Философы о современных информационных технологиях
презентация к уроку
Материал для осмысления современного цифрового пространства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_tsitat.pptx | 133.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Баксанский Олег Евгеньевич : « Развитие технологий традиционно определялось в течение длительных периодов каким-либо одним ключевым открытием или прогрессом в одной области. Сегодня же, благодаря ускорению научно-технического прогресса, мы наблюдаем пересечение целого ряда волн научно-технической революции. В частности, можно выделить идущую с 80-х годов XX столетия революцию в области информационных и коммуникационных технологий, последовавшую за ней биотехнологическую революцию, недавно начавшуюся революцию в области нанотехнологий . Кроме того, в последнее десятилетие наблюдается бурный прогресс развития когнитивной науки. Особенно интересным и значимым представляется взаимовлияние именно информационных технологий, биотехнологий, нанотехнологий и когнитивной науки, что получило название NBICS-конвергенции (по первым буквам областей: N -нано; B - био ; I - инфо ; C – когно , S - социально-гуманитарные технологии). Термин NBIC-конвергенции ввели в 2002 г. М.Роко и У. Бейнбриджем – авторы отчета « Converging Technologies for Improving Human Performance : Nanotechnology , Biotechnology , Information technology and Cognitivе science », подготовленного во Всемирном центре оценки технологий (WTEC). Отчет посвящен раскрытию особенности NBIC-конвергенции, ее значению в общем ходе развития мировой цивилизации, а также ее эволюционному и культурообразующему значению. Однако спустя 5-6 лет стало очевидно, что первоначальные четыре базовые технологии невозможно рассматривать в отрыве от блока социально-гуманитарных дисциплин и М.В. Ковальчуком было предложено расширить NBIC-конвергенции до NBICS-конвергенции, что открыло огромное поле деятельности для гуманитарного знания». Баксанский О.Е. Конвергенция: естественнонаучные методы познания в социально-гуманитарной сфере//Человек в технической среде : сборник научных статей. – Выпуск 2. / Мин-во обр. и науки РФ, Вологод . гос . ун-т ; под ред. доц. Н.А. Ястреб. – Вологда : ВоГУ , 2015. – 143 с. [ Электронный ресурс ] . Режим доступа : https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/176166765
Баксанский Олег Евгеньевич : « Взаимодействие между нанотехнологиями и информационными технологиями носит двусторонний синергетический рекурсивно взаимоусиливающийся характер. С одной стороны, Человек в технической среде - информационные технологии используются для компьютерной симуляции наноустройств . С другой стороны, уже сегодня идет активное использование (пока еще достаточно простых) нанотехнологий для создания более мощных вычислительных и коммуникационных устройств. Информационные технологии также используются для моделирования биологических систем. Возникла новая междисциплинарная область вычислительная биология, включающая биоинформатику , системную биологию и др. В целом, можно говорить о том, что развивающийся на наших глазах феномен NBICSконвергенции представляет собой принципиально новый этап научно-технического прогресса. Отличительными особенностями NBICS-конвергенции являются: интенсивное взаимодействие между указанными научными и технологическими областями; широта охвата рассматриваемых и подверженных влиянию предметных областей – от атомарного уровня материи до разумных систем; выявление перспективы качественного роста технологических возможностей индивидуального и общественного развития человека». Баксанский О.Е. Конвергенция: естественнонаучные методы познания в социально-гуманитарной сфере//Человек в технической среде : сборник научных статей. – Выпуск 2. / Мин-во обр. и науки РФ, Вологод . гос . ун-т ; под ред. доц. Н.А. Ястреб. – Вологда : ВоГУ , 2015. – 143 с. [ Электронный ресурс ] . Режим доступа : https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/176166765
Баксанский Олег Евгеньевич : « Раньше люди, познавая и осваивая окружающий мир, шли в своих исследованиях, образно выражаясь, «сверху вниз», то есть двигались в сторону уменьшения размеров создаваемых предметов: рубили дерево, распиливали его на доски, добывали руду, выплавляли ее и т.д. – то есть отрезали все лишнее. В итоге получалась доска или металлическая деталь, но большая часть усилий – материальных и технологических – шла на создание отходов и на загрязнение окружающей среды. Сейчас человечество начинает идти «снизу вверх», с уровня атомов, складывая из них, как из кубиков, материалы и системы с заданными свойствами. Фактически речь идет о создании технологий и оборудования для атомно-молекулярного конструирования любых материалов. Если двигаться по этому пути, то переход к нанотехнологиям , к атомарному конструированию дает важнейший результат – дематериализацию производства и резкое качественное уменьшение энерго - и ресурсоемкости. Человечество подошло к технологическим решениям, в основе которых лежат базовые принципы живой природы, – начинается новый этап развития, когда от технического, модельного копирования «устройства человека» на основе относительно простых неорганических материалов мы готовы перейти к воспроизведению систем живой природы на основе нанобиотехнологий ». Баксанский О.Е. Конвергенция: естественнонаучные методы познания в социально-гуманитарной сфере//Человек в технической среде : сборник научных статей. – Выпуск 2. / Мин-во обр. и науки РФ, Вологод . гос . ун-т ; под ред. доц. Н.А. Ястреб. – Вологда : ВоГУ , 2015. – 143 с. [ Электронный ресурс ] . Режим доступа : https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/176166765
Внутских Александр Ю рьевич: «Именно нанотехника впервые даёт возможность создавать орудия труда, адекватные уровню тех вспомогательных средств производства (ПЭВМ и информационные сети), которые порождены последней информационной революцией… …NBIC -технологии, в качестве универсального способа преобразования физической, химической, биологической форм реальности, в неразрывной связи с прогрессом информационных технологий могут стать основой неоиндустриализации , основой, если так можно выразиться, « наноиндустриального общества». Может быть, конвергентные технологии играют в дальнейшем развитии общества роль своеобразного диалектического отрицания в триале «индустриализм-постиндустриализм ( информационализм )- наноиндустриализм »… Возможно, в ближайшие десятилетия мы столкнёмся с неспособностью существующей экономической модели ассимилировать достижения нанопроизводства . Таким образом, новейшие технологии дают человечеству не только великие возможности. Они ещё предоставляют собой великий вызов нашей мудрости, нашему умению организовывать собственную жизнь». Внутских А.Ю. «Революция машин» и «машины революции»: о перспективах конвергентных технологий //Философские проблемы информационных технологий и киберпространства.-2012. – С. 28-30. [ Электронный ресурс ] . Сайт: КиберЛенинка -научная электронная библиотека. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/revolyutsiya-mashin-i-mashiny-revolyutsii-o-perspektivah-konvergentnyh-tehnologiy
Ястреб Наталья Андреевна : «…Термин « нанотех » относится скорее к медийному или к научно-фантастическому, чем к философскому дискурсу, но заслуживает внимания в силу того, что в последние несколько лет он приобрел значение глобального проекта по преобразованию природы, техники, науки, человека и общества, базирующегося на неоредукционистском и неомеханистическом понимании мира, принципы построения всех объектов которого едины в наномасштабе . Социопроектный характер нанотеха отражает тот факт, что многие концепции развития данного направления изначально включали в себя форсайты , сценарии или прогнозы будущего с учетом вариантов развития отрасли. Нанотех наиболее точно отражает понимание роли нанотехнологий в структуре конвергентных технологий как базисных, позволяющих синергийное развитие всех остальных направлений. Среди эпистемологических традиций в нанонауке наиболее заметно реализованы программы конструктивизма и редукционизма . В основе последней лежит восходящее к классической науке, а еще в более раннем варианте к Демокриту , понимание того, что любые объекты состоят из универсальных микроструктур…». Ястреб Н.А. Нанотехнологии и нанонаука : эпистемологический анализ. //Философия. Психология. Социология: Вестник Пермского университета. – 2015.– Выпуск 4(24).
Ястреб Наталья Андреевна : «…В технонаучных направлениях, таких как нано-наука , создание теоретических моделей принципиально неотделимо от материального аспекта производства знания и деятельности субъекта. Объект нанотехнологий , такой как фуллерен или графен , сам является искусственной системой, созданной человеком и отобранной вследствие обладания необходимыми субъекту свойствами. Иначе говоря, если классическая наука познавала реальный мир через создание моделей его объектов, то нанотехнология делает это, используя одни фрагменты реальности вместо других. … Эпистемологическими основаниями нанотехнологий выступают принцип единства мира в наномасштабе , понимаемый как потенциальная возможность конструирования макрообъектов с заданными свойствами их наноструктур , и активистский подход, направленный на совершенствование природных объектов,вплоть до человека. Нанонаука в настоящее время представляет собой уникальный объект для философии науки в силу технонаучного характера построения научной теории, специфики соотношения фундаментальных и прикладных исследований, неотделимости теоретических моделей от материального аспекта производства знания, трансформации объекта научного исследования, который неизбежно дан наблюдателю в процессе конструирования, размывания границы между объектом и инструментом…». Ястреб Н.А. Нанотехнологии и нанонаука : эпистемологический анализ. //Философия. Психология. Социология: Вестник Пермского университета. – 2015.– Выпуск 4(24).
Барышников Павел Н иколаевич : «…Информационные технологии, видимо, достигли того уровня сложности, при котором происходит диалектический переход на качественно новый уровень. Мы все чаще встречаем лозунги типа: «Возможности Интернета вещей в области генерирования, сбора, передачи, анализа и распределения данных в мировом масштабе позволят человечеству в конечном итоге получить знания и мудрость, которые необходимы не только лишь для выживания, но и для настоящего процветания на протяжении многих месяцев, лет, десятилетий, веков». Комбинация устройств ввода/вывода информации вдруг запустило древнейший механизм «ожидания чуда» и «тоску по Золотому веку». Человечество готовится предоставить машинам статистику повседневности, статистику чувств и сновидений с наивной надеждой на то, что оптимизация «экзистенциальных расходов» сделает всех счастливыми в символическом пространстве технологической сказки. Развитие компьютерных автономных систем, сетевая метрика всякого экономически рентабельного действия создают образ безоблачного интеллектуально-цифрового будущего. Высокие гуманитарные технологии якобы уже сегодня создают информационную среду, способную привести человечество к трансгуманистическому цифровому благоденствию. Интернет вещей может стать идеальным текстом без человека, как никому не рассказанная сказка. Планета может превратиться в музей интеллектуальных сетевых агентов, но, увы, без единого посетителя». Барышников П.Н. Интернет вещей: морфология технологической сказки.//Человек в техносреде : конвергентные технологии, глобальные сети, Интернет вещей. Сборник научных статей. Выпуск 1. Под ред. доц. Н.А. Ястреб. – Вологда.: ВоГУ , 2014. –С. 19-23. [ Электронный ресурс ] . Режим доступа: http://techno.vogu35.ru/docs/2015/Sbornik_ChT.pdf
Поликарпова Елена Витальевна : «…Развитие НБИКС-технологий , в частности, работы по созданию нано-медицинских роботов, вносят новые акценты в проблему модификации человека. По этому поводу даже высказываются надежды на обретение бессмертия. Понятно, что достижение таким путем физического бессмертия представляет собой весьма заманчивую (или все же пугающую?), но принципиально недостижимую перспективу: все, имеющее начало, имеет и конец. Однако нанороботы сулят нечто более реалистичное, так называемое «практическое бессмертие», – продолжительную жизнь, лишенную болезней и старческих немощей. Но даже такое весьма ограниченное и скромное «бессмертие» может повлечь за собой целый шлейф сложнейших проблем и неразрешимых коллизий. Философско-антропологические проблемы модификации человека некоторыми исследователями сводятся, в основном, к возможности конструирования постчеловека , или Киборга, на основе искусственного интеллекта. Западные мыслители рассуждают об антропологических последствиях расширения интерфейса «человеческий мозг-машина», когда процесс киборгизации носит двусторонний характер. С одной стороны, компоненты компьютера (разнообразные биоэлектронные устройства) имплантируются в человеческое тело, становясь своеобразными протезами, усиливающими сенсорные, когнитивные, физические возможности человека. Предполагается, что в дальнейшем весь организм, включая мозг, можно будет «нашпиговать» нанороботами с искусственным интеллектом». Поликарпова Е.В. Конвергентные технологии и модификация человека.//Человек в техносреде : конвергентные технологии, глобальные сети, Интернет вещей. Сборник научных статей. Выпуск 1. Под ред. доц. Н.А. Ястреб. – Вологда.: ВоГУ , 2014. – С.123-126. [ Электронный ресурс ] . Режим доступа: http://techno.vogu35.ru/docs/2015/Sbornik_ChT.pdf
Барышников Павел Н иколаевич : «…в IT –культуре разработана адекватная система терминов для прикладного решения задач в рамках конкретного диапазона значений, что благодаря развитию высоких гуманитарных технологий повлияло на принципы управления в политической, социальной и экономической сферах… Современные социальные модели человека создаются на основе формальных принципов, даже без очевидной идеологии (как это было в индустриальную эпоху), просто по пути наименьшего «информационного сопротивления» и упрощенного синтаксиса. Развитие философии информационных технологий и киберпространства, включающей в себя и логико-математические проблемы, и философию сознания, и методологию искусственного интеллекта, и информационную социологию позволит разработать новые гуманитарные модели, адекватные технологически дополненной реальности». Барышников П.Н. Философские проблемы информационных технологий и киберпространства//Эпистемология & философия науки. – 2012.- Т. XXXIV . - №4. -с. 235. [ Электронный ресурс ] . Сайт: КиберЛенинка -научная электронная библиотека. Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/v/filosofskie-problemy-informatsionnyh-tehnologiy-i-kiberprostranstva
Аршинов Владимир Иванович : «…Концепты сети и системы различны, что особенно отчетливо заметно при сопоставлении системно-коммуникативной теории обществ Н. Лумана и акторно-сетевой теории (АСТ) Б. Латура , между которыми существует если не конфронтация, то уж во всяком случае определенное напряжение. Оба мыслителя фиксируют проблему наблюдателя и пытаются найти способы коммуникативно-конгруэнтного его введения в выстраиваемые ими дискурсы . При этом естественно напрашивается вопрос о возможности конвергенции, интеграции системного и сетевого подходов. Или, если угодно, исследовательских программ, в той или иной мере претендующих на реализацию междисциплинарного подхода в области социогуманитарного знания, включая философию науки и техники. И оба подхода, каждый по-своему, претендуют также и на построение моделей производства знания. Кроме того – и это важно с точки зрения приложений – оба подхода обладают конструктивным потенциалом для методологического осмысления процессов конвергенции в современном информационном обществе, сетевом обществе и особенно в сфере конвергенции современных высоких технологий. Имеется в виду, в первую очередь синергийная , системно-сетевая конвергенция нано-, био -, инфотехнологий , а также когнитивистики – одного из самых успешных направлений междисциплинарных исследований – включающей: 1) экспериментальную психологию познания, 2) философию сознания, 3) нейронауку , 4) когнитивную антропологию, 5) лингвистику, 6) компьютерные науки и искусственный интеллект. Есть все основания полагать, что вовлечение в этот конвергентный процесс системного и сетевого подходов откроет новые возможности его конструктивного осмысления в контексте антропо-техно-социальной эволюции человеческой цивилизации, вектором которой является рост сложности как множества, не отрицающего единое». Аршинов В.И. Конвергентные технологии в контексте постнеклассических практик. Луман и Латур : возможности конвергенции системного и сетевого подходов//Философские науки. – 2016.-№10. –С.130-139. [ Электронный ресурс ] . Официальный сайт журнала. Режим доступа: http://phisci.ru/index.php/rjps-issues/rjps-2016-10
Шаронов Дмитрий Иванович : «1. Выясняя суть процесса медиатизации, невозможно отвлечься от первичного его содержания, возникшего в рамках определенной исторической ситуации и прошедшего длительную эволюцию в публицистическом и академическом дискурсах. 2. Протоформы медиатизации в точном значении этого термина, по-видимому, следует искать уже на заре культурной истории человечества одновременно со становлением навыков членораздельной речи и массового участия в коллективных ритуалах. Изобретение же способов механического копирования символов или электронного кодирования сигнала лишь порождало «волны» экспоненциального роста соответствующих отраслей производства в системе общественного разделения труда. История медиатизации являет собой непрерывно развертывающуюся сеть парадоксальных, по своей сути, явлений, ведущих к гипермедиатизации образа жизни современного человека…». Шаронов Д.И. Границы как иллюзия: исторические перипетии «медиатизации» // Истрическая и социально-образовательная мысль. Том 9.№6/1, 2017. [ Электронный ресурс ] . Сайт: КиберЛенинка -научная электронная библиотека. Режим доступа : https:// cyberleninka.ru/article/v/granitsy-kak-illyuziya-istoricheskie-peripetii-mediatizatsii От коллективных форм исполнения ритуальных обрядов к «медиатизации общества» как особому типу социального пространства…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Применение современных информационных технологий в обучении английскому языку" на основе обучающей технологии Вебквест
презентируемый материал - подробное исследование применения обучающей технологии Вебквест для решения коммуникативной задачи в обучении иностранным языкам с теорией, доказательствами,выводами и ...
Использование современных информационных технологий в преподавании технологии
Статья " Использование современных информационных технологий в преподавании технологии" методические рекомендации молодым учителям...
Использование современных информационных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка.Технология ТОГИС
Основные результаты применения технологии ТОГИС - осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовывать. планировать и осуществлять решение возникших задач, провести ...
Использование современных информационных технологий в преподавании технологии
Информационная технология – это совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возмо...
«Философия ТРИЗ и информационные технологии»
Знакомство с ТРИЗ имело для меня неожиданный эффект: появился новый взгляд на явления, процессы и события в самых разных областях: в биологических законах жизни человека, в организации социальных сист...
Доклад на конференции Эффективное использование современных информационных технологий, электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе.
Методика преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения. А именно:- повысить темп урока;- увеличит...
Информационный проект «Использование современных информационных технологий на уроках английского языка»
Информационный проект «Использование современных информационных технологийна уроках английского языка»...