Выступление на педсовете. Тема: Проектирование здоровьесберегающей среды в ДОУ.
материал
«Забота о здоровье детей- это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и самое главное вера в свои силы.
В.А.Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 25.09 КБ |
vystuplenie_wecompress.com_.pptx | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете:
Тема: Проектирование здоровьесберегающей среды в ДОУ.
«Забота о здоровье детей- это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и самое главное вера в свои силы.
В.А.Сухомлинский
Проблема проектирования здоровьесберегающей среды в ДОУ является одной из важнейших в современной системе образования. Изучение этого вопроса представляет большой интерес, и в теоретическом, и в практическом плане, так как позволяет приблизиться к пониманию оптимизации процессов обучения и воспитания детей с целью сохранения и укрепления их здоровья.
Одна из основных задач педагогов, работающих в дошкольных учреждениях – научить каждого ребенка беречь и укреплять свое здоровье, понимая, что это ценность, подаренная природой. Необходимо учить детей нести личную ответственность за состояние своего здоровья, воспитывать осознанное и действенное желание быть здоровым.
Основная цель здоровьесберегающей педагогики состоит в том, чтобы сохранить здоровье детей в процессе их обучения и воспитания, а, следовательно, обеспечить каждому выпускнику дошкольного учреждения такой уровень здоровья, который позволит ему реализовать свои жизненные планы, удовлетворить потребности и запросы. Здоровьесберегающая педагогика предполагает также формирование у каждого ребёнка умений и навыков здорового образа жизни, а также воспитание культуры здоровья.
Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, настолько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка. Работа по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду строится на основе комплексного подхода направленного на всестороннее развитие личности ребенка на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи. Здоровье и развитие ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, как организован процесс его воспитания, какие люди его окружают. Здоровьесберегающая среда в нашем дошкольном учреждении создана с учетом индивидуально - дифференцированного подхода.
В учреждении функционируют:
- физкультурный зал;
- музыкальный зал;
- медицинский кабинет;
- Бассейн.
Они оснащены всем необходимым для организации работы с детьми по их физическому воспитанию и оздоровлению.
В нашей группе созданы все здоровьесберегающие условия: учебный процесс организован в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, высвобождено пространство для организации двигательной активности детей, создан спортивный уголок с физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу, организуется сквозное проветривание (в отсутствии детей), поддерживается температура воздуха в группе. Режим дня соответствует гигиеническим нормам длительности сна, бодрствования детей различного возраста групп, предусмотрено достаточное пребывание на свежем воздухе, осуществляются оздоровительные и профилактические мероприятия, проводятся организованные занятия. Которые включают в себя рациональное сочетание различных по характеру видов деятельности, умственных и физических нагрузок. Осуществляется главный переход от игры к занятиям и режимным моментам. Обеспечивается баланс между разными видами игр (спокойными и подвижными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно – ролевыми. В дошкольном учреждении ежедневно нами предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.
Формы работы с детьми:
- Утренняя гимнастика - ежедневно;
- Индивидуальная работа по развитию движений;
- Подвижные игры – ежедневно;
- Физкультурные занятия – по расписанию;
- Прогулки;
- Физкультурные минуты – ежедневно;
- Физкультурные праздники;
- Соревнования;
- Беседы с детьми о здоровье – в течение дня;
- Дыхательная гимнастика;
- Релаксация – на занятиях;
- Пальчиковая гимнастика;
- Артикуляционная гимнастика;
- Гимнастика для глаз.
Два раза в неделю проводятся физкультурные занятия одно на свежем воздухе (проводит инструктор по физической культуре).
В течение года с детьми проводятся спортивные праздники, досуги, развлечения, спортивные игры на свежем воздухе. Важно построить физкультурное занятие таким образом, чтобы обеспечить предварительную физическую и психологическую подготовку к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются основные задачи.
Особое внимание в режиме дня уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка.
Прогулка – один из важнейших режимных моментов, вовремя, которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Для того чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.
Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице. Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
Большое оздоровительное и воспитательное значение для наших детей имеет плавание, которое является одним из важных видов циклических нагрузок, обладающим мощным оздоровительным общеразвивающим действием. Занятия в бассейне оказывают укрепляющее действие на растущий детский организм. Усиливается работа легких, что препятствует размножению вредных бактерий в дыхательных путях. Детское плавание — своеобразный массаж для всего тела. И, конечно, самое главное — это радость ребенка от общения с водой: занятия в бассейне детского сада сопровождаются всегда детским смехом, брызгами, фейерверком положительных эмоций.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика.
Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки. Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении.
С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, проводим физкультминутки. Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
Наряду с различными оздоровительными мероприятиями проводим и гимнастику после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают и выполняют в разном темпе несколько движений. Пробежки по массажным дорожкам. Сочетаются с контрастными воздушными ваннами и проводятся 5-7 минут. Массажная дорожка состоит из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Это способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.
Нами разработан и используется наглядный материал для внедрения здоровьеформирующих образовательных технологий:
- картотеки прогулок;
- картотеки физкультминуток;
- картотеки подвижных игр по всем возрастам;
- картотека индивидуальных заданий для закрепления основных движений;
- пособия для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, правилам ухода за своим телом, культурой и безопасностью приёма пищи;
- атрибуты, стимулирующие и активизирующие двигательную активность;
- фильмы и слайды о спорте, активном отдыхе;
- наглядный материал в «Уголках здоровья» в группе.
В группе систематически проводится работа по развитию мелкой моторики по 5-10 минут ежедневно. С этой целью используем разнообразные игры и упражнения (шнуровка, нанизывание бус и т.д.) Для формирования тонких движений пальцев рук ежедневно проводим пальчиковые игры, сопровождаемые чтением стихов, которые создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, учат улавливать ритм речи. В группах имеются картотеки пальчиковых гимнастик. Кроме этого для тренировки тонких движений пальцев рук использую разнообразные упражнения без речевого сопровождения.
В зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, проводим гимнастику для глаз («Самолёт», «Снежинки» и др.) Очень важно уделять внимание и правильному дыханию. Дыхательная гимнастика играет важную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников.
В занятия по познавательному развитию включаем занятия из серии «Здоровье» – «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Витамины из корзины» и др. На данных занятиях учим детей бережному отношению к своему здоровью.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта.
Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся:
- родительские собрания,
- консультации,
- конкурсы,
- спортивные праздники,
- праздники здоровья,
- папки-передвижки,
- беседы,
- нетрадиционные формы работы с родителями.
На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей — одна из самых актуальных. Семье нужны поддержка и сопровождение. Для успешной работы с родителями мы проводим исследование семей воспитанников, используя такие методы, как анкетирование, беседы с родителями и детьми, наблюдения за детьми. Один из действенных методов в данном направлении — применение наглядной агитации. В группе имеется «Информационный уголок», где помешается информация для родителей о лечебно-профилактических мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении. Имеются так называемые «копилки здоровья», в которых собран материал, пропагандирующий здоровый образ жизни. Систематически для родителей организуются дни открытых дверей. На наш взгляд, это эффективная форма вовлечение членов семей в педагогический процесс. В течение дня папы, мамы, бабушки и дедушки имеют возможность посетить утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, прогулку, закаливающие процедуры и другие режимные моменты. Родители приглашаются на дни и недели здоровья, которые стали традиционными в нашем детском саду, но в связи с пандемией посещение родителей ограничено. Мамы и папы не только наблюдают, но и становятся активными участниками развлечений, различных игр, спортивных праздников: «Вместе с мамою вдвоем все препятствия пройдем», «Папы могут все на свете», «Папа, мама, я — спортивная семья»
Что хочется сказать в заключение. Берегите здоровье свое, ваших детей и наших воспитанников. Ведь здоровье – это наше главное богатство. А наша главная задача, как педагогов – научить детей свое богатство не растерять, а, наоборот, укрепить и приумножить.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Забота о здоровье детей- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и самое главное вера в свои силы. В.А.Сухомлинский
это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Здоровьесберегающая среда
В учреждении функционируют: физкультурный зал; музыкальный зал; медицинский кабинет; изолятор; Бассейн.
Физкультурный уголок
Формы работы с детьми Утренняя гимнастика Физкультурные занятия Прогулки Физкультминутки Физкультурные праздники Подвижные игры
Занятия физкультуры
Спортивные развлечения
Прогулка
Бассейн
Утренняя гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Информационный уголок
Берегите здоровье свое, ваших детей и наших воспитанников. Ведь здоровье – это наше главное богатство. А наша главная задача, как педагогов – научить детей свое богатство не растерять, а, наоборот, укрепить и приумножить.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.
Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...
Проектирование здоровьесберегающей среды гимназии
В статье рассмотрен опыт работы коллектива МБОУ гимназии № 1 города Красный сулин по созданию здоровьесберегающей среды образовательного учреждения...
Выступление к педсовету ТЕМА: «Совершенствование системы работы школы в контексте новой образовательной политики в области образования»
Современное российское общество находится в состоянии цивилизованного кризиса. Это наиболее подходящий период для новаций, так как неустойчивость социальной системы есть условие для изменений....
Выступление на педсовете. Тема: «Формирование познавательных УУД у учащихся по предметам гуманитарного цикла (русский язык)».
Особенность современного мира заключается в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации удваивается. В результате знания, которые учащиеся получили в школе, чер...
Выступление на педсовете тема: Современный урок и инновационные технологии
Материал для выступления на педсовете...
Выступление на педсовете. Тема: «Театрально-игровая деятельность, ее виды, в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой».
Показать лучшие образцы искусства, пока дети сами не могут ориентироваться и делать свой выбор. И если актер на сцене реализует себя, утверждается в своих позициях, отстаивает их, то театр, в котором ...
Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...