІ

B        George VІ

C        Henry VІІІ

  1. How has the Queen contributed to the survival of monarchy?

A        She has always done the right thing

B        She has been the Queen for such a long time

C        She has given a consistency to the British and has always been broad-minded

  1. According to Robert Jobson, when will the Queen retire?

A        Never

B        When her grandson William marries

C        When she is physically unable to serve God and people

  1. How long was Margaret Thatcher Prime Minister?

A        For 11 years

B        For 10 years

C        For 7, 5 years

  1. What did some people say about relationship between the Queen and Margaret Thatcher?

A        They were getting on perfectly with each other

B        They didn’t like each other deep in their mind

C        Despite some misunderstanding between them they respect each other

  1. How many Prime Ministers has the Queen worked with?

A        11

B        10

C        5

Answers: 1 B     2 C     3 C     4 A     5 C       B

Post- viewing activities

1. Look at the list of words for character-drawing and choose those women need to do politics:

tolerant

generous

reserved

hard-working

intelligent

cheerful

helpful

self-confident

ambitious

shy

well-mannered

cautious

optimistic

persistent

wise

self-centered

open-minded

far-sighted

2. Discuss in pairs the role of women in politics and try to answer the question:

Why are there so few women in politics?


3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

3.2. Результативность применения ИКТ
в учебном процессе по английскому языку в лицее

Анализ результатов обучения английскому языку в лицее показывает, что с началом систематического использования информационно – коммуникационных технологий на уроках (2004 – 2005 учебный год) наблюдается отчетливая положительная динамика успеваемости учащихся. Ниже приведены результаты сдачи ЕГЭ по английскому языку выпускниками лицея в 2007 году в сравнении с другими школами г. Тамбова.

СВОДНЫЕ ТАБЛИЦЫ ПО УЧРЕЖДЕНИЯМ Г. ТАМБОВА


п/п

МОУ

Всего
сдавало

Оценка

Качество
обучения
(в %)

Уровень
обученности
(в %)

Средняя
оценка

Средний
тестовый
балл

«5»

«4»

«3»

«2»

1

№ 2

4

0

0

3

1

0

75,0

2,8

44,3

2

№ 4

1

0

0

0

1

0

0

2,0

21,0

3

№ 5

5

0

2

1

2

40,0

60,0

3,0

44,4

4

№ 6

16

4

10

2

0

87,5

100

4,1

72,8

5

№ 7

2

0

0

2

0

0

100

3,0

43,0

6

№ 8

1

0

0

1

0

0

100

3,0

40,0

7

№ 9

1

0

1

0

0

100

100

4,0

74,0

8

№ 11

5

0

4

1

0

80,0

100

3,8

60,0

9

№ 12

21

6

12

3

0

85,7

100

4,1

72,2

10

№ 13

3

0

1

1

1

33,3

67,0

3,0

45,0

11

№ 14

17

6

11

0

0

100

100

4,4

82,2

12

№ 17

1

0

0

0

1

0

0

2,0

15,0

13

№ 18

2

0

1

1

0

50,0

100

3,5

65,0

14

№ 19

1

0

1

0

0

100

100

4,0

77,0

15

№ 20

1

0

1

0

0

100

100

4,0

63,0

16

№ 21

4

0

1

3

0

25,0

100

3,3

54,0

17

№ 22

3

0

0

3

0

0

100

3,0

44,3

18

№ 29

26

9

17

0

0

100

100

4,3

80,0

19

№ 30

3

0

2

1

0

66,7

100

3,7

65,7

20

№ 31

1

0

0

1

0

0

100

3,0

45,0

21

№ 32

7

0

4

2

1

57,1

86,0

3,4

50,7

22

№ 33

1

0

0

1

0

0

100

3,0

53,0

23

№ 34

1

0

0

0

1

0

0

2,0

25,0

24

№ 35

3

0

1

2

0

33,3

100

3,3

51,0

25

№ 36

1

0

0

1

0

0

100

3,0

34,0

 

Итого:

131

25

69

29

8

71,8

93,9

3,8

66,5


РЕЙТИНГОВЫЕ ТАБЛИЦЫ ПО УЧРЕЖДЕНИЯМ Г. ТАМБОВА

прио-ритет-
ный

МОУ

Средняя
оценка

приори-
тетный

МОУ

Тесто-вый
балл

приори-
тетный

МОУ

Качество
(в %)

приори-
тетный

МОУ

Уровень
обучен-ности
(в%)

1

№14

4,4

1

№14

82,2

1

№9

100

1

№6

100

2

№29

4,3

2

№29

80,0

1

№14

100

1

№7

100

3

№6

4,1

3

№19

77,0

1

№19

100

1

№8

100

3

№12

4,1

4

№9

74,0

1

№20

100

1

№9

100

4

№9

4,0

5

№6

72,8

1

№29

100

1

№11

100

4

№19

4,0

6

№12

72,2

2

№6

87,5

1

№12

100

4

№20

4,0

7

СР.

66,5

3

№12

85,7

1

№14

100

5

№11

3,8

№30

65,7

4

№11

80,0

1

№18

100

СР.

3,8

8

№18

65,0

СР.

71,8

1

№19

100

6

№30

3,7

9

№20

63,0

5

№30

66,7

1

№20

100

7

№18

3,5

10

№11

60,0

6

№32

57,1

1

№21

100

8

№32

3,4

11

№21

54,0

7

№18

50,0

1

№22

100

9

№21

3,3

12

№33

53,0

8

№5

40,0

1

№29

100

9

№35

3,3

13

№35

51,0

9

№13

33,3

1

№30

100

10

№5

3,0

14

№32

50,7

9

№35

33,3

1

№31

100

10

№7

3,0

15

№13

45,0

10

№21

25,0

1

№33

100

10

№8

3,0

15

№31

45,0

11

№2

0

1

№35

100

10

№13

3,0

16

№5

44,4

11

№4

0

1

№36

100

10

№22

3,0

17

№2

44,3

11

№7

0

СР.

93,9

10

№31

3,0

17

№22

44,3

11

№8

0

2

№32

86,0

10

№33

3,0

18

№7

43,0

11

№17

0

3

№2

75,0

10

№36

3,0

19

№8

40,0

11

№22

0

4

№13

67,0

11

№2

2,8

20

№36

34,0

11

№31

0

5

№5

60,0

12

№4

2,0

21

№34

25,0

11

№33

0

6

№4

0

12

№17

2,0

22

№4

21,0

11

№34

0

6

№17

0

12

№34

2,0

23

№17

15,0

11

№36

0

6

№34

0

УЧАСТНИКИ ЭКЗАМЕНА, НАБРАВШИЕ ОТ 90 ДО 100 ТЕСТОВЫХ   БАЛЛОВ

Ф И О

Баллы

МОУ

Класс

Пономарева Марина

95

№ 14

11В

Филина Екатерина

95

№ 14

11В

Терехова Юлия

94

№ 12

11Б

Суспицын Константин

93

№ 6

11А

Кроттер Дарья

93

№ 29

11А

Прокудина Екатерина

93

№ 29

11В

Агавелян Элина

92

№ 14

11В

Валиев Сергей

91

№ 12

11Б

Терентьев Денис

91

№ 14

11В

Калужина Юлия

91

№ 29

11Д

Раткина Людмила

91

№ 29

11В

Данцкер Ариадна

90

№ 14

11Б


УЧАСТНИКИ ЭКЗАМЕНА,
НАБРАВШИЕТЕСТОВЫЕ БАЛЛЫ  В ДИАПАЗОНЕ ОТ 80 ДО 90

Ф И О

Баллы

МОУ

Класс

Мурзина Ксения

89

№ 12

11Б

Сухарев Анатолий

89

№ 12

11А

Канашина Светлана

88

№ 14

11В

Пашинова Тамара

88

№ 29

11Б

Липатова Елена

87

№ 6

11В

Гришина Наталия

87

№ 29

11В

Мусорина Светлана

87

№ 29

11В

Чернявская Дарья

87

№ 29

11В

Кручинова Марианна

86

№ 12

11А

Козодаева Наталья

86

№ 12

11Б

Васильева Ольга

86

№ 29

11В

Зенкина Ольга

85

№ 6

11В

Вальков Юрий

84

№ 6

11А

Кадышева Ксения

83

№ 14

11В

Спицын Евгений

83

№ 14

11К

Тужилина Нина

83

№ 14

11В

Бурякова Ксения

83

№ 29

11Д

Семченко Максим

83

№ 29

11Г

Абрамов Вадим

82

№ 6

11А

Бондаренко Алина

82

№ 14

11А

Евсеевичева Мария

82

№ 29

11Д

Репина Ольга

82

№ 29

11А

Удодов Михаил

82

№ 30

11А

Шкред Дарья

81

№ 14

11В

Овчинников Никита

81

№ 29

11Д

Хизов Алексей

81

№ 6

11В

Травина Екатерина

80

№ 6

11В

Ледовских Владимир

80

№ 12

11А

Ермакова Людмила

80

№ 14

11Б

Атаманова Маргарита

80

№ 29

11А

Результаты сдачи ЕГЭ по английскому языку в 2007 году моих учеников:

Всего сдавало
ЕГЭ

Оценка «4»

Оценка «5»

Качество
обучения

10

7

3

100%

Выпускники всех классов лицея демонстрируют на итоговом контроле  (ЕГЭ, выпускные экзамены в лицее) высокий уровень усвоения учебного материала (продуктивный и творческий).

Подводя итоги, можно констатировать, что применение современных ИКТ (видеофильмов и спутникового телевидения) на уроках английского языка в средней школе (лицее, гимназии) является оправданным и способствует увеличению эффективности учебного процесса, формированию коммуникативной компетенции английского языка у учащихся.

Изложенная в данной работе методика может быть с успехом применена в практической деятельности учителями английского языка других школ (лицеев, гимназий).

3.3. Необходимые условия для применения
современных ИКТ

Необходимыми условиями успешного применения современных ИКТ  в учебном процессе являются:

  1. Знакомство учителей с основами данной методики, как в теоретическом, так  и в практическом аспекте. Именно для этой цели можно использовать данную работу (см. также список литературы и Интернет - ресурсов).

В лицее № 14 в 2006 и 2008 годах проводились региональные научно – практические конференции и семинары посвященные использованию современных ИКТ в преподавании английского языка, где учителя города и  области имели возможность практически познакомиться с работой лицея в данном направлении и увидеть описанные методики в действии (на уроках, мероприятиях и т.д.) Являясь школой – лабораторией, лицей  и в дальнейшем планирует проводить подобные семинары.

  1. Наличие в учебном заведении минимально необходимой для поставленной задачи материально – технической базы. В настоящее время это уже не столь дорогостоящее оборудование и по силам фактически любой школе.
  2. Необходима постоянная поддержка со стороны учителей информатики.
  3. И, наконец,  необходимо желание учителя осваивать и применять на практике современные ИКТ.

Лично я уже ни при каких обстоятельствах не откажусь от их использования в моей работе.


БЛАГОДАРНОСТИ

Автор выражает искреннюю благодарность
работникам лицея №14:

Поликарповой Ольге Дмитриевне,
Любичу Геннадию Рувимовичу,

Александровой Галине Николаевне

Капустиной Светлане Николаевне
Деревянкиной Светлане Николаевне,
Севастьяновой Елене Владимировне,
Козыревой Екатерине Павловне

Поздняковой Людмиле Анатольевне

за содействие в выполнении данной работы.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Закон Тамбовской области от 29.10.2003 г. №164-3 «Об областной программе «Модернизация системы образования Тамбовской области» на 2004-2008 годы».
  2. Областная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2006-2010 годы».
  3. Программа развития МОУ лицея №14 г. Тамбова на 2005-2008 годы.
  4. И.В. Казакова «Использование информационных технологий в образовании». Изд.: English College,2007.
  5. О.Д. Поликарпова «Спутниковое телевидение в обучении английскому языку». Тамбов: МОУ лицей №14, 2006.
  6. Т.В. Голубицкая «Современные информационные и коммуникационные технологии и их использование при обучении иностранному языку». Вестник БГПУ, №15, 2007.
  7. Е.С. Полат. Интернет в гуманитарном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  8. Е.С. Полат. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  9. Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С.Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  10. Intel® «Обучение для будущего»: Учеб. пособие – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2006.
  11. Интерактивное обучение учащихся 10 – 11-х классов английскому языку с использованием компьютерных технологий / “English” №16 ИД «Первое сентября».
  12. О.О. Кобзева «Использование информационных коммуникационных технологий на уроке английского языка и во внеурочной деятельности». МАТЕРИАЛЫ межрегиональной научно-практической конференции "Информатизация системы образования Тамбовского региона". Тамбов: МОУ лицей №6.
  13. В.В Весновская. Формирование информационной компетентности Студенов в Ачинском педагогическом колледже. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с. 94.
  14. Н.В. Иванова. Эффективное использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с.109-112.
  15. И.Н Кирко, Н.И. Пак. Педагогическая система открытого обучения предметам  в условиях информационно-образовательной среды. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с.10-11.
  16. А.М. Мильшина. Использование ресурсов глобальной сети Интернет при подготовке к урокам страноведения. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с.21.
  17. М.В. Моисеева, Е.С. Полат М.Ю. Бухаркина, М.И. Нежурина. Интернет обучение: технологии педагогического дизайна. Камерон, Москва, 2004 (http://iatp.projectharmony.ru).

4

3

2

1

overpopulation – shortage of energy

5

4

cutting down tropical rainforests destroying natural habitat– animal extinction

Change one thing, change everything

emissions of gases from plants and factories– global warming sharp  rise of water level

human activity on the Earth– disbalance in the Universe

poor air quality– ozone holes– heat waves in Europe– changes in weather patterns


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка....

«СОВРЕМЕННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подхо...

Использование современных педагогических технологий для развития личности учащихся на уроках английского языка.

Использование современных педагогических технологий для развития личности учащихся на уроках английского языка....

Использование современных технологий при работе с текстом на уроках английского языка.

Важнейшей задачей стандартов нового поколения является: создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетен...

Хмелевская Л.П., учитель английского языка "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРЕДМЕТУ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"

Хмелевская Л.П., учитель английского языкаИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,В ТОМ ЧИСЛЕ ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАКСРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРЕДМЕТУ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА...

Использование современных технологий, как способ мотивации учащихся на уроках английского языка

Вданной статье рассказывается о том, что в  современной школе используется коммуникативный метод обучения иностранному языку. Коммуникация осуществляется на основе ранее полученных знаний об...