Особенности обучения истории и обществознанию на дому.
методическая разработка

Лебедев Вадим Олегович

Методическая разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx10.54 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме:

«Особенности надомного обучения истории и обществознанию».

Лебедев Вадим Олегович

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ №277

Обучение детей на дому – отличительные особенности

В соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) для детей, нуждающихся в длительном лечении,  а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, образовательными организациями может быть организовано обучение на дому или в медицинских организациях (ст. ст. 41,.66). Перечень заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому, утверждается Минздравом РФ.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому определяется нормативным правовым документом  уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ  — постановление правительства субъекта РФ и др. (ч. 6 ст. 41 Закона). В школе разрабатывается соответствующий локальный акт.

Что такое обучение на дому?

«Домашнее обучение (обучение на дому) — способ получения образования, который предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы (дома, в образовательных центрах). Каждый год учащиеся должны проходить обязательную аттестацию в школе»  — Википедия.

«…Обучение на дому — освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения…»

Организация обучения на дому

Обучающийся на дому пользуется всеми академическими правами:

  • школа предоставляет ему на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;
  • оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
  • осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;
  • выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Обучение бесплатное. Кроме того, ребенок, обучающийся на дому, имеет право в соответствии с индивидуальным учебным планом посещать отдельные уроки и мероприятия в школе.

Образовательная программа обучения на дому включает в себя:

  • индивидуальный учебный план обучающегося на дому;
  • рабочие программы по общеобразовательным предметам;
  • годовой календарный график;
  • расписание занятий.

Индивидуальный учебный план обучающегося на дому составляется на основе учебного плана образовательной организации (с обязательным включением всех предметов учебного плана, минимума контрольных и практических работ, сроков проведения промежуточной аттестации) с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и медицинскими рекомендациями, согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося на дому и утверждается распорядительным актом руководителя образовательной организации. Расписание учебных занятий составляется с учетом мнения родителей (законных представителей)  обучающегося на дому.

При обучении ребенка на дому могут  применяться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Порядок их применения определен приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2. Отметим, что право выбора образовательных технологий Законом не предусмотрено.

Обучение на дому - это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения проводится по индивидуальному учебному плану.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Дети с ОВЗ нуждаются в своеобразном выявлении необходимости индивидуального обучения, в реализации потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети они не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Очень важное в этой ситуации учителю выявлять недостатки в развитии детей и организовать коррекционную работу с детьми на максимально раннем этапе.

Индивидуальное обучение на дому обеспечивается посредством разработки целой системы, ориентированной на конкретного ученика: составляется индивидуальное учебное расписание ребёнка, которое обязательно согласовывается с родителями, постоянно корректируется. На основании образовательной программы разрабатывается индивидуальное учебно-тематическое планирование для каждого конкретного ученика, в котором дана характеристика ученика, его предпочтительные виды деятельности, доступные формы контроля, связанные со спецификой заболевания, и намечены зоны ближайшего развития ребёнка. Необходимо очень тесно сотрудничать с родителями и включать их в процесс обучения. Учитывается периоды активности и спада работоспособности ребёнка.

Учащиеся домашнего обучения также имеют социальный статус – ученик, следовательно, у них также есть обязанности, правила, требования, которым они должны следовать, они должны делать уроки, выполнять задания учителя, приобретать опыт принятия ответственных решений.

В ходе урока учитель должен использовать различные методы и приёмы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям конкретного ученика, способствуя тем самым активизации его познавательной деятельности. При индивидуальном обучении детей важно планировать урок используя адекватную методику, по отношению к детям, целесообразно применять сочетание словесных и наглядных средств. Не менее важным является и то, чтобы не только учитель, но и ученики активно работали. Для этого нужно заранее представить себе, каким образом можно хотя бы на небольшой срок заинтересовать учащегося тем, что происходит на занятии, как уже экспериментально доказано, что дети с ОВЗ значительно успешнее запоминают тот материал, который вызывает у них эмоциональный отклик.

Эффективными приёмами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

- игровые ситуации,

- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов,

- игровые тренинги, способствующие развитию общаться с другими,

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Одной из важных психологических задач обучения на дому является повышение мотивации учеников к обучению. Необходимо давать ему почувствовать себя успешным, организовывать его участие в школьных конкурсах и смотрах.

Необходимо помнить, что все дети откликаются на любовь, заботу и внимание. У детей с тяжёлыми нарушениями интеллекта в силу не сформированности познавательного интереса стремление активно сотрудничать со взрослым неразвито, что резко затрудняет возможности направленной работы с ним. Требуется целенаправленная, кропотливая и терпеливая работа. Педагоги должны иметь чёткое представление о том, как и чему его учить, как относиться к его поведению и трудностям во время занятий, как учитывать его возможности, сглаживать особенности его состояния, вызванные болезнью.

Достоинства и недостатки обучения на дому

Главным достоинством обучения на дому является возможность учителя  адаптировать  содержательную часть образования,  способы  подачи материала, ориентируясь на возможности и потребности ученика,  корректировать как действия ученика, так и свои собственные. Все это позволяет ученику работать экономно,  в оптимальное для себя время,    постоянно контролировать затраты своих сил .

Вместе с тем, при обучении на дому ребенок не социализируется, не учится общаться и работать в команде, не приобретает опыт  выступления на публике, отстаивания своего мнения перед сверстниками,  вследствие чего в  будущем у него могут возникнуть сложности с адаптацией к дальнейшей учебе  и поиском работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности преподавания истории и обществознания в вечерней школе в условиях исправительной колонии".

Общеобразовательные школы при тюрьмах, исправительных колониях всегда являлись особенным  звеном системы вечернего образования.В вечернюю школу  при исправительной колонии поступают ученики ...

Презентация к педсовету "Особенности преподавания истории и обществознания в вечерней школе в условиях исправительной колонии".

Общеобразовательные школы при тюрьмах, исправительных колониях всегда являлись особенным  звеном системы вечернего образования. Контингент обучающихся  существенно отличается от обучающихся ...

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

Проектная работа по обществознанию на тему: Использование метода проектов в процессе обучения истории и обществознания. Урок – защита проектов по теме: «Права ребенка».

1. В докладе дается характеристика типа проекта, предполагающий максимальную степень свободы проектанта в отборе информации, оформлении и презентации продукта. 2. Отмечается, что проект можно тра...

Представление педагогического опыта работы по теме «Деятельностная система в обучении истории и обществознания» Зотовой Н.А., учителя истории и обществознания МБОУ «Сувинская СОШ»

В данной работе представлено описание моего педагогического опыта, раскрыты аспекты повышения эффективности уроков истории и обществознания. Представлен метод планирования и организации учебного ...