Индивидуальная образовательная траектория как инновационная модель профессионального развития педагога «Ступеньки роста»
презентация к уроку
Первостепенными задачами учителя являются обеспечение качественной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, формирование у них готовности к гибкому и адекватному реагированию на быстро меняющиеся условия жизнедеятельности, способности реализовывать себя в окружающем мире, умении социализироваться и адаптироваться. Очень важно, чтобы у педагога было сформировано инновационное мышление как одно из основных условий обеспечения качества образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iot_pedagoga.pptx | 1.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первостепенными задачами учителя являются обеспечение качественной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, формирование у них готовности к гибкому и адекватному реагированию на быстро меняющиеся условия жизнедеятельности, способности реализовывать себя в окружающем мире, умении социализироваться и адаптироваться. Очень важно, чтобы у педагога было сформировано инновационное мышление как одно из основных условий обеспечения качества образования Требования к педагогическому работнику современной системы образования
1 2 3 4 5 Ступень адаптации - Молодой педагог Привыкание молодого специалиста к работе или квалифицированного специалиста к новым условиям Ступень Самореализации-педагог-мастер Самостоятельное и надёжное выполнение основных профессиональных функций, выработка собственного профессионального стиля Ступень творчества и новаторства – Педагог-наставник Обобщение опыт профессиональной деятельности с целью разработки новых образовательных технологий, способный осуществлять апробацию и внедрение инновационных технологий в образование Стартовая ступень - педагог-Практик Утверждение в профессиональной деятельности Ступень авторитета- Педагог-методист Профессиональное владение методами и технологиями обучения и воспитания на уровне, позволяющем транслировать свой опыт другим педагога Ступени педагогического мастерства
Модель построения индивидуальной траектории профессиональной и творческой реализации педагога является важным компонентом национальной системы учительского роста Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития ИОТ - это целенаправленная проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития. Это замыслы педагога относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им, готовые к реализации в педагогических технологиях и в педагогической деятельности.
Цель ИОТ: повышение педагогического мастерства, творческий рост и раскрытие собственного потенциала, создание личного имиджа педагога. Задачи: проведение самоанализа и самооценки своей профессиональной деятельности; посещение уроков коллег и участие в обмене опытом; совершенствование своих знаний в области психологии и педагогики; развитие навыков публичных выступлений; разработка дидактических материалов, учебных программ, проектов, методических приёмов; апробирование созданных материалов, осуществление проектов; внедрение новых технологий в образовательную деятельность; обобщение собственного педагогического опыта, публикации материалов
Индивидуальная образовательная траектория определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями педагога Главная задача учителя – определить свой маршрут, персональный путь профессионального развития. Для этого необходимо : уметь анализировать профессиональные проблемы; уметь анализировать собственный позитивный опыт; владеть навыками проектирования собственного развития.
Структурные компоненты ИОТ:
Алгоритм разработки индивидуальной образовательной траектории профессионального развития педагога
1 этап - диагностика профессионального мастерства, формирование потребностей, мотивов и целей, побуждающих педагога к пополнению знаний, совершенствованию учебно-познавательных и профессиональных умений, самосовершенствованию https:// ulspu.ru/upload/img/medialibrary/66a/1_sbornik-diagnosticheskikh-metodik.pdf http:// adamroo.info/files/RMK/VpomoschRyk/sbornik_diagnostik_dlja_pedagogov.pdf Сборники диагностических материалов Анкеты, тесты , опросники - https:// unyugansc1.86.i-schools.ru/files/Attestasiya/Shorokhova/Shor_2.1.12_Diagnostich_sbornik.pdf http://ouirtysh.cher.obr55.ru/files/2020/12/ Диагностические-материалы-изучения-профессиональных-затруднений-педагогов. pdf
2 этап - определение «точек роста» - проблем или затруднений, выявленных в ходе первого диагностического этапа: Например: проблемным моментом большинства педагогов является проведение педагогической рефлексии. Данному умению раньше не отводилось должного внимания в системе профессионального образования, поэтому педагог может испытывать трудности в четком анализе как своего, так и чужого опыта. Дополнительно может сказываться неуверенность в вопросах методологии. Даже педагог, активно специальные обучающие мероприятия, затрудняется в оценке полученного опыта. К сожалению, без должного анализа трудно осознать для себя практическую ценность полученного знания. в сфере общения с обучающимися; в проведении диагностики обучающихся; в постановке целей урока; в выборе форм и методов обучения ; в формировании навыков учебного труда; в развитии интереса к учению ; в общении с коллегами ; в объективности оценки деятельности обучающихся ; в оптимальном решении педагогических проблем .
В индивидуальной образовательной траектории профессионального развития педагог может сформулировать : цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с планом образовательного учреждения и его основной образовательной программой; развитием обучающихся; профессиональные умения, которые необходимо развить или сформировать; средства (модели, механизмы, методы, техники, технологии); решения поставленных целей и задач. Выстраивание собственного образовательного маршрута не только ведет к совершенствованию профессиональных компетентностей, но и кристаллизует педагогический почерк, педагогическую индивидуальность, создает перспективную концепцию дальнейшего профессионального развития. 3 этап - проектирование индивидуального образовательного маршрута , обеспечение условий для положительной динамики развития профессиональной компетентности учителя
Тема-определяется самостоятельно При выборе темы необходимо учитывать актуальность и важность темы, ее научно-теоретическое и практическое значение, степень освещенности данного вопроса в литературе, взаимосвязь выбранной темы с единой методической темой ОУ и методического объединения. Сроки работы над проблемой Сроки реализации ИОТ могут варьироваться от одного года до пяти лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации в образовательном учреждении и локальных задач (например, подготовки к аттестации или реализации конкретных образовательных линий). Разделы ИОТ 1. Изучение литературы, связанной с темой самообразования. 2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса. 3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности. 4. Участие в системе методической работы образовательного учреждения. 5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне ОУ. 6. Руководство повышением квалификации других учителей.
4 этап - реализация индивидуальной образовательной траектории педагога изучение психолого-педагогической литературы. ; разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса; разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса; усвоение учителем педагогических технологий; создание собственной методической системы; разработка диагностического инструментария; - участие в исследовательской и экспериментальной деятельности; участие в реализации программы развития учебного заведения, в системе методической работы; обучение на курсах повышения квалификации; участие в мастер-классах, конференциях, форумах той направленности, которую выбрал для своего развития педагог; участие в работе творческих групп; обобщение собственного опыта педагогической деятельности.
Новое качество профессиональных компетентностей – это восприимчивость к реализации новых образовательных технологий, способность решать профессиональные задачи в условиях выбора и неопределенности, в контексте повышения уровня профессиональной мотивации в учебной и внеучебной деятельности на основе развития самостоятельности . Целью и результатом реализации индивидуальной образовательной траектории профессионального развития является развитие профессиональной компетентности педагога. В ИОТ каждого педагога отражаются три основных направления деятельности:
5 этап - всесторонний комплексный мониторинг результатов работы и определение дальнейших направлений деятельности Ежегодная рейтинговая карта педагога Электронное портфолио профессиональной деятельности педагога в ШП Московской области- https://helpschool.mosreg.ru/hc/ru/articles/4404121141521- Единое-цифровое-портфолио-педагога или личная страница педагога в профессиональных сообществах
Выстраивание собственной образовательной траектории не только ведет к совершенствованию профессиональных компетентностей, но и кристаллизует педагогический почерк, педагогическую индивидуальность, создает перспективную концепцию дальнейшего профессионального развития. В результате каждый педагогический работник должен научиться: проектировать личностно-значимую систему самоорганизации и саморазвития; самостоятельно планировать профессиональный рост с учетом собственных педагогических способностей, качеств и потенциальных возможностей, образовательно-личностных потребностей и запросов; определять ближайшие и дальнейшие перспективы профессионального развития; вести самостоятельно творческий поиск профессионально значимой информации; использовать собственный опыт (социальный, профессиональный, личностный) в качестве источника обучения; анализировать эффективность ИОТ и при необходимости менять ее.
Практическая значимость индивидуальной образовательной траектории заключается в систематизации деятельности педагога, профессиональном росте «на рабочем месте», использовании внешних (существующих в педагогическом коллективе) и внутренних стимулирующих факторов «Если ты умеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр» Антуан де Сент-Экзюпери
Профессиональная рефлексия Искатель — постоянно изобретает свои методики и генерирует новые взгляды в своей педагогической деятельности. Уроки он ведет уверенно и его невозможно поставить вопросом в тупик. Он видит потенциал своих обучающихся и знает, кто какой объем знаний способен усвоить и кто действительно понимает материал. Энтузиаст — преподаватель, который создает атмосферу праздника. Очень активен и любит необычные способы проведения уроков. Трудности начинаются, когда приходится укладываться в рамки урока и успевать выполнить все задачи за поставленное время. Инспектор — его уроки методичны и последовательны, словно вымерены по эталону. Инспектор строг, но справедлив. Его недостаток как учителя в том, что ему сложно ориентироваться в новой информации, пока он не удостоверится в ее правдивости и практичности лично. Поэтому такой преподаватель держится в строгих рамках сам и держит в ежовых рукавицах своих обучающихся. Наставник — отличный психолог, который тонко чувствует настроение своих обучающихся. Он знает, как воздействовать на учеников так, чтобы подстегнуть их стремление к познанию предмета, ведь он сам по-настоящему, страстно увлечен своим предметом. Мастер — стремится создать комфортную обстановку и по возможности избегать сильной напряженности в работе. Превосходно разбирается в своем предмете, всегда кстати вспоминает интересные факты и обожает практику. Доступно и последовательно выдает информацию. Администратор — очень трудоспособный, энергичный и высокоорганизованный учитель, который постоянно стремится к тому, чтобы привлечь учеников к какой-нибудь бурной деятельности. Ответственный и требовательный, он создает комфортные условия для обучения и при этом дает высокую информационную нагрузку.
Решение педсовета: 1. Педагогам образовательного учреждения проводить самодиагностику профессиональных возможностей с целью выявления сильных сторон и профессиональных дефицитов, позволяющих построить ИОТ для оптимизации образовательной деятельности. Сентябрь-октябрь Педагоги ОУ, педагоги-психологи 2. Методические материалы педагогического совета разместить на сайте образовательного учреждения в разделе «Методическая копилка» с целью наполнения портфолио ОУ и реализации целей и задач Региональной Инновационной Площадки «Сильный директор-сильная школа». До 20.03.2022 г. Пискунова И.А., Гончарова Н.С. 3. Разработать локальный акт «Положение о проведении конкурса профессионального мастерства» для выявления лучших практик профессиональной деятельности педагогов образовательного учреждения. До 01.04.2022 г. Лукьянова М.Г., Пискунова И.А . 4. В рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта образования «Цифровая образовательная среда» и эффективного использования ЦОР в процессе обучения, школьным методическим объединениям использовать цифровые платформы для организации качественного образовательного процесса по вариантам обучения. Постоянно Лукьянова М.Г., Пискунова И.А., руководители ШМО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение инновационной технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках географии.
Выступление на семинаре "Применение инновационных технологий личностной ориентации в практической деятельности учителей школы" В ходе выступления была рассмотрена надпредметна...
Проект серии занятий на тему: «Фестивали народной культуры на занятиях декоративно-прикладным искусством, как средство творческого развития и личностного роста учащихся»
В данной работе отражены методические разработки в области декоративно-прикладного творчества, за основу которых взята проектная технология обучения при изучении культуры народов мира. Представлена ра...
План профессионального развития и творческого роста
В системе образования есть флагманы, они делают главное – мотивируют нас, учителей и учеников, к творчеству, прокладывают путь к новым свершениям. В том, чтобы мои ученики смогли, благодаря полученным...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В своей статье я хочу рассказать об опыте выстраивания индивидуального образовательного маршрута в период внедрения ФГОС второго поколения, который реализуется в образовательных условиях нашей школы. ...
«Инновационное образовательное учреждение как пространство творческого развития педагога» «Социализация детей - как инновационный способ развития личности учащегося»
Cтатья о работе школы-интерната №7 для детей с ОВЗ. Социализация- как рычаг для успешной социализации учащихся....
Инновационный проект Школа активного родителя "РОСТ" (родительское объединение совместного творчества)
Инновационный проект Школа активного родителя "РОСТ" (родительское объединение совместного творчества)...
Проект «Мультстудия» как инновационный метод развития познавательного интереса и социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Современные дети живут в век информационных технологий и находятся в разнообразной медиасреде. Они хорошо ладят со всевозможными гаджетами, легко разбираются, как пользоваться компьютером...