МЕТОДИКА РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ С ДЕТЬМИ ОВЗ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
методическая разработка
Аннотация. В статье раскрываются особенности такой современной проблемы, как увеличение числа детей с ОВЗ в современных общеобразовательных школах в рамках инклюзивного образовательного процесса. Так же в денной статье рассмотрим основные вопросы о методиках работы на уроках истории в рамках реализации ФГОС, относительно их эффективности для детей с ОВЗ, изучим опыт прошлого и настоящего, предпримем попытку внести и личный вклад в решение данного достаточно актуального и сложного вопроса.
Ключевые слова: педагогические методы, ограниченные возможности здоровья, общеобразовательные школы, уроки истории, инклюзивное образование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_loginova_e.a.docx | 32.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ С ДЕТЬМИ ОВЗ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Логинова Е.А., МБОУ средняя школа №3
г. Лысково Нижегородской области
Аннотация. В статье раскрываются особенности такой современной проблемы, как увеличение числа детей с ОВЗ в современных общеобразовательных школах в рамках инклюзивного образовательного процесса. Так же в денной статье рассмотрим основные вопросы о методиках работы на уроках истории в рамках реализации ФГОС, относительно их эффективности для детей с ОВЗ, изучим опыт прошлого и настоящего, предпримем попытку внести и личный вклад в решение данного достаточно актуального и сложного вопроса.
Ключевые слова: педагогические методы, ограниченные возможности здоровья, общеобразовательные школы, уроки истории, инклюзивное образование.
METHODS OF WORK IN HISTORY LESSONS WITH CHILDREN OF HIA WITHIN THE FRAMEWORK OF THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD
Annotation. The article reveals the features of such a modern problem as an increase in the number of children with disabilities in modern general education schools within the inclusive educational process. Also in this article we will consider the main questions about the methods of work in history lessons within the framework of the implementation of the Federal State Educational Standard, regarding their effectiveness for children with disabilities, we will study the experience of the past and present, we will attempt to make a personal contribution to the solution of this rather relevant and complex issue.
Keywords: pedagogical methods, limited health opportunities, general education schools, history lessons, inclusive education.
Статистика Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) показывает, что в ряде стран, дети с ограниченными возможностями здоровья составляют от 5 % до 20 % от их общего количества (данные колеблются из-за того, какие нарушения при этом учитываются). Что касается статистики России, то на 2021 год проживает около двух миллионов детей с ОВЗ. Эти дети нуждаются в особых программах обучения и социальной адаптации.
ОВЗ - ограниченные возможности здоровья. Из самого названия следует, что ребенок с ОВЗ имеет особенности физического или умственного развития, которые препятствуют его нормальной жизнедеятельности. Ограничения могут касаться физиологических, психологических или сенсорных возможностей ребенка[3, с. 394].
Л. В. Максакова, Г. С. Айрумян, Л. П. Кочина, Р. Р. Баширова изучая вопросы детей с проявлениями с ОВЗ, обращают внимание, что часть нарушений является врожденной, обусловленной генетически или последствиями родовых травм. Другие стойкие изменения здоровья могут возникнуть в период роста детей, и связаны с заболеваниями, травмами, тяжелыми психическими переживаниями [8, с. 260]. В статье Г. М. Петраковой приводится классификация и виды ОВЗ [9, с. 682].
Положения ФГОС ООО[1] теперь уже второго поколения разрабатывались для всех без исключения детей, то есть не важно это дети с нормальным развитием или дети, которые имеют те или иные ограничения (ограниченные возможности здоровья). Понятно, что ученики с нормальным развитием проще и легче усваивают школьную программу по всем научным областям, что же касается детей с ОВЗ, им приходится достаточно тяжело. Так же стоит обратить внимание, что большой процент детей с ОВЗ учатся просто в обычных классах (инклюзивный образовательный процесс) и меньше половины учеников, имеющих ограничения учатся в специальных школах с облеченными программами. Не все родители готовы отдавать детей в такие школы. Поэтому сегодня учителям общеобразовательных школ приходится разрабатывать и внедрять в процесс обучения такие методы и технологии работы, которые позволят всем без исключения детям усвоить учебный материал.
Школьные уроки на достаточно длительный период, целых одиннадцать лет, становятся для детей значительной частью их жизни. И конечно в ней много и проблем, и радости, и новых открытий. Поэтому многие педагоги России, задаются вопросами: Какими должны быть современные уроки? Как повысить интерес учеников к изучению той или иной дисциплины? Что необходимо сделать, чтобы каждый ребенок в классе смог усвоить преподаваемый материал?
Что же касается конкретно уроков истории, то необходимо отметить мнение педагогов, таких как Ю.К. Бабинский, Е.Е. Вяземский, H.И. Запорожец, О.Ю. Стрелкова, К. Д. Ушинский. Которые выделяют особую актуальность исторического образования в процессе формирования качеств личности, что и является основополагающей задачей современных школ[6, с. 628].
Педагоги истории должны суметь не только дать ученикам исторический материал и обеспечить подготовку образовательного уровня. Но и помочь формированию активной жизненной позиции, осознанию целостности мира, помочь усвоить различные социальные роли, выработать историческое мышление, развить индивидуальность и определенные качества (толерантность, гуманизм, патриотизм), не тормозить рост способностей. Все это относится и к детям с ОВЗ.
Необходимо отметить, что у учеников, с выявленными ОВЗ, достаточно часто отмечается незрелость мотивации учебной деятельности, снижены самостоятельность и трудоспособность, недостаточный уровень познавательной активности, а так же страдает внимание, память (непроизвольная, произвольная, долговременная и кратковременная), мышление, речь. История – это наука гуманитарного направления. Поэтому память, мышление и речь при ее изучении – это основные критерии успешного усвоения.
Основной проблемой, которая все чаще и чаще рассматривается в научной педагогической литературе, стала проблема, обеспечения процесса получения качественного образования ученикам с ОВЗ учителями обычных общеобразовательных школ в условиях инклюзивного образовательного процесса.
Подготовка современного урока истории в условиях инклюзивного образования должна начинаться с выработки методики его проведения, а именно подбора формы, содержания методов, способов, организации процесса деятельности и взаимодействия, обучающихся с ОВЗ, и учеников, развитие которых находится в норме. Учебная деятельность обучающихся должна включать несколько основных аспектов: познавательного, коммуникативного и регулятивного.
Для того, чтобы уроки истории были более результативными в классах где есть обучающиеся с ОВЗ необходимо как можно больше применять приемы наглядности. Но, по мнению многих педагогов Т.А. Кутепова [7, с. 134], Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой [4, с. 24] и других, наглядность преподавания истории не должна ограничиваться только чувственным созерцанием или формированием конкретных представлений исторических событий и образов. Наглядность должна помогать познавать и сложные исторические понятия.
Поэтому начало уроков истории – организационный момент, может быть представлен такими приемами как постановка проблемы от лиц исторических персонажей, можно использовать приемы театрализации, или «Машину времени» («Лента времени»). Это поможет обучающимся с ОВЗ не только увидеть «наглядно» проблему темы, но и заинтересовать, замотивировать. При этом так же целесообразно использовать на уроках иллюстративный материал исторических событий, опорные картинки.
Далее наступает та часть урока, на котором обучающимся должно открыться новое знание. Здесь важно суметь показать противоречия, другими словами показать обыденные вещи в удивительном свете. Например, какие-то факты из биографий исторических личностей и историческими событиями, с которыми они тесно связаны, это поможет развить мыслительные процессы не только у обучающихся с развитием в норме, но и у детей с выявленными ОВЗ.
Так же методика преподавания истории при инклюзивных процессах обязательно должна содержать в себе поисково-познавательные методы. Эти методы открывают большие возможности для того, чтобы повысить познавательную активность, которая изначально снижена у детей с ОВЗ. Поисково-познавательные методы помогают реализовать методы проблемного обучения, и научить обучающихся использовать, ту информацию, которая им предоставляется на уроках истории, научить самостоятельности при решении поставленных задач. Так как дети с ОВЗ часто не имеют достаточного уровня самостоятельности, то им достаточно часто необходима помощь со стороны педагогов, поэтому учителя не должны отказывать в ней.
В уроки истории при инклюзивном подходе необходимо включать элементы игровых приемов, это касается учеников не только младших классов, но и среднего звена. Хорошо зарекомендовали в практике такие игровые приемы, как «Хорошо-плохо» (плюсы и минусы исторических событий). Так же достаточно эффективным методом является использование дидактических приемов работы (дидактический материал, дидактические игры). Это стимулирует эмоциональный настрой, мотивирует к работе на уроках. Дидактические средства помогают учителям выявить индивидуальные особенности каждого ученика, применить дифференцированный подход в процессе обучения, что тоже существенно помогает повысить уровень развития и обучаемость детей с ОВЗ. Значение учитывания индивидуальных особенностей в педагогическом процессе, отмечено в фундаментальных трудах, которые были написаны В.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, Л.В. Знаковым, Е.С. Рубанским и другими известными педагогами [10, с.104].
В исследованиях педагогов истории, которые изучали возможность обучения детей с ОВЗ вместе с нормально развивающимися детьми, достаточно часто встречаются такие дидактические игры, как «Историческая азбука», «Аукцион знаний», «Отгадай героя», «Аукцион имен», «Один день в гостях у ….» и т.д. Все они действительно помогают усилить эффективность усвоения учебного материала детьми с отклонениями в развитие. Необходимо отметить, что и в старших классах необходимо применять подобные методы и формы проведения уроков, различные викторины, или групповые дискуссии (проблемные ситуации, проблемные вопросы), так же помогают не только повысить уровень знаний и заинтересовать, но и научиться правильно коммуницировать, что так же затруднено в случае с обучающимися с ОВЗ.
Так же необходимо отметить, что сейчас многие педагоги, которые преподают гуманитарные науки, в том числе и историю, строят свою работу в основном, опираясь на тестовые приемы, то есть два урока просто словесно преподносят материал, третий урок проверка знаний с помощью теста. Если все дети в классе развиваются в соответствии с нормой, то они в принципе способны воспринимать и усваивать материал в таком темпе, но детям с ОВЗ это очень сложно. Поэтому педагоги должны использовать и наглядные пособия, иллюстрации, учебные картины, средства ИКТ (презентации, фильмы и т.д.). Так же необходимо использовать и проектные методы работы, как в коллективе, так и помогать индивидуально составлять, и создавать свои небольшие проекты на исторические темы. При работе с проектами, иллюстрациями, картинами обучающиеся учатся анализировать, размышлять, делать самостоятельные выводы.
Необходимо отметить, что педагоги не всегда стремятся внедрять в свою работу методы работы с подлинными предметами материальной исторической культуры, что тоже не верно. У учеников сильно возрастает мотивация к учебному процессу, если они сами видят и могут потрогать, поработать со схемами, картами, таблицами, репродукциями и т.п. Это часто помогает создать образы исторических событий и памятников, учит чувствовать колорит той или иной эпохи.
Активизируют интерес и внимание обучающихся с ОВЗ так же такие приемы и методы, как использование специально созданных для изучения истории тетрадей на печатной основе, использование презентаций практически по каждой теме, методы рефлексии и коррекции.
В результате правильно разработанной и внедренной методики работы на уроках истории с детьми ОВЗ и другими обучающимися в рамках инклюзивного образовательного процесса, реально не только развить личность обучающихся с ОВЗ, как субъектов познавательной сферы деятельности. Но и достичь необходимого или желаемого уровня усвоения школьной программы исторической науки, приобрести необходимые учебные универсальные действия.
В заключение статьи хотелось бы отметить то, что правильно подобранные методы педагогической работы, еще не являются залогом к эффективному усвоению исторических фактов детьми с ОВЗ. Главным является то, что каждый учитель, в том числе и истории, должен осознавать, что ученики с ОВЗ, это не неполноценные люди, а люди нуждающиеся в применении индивидуального подхода к ним. Только при этом условии они смогут реализовать большинство своих потенциальных возможностей.
Список литературы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101).
- Абдуллаева, М. А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / М.А. Абдуллаева // Молодой ученый. - 2017. - №22. - С. 393-395.
- Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства /Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М.: Академия, 2011, 384 с.
- Губарь, Ю. В. Применение иллюстративной наглядности на уроках истории как одно из условий успешности усвоения учебного материала детьми с ограниченными возможностями здоровья / Ю. В. Губарь // Молодой ученый. - 2018. - № 51 (237). - С. 85-87.
- Долгина, Т. Г. Современный урок истории как основная форма реализации требований ФГОС / Т. Г. Долгина // Молодой ученый. - 2015. - № 13 (93). - С. 627-629.
- Кутепова, Т.А. Работа с детьми с ограниченными возможностями на уроках истории /Т.А. Кутепова// Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2017, № 1 (11). С. 133-135.
- Максакова, Л. В. Повышение психологического благополучия у школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования / Л. В. Максакова, Г. С. Айрумян, Л. П. Кочина, Р. Р. Баширова. - Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2020. - № 27 (265). - С. 260-261.
- Петракова, Г. М. Социализация детей с ОВЗ / Г. М. Петракова // Педагогика. - 2016. - № 26 (130). - С. 682-683.
- Полякова М. А., Хаустова В. Н., Гладкова Н. А. Сущность дифференциации обучения // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). - Краснодар: Новация, 2017. - С. 103-105.
- Темирсултанова, Х. М. Методы активизации учащихся на уроках истории и обществознания / Х. М. Темирсултанова // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). - Краснодар : Новация, 2015. - С. 31-34.
[1] Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использованию ИКТ на уроках математики, в том числе в рамках реализации ФГОС основной школы
Данный материал был представлени на методическом объединении учителей естественно-математического цикла. В нет раскрывается вопрос о использовании ИКТ на уроках математики, а также затронут вопрос о р...
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество (урок литературы в 6 классе в рамках реализации ФГОС)
Конспект урока литературы по творчеству М.Ю.Лермонтова в 6 классе по программе Г.И.Беленького....
"Дидактическая модель проведения уроков с применением Интернет-технологий" в рамках реализации ФГОС на уроке иностранного языка
1. В разработке представлен урок английского языка то теме “Would you like to go to Britain” под творческим названием “Express to England”.2. Проект разработан для учащихся 8 класса общеоб...
Доклад для участия в международной научно-практической конференции уроки истории: школа, общество, жизнь (в рамках реализации ФГОС ООО) Секция 8. Родной край в историческом ракурсе: вопросы исторического краеведения, музейной педагогики и исследовательс
Академик Д. С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость и если не будет кор...
Представление опыта работы по теме «Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС. Интегрированный курс «Основы моделирования с элементами декоративно-прикладного творчества»
Представлена презентация предъявления опыта работы - организация внеурочной деятельности с учащимися 5-х классов в рамках интегрированного кружка "Основы моделирования с элементами декоративно-приклад...
«МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том ...
Из опыта работы: "Системно-деятельностный подход в преподавании биологии в рамках реализации ФГОС"
Ключевой концептуальной педагогической идеей МБОУ «Мужевская СОШ им. Н. В. Архангельского» в русле которой выстраивается вся педагогическая деятельность: сделать выпускника школы конкурент...