Выступление на педсовете. Тема: Проектирование здоровьесберегающей среды в ДОУ.
материал

Кичкайло Екатерина Владимировна

 «Забота о здоровье детей- это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей  зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и самое главное вера в свои силы.
                                 

В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.09 КБ
Файл vystuplenie_wecompress.com_.pptx1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете:

Тема: Проектирование здоровьесберегающей среды в ДОУ.

 «Забота о здоровье детей- это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей  зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и самое главное вера в свои силы.
                                 

В.А.Сухомлинский

Проблема проектирования здоровьесберегающей среды в ДОУ является одной из важнейших в современной системе образования. Изучение этого вопроса представляет большой интерес, и в теоретическом, и в практическом плане, так как позволяет приблизиться к пониманию оптимизации процессов обучения и воспитания детей с целью сохранения и укрепления их здоровья.

Одна из основных задач педагогов, работающих в дошкольных учреждениях – научить каждого ребенка беречь и укреплять свое здоровье, понимая, что это ценность, подаренная природой. Необходимо учить детей нести личную ответственность за состояние своего здоровья, воспитывать осознанное и действенное желание быть здоровым.

Основная цель здоровьесберегающей педагогики состоит в том, чтобы сохранить здоровье детей в процессе их обучения и воспитания, а, следовательно, обеспечить каждому выпускнику дошкольного учреждения такой уровень здоровья, который позволит ему реализовать свои жизненные планы, удовлетворить потребности и запросы. Здоровьесберегающая педагогика предполагает также формирование у каждого ребёнка умений и навыков здорового образа жизни, а также воспитание культуры здоровья.

Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.

От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, настолько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка. Работа по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду строится на основе комплексного подхода направленного на всестороннее развитие личности ребенка на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи. Здоровье и развитие ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, как организован процесс его воспитания, какие люди его окружают. Здоровьесберегающая среда в нашем дошкольном учреждении создана с учетом индивидуально - дифференцированного подхода.

В учреждении функционируют:

  • физкультурный зал;
  • музыкальный зал;
  • медицинский кабинет;
  • Бассейн.

Они оснащены всем необходимым для организации работы с детьми по их физическому воспитанию и оздоровлению.

В нашей группе созданы все здоровьесберегающие условия: учебный процесс организован в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, высвобождено пространство для организации двигательной активности детей, создан спортивный уголок с физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу, организуется сквозное проветривание (в отсутствии детей), поддерживается температура воздуха в группе. Режим дня соответствует гигиеническим нормам длительности сна, бодрствования детей различного возраста групп, предусмотрено достаточное пребывание на свежем воздухе, осуществляются оздоровительные и профилактические мероприятия, проводятся организованные занятия. Которые включают в себя рациональное сочетание различных по характеру видов деятельности, умственных и физических нагрузок. Осуществляется главный переход от игры к занятиям и режимным моментам. Обеспечивается баланс между разными видами игр (спокойными и подвижными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно – ролевыми. В дошкольном учреждении ежедневно нами предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.

Формы работы с детьми:

  • Утренняя гимнастика - ежедневно;
  • Индивидуальная работа по развитию движений;
  • Подвижные игры – ежедневно;  
  • Физкультурные занятия – по расписанию;  
  • Прогулки;  
  • Физкультурные минуты – ежедневно;
  • Физкультурные праздники;
  • Соревнования;
  • Беседы с детьми о здоровье – в течение дня;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Релаксация – на занятиях;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Гимнастика для глаз. 

Два раза в неделю проводятся физкультурные занятия одно на свежем воздухе (проводит инструктор по физической культуре).

В течение года с детьми проводятся спортивные праздники, досуги, развлечения, спортивные игры на свежем воздухе. Важно построить физкультурное занятие таким образом, чтобы обеспечить предварительную физическую и психологическую подготовку к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются основные задачи.

Особое внимание в режиме дня уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. 

Прогулка – один из важнейших режимных моментов, вовремя, которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Для того чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр. 

Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице. Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

Большое оздоровительное и воспитательное значение для наших детей имеет плавание, которое является одним из важных видов циклических нагрузок, обладающим мощным оздоровительным общеразвивающим действием. Занятия в бассейне оказывают укрепляющее действие на растущий детский организм. Усиливается работа легких, что препятствует размножению вредных бактерий в дыхательных путях. Детское плавание — своеобразный массаж для всего тела. И, конечно, самое главное — это радость ребенка от общения с водой: занятия в бассейне детского сада сопровождаются всегда детским смехом, брызгами, фейерверком положительных эмоций.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. 

Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки. Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении.

С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, проводим физкультминутки. Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.

Наряду с различными оздоровительными мероприятиями проводим и гимнастику после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают и выполняют в разном темпе несколько движений. Пробежки по массажным дорожкам. Сочетаются с контрастными воздушными ваннами и проводятся 5-7 минут. Массажная дорожка состоит из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Это способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.

Нами разработан и используется наглядный материал для внедрения здоровьеформирующих образовательных технологий:

  • картотеки прогулок;
  •  картотеки физкультминуток;
  •  картотеки подвижных игр по всем возрастам;
  •  картотека индивидуальных заданий для закрепления основных движений;
  • пособия для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, правилам ухода за своим телом, культурой и безопасностью приёма пищи;
  • атрибуты, стимулирующие и активизирующие двигательную активность;
  • фильмы и слайды о спорте, активном отдыхе;
  • наглядный материал в «Уголках здоровья» в группе.

В группе систематически проводится работа по развитию мелкой моторики по 5-10 минут ежедневно. С этой целью используем разнообразные игры и упражнения (шнуровка, нанизывание бус и т.д.) Для формирования тонких движений пальцев рук ежедневно проводим пальчиковые игры, сопровождаемые чтением стихов, которые создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, учат улавливать ритм речи. В группах имеются картотеки пальчиковых гимнастик. Кроме этого для тренировки тонких движений пальцев рук использую разнообразные упражнения без речевого сопровождения.

В зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, проводим гимнастику для глаз («Самолёт», «Снежинки» и др.) Очень важно уделять внимание и правильному дыханию. Дыхательная гимнастика играет важную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников.

В занятия по познавательному развитию включаем занятия из серии «Здоровье» – «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Витамины из корзины» и др. На данных занятиях учим детей бережному отношению к своему здоровью.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта.

Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся:

  • родительские собрания,
  • консультации,
  • конкурсы,
  • спортивные праздники,
  • праздники здоровья,
  • папки-передвижки,
  • беседы,
  • нетрадиционные формы работы с родителями.

На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей — одна из самых актуальных. Семье нужны поддержка и сопровождение. Для успешной работы с родителями мы проводим исследование семей воспитанников, используя такие методы, как анкетирование, беседы с родителями и детьми, наблюдения за детьми. Один из действенных методов в данном направлении — применение наглядной агитации. В группе имеется «Информационный уголок», где помешается информация для родителей о лечебно-профилактических мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении. Имеются так называемые «копилки здоровья», в которых собран материал, пропагандирующий здоровый образ жизни. Систематически для родителей организуются дни открытых дверей. На наш взгляд, это эффективная форма вовлечение членов семей в педагогический процесс. В течение дня папы, мамы, бабушки и дедушки имеют возможность посетить утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, прогулку, закаливающие процедуры и другие режимные моменты. Родители приглашаются на дни и недели здоровья, которые стали традиционными в нашем детском саду, но в связи с пандемией посещение родителей ограничено. Мамы и папы не только наблюдают, но и становятся активными участниками развлечений, различных игр, спортивных праздников: «Вместе с мамою вдвоем все препятствия пройдем», «Папы могут все на свете», «Папа, мама, я — спортивная семья»

Что хочется сказать в заключение. Берегите здоровье свое, ваших детей и наших воспитанников. Ведь здоровье – это наше главное богатство. А наша главная задача, как педагогов – научить детей свое богатство не растерять, а, наоборот, укрепить и приумножить.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО» «Проектирование здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении» Подготовила воспитатель: Кичкайло Е. В

Слайд 2

«Забота о здоровье детей- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и самое главное вера в свои силы. В.А.Сухомлинский

Слайд 3

это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Здоровьесберегающая среда

Слайд 4

В учреждении функционируют: физкультурный зал; музыкальный зал; медицинский кабинет; изолятор; Бассейн.

Слайд 5

Физкультурный уголок

Слайд 8

Формы работы с детьми Утренняя гимнастика Физкультурные занятия Прогулки Физкультминутки Физкультурные праздники Подвижные игры

Слайд 9

Занятия физкультуры

Слайд 10

Спортивные развлечения

Слайд 12

Прогулка

Слайд 14

Бассейн

Слайд 15

Утренняя гимнастика

Слайд 19

Пальчиковая гимнастика

Слайд 20

Информационный уголок

Слайд 22

Берегите здоровье свое, ваших детей и наших воспитанников. Ведь здоровье – это наше главное богатство. А наша главная задача, как педагогов – научить детей свое богатство не растерять, а, наоборот, укрепить и приумножить.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.

Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...

Проектирование здоровьесберегающей среды гимназии

В статье рассмотрен опыт работы коллектива МБОУ гимназии № 1 города Красный сулин по созданию здоровьесберегающей среды образовательного учреждения...

Выступление к педсовету ТЕМА: «Совершенствование системы работы школы в контексте новой образовательной политики в области образования»

Современное российское общество находится в состоянии цивилизованного кризиса. Это наиболее подходящий период для новаций, так как неустойчивость социальной системы есть условие для изменений....

Выступление на педсовете. Тема: «Формирование познавательных УУД у учащихся по предметам гуманитарного цикла (русский язык)».

Особенность современного мира заключается в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации удваивается. В результате знания, которые учащиеся получили в школе, чер...

Выступление на педсовете. Тема: «Театрально-игровая деятельность, ее виды, в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой».

Показать лучшие образцы искусства, пока дети сами не могут ориентироваться и делать свой выбор. И если актер на сцене реализует себя, утверждается в своих позициях, отстаивает их, то театр, в котором ...

Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...