ТРИЗ–педагогика и ее роль в формировании функциональной грамотности (креативного мышления)
статья

Евстифеева Вероника Вадимовна

ТРИЗ–педагогика и ее роль в формировании функциональной грамотности (креативного мышления)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРИЗ –педагогика и ее роль в формировании функциональной грамотности (креативного мышления)

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И.Г.Песталоцци

Что такое функциональная грамотность?  Это готовность и способность действовать с опорой на жизненный опыт и полученные знания по разным предметам. Это способность к синтезу, интеграции и переносу знаний, умений и навыков. Адекватный способ формирования функциональной грамотности – выполнение обучающимися учебных заданий, отвечающих этим требованиям. Задания должны быть построены по принципу «от задачи – к способу», проблема должна быть реальная, явно выражена, а контекст внеучебный.

Одним из компонентов развития функциональной грамотности является  креативное мышление. Что же это такое? И зачем оно нашим детям?

Исследование PISA даёт следующее определение креативного мышления: это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффективного выражения воображения.

Рассмотрим следующую ситуацию: «Вася читает книгу». Поставим к ней три задачи.

  1. Учебная задача.

Васе осталось прочитать 30 страниц. В среднем одну страницу он читает за 1 мин 27 сек. За сколько минут Вася дочитает книгу?

  1. Задача, направленная на развитие математической грамотности.

Вася пришёл из школы в 15:10. Он очень хочет дочитать свою книгу. Осталось ещё 30 страниц. Но Васе скоро на тренировку. Выходить из дома в 16:30. Еще надо оставить 20 минут на перекус. Успеет ли Вася дочитать книгу, если среднее время чтения одной страницы 1 мин 27 сек?

  1. Задача, направленная на развитие креативного мышления.

Вася пришёл из школы и очень хочет дочитать свою книгу. Осталось ещё 30 страниц. Но Васе скоро бежать на тренировку, а вечером некогда, надо делать домашнее задание. Что придумать Васе, чтобы и на тренировку не опоздать и успеть книгу дочитать?

Придумайте 2-3 разных способа. Сделайте допущения, составьте математическую задачу.

Как видим, последнее задание отличается от первых двух тем, что вариантов решения может быть несколько, что и бывает обычно в жизни. Мальчик Вася, обладая креативным мышлением, возможно, возьмет книгу с собой в трамвай и дочитает по дороге на тренировку. Или скачает аудиоверсию на телефон и дослушает любимую книгу. В жизни нет готовых алгоритмов.  

  Креативное мышление учит ребенка одному из важнейших навыков успешного человека: подмечать проблемы вокруг, конвертировать их в задачи и уметь их решать. Именно это будет отличать высококлассного специалиста от рядового сотрудника. И не только в творческих профессиях. Даже пилоты самолета, которые всегда работают по инструкции, в аварийной ситуации должны уметь действовать креативно. Или врач, чей пациент находится в критической ситуации: чтобы спасти чью-то жизнь, он должен мгновенно принять правильное решение. 

Ребенок с развитым креативным мышлением имеет больший потенциал, становится более уверенным, открыт вызовам, не боится выражать свое мнение.

   В своей педагогической практике с целью развития креативного мышления у обучающихся применяю ТРИЗ- педагогику.

 Какова же история ТРИЗ?

Изображение выглядит как текст  Автоматически созданное описание

ТРИЗ - Теория Решения Изобретательских задач. Основоположник ТРИЗ – Генрих Саулович Альтшуллер, советский писатель и изобретатель. С малых лет Генрих Саулович занимался изобретательством. Уже во взрослом возрасте он заметил, что основной метод для придумывания нового, который используют ученые и изобретатели, это метод проб и ошибок. Генрих Саулович пошел с конца, стал исследовать уже существующие патенты на изобретения. Таким образом он выявил основные методы и инструменты для решения изобретательских задач. Так появилась ТРИЗ, а следом ТРИЗ-педагогика.

ТРИЗ- педагогика – то, что учит думать и мыслить, развивает творчество и креативность, помогает в любой профессии и вообще в жизни.

Чем же отличается ТРИЗ-педагогика от других методик?

Принципы ТРИЗ-педагогики:

  • Принцип целостности знаний
  • Приоритет методов мышления
  • Принцип «знания через творчество»
  • Ученик – субъект обучения
  • Развитие креативного мышления.

Как видим, многие принципы перекликаются с теми аспектами, которые нам диктует функциональная грамотность.

Пятиклассники, у которых провожу занятия на основе ТРИЗ-педагогики,  учатся строить ассоциативные связи, учатся фантазировать, используя специальные приемы.   В течение этого учебного года мы с детьми в ходе проведения курса внеурочной деятельности решили много задач, развивающих вербальные навыки, пространственное воображение, ресурсное мышление.  Например, на одном из занятий, к задаче «как определить, в какую сторону течет вода в трубе?» дети выдвинули более около 15 идей, отстаивали свою позицию, спорили, договаривались, убеждали друг друга, критически оценили все идеи и выбрали лучшие из них. Отмечаю, что обучающиеся, которые стеснялись отвечать у доски, становятся смелее, раскованнее. И в этом несомненная заслуга ТРИЗ-педагогики, ведь в ней нет неверных решений, а у детей - страха ошибиться, как это бывает на учебных предметах. Зачастую «троешник» высказывает более оригинальные идеи, чем отличник. Созданная ситуация успеха повышает мотивацию у обучающихся, они чувствуют уверенность, проявляют активность в изучении математических дисциплин. А разве не этого мы хотим от наших воспитанников?

Хочется дополнить, что ТРИЗ-педагогика применима в любой области знаний и в любом учебном предмете. Нужно учить креативному мышлению наших детей не только в рамках внеурочной деятельности, но и включать задания на развитие данного аспекта на уроках.

Мы все вместе работаем на результат, который покажут наши дети. Именно нам решать чему учить? зачем учить? как учить? А главное - как учить результативно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие на развитие функциональной грамотности (креативного мышления) на уроке информатики "Векторная графика"

Данное задание имеет творческий характер. Ученикам предстоит проявить креативные навыки при составлении законченного изображения в векторном виде. При выполнении задания ученики получат навыки построе...

Семинар по Функциональной грамотности. (Креативное мышление)

Презентация  - Креативное мышление. Автор - Цыбикжапова Э.Н....

Формирование функциональной грамотности. Креативное мышление на уроках ИЗО.

   В любой профессии, в любом труде творческая способность является основой движения вперёд....

Доклад_ Креативное мышление как механизм формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Креативное мышление как механизм формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в условиях реализации  ФГОС...

Креативное мышление как направление формирования функциональной грамотности

Презентация выступления по теме "Креативное мышление как направление формирования функциональной грамотности".Креативное мышление - компонент функциональный грамотности, под которым понимают...

Креативное мышление как одно из направлений формирования функциональной грамотности на уроках английского языка

В статье рассматриваются понятия функциональной грамотности, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении английскому языку. Также рассматриваются приемы, способствующие ...

Креативное мышление на уроках труда (технологии) как средство формирования функциональной грамотности

Креативное мышление на уроках труда (технологии) как средство формирования функциональной грамотности....