Технология встречного движения
статья

Вечерко Светлана Сергеевна

Одно из возможных решений проблемы – введение программы поддерживающего чтения, в первую очередь – во второй половины дня, а это прежде всего возможно в рамках кружка: «Успешное чтение». Другой путь решения проблемы – уроки внеклассного чтения (не более 10% от общего количества часов : 5, 9 классы     (102 ч.) -10 часов в год; 6,7,8 (68 ч.) – 6 часов. Если на уроках предметом нашего изучения становится и литература, и наука о ней, то уроки внеклассного чтения должны начинаться  «с современности»: ученик хочет читать книги о своих проблемах, о своём детстве, формируя собственное познание. Если же мы берем «устаревшее», то необходимо максимально заинтересовать школьников текстом художественного произведения, пригласить их к чтению «с карандашом в руках», приобщая к творческой деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_chtenie.pptx947.65 КБ
Файл tehnologiya_vstrechnogo_dvizheniya.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Встречное движение» как новая технология приобщения школьников к чтению (внеурочная деятельность и уроки внеклассного чтения)

Слайд 2

Формы аттестации по русскому языку и литературе 2 ГИА (ЕГЭ) вчера сегодня Декабрьское сочинение сегодня Самостоятельный анализ и интерпретация незнакомого текста завтра

Слайд 3

Министр образования Ольга Васильева на Всероссийском съезде учителей русского языка и литературы в 2017 г. озвучила: « В целях повышения мотивации к чтению и уровня читательской культуры школьников учителям необходимо настаивать на введении обязательных уроков внеклассного чтения в V- XI классах в объёме не менее одного часа в неделю за счёт введения дополнительных часов на преподавание литературы».

Слайд 4

Эти слова кажутся мне особенно важными по нескольким причинам: Впервые заговорили о дополнительных часах не на изучение основного курса, а на внеклассное чтение . В школу должна «прийти» современная литература ; Знакомство с современной отечественной литературой должно «поддерживать» изучение классики (особенно в V-VII, когда ученик окончательно формируется как читатель);

Слайд 5

Необходимо помнить, что цели включения художественного произведения в основной курс литературы и для внеклассного чтения (внеурочной деятельности) должны меняться от класса к классу в зависимости от возраста, эмоционального восприятия. В 5-6 классах формируется восприятие « образ - персонаж и его характеристика» В 7-8 классах начальное обучение анализу литературного произведения, прежде всего как средство психологической характеристики героя; В 9-11 классах анализ произведения от лексически-семантического уровня к идейно-тематическому и композиционному.

Слайд 6

Уроки внеклассного чтения (не более 10% от общего количества часов : 5, 9 классы (102 ч.) -10 часов в год; 6, 7, 8 (68 ч.) – 6 часов.

Слайд 7

Литературный кружок «Успешное чтение» был реализован мною в прошлом учебном году в 10 - 11-х классах. Посещение добровольное. Цель: аргументация при написании декабрьского сочинения и сочинения ЕГЭ. Литературные произведения я отбирала сама . Критерий отбора: небольшие по размеру , чтобы использовать методический приём «чтение с остановками».

Слайд 8

Обязательное условие занятий – ведение читательского дневника . Это особые конспекты в виде таблиц, схем, рисунков, краткие аннотации, отрывки из произведений, литературные игры (ребусы, кроссворды, викторины).

Слайд 9

Книга должна быть интересна, правдива; Книга должна ставить проблемы, но не предлагать их однозначного решения; Язык книги должен быть ясным, простым, образным и выразительным; Тематическое разнообразие («Проблема героя в литературе», «Война и её отражение», «Человек и природа», «Нравственные искания»);

Слайд 10

Отбирая произведения, можно опираться на рецензии новых книг с сайтов следующих книжных издательств : «Самокат» ( samokatbook.ru) « КомпасГИД » ( kompasgid.ru) «Розовый жираф» (pgbook.ru) « Папмамбук » ( papmambook.ru)

Слайд 11

При планировании системы занятий необходимо учитывать – что это не урок, поэтому уместны: разнообразные формы деятельности (беседа, викторина, марафон) и приемы активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения); систематичность и последовательность в овладении навыками работы с книгой (работа со справочной литературой, работа над отзывом, рецензией)

Слайд 12

Безусловно, технология «Встречного движения» направлена не только на создание единого читательского пространства, но и на возрождение практики «семейного чтения». Пусть прочтут и обсудят книгу не все семьи, но – уверена - кто-то из родителей заинтересуется обязательно (и такие уже есть). И в этом случае читательская технология «Встречное движение» станет технологией приобщению к чтению, как детей, так и взрослых.

Слайд 13

Возьмите на заметку: 5 класс – В. Воскобойников «Жизнь замечательных детей»; В. Воропаев «Рассказы из жизни писателя»; Е. Носов «Трудный хлеб»; А. Куприн «Чудесный доктор»; К. Паустовский «Заячьи лапы»; К. Воробьёв «У кого поселяются аисты», «Первое письмо»; А. Платонов «Маленький солдат»; Л. Улицкая «Бумажная победа»; 6 класс – Лидия Кудрявцева «Пушкин и его портреты» К. Воробьёв «Настя», «Немец в валенках»; А. Грин «Игрушки», «Победитель»; Е. Носов «Тридцать зёрен»; В. Солоухин «Мститель»; Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова»;

Слайд 14

Возьмите на заметку: 7 класс - И. Бунин «Роман горбуна», «Лапти», «Красавица»; А. Платонов «Третий сын»; М. Пришвин «Голубая стрекоза»; К. Воробьёв «Седой тополь», «Дорога домой»; А. Лиханов «Мальчик, которому не больно», «Девочка, которой всё равно»; 8 класс – А. П. Чехов «Казак»; К. Воробьёв «Синель», «Уха без соли»; рассказы Николая Дункая – удэгейского писателя, «истинного ценителя природы».

Слайд 15

Возьмите на заметку: 9 класс - Дина Рубина «Терновник»; В. Вересаев «Мать»; Е. Габова «Беличья шкурка»; Г. Крапухин «Петька»; К. Паустовский «Снег», «Разливы рек»; А. Герасимов «Нежный возраст»; К . Паустовский «Телеграмма»; класс - В . Закруткин «Матерь человеческая», В. Распутин «Женский разговор»; Е. Носов «Яблочный спас»; Б. Екимов « Фетисыч »; Ю. Буйда «Всё больше ангелов», « Химич »; М. Пришвин «Голубая стрекоза»; Т. Толстая «Соня»; В. Шукшин «Одни»;

Слайд 16

Рефлексируя , хочется сказать: развивая творческий потенциал детей, можно подойти к "сухим" фактам литературоведения, необходимых для подготовки к экзаменам, через интерес. Старшеклассники высказали свое мнение, сказав, что они нуждаются в педагогических новинках, для успешного понимания материала. Необходимо придумывать новое и необычное, чтобы наши занятия несли не только логистику, но и креатив , творчество, интерес и желание извлекать из них новые смыслы!



Предварительный просмотр:

«Встречное движение» как новая технология приобщения школьников      к чтению (внеурочная деятельность и уроки внеклассного чтения)

Министр образования Ольга Васильева  на Всероссийском съезде учителей русского языка и литературы в 2017 г. озвучила: «В целях повышения мотивации к чтению и уровня читательской культуры школьников учителям необходимо настаивать на введении обязательных уроков внеклассного чтения в V- XI классах в объёме не менее одного часа в неделю за счёт введения дополнительных часов на преподавание литературы».  

Эти слова кажутся мне особенно важными по нескольким причинам:

  • Впервые заговорили о дополнительных часах не на изучение основного курса, а на внеклассное чтение.
  • В школу должна «прийти» современная литература;
  • Знакомство с современной отечественной литературой должно «поддерживать» изучение классики (особенно в V-VII, когда ученик окончательно формируется как читатель);

Исследования нейрофизиологов свидетельствуют: к 12 годам в основном «здание мозга построено», однако чтение на протяжении всей дальнейшей жизни остается важнейшим инструментом его развития. Порой школьники, приходя в 5 класс, не умеют толком читать, не владеют стратегиями чтения текстов по разным предметам. Сначала они учат тексты наизусть, зубрят, а потом, когда объёмы текстов возрастают и справиться они не могут, бросают читать вообще. Именно поэтому обучение текстовой деятельности в возрасте 10-12 лет на всех уроках должно быть особенно интенсивно. Но, как свидетельствуют исследования, даже постоянная работа с текстом в рамках урочной деятельности составляет не более 20 минут в день, тогда как для формирования ученика как хорошего читателя необходимо, чтобы он читал  не менее 11 часов в неделю.

Одно из возможных решений проблемы – введение программы поддерживающего чтения, в первую очередь – во второй половины дня, а это прежде всего возможно в рамках кружка: «Успешное чтение». Другой путь решения проблемы – уроки внеклассного чтения (не более 10% от общего количества часов : 5, 9 классы     (102 ч.) -10 часов в год; 6,7,8 (68 ч.) – 6 часов. Если на уроках предметом нашего изучения становится и литература, и наука о ней, то уроки внеклассного чтения должны начинаться  «с современности»: ученик хочет читать книги о своих проблемах, о своём детстве, формируя собственное познание. Если же мы берем «устаревшее», то необходимо максимально заинтересовать школьников текстом художественного произведения, пригласить их к чтению «с карандашом в руках», приобщая к творческой деятельности.

Литературный кружок «Успешное чтение» был реализован мною в прошлом учебном году в 10 - 11-х  классах. Посещение добровольное.  Цель:  аргументация при написании декабрьского сочинения и сочинения ЕГЭ. Литературные произведения я отбирала сама – критерий: небольшие по размеру, чтобы использовать методический приём «чтение с остановками».

Обязательное условие занятий  – ведение  читательского  дневника.  Это особые конспекты в виде таблиц, схем, рисунков, краткие аннотации, отрывки из произведений, литературные игры (ребусы, кроссворды, викторины).   Хочется отметить, что ФГОС второго поколения  требует появления к концу урока образовательного продукта, которыми и могут являться наши работы. В каждом классе есть ученики, любящие и умеющие рисовать. Им можно предложить создать иллюстрации к произведениям. Наиболее удачные из них я собираю в папки, чтобы в последующие годы использовать в работе.

В этом учебном году данный кружок ведется для учащихся 7- 8 классов. Список коллективно обсуждали на 1 занятии из предложенного учителем списка по следующим критериям:

  • Книга должна быть интересна, правдива;
  • Книга должна ставить проблемы, но не предлагать их однозначного решения;
  • Язык книги должен быть ясным, простым, образным и выразительным;
  • Тематическое разнообразие («Проблема героя в литературе», «Война и её отражение», «Человек и природа», «Нравственные искания»);

Продолжить работу ребятам предлагается дома, обратившись к Интернету или опросив родителей.

Например, родители советовали прочитать такие произведения как «Тимур и его команда» А. Гайдая, «Сын полка» В. Катаева, А. Алексин «Безумная Евдокия» и тд. Ребят же заинтересовали следующие произведения: Ли Харпер «Убить пересмешника», Е. Мурашова «Класс коррекции» и др.

Отбирая произведения, можно опираться на рецензии новых книг с сайтов следующих книжных издательств:

  • «Самокат» (samokatbook.ru)
  • «КомпасГИД» (  kompasgid.ru)
  • «Розовый жираф»   (pgbook.ru)
  • «Папмамбук» (papmambook.ru)

 

Так, в этом учебном году восьмиклассницы в рамках кружка читают рассказы Николая Дункай, систематизируя и отбирая материал для проекта: «Бесценный опыт удэге», который будет представлен в январе на районном Филологическом фестивале.

 При планировании системы занятий необходимо учитывать – что это не урок, поэтому уместны:

-  разнообразные  формы деятельности (беседа,   викторина, марафон) и приемы активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения);

- систематичность и последовательность в овладении навыками работы с книгой (работа со справочной литературой, работа над отзывом, рецензией)

Безусловно, технология «Встречного движения» направлена не только на создание единого читательского пространства, но и на возрождение практики «семейного чтения». Пусть прочтут и обсудят книгу не все семьи, но – уверена - кто-то из родителей заинтересуется обязательно (и такие уже есть). И в этом случае читательская технология «Встречное движение» станет технологией приобщению к чтению,  как детей, так и взрослых.

Рефлексируя, хочется сказать: развивая творческий потенциал детей, можно подойти к "сухим"  фактам литературоведения, необходимых для подготовки к экзаменам, через интерес.  Старшеклассники высказали свое мнение, сказав, что они нуждаются в педагогических новинках,  для успешного понимания  материала. Необходимо придумывать новое и необычное, чтобы наши уроки несли не только логистику, но и креатив, творчество, интерес и желание извлекать из них новые смыслы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Встречное движение части 1-4

Задачи на практическое применение математики....

Тема: "Два способа вычисления расстояния при решении задач на встречное движение".

Цель урока: 1.Познакомить учащихся со вторым способом вычисления расстояния при встречном движении; закрепить понятия о зависимости между тремя величинами: скоростью, временем и расстоянием.Повторять ...

Конспект урока «Нахождение расстояния при встречном движении двух тел».

Закрепление знаний о связи между величинами, характеризующими движение, применение полученных знаний и умений в решении задач на движение....

Конспект урока по математике "Решение задач на встречное движение"

Урок математики для учащихся 5 классов по теме «Решение задач на встречное движение»Задачи урока:- совершенствование умения устанавливать связи между величинами (скорость, время, расстояние) с помощью...

План конспект открытого урока в 10 класс по теме: "Прием и передача мяча при встречном движении"

Открытый урок в 10 классе по теме: "приём и передача мяча при встречном движении" с применением ИКТ...