Индивидуальная образовательная траектория как инновационная модель профессионального развития педагога «Ступеньки роста»
презентация к уроку
Первостепенными задачами учителя являются обеспечение качественной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, формирование у них готовности к гибкому и адекватному реагированию на быстро меняющиеся условия жизнедеятельности, способности реализовывать себя в окружающем мире, умении социализироваться и адаптироваться. Очень важно, чтобы у педагога было сформировано инновационное мышление как одно из основных условий обеспечения качества образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первостепенными задачами учителя являются обеспечение качественной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, формирование у них готовности к гибкому и адекватному реагированию на быстро меняющиеся условия жизнедеятельности, способности реализовывать себя в окружающем мире, умении социализироваться и адаптироваться. Очень важно, чтобы у педагога было сформировано инновационное мышление как одно из основных условий обеспечения качества образования Требования к педагогическому работнику современной системы образования
1 2 3 4 5 Ступень адаптации - Молодой педагог Привыкание молодого специалиста к работе или квалифицированного специалиста к новым условиям Ступень Самореализации-педагог-мастер Самостоятельное и надёжное выполнение основных профессиональных функций, выработка собственного профессионального стиля Ступень творчества и новаторства – Педагог-наставник Обобщение опыт профессиональной деятельности с целью разработки новых образовательных технологий, способный осуществлять апробацию и внедрение инновационных технологий в образование Стартовая ступень - педагог-Практик Утверждение в профессиональной деятельности Ступень авторитета- Педагог-методист Профессиональное владение методами и технологиями обучения и воспитания на уровне, позволяющем транслировать свой опыт другим педагога Ступени педагогического мастерства
Модель построения индивидуальной траектории профессиональной и творческой реализации педагога является важным компонентом национальной системы учительского роста Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития ИОТ - это целенаправленная проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития. Это замыслы педагога относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им, готовые к реализации в педагогических технологиях и в педагогической деятельности.
Цель ИОТ: повышение педагогического мастерства, творческий рост и раскрытие собственного потенциала, создание личного имиджа педагога. Задачи: проведение самоанализа и самооценки своей профессиональной деятельности; посещение уроков коллег и участие в обмене опытом; совершенствование своих знаний в области психологии и педагогики; развитие навыков публичных выступлений; разработка дидактических материалов, учебных программ, проектов, методических приёмов; апробирование созданных материалов, осуществление проектов; внедрение новых технологий в образовательную деятельность; обобщение собственного педагогического опыта, публикации материалов
Индивидуальная образовательная траектория определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями педагога Главная задача учителя – определить свой маршрут, персональный путь профессионального развития. Для этого необходимо : уметь анализировать профессиональные проблемы; уметь анализировать собственный позитивный опыт; владеть навыками проектирования собственного развития.
Структурные компоненты ИОТ:
Алгоритм разработки индивидуальной образовательной траектории профессионального развития педагога
1 этап - диагностика профессионального мастерства, формирование потребностей, мотивов и целей, побуждающих педагога к пополнению знаний, совершенствованию учебно-познавательных и профессиональных умений, самосовершенствованию https:// ulspu.ru/upload/img/medialibrary/66a/1_sbornik-diagnosticheskikh-metodik.pdf http:// adamroo.info/files/RMK/VpomoschRyk/sbornik_diagnostik_dlja_pedagogov.pdf Сборники диагностических материалов Анкеты, тесты , опросники - https:// unyugansc1.86.i-schools.ru/files/Attestasiya/Shorokhova/Shor_2.1.12_Diagnostich_sbornik.pdf http://ouirtysh.cher.obr55.ru/files/2020/12/ Диагностические-материалы-изучения-профессиональных-затруднений-педагогов. pdf
2 этап - определение «точек роста» - проблем или затруднений, выявленных в ходе первого диагностического этапа: Например: проблемным моментом большинства педагогов является проведение педагогической рефлексии. Данному умению раньше не отводилось должного внимания в системе профессионального образования, поэтому педагог может испытывать трудности в четком анализе как своего, так и чужого опыта. Дополнительно может сказываться неуверенность в вопросах методологии. Даже педагог, активно специальные обучающие мероприятия, затрудняется в оценке полученного опыта. К сожалению, без должного анализа трудно осознать для себя практическую ценность полученного знания. в сфере общения с обучающимися; в проведении диагностики обучающихся; в постановке целей урока; в выборе форм и методов обучения ; в формировании навыков учебного труда; в развитии интереса к учению ; в общении с коллегами ; в объективности оценки деятельности обучающихся ; в оптимальном решении педагогических проблем .
В индивидуальной образовательной траектории профессионального развития педагог может сформулировать : цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с планом образовательного учреждения и его основной образовательной программой; развитием обучающихся; профессиональные умения, которые необходимо развить или сформировать; средства (модели, механизмы, методы, техники, технологии); решения поставленных целей и задач. Выстраивание собственного образовательного маршрута не только ведет к совершенствованию профессиональных компетентностей, но и кристаллизует педагогический почерк, педагогическую индивидуальность, создает перспективную концепцию дальнейшего профессионального развития. 3 этап - проектирование индивидуального образовательного маршрута , обеспечение условий для положительной динамики развития профессиональной компетентности учителя
Тема-определяется самостоятельно При выборе темы необходимо учитывать актуальность и важность темы, ее научно-теоретическое и практическое значение, степень освещенности данного вопроса в литературе, взаимосвязь выбранной темы с единой методической темой ОУ и методического объединения. Сроки работы над проблемой Сроки реализации ИОТ могут варьироваться от одного года до пяти лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации в образовательном учреждении и локальных задач (например, подготовки к аттестации или реализации конкретных образовательных линий). Разделы ИОТ 1. Изучение литературы, связанной с темой самообразования. 2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса. 3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности. 4. Участие в системе методической работы образовательного учреждения. 5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне ОУ. 6. Руководство повышением квалификации других учителей.
4 этап - реализация индивидуальной образовательной траектории педагога изучение психолого-педагогической литературы. ; разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса; разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса; усвоение учителем педагогических технологий; создание собственной методической системы; разработка диагностического инструментария; - участие в исследовательской и экспериментальной деятельности; участие в реализации программы развития учебного заведения, в системе методической работы; обучение на курсах повышения квалификации; участие в мастер-классах, конференциях, форумах той направленности, которую выбрал для своего развития педагог; участие в работе творческих групп; обобщение собственного опыта педагогической деятельности.
Новое качество профессиональных компетентностей – это восприимчивость к реализации новых образовательных технологий, способность решать профессиональные задачи в условиях выбора и неопределенности, в контексте повышения уровня профессиональной мотивации в учебной и внеучебной деятельности на основе развития самостоятельности . Целью и результатом реализации индивидуальной образовательной траектории профессионального развития является развитие профессиональной компетентности педагога. В ИОТ каждого педагога отражаются три основных направления деятельности:
5 этап - всесторонний комплексный мониторинг результатов работы и определение дальнейших направлений деятельности Ежегодная рейтинговая карта педагога Электронное портфолио профессиональной деятельности педагога в ШП Московской области- https://helpschool.mosreg.ru/hc/ru/articles/4404121141521- Единое-цифровое-портфолио-педагога или личная страница педагога в профессиональных сообществах
Выстраивание собственной образовательной траектории не только ведет к совершенствованию профессиональных компетентностей, но и кристаллизует педагогический почерк, педагогическую индивидуальность, создает перспективную концепцию дальнейшего профессионального развития. В результате каждый педагогический работник должен научиться: проектировать личностно-значимую систему самоорганизации и саморазвития; самостоятельно планировать профессиональный рост с учетом собственных педагогических способностей, качеств и потенциальных возможностей, образовательно-личностных потребностей и запросов; определять ближайшие и дальнейшие перспективы профессионального развития; вести самостоятельно творческий поиск профессионально значимой информации; использовать собственный опыт (социальный, профессиональный, личностный) в качестве источника обучения; анализировать эффективность ИОТ и при необходимости менять ее.
Практическая значимость индивидуальной образовательной траектории заключается в систематизации деятельности педагога, профессиональном росте «на рабочем месте», использовании внешних (существующих в педагогическом коллективе) и внутренних стимулирующих факторов «Если ты умеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр» Антуан де Сент-Экзюпери
Профессиональная рефлексия Искатель — постоянно изобретает свои методики и генерирует новые взгляды в своей педагогической деятельности. Уроки он ведет уверенно и его невозможно поставить вопросом в тупик. Он видит потенциал своих обучающихся и знает, кто какой объем знаний способен усвоить и кто действительно понимает материал. Энтузиаст — преподаватель, который создает атмосферу праздника. Очень активен и любит необычные способы проведения уроков. Трудности начинаются, когда приходится укладываться в рамки урока и успевать выполнить все задачи за поставленное время. Инспектор — его уроки методичны и последовательны, словно вымерены по эталону. Инспектор строг, но справедлив. Его недостаток как учителя в том, что ему сложно ориентироваться в новой информации, пока он не удостоверится в ее правдивости и практичности лично. Поэтому такой преподаватель держится в строгих рамках сам и держит в ежовых рукавицах своих обучающихся. Наставник — отличный психолог, который тонко чувствует настроение своих обучающихся. Он знает, как воздействовать на учеников так, чтобы подстегнуть их стремление к познанию предмета, ведь он сам по-настоящему, страстно увлечен своим предметом. Мастер — стремится создать комфортную обстановку и по возможности избегать сильной напряженности в работе. Превосходно разбирается в своем предмете, всегда кстати вспоминает интересные факты и обожает практику. Доступно и последовательно выдает информацию. Администратор — очень трудоспособный, энергичный и высокоорганизованный учитель, который постоянно стремится к тому, чтобы привлечь учеников к какой-нибудь бурной деятельности. Ответственный и требовательный, он создает комфортные условия для обучения и при этом дает высокую информационную нагрузку.
Решение педсовета: 1. Педагогам образовательного учреждения проводить самодиагностику профессиональных возможностей с целью выявления сильных сторон и профессиональных дефицитов, позволяющих построить ИОТ для оптимизации образовательной деятельности. Сентябрь-октябрь Педагоги ОУ, педагоги-психологи 2. Методические материалы педагогического совета разместить на сайте образовательного учреждения в разделе «Методическая копилка» с целью наполнения портфолио ОУ и реализации целей и задач Региональной Инновационной Площадки «Сильный директор-сильная школа». До 20.03.2022 г. Пискунова И.А., Гончарова Н.С. 3. Разработать локальный акт «Положение о проведении конкурса профессионального мастерства» для выявления лучших практик профессиональной деятельности педагогов образовательного учреждения. До 01.04.2022 г. Лукьянова М.Г., Пискунова И.А . 4. В рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта образования «Цифровая образовательная среда» и эффективного использования ЦОР в процессе обучения, школьным методическим объединениям использовать цифровые платформы для организации качественного образовательного процесса по вариантам обучения. Постоянно Лукьянова М.Г., Пискунова И.А., руководители ШМО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение инновационной технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках географии.
Выступление на семинаре "Применение инновационных технологий личностной ориентации в практической деятельности учителей школы" В ходе выступления была рассмотрена надпредметна...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/16/picture-420230-1394946340.jpg)
Проект серии занятий на тему: «Фестивали народной культуры на занятиях декоративно-прикладным искусством, как средство творческого развития и личностного роста учащихся»
В данной работе отражены методические разработки в области декоративно-прикладного творчества, за основу которых взята проектная технология обучения при изучении культуры народов мира. Представлена ра...
План профессионального развития и творческого роста
В системе образования есть флагманы, они делают главное – мотивируют нас, учителей и учеников, к творчеству, прокладывают путь к новым свершениям. В том, чтобы мои ученики смогли, благодаря полученным...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/11/picture-874280-1484114918.jpg)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В своей статье я хочу рассказать об опыте выстраивания индивидуального образовательного маршрута в период внедрения ФГОС второго поколения, который реализуется в образовательных условиях нашей школы. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/18/picture-123886-1453114441.jpg)
«Инновационное образовательное учреждение как пространство творческого развития педагога» «Социализация детей - как инновационный способ развития личности учащегося»
Cтатья о работе школы-интерната №7 для детей с ОВЗ. Социализация- как рычаг для успешной социализации учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/07/picture-386152-1699333228.jpg)
Инновационный проект Школа активного родителя "РОСТ" (родительское объединение совместного творчества)
Инновационный проект Школа активного родителя "РОСТ" (родительское объединение совместного творчества)...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/30/picture-1003940-1517299153.jpg)
Проект «Мультстудия» как инновационный метод развития познавательного интереса и социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Современные дети живут в век информационных технологий и находятся в разнообразной медиасреде. Они хорошо ладят со всевозможными гаджетами, легко разбираются, как пользоваться компьютером...