Методические приёмы по формированию навыков смыслового чтения у кадет в Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе.
статья (5 класс)

Полякова Елена Александровна

Статья отражает приёмы по формированию навыков чтения у кадет во внеурочной деятельности и дополнительном образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические приёмы по формированию навыков смыслового чтения у кадет в Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе.

        Статья отражает приёмы по формированию навыков чтения у кадет во внеурочной деятельности и дополнительном образовании.

Санкт – Петербургский кадетский военный корпус имени Александра Невского предназначен для всестороннего обучения и воспитания подростков, преимущественно, сыновей погибших военнослужащих, сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а так же сыновей военнослужащих, проходящих службу в отдаленных местностях. Поступают сюда дети из разных регионов нашей страны, с разным уровнем подготовки в учебной деятельности. Одна из проблем, с которой приходится сталкиваться, - отсутствие навыков быстрого чтения у ребят, а это значит, что у воспитанников могут возникнуть трудности в учебной деятельности уже на начальном этапе обучения. Поэтому очень важно на первом году обучения привить кадетам интерес к чтению художественной и познавательной литературы, сформировать навыки чтения. Хотя, в наш век развития высоких компьютерных технологий, телевидения и мобильной связи, все труднее и труднее удержать подростка на расстоянии от этих благ цивилизации, все труднее и труднее воспитывать «красивое, доброе, вечное», то самое, что воспитали в предыдущих поколениях россиян книги. Чтение книг является одной из основных культурных практик ребенка в период получения образования. Но культурная практика чтения у большинства поступающих кадет обеднена с детства, в семье не привит интерес к чтению. И абитуриенты, поступающие в наш кадетский военный корпус на первый год обучения в 5 класс, зачастую с нормами техники чтения не справляются.

Отсюда первостепенная задача преподавателя, педагога дополнительного образования и воспитателя, используя как традиционные, так и инновационные формы, методы и приёмы, помочь обучающимся преодолеть возникающие трудности в чтении. Главная же задача воспитателя - работать в тесном контакте с преподавателем и отрабатывать приобретенные навыки в чтении на уроке, используя во время самоподготовки те же формы, методы и приемы, прививать воспитаннику желание встречаться с книгой как можно чаще. 

На сегодняшнем этапе образовательного процесса представлено достаточно большое количество методической литературы по формированию навыков чтения обучающихся. Однако, во всём её многообразии, преподавателю и воспитателю необходимо выбрать те формы, те методы и те приёмы, которые помогут ему в эффективном формировании навыков чтения для дальнейшего успешного развития обучающихся.

Кроме того, при подборе форм работы над формированием навыков чтения огромную роль играют и психолого-педагогические аспекты, психофизиологические особенности развития, что достаточно широко описывается в различных трудах известных педагогов-психологов. Так, Бакулина Г.А., Зайцев В.Н., Федоренко И.Т. предлагают использовать в учебном процессе творческие, развивающие виды деятельности, которые приводят к развитию оптимального чтения, оперативной памяти, художественного мышления. Проблема выбора наиболее эффективных методических приёмов по формированию навыков чтения, умелого выбора воспитателем во время самоподготовки методических приёмов из всего их многообразия, достаточно актуальна на первом году обучения.    

 В своей работе по формированию навыков чтения можно использовать разнообразные приёмы и методы. Так как преподаватели и воспитатели кадетских военных корпусов работают в тесном сотрудничестве, эти приемы воспитатели могут использовать при выполнении домашнего задания по предметам на самостоятельной подготовке. Рассмотрим, на мой взгляд, самые эффективные приемы, при которых, воспитатель получит неплохие результаты.

Наиболее эффективным является «многочтение». Это приём, при котором воспитанник, отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь. Это многократное обращение к тексту каждый раз будет открывать ему уже в знакомом тексте нечто новое, неожиданное, удивляющее его и вместе с тем интересное. При этом глубина погружения в художественный текст увеличивается, возрастает интерес к чтению.

       Одним из приёмов достижения высокой результативности повышения техники чтения во время самоподготовки для выполнения домашнего задания можно использовать «жужжащее» чтение. Оно даёт хорошие результаты. При «жужжащем» чтении, когда все воспитанники читают одновременно вслух (например, домашнее задание по географии), вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью

Следует обратить воспитателям внимание на чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением. Яркие впечатления от интересной книги перед сном укрепляют вкус к чтению. Распорядок дня в кадетском корпусе позволяет воспитаннику уделить чтению перед сном несколько минут. В это время воспитателю можно провести беседу с кадетом о прочитанном произведении.

        Не менее важно проводить воспитателем во время самоподготовки коллективные комплексные упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все три упражнения проводятся коллективно, то есть читают одновременно все воспитанники вполголоса.

Многократное чтение проводится таким образом. Воспитатель устанавливает для всех кадет одинаковый промежуток времени. Во время подготовки домашнего задания по устному предмету, после того, как начало прочитано осознанно воспитанниками, им предлагается начать чтение и продолжать его в течение 1 минуты самостоятельно. По истечению минуты каждый из кадет замечает, до какого слова он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом воспитанник снова замечает, до какого слова успел дойти и сравнивает с первым результатом. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше, увеличение темпа чтения вызывает у воспитанников положительные эмоции, им хочется читать ещё раз. В таких упражнения опять же используется «жужжащее» чтение. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок..

Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности не предъявляются. Зато повышены требования к чёткости произношения, проговаривания всех окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. После этого упражнения на том же отрывке проводится чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Воспитанникам даётся задание читать этот же отрывок, но уже в необходимом темпе, выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца, и преподаватель на уроке или воспитатель во время самоподготовке не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. Обучающейся, несколько раз, прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает её читать в том же повышенном темпе. Если проводить три таких упражнения на уроках чтения и во время самоподготовки, то, в конце концов, длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Очень важно стимулировать желание читать.

         Во время самоподготовки при выполнении домашнего задания, можно пользоваться технологией критического мышления, это методический приём, известный как инсерт. Им можно воспользоваться не только при литературном чтении, но и других устных предметов. Этот приём является средством, позволяющим обучающемуся отслеживать своё понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Воспитанников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности её не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Обучающийся ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом. Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у обучающегося представлениями, о чём он думал иначе. Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Данный приём требует от обучающегося не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике обучающиеся просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное.

Для кадет наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение. Обычно они без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном, и с особым удовольствием сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали из того или иного текста. При этом важно, чтобы обучающиеся прямо зачитывали текст, ссылаясь на него. Знак минус при работе со старшими детьми работает нечасто. И всё-таки от него не следует отказываться.

Ещё хотелось бы отметить, что очень важную роль на самоподготовке играет и дифференцированный подход. Исходя из того, что домашнее задание надо выполнить всем, а скорость выполнения разная, то и способ выполнения задания, с точки зрения продуктивности, может быть различным.

Так, для обучающихся низкого уровня обучаемости подбираются задания репродуктивного характера, например:

-прочитай текст и подчеркни (отметь) непонятные слова;

-прочитай все восклицательные, вопросительные, повествовательные предложения и выполни задания, данные после текста;

-отметь главное слово (слова) в предложении (абзаце, тексте) и прочитай выразительно прямую речь.

Таким образом, эти задания направлены на овладение и совершенствование навыка чтения, создание ситуации успеха для слабо читающих детей. 

Для обучающихся среднего уровня обучаемости можно предложить задания конструктивного характера. Таковыми могут быть задания вида:

-на карточке напечатана часть текста, которую мы сейчас прочитали, но с пропущенными словами – впиши по памяти недостающие слова;

-замени прямую речь так, чтобы смысл не нарушился;

-на доске помещена часть текста – найди лишнее предложение, проверь по книге;

-на карточке написана часть текста, но одно предложение пропущено – догадайся, какое и где, сверь по книге;

-подчеркни в каждой строке стихотворения самые главные по смыслу слова, расставь паузы, прочитай выразительно;

Подобные задания направлены на формирование познавательного интереса и осознание читаемого, совершенствование речевых умений.

Для обучающихся высокого уровня обучаемости подбираются задания исследовательского характера, например:

-какое настроение передаёт автор в первой части, во второй, в третьей? Какими средствами?

-какими средствами автор передаёт своё отношение к герою?

 -почему текст так называется? Докажи; отметь в тексте кульминацию повествования;

Эти задания способствуют осознанию идеи произведения и развитию творческих способностей.

Дифференцированные задания могут выполняться не только индивидуально, но и в группах, что помогает быстрее выполнить домашнее задание, правда, с учётом не механического списывания друг у друга, а смыслового чтения как основ успешного обучения.

В заключение хотелось бы отметить, что  предложенные приёмы работы,  помогают кадетам в выполнении домашнего задания во время самоподготовки. Делают процесс обучения не нудным, а  интересным. Активизируют познавательную деятельность обучающихся, прививают им любовь к урокам чтения и к чтению в целом, улучшить технику чтения, помогают не только узнавать новое, но и получить удовольствие от знакомства с новым произведением.

Список литературы

Артоболевский В.Г. Художественное чтение. - М. Просвещение, 1978.

Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Избранные психологические труды. - М., 2005.- С.103-109.

Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. - М., 1993. - С.94-95.

Быстрова Н.Л. Обучение динамическому чтению. Из опыта работы// Начальная школа.- 2004.-№11. С.26-29.

Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению: книга для учителя. – М.,1991. -32с.

Занков Л.В. Избранные педагогические труды. О начальном обучении. -М.,  2000. – 424с.

Иванихин В.В. Почему у Ильина читают все? Книга для учителя.- М., 1990.-С.48-52.

Кривилева Е.Е. Алгоритм уроков чтения. Из опыта работы//Начальная школа.- 1997.-№7.- С.13-14.

Одегова В.Ф. Дифференцированная работа при чтении художественного произведения//Начальная школа.- 2004.- №2.- С.69-75.

Петроченкова Е.А. Работаем по методике Е.А. Бакулиной// Начальная школа.-2006.№4.-С.36-39.

Программа для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования обучения (литературное чтение). -М., 2004.

Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. -М.: Просвещение, 1994.

Сушко Э.А. Овладение чтением: суть процесса и возможности оптимизации//Психология.- 2006.- №1.- С.22-31.

Суворова Н.Г. Методика критического мышления//Учитель.-2002.- С.11-15.

Чередов И.М. О дифференцированном обучении на уроках. -Омск, 1993.- С.24-28.

Ясюкова Л.Ф. Психологическая профилактика проблем в развитии и обучении школьников. -М., 2003.- С.124.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование опыта духовно-нравственного поведения воспитанников на примере Омского кадетского военного корпуса», научно-исследовательская работа, 11 класс

   Научно-исследовательская работа представлена на региональной научно-практической  конференции: "Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения"         ...

Рекомендации по использованию коррекционно-развивающих приёмов для формирования навыка смыслового чтения

Для активации словарного запаса ставить вопрос таким образом, чтобы дети в своих ответах употребляли изучаемые слова; при составлении пунктов  плана так же включали необходимые слова....

Методическая разработка «Формирование навыков смыслового чтения при изучении темы «Атмосферное давление»

Данная методическая разработка может быть использована на уроках физики при изучении темы «Атмосферное давление» в 7 классе. Отдельные задания могут быть предложены учащимся в виде самосто...

Методический семинар "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы"

Формирование навыков смыслового чтения на уроках - одна из главных задач. По словам В. А. Сухомлинского, «кто не умеет читать – тот не умеет мыслить». Поэтому важно научить ребё...

Методическая разработка "ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ для формирования навыков смыслового чтения"

Дидактические материалы по русскому языку предназначены для учащихся 5-7 классов и разработаны с целью создания условий для формирования и развития умений и навыков смыслового чтения обучающихся на ур...

Методическая разработка "ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ для формирования навыков смыслового чтения "

Дидактические материалы по русскому языку предназначены для учащихся 5-7 классов и разработаны с целью создания условий для формирования и развития умений и навыков смыслового чтения обучающихся на ур...

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии...