Апробация методических разработок настольно-печатных игр и публикации опыта.
статья
Статья описывает полученные результаты и проявившиеся эффекты в ходе реализации методики настольно-печатных игр в образовании и воспитании, описываются инструменты и методики оценки образовательного результата школьников, подтверждающих успешную реализацию образовательной модели, ориентированной на развитие компетентностей XXI века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aprobatsiya_opyta.docx | 25.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Апробация методических разработок настольно-печатных игр и публикации опыта.
На первом этапе апробации (2012-2013 гг.) происходило знакомство детей с настольно-печатными играми краеведческого характера ведущих издательств в этой области («Звезда», «Дрофа-Медиа», «Tactic» и др.). С этой целью была создана коллекция настольно-печатных игр в кабинете истории и музейной комнате в следующем составе: «Россия: что вы знаете о ней? Игра-викторина», «Здравствуй, Россия! Стратегическая игра-путешествие». «Сундучок знаний: Россия. Игра брейн-бокс», игры-мемо «Достопримечательности России», «Картины русских художников», «Москва. Игра для эрудитов», «История России. Игра тайм-лайн», «Россия. Игра-викторина для детей», «Россия. Игра-викторина. 150 карточек», «Моя Москва. Викторина для всей семьи», «Мы живем в России. Игра-викторина», «Вся Россия. Викторина для детей», «Путешествуем по России», «Прогулки из шкатулки. Москва. Набор юного краеведа Хельги Патаки и Петра Баратова», «Моя родина Россия. Викторина для всей семьи», «Наша Родина. Развивающая игра», «Монастыри. Настольная историческая игра» и др.[1] В общей сложности коллекция кабинета включает более 40 игр, некоторые из них представлены четырьмя одинаковыми экземплярами для организации одновременного освоения той или иной игры. Основной задачей этого этапа было стремление вызвать интерес у детей, показать на примере интересных настольно-печатных игр, что краеведение может быть очень увлекательным.
На втором этапе (2014-2016 гг.) были изучены основные механизмы пользующихся популярностью у детей игр и разработаны на их основе авторские игры: «Развивающая игра мемо «Гербы городов и муниципальных районов Московской области»[2] (опубликована 09.12.2014 г.), краеведческая настольная игра-пазл «Карты Московской области: запоминай собирая!»[3] (опубликована 29.08.2015 г.), краеведческая настольная игра «Подмосковье: что вы знаете о нём?»[4] (опубликована 29.08.2015 г.), краеведческая настольная игра «За сокровищами Кудеяра»[5], (опубликована 23.03.2016 г.), игра «Семьдесят пять», посвящённая 75-летию Битвы под Москвой[6] (опубликована 27.04.2016 г.)
Далее следует большой методический этап проекта. На этом этапе игры проходило обсуждение идеи краеведческих готовых и авторских настольно-печатных игр на педагогических форумах (площадка АСОУ, Сетевая педагогическая мастерская на сайте Net-edu, Московский международный образовательный салон-2016). Идеи получили поддержку и одобрение. (Приложение №1, Приложение №2). В 2017 году школа начала работу по организации на базе школы мастерской по созданию краеведческих настольно-печатных игр. Был опубликован видеоролик с информацией об этом, были разработаны алгоритмы для создания игр. Самой лучшей формой обучения созданию настольно-печатной игры является обучение на примерах. Нами были организованы обучающие видеолекции для классных руководителей. Эти видеоматериалы доступны в сети интернет[7].
В 2016 году опыт работы был представлен на III Международной научно-практической интернет-конференции «Непрерывное образование специалистов в современных условиях: новый дизайн». Мы проводили педагогическую мастерскую «Обучение педагогов основам разработки настольно-печатных игр по истории и краеведению». По итогам конференции был выпущен сборник материалов, куда вошла и наша статья в соавторстве с доцентом кафедры воспитательных систем АСОУ С.Н.Усовой[8] (Приложение №2).
В 2016 году стартовал общешкольный проект по созданию настольно-печатной игры, посвящённой Сталинградской битве. Идея проекта родилась весной, 18 апреля 2016 года в рамках сотрудничества с Волгоградским лицеем имени Ф.Ф.Слипченко, где мы выступили с докладом «Военно-патриотическое воспитание обучающихся в МОУ «Совхозная СОШ» на XXIV Всероссийской научно-практической конференции «Основные направления в практике работы ГКОУ «Волгоградский лицей имени Ф.Ф.Слипченко» по патриотическому воспитанию молодежи в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Совместно с преподавателями Волгоградского лицея решено начать долгосрочный проект – разработать настольно-печатную игру, объединив краеведческий материал Волгограда и Серебряных Прудов - родины маршала В.И. Чуйкова.
На третьем этапе апробации (2017-2018 гг.) мы совместно с детьми работали над играми-проектами краеведческого и учебного характера. В учебниках по истории России УМК под редакцией А.В.Торкунова учащимся предлагается разработать информационно-творческие проекты. Для обучающихся 5-9 классов этот вид проектов – наиболее доступный для реализации. Дети работают во время внеурочной деятельности и самостоятельно по предложенному учителем алгоритму, создавая свой продукт – авторскую настольно-печатную игру. Именно эта форма позволяет реализовать две очень важные методические цели. Первая заключается в достижении социальной мотивации в работе над проектом: ученик знает, что его изделие не будет пылиться в шкафу, а пополнит коллекцию музейной комнаты или кабинета истории и будет активно использоваться на внеурочных занятиях. Вторая цель связана с организацией защиты проекта. Представление игры осуществляется автором в интерактивной форм: он выступает в роли ведущего и эксперта. Нами разработаны «Правила командной игры с карточками мемо или карточной викторины» (Приложение№3). Автор проекта знакомится с ними перед защитой своего проекта. Таким образом происходит формирование коммуникационных УУД (умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстникам; работать индивидуально и в группе). За два года (2017 и 2018) вместе с учащимися 7-9 классов разработано шесть игр. Три игры пополнили коллекцию музейной комнаты: музейная игра-квест «Восстание Ивана Болотникова»[9] (опубликована 25.05.2018 г.), мемо «Сталинградская битва»[10], посвящённый 75-летию победы в Сталинградской битве (опубликована 25.05.2018 г.) и мемо «Пятнадцать кадров из жизни Сергея Столярова»[11] (опубликована 19.02.2017 г.). Две игры связаны с краеведением Подмосковья, активно используются на уроках региональной истории: краеведческая настольно-печатная игра мемо «Усадьбы Подмосковья»[12] (опубликована 25.05.2018 г.) и проект экскурсия-квест «Священный камень Московии, Адам Олеарий и другие»[13] (опубликована 03.06.2017 г.). Игра тайм-лайн «Фотодокументы Великой Отечественной войны»[14] (опубликована 25.05.2018 г.) (Приложение №4 фото 1) стала частью проектной работы, подготовленной девятиклассницей в рамках обязательной проектной работы при окончании основной школы.
В процессе реализации своих проектов обучающиеся научились работать с разными источниками: краеведческими энциклопедиями, журналами, научными трудами, интернет-ресурсами; отбирать материал для своего игрового проекта, изготавливать карточки в соответствии с инструкцией учителя, проявляли творческие способности и владение информационными компетенциями при оформлении коробки игры. Обучающиеся знакомились с разными периодами истории родного края – от Смуты до Великой Отечественной войны, с историческими персоналиями общегосударственного масштаба, связанными с Серебряно-Прудским краем по факту рождения (и не только): Иван Болотников, Василий Чуйков, Сергей Столяров. Они прикоснулись к интересным страницам культурной жизни края, познакомились с интересными культурными объектами регионального и мирового масштаба (усадьбы Подмосковья, фильмы с участием Сергея Столярова, памятники архитектуры, скульптуры и живописи). Все работы опубликованы в интернете на сайте проекта для одарённых детей «Алые паруса».
Итогами проектной деятельности стало формирование формирование у обучающихся информационных, ценностно-смысловых, учебно-познавательных и общекультурных и, кнечно же, коммуникативных компетенций.
[1] См. нашу презентацию «Мир настольно-печатных игр» [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2016/08/21/prezentatsiya-mir-nastolno-pechatnyh-igr-0 (дата обращения: 28.05.2018.).
[2]Баранова Ю.П. Развивающая игра мемо «Гербы городов и муниципальных районов Московской области». [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2014/12/09/metodicheskaya-razrabotka-razvivayushchaya-igra-memo-gerby (дата обращения: 27.05.2018).
[3] Баранова Ю.П. Краеведческая настольная игра-пазл «Карты Московской области: запоминай собирая!» [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2015/08/29/kraevedcheskaya-nastolnaya-igra-pazl-karty-moskovskoy-oblasti (дата обращения: 27.05.2018).
[4] Баранова Ю.П. Краеведческая настольная игра «Подмосковье: что вы знаете о нём?» [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2015/08/29/kraevedcheskaya-nastolnaya-igra-podmoskove-chto-vy-znaete-o (дата обращения: 27.05.2018).
[5] Баранова Ю.П. Краеведческая настольная игра «За сокровищами Кудеяра» [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2016/03/23/kraevedcheskaya-nastolnaya-igra-za-sokrovishchami-kudeyara (дата обращения: 27.05.2018).
[6] Баранова Ю.П. Краеведческая настольно-печатная игра «Семьдесят пять», посвящённая 75-летию Битвы под Москвой [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2016/04/27/igra-semdesyat-pyat-bitve-za-moskvu-posvyashchaetsya (дата обращения: 27.05.2018).
[7] Видеолекции Барановой Ю.П по изготовлению и применению настольно-печатных игр по истории икраеведению. [Электронный ресурс] URL: https://yadi.sk/i/splyB1ftsSqyx , https://yadi.sk/i/kaeY7AGgsRiuc , https://yadi.sk/i/qj3SGJCbsRoNW (дата обращения 07.06.2018)
[8] Баранова Ю.П., Усова С.Н. . Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС: возможности и перспективы //Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Выпуск 3/ Науч. ред. Л.Н. Горбунова. – М.: АСОУ, 2016. – С. 1004-1111. [Электронный ресурс] URL: http://edu.asou-mo.ru/index.php/1j-den/vospitanie-kak-attraktor-nepreryvnogo-obrazovaniya/podkhody-k-razrabotke-i-prakticheskoj-realizatsii-nastolno-pechatnykh-igr-po-istorii-i-kraevedeniyu-podmoskovya-na-vneurochnykh-zanyatiyakh
[9] Баранова Ю.П. Музейная игра-квест «Восстание Ивана Болотникова» [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/05/25/muzeynaya-igra-kvest-vosstanie-ivana-bolotnikova (дата обращения: 27.05.2018).
[10] Баранова Ю.П. Мемо "Сталинградская битва" (настольно-печатная игра) [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/05/25/memo-stalingradskaya-bitva-nastolno-pechatnaya-igra (дата обращения: 27.05.2018).
[11] Баранова Ю.П. Краеведческая настольная игра мемо «Пятнадцать кадров из жизни Сергея Столярова». «Пятнадцать кадров из жизни Сергея Столярова». [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/02/19/doklad-na-rayonnoy-kraevedcheskoy-konferentsii-pyatnadtsat-kadrov-iz (дата обращения: 27.05.2018).
[12] Баранова Ю.П. Краеведческая настольно-печатная игра мемо «Усадьбы Подмосковья» [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/05/25/kraevedcheskaya-nastolno-pechatnaya-igra-memo-usadby-podmoskovya (дата обращения: 27.05.2018).
[13] Баранова Ю.П. Виртуальная экскурсия-квест «Священный камень Московии, Адам Олеарий и другие» [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/06/03/virtualnaya-ekskursiya-kvest-svyashchennyy-kamen-moskovii-adam-oleariy (дата обращения: 27.05.2018).
[14] Баранова Ю.П. Тайм-лайн «Фотодокументы Великой Отечественной войны» [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/05/25/taym-layn-fotodokumenty-velikoy-otechestvennoy-voyny-nastolno (дата обращения: 27.05.2018).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Настольно-печатная игра "Подбери слова к рассказу"
Уважаемые взрослые! Эта игра предназначена для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Игра поможет детям развить связную речь и расширить словарный запас, потренироваться в чтени...
Настольно-печатная игра "Развиваем речь"
Игра – основной вид деятельности ребенка с нарушениями в развитии независимо от возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра влияет на формирование всех основных психических п...
Настольные печатные игры - основной вид работы при закреплении материала
Из опыта работы с настольными печатными играми на занятиях с дошкольниками...
Настольно - печатная игра "Что кому нужно?"
Изучать профессии , знакомиться с ними можно по разному. Предлагаю Вашему вниманию игру, которая поможет педагогу и ребенку с пользой провести время,остается распечатать и играть....
Краткая история игр в образовании и общая характеристика методики настольно-печатной игры.
Историографический обзор методической литературы, посвящённой игровым технологиям (включая журнальные публикации)....
Конспект проведения настольно-печатной игры
Конспект проведения настольно-печатной игрывид дидактической игрыдля детей подготовительной группывозрастная группа/год обучения...
Методическая разработка «Дидактические настольно-печатные игры по теме «Количество и счет» Предмет: математические представления
АннотацияСборник дидактических настольно-печатных игр, направленный на развитие элементарных математических понятий, формирование представлений о соотношении цифры и числа, количества и цифры у ...