Что включает в себя психологическая готовность к ГИА
методическая разработка

Проскурякова Татьяна Юрьевна

Актуальность психологической подготовки к экзаменам трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ и ОГЭ как форма экзамена появились сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. Все это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.

Под психологической готовностью к сдаче экзаменов подразумевается сформированность у школьника психологических свойств и социальных компетенций (психофизиологической, личностной технологической, мотивационной, самооценочной), без которых невозможна успешная сдача экзаменов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что включает в себя психологическая готовность выпускников к ГИА

Чтобы помочь учащимся преодолеть трудности при подготовке к экзаменам и успешно их сдать, помогите определить уровень сформированности показателей психологической готовности к экзаменам.

А также выявите уровень тревожности учеников, владеют ли они навыками самоконтроля и самоорганизации.

Психологическая готовность выпускников к ГИА представляет собой сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, которые обеспечивают успешность выпускника при сдаче экзаменов.

Такая готовность включает три основных компонента: познавательный, личностный и процессуальный.

Показатели готовности к сдаче экзаменов смотрите в таблице.

Изучите сформированность познавательного компонента

Это умение учащегося работать с различной информацией, что предполагает наличие высокого уровня внимания, развитой логики и памяти. Внимание важно при выполнении письменных заданий, особенно в тестовой форме. Логика помогает связно выражать мысли в вопросах, которые требуют развернутого ответа, а также выбрать наиболее вероятный ответ, если не знаешь правильного. Память в большей степени помогает при подготовке к экзамену, когда учащийся усваивает материал, а также помогает оперировать информацией, которую он получил непосредственно на экзамене.

Познавательные трудности учащийся испытывает в первую очередь в связи с недостаточным объемом или недостаточной степенью усвоения и систематизации знаний, а также со слабо развитыми универсальными учебными действиями. Чтобы преодолеть эти трудности, необходимы высокая мобильность, переключаемость, хорошая организация деятельности и устойчивая работоспособность, высокий уровень концентрации и произвольности внимания, четкость мышления и сформированный план действий.

Проверьте уровень сформированности личностного компонента

Включает три личностные характеристики: интроверсию, организованность, эмоциональную стабильность. Интроверсия в данном случае – способность сосредоточенно и самостоятельно работать с материалом, не надеясь на помощь других. Организованность – умение планировать свое время, строить четкий план действий на экзамене, выбирать индивидуальную стратегию решения заданий. Эмоциональная стабильность помогает учащемуся настроиться и спокойно работать на экзамене. Умение правильно спланировать время позволит ученику снизить тревожность, вероятность описок и ошибок по невниманию, поможет сделать больше заданий, что повысит вероятность успеха.

Личностные трудности появляются, если у школьника неверные представления о процедуре экзамена, отсутствуют поддержка со стороны взрослых, самостоятельность – из-за этого появляются страхи, тревожность, неуверенность в себе, неадекватная самооценка, предрассудки о ГИА.

Убедитесь, что сформирован процессуальный компонент

Включает знакомство с процедурой проведения ГИА, например, как нужно заполнять бланки, навыки работы с тестами, владение способами снижения тревоги, управления своим эмоциональным состоянием. Процессуальные трудности возникают, если у ученика отсутствует четкая структура действий – из-за этого нарушается самоконтроль, снижается самоорганизация деятельности. Чтобы помочь учащимся избежать трудностей при подготовке и сдаче экзаменов, педагогам и педагогу-психологу необходимо исследовать уровень готовности учеников по трем критериям:

  1. познавательный – знания по предмету и общеучебные навыки;
  2. личностный – уровень тревоги перед предстоящими экзаменами, показатели эмоционального состояния;
  3. деятельностный – умение устанавливать контакты, владение навыками самоконтроля и самоорганизации.

Методические материалы:

Таблица. Показатели готовности к сдаче материалов

Анкета для школьников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность детей к обучению в школу

Статья будет полезна классным руководителям....

Психологическая готовность к сдаче ЕГЭ

Презентация содержит  психологические  советы, памятки для родителей  по оказанию помощи выпускникам сдать ЕГЭ. Может быть использована на родительском собрании....

Программа развития социально-психологической готовности детей к школьному обучению

Создание благоприятного психологического климата и получение опыта взаимодействия детей в группе. Создание позитивных отношений между сверстниками и взрослыми в процессе общения. Повышение познаватель...

Психологическая готовность к обучению в школе

Даны основные аспекты готовности ребенка к обучению в школе....

технология деятельностного метода для урока «открытия» нового знания включает в себя следующие шаги:

технология деятельностного метода для урока «открытия» нового знания включает в себя следующие шаги:...

Психологическая готовность педагога к взаимодействию с семьей ребенка с ОВЗ. Снятие психологических барьеров

Эффективность реализации образовательной инклюзии и успех процесса адаптации ребенка с ОВЗ в школе во многом определяется инклюзивной готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностя...

Программа включает в себя технологию здоровьесбережения

Программа включает в себя технологию здоровьесбережения, обучение эффективному общению, уверенности в себе, умению управлять своими чувствами, выбору друзей и построению позитивных отношений со сверст...