Мастер-класс «Метод ассоциаций в учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
методическая разработка
Сценарий мастер класса разработан учителем истории и обществознания, Шлеменко О.А. и учителем математики - Гусенковой Е.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnyy_master_klass.docx | 22.12 КБ |
master-klass.pptx | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Метод ассоциаций в учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Авторы: Шлеменко О.А. , учитель истории и обществознания; Гусенкова Е.А., учитель математики
Ход:
Если спросить русского человека быстро назвать ассоциации на слово поэт, он почти наверняка скажет … Как Вы думаете кого? Конечно, Пушкин: в русской аудитории такой ответ дают примерно 90 человек из 100.
Ассоциация – это образ, возникающий в сознании человека в ответ на какое-то раздражение, например, на слово – раздражитель. Ассоциации проявляются в виде связи отдельных элементов сознания – ощущений, представлений, эмоций и т.д. Их возникновение зависит от субъективного опыта человека, его индивидуальных особенностей.
Современному обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. А мы, педагоги, имеем непосредственное влияние на обучение и воспитание подрастающего поколения, поэтому в своей работе мы применяем различные приемы и методы активного обучения. Один из них - ассоциативный.
Данный метод может способствовать выработке совершенно нового взгляда на проблему и достижения оригинальности, свежести, неожиданности идей и решений.
А так же выступает как способ, пробуждения фантазии и воображения, активизации творческого мышления в решении различных прикладных задач.
В соответствии с ФГОС выделяют три группы результатов освоения основной образовательной программы.
Сейчас Вашему вниманию предлагаю рассмотреть насколько метод ассоциаций универсальный и эффективный.
- Предметный.
- Содержание учебных предметов очень объемно. Учащиеся пытаются выучить учебный материал путем многократного повторения и заучивания, а это непродуктивно и непопулярно. А в итоге – снижается успеваемость.
Метод ассоциаций является эффективным при запоминании правил, терминов, событий, дат.
Предлагаю вам познакомиться с ним.
Например, при рассмотрении темы сложение положительных и отрицательных чисел. Для эффективного запоминания правил можно использовать следующий образ.
Образ: две армии – армия отрицательных и армия положительных чисел. Если встречаются представители одной армии, то они дружат, объединяются под своим флагом.
Какой будет результат этой дружбы? (при сложении чисел одного знака мы получаем число с таким же знаком).
- Если встречаются представители разных армий, то начинается битва, победит та армия, представителей которой было больше, и тогда победители поднимают свой флаг.
Какой знак оставят победители? (т.е оставляют свой знак положительный или отрицательный).
При изучении деятельности Екатерины Второй в качестве ассоциации у меня возник мессенджер вотсап. Т.к. она вела активную переписку с Вольтером
Использование метода ассоциации делает урок увлекательным и каждый раз по-новому интересным, развивает внимание, творческое и логическое мышление, способствует лучшему запоминанию материала
- Метапредметный
- С введением ФГОС в нашу жизнь на постоянной основе вошла проектная деятельность. И я ежегодно сталкиваюсь с одной и той же проблемой, как с детьми выбрать тему проекта, о чем писать.
- Темы, предлагаемые интернетом уже настолько заезженные, и хочется с ребятами чем-то удивить, сделать что-то новое и интересное.
В помощь мне следующий прием:
- Берем любой объект: Можно взять из своей предметной области, можно, казалось бы, не связанный никак по смыслу.
- Например, пожар, кот, молекула, горы.
- Мы возьмем: ТРЕУГОЛЬНИК.
- Смотрим на объект и анализируем. Анализируем его свойства и функции.
- И задаем правильные вопросы.
- Предлагаю вам присоединиться к подбору тем проекта, или пишите в чате.
- Итак, смотрю на треугольник что если мы соединим несоединимое? Например, треугольник и еда. Треугольник и здоровое питание. А потом? Белки, жиры и углеводы как три вершины здорового питания. А чем не тема проекта.
- В результате можно сделать буклет по здоровому питанию или создать свой блог, сайт ну и т.п по рекомендациям здорового питания.
- Если мы представим, что наш объект часть чего-то целого.
- Сейчас в наше время актуально делать дизайнерские кабинеты по своему предмету.
- А почему бы не разработать дизайн и смету кабинета, центральное внимание которого уделено треугольнику.
- Коллеги, предложите свои идеи по этому поводу. (если идей не будет, расставить парты в форме треугольника, стенд, люстры, аксессуары, полочки, шкафы, линолеум из треугольников, треугольные горшки и т.п)
- Возьмем наш объект и отбросим все лишнее. Отбросим стороны, остаются вершины, а это точки. Тогда какая может быть тема? (значение точки в математике, в географии с математической точки зрения, точечная роспись в изобразительном искусстве)
- Переставим местами части объекта, и что получится новое? Если мы поменяем вершины треугольника в координатной плоскости, то мы получим новые географические положения для городов, что если Москва будет находиться не за тыс.км, а вместо Белогорска. Как бы это отразилось на экономическом положении страны.
- И таким образом можно проработать с остальными вопросами и найти очень много интересных тем.
- Подберем еще похожие объекты, попробуем срифмовать. (из предметов похожих на треугольник придумать стихотворение, нарисовать картину)
- Возьмем какие-то функциональные части объекта, которые его отличают и перенесем в другую систему. Что таким образом получим?
- Наш объект — это маленькая часть какой-либо среды (кусок торта, пиццы).
- Возьмем форму нашего объекта и наполним новым содержанием (морковь).
- Найдем сильные или слабые стороны и подумаем, что произойдет если мы их увеличим или уменьшим.
Благодаря этому приему, мы не только определим тему проекта, но и усиливаем мотивацию в обучении, развиваем критическое мышление.
- Личностные: презентация в лифте. С чем ассоциируется лифт? (варианты - выйти на быструю скорость)
- Презентация в лифте — это быстрая презентация.
- Этот прием необходимо использовать для обогащения словарного запаса путем ассоциативных рядов.
Приведем пример. Возьмем линейку. И сейчас я за 30 секунд постараюсь продемонстрировать ее лучшие качества чтобы человек ее захотел купить. Засекаю время 30 сек. (удобная, компактная, есть торт - используем вместо ножа, нужны шпаргалки –смело используйте, а еще она красивая идеально подходит под цвет ваших глаз/одежды, и может стать стильным аксессуаром – брелоком на ключи, она может служить катапультой и вы можете устраивать соревнования, позволяет открыть крышку смартфона).
- А теперь предлагаю кому-нибудь выйти со мной на связь и попробовать продемонстрировать следующий предмет. (линейка)
- Данный прием позволяет раскрепощать личности каждого ребенка, создание ситуации успеха и приобретение опыта выступления, ораторского мастерства.
- Константин Паустовский отмечал, что у человека, одаренного «любая мысль, любая тема, случайный предмет вызывает неиссякаемый поток ассоциаций».
Таким образом, метод ассоциаций позволяет наш решать учебные задачи и не только.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ассоциативный метод
Результаты освоения ООП: Предметные Метапредметные Личностные
Екатерина II
Результаты освоения ООП: Предметные Метапредметные Личностные
Несоединимое Часть целого Лишнее Переставим местами Срифмуем Другая система Часть среды Новое содержание Сильные или слабые стороны
Результаты освоения ООП: Предметные Метапредметные Личностные
Презентация в лифте
Результаты освоения ООП: Предметные Метапредметные Личностные
Благодарим за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС""
Презентация инновационного педагогического проекта...
Мастер-класс на тему «Возможности использования интерактивных комплексов в условиях реализации ФГОС НОО»
Вашему вниманию предлагаются некоторые приемы использования интерактивной доски в условиях реализации ФГОС НОО. Представленные материалы, выполненны в программе Activ Inspire и предназначены для учите...
Мастер-класс « Развитие критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС».
Материал выступления на областном семинаре по теме: " Развитие критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС"....
Итоги методической недели «Реализация программы формирования компетенций обучающихся в области использования ИКТ, в учебно-исследовательской, проектной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО, ООО»
После проведения методической недели были проанализированы эффективность уроков по этому аспекту деятельности....
Мастер-класс «Организация проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС»
Данный мастер-класс содержит рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка...
Выступление на метод.обединении Мотивация учебной деятельности в рамках реализации ФГОС
Выступление на метод.обединении Мотивация учебной деятельности в рамках реализации ФГОС...
Метод проектной деятельности «Бизнес-план», как способ формирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС.
Методика обучения старшеклассников предпринимательской деятельности предполагает определение путей и средств эффективной подготовки школьников основам предпринимательства, включая все стороны этого пр...