Работа с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам, конкурсам по учебным предметам
методическая разработка
Главное, что должен понимать педагог, работающий с одарёнными детьми – это то, что одарённость не является ни врождённой, ни наследуемой; одарённость не является свойством каких-то отдельных уникальных детей, проявляясь вопреки ситуации; одарённость базируется на свойствах, изначально заложенных в каждом ребёнке, и развивается в благоприятно созданных образовательных условиях. Поэтому работа со школьниками заключается не столько в формировании у детей неких новых качеств или разыскивании особых детей, а в поддержке тех естественных способностей, которые натурально заложены в детской психике, в изучении внешних условий, которые противостоят проявлению детской одарённости, и разработке методов и программ, позволяющих ребёнку противостоять влиянию внешней среды (в том числе и образовательной).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам, конкурсам по учебным предметам
Лодягина Ирина Владимировна,
учитель истории, обществознания,
заместитель директора по УВР
МБОУ гимназии г. Советский ХМАО-Югры
Работа с одарёнными детьми школьного возраста должна пронизывать всё содержание учебной, внеучебной и внешкольной работы и ни в коем случае не сводиться к организации специальных занятий для одарённых детей. Главное, что должен понимать педагог, работающий с одарёнными детьми – это то, что одарённость не является ни врождённой, ни наследуемой; законы развития детской одарённости естественны и достаточно изучены психологической наукой; одарённость не является свойством каких-то отдельных уникальных детей, проявляясь вопреки ситуации; одарённость базируется на свойствах, изначально заложенных в каждом ребёнке, и развивается в благоприятно созданных образовательных условиях. Поэтому работа со школьниками заключается не столько в формировании у детей неких новых качеств или разыскивании особых детей, а в поддержке тех естественных способностей, которые натурально заложены в детской психике, в изучении внешних условий, которые противостоят проявлению детской одарённости, и разработке методов и программ, позволяющих ребёнку противостоять влиянию внешней среды (в том числе и образовательной).
Одарённый ребёнок – это развивающийся творческий человек, который может достичь максимального результата (осуществление своих целей, реализация жизненных смыслов, раскрытие личностного и интеллектуального потенциала) в существующих условиях и менять эти условия по мере возможности. Поэтому ведущей феноменологической характеристикой одарённости является творческое отношение к себе и миру (природному и социальному), то есть стремление и умение создавать новое.
Роль учителя при подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам по предметам гуманитарного цикла
К сожалению, невозможно за короткий период обучить школьника всем приемам решения обществоведческих задач и олимпиадных заданий, невозможно увеличить словарный запас ученика, растолковать ему все термины, которые могут встретиться в заданиях. Многое зависит от эрудиции ученика, его культурного уровня. Но помочь учащемуся найти нужную литературу, объяснить темы, вызывающие затруднения, организовать работу по подготовке, потренировать его – это вполне реально, в этом и состоит роль учителя.
Система подготовки участников олимпиад:
- базовая школьная подготовка по предмету;
- подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, научные общества в школах и учреждениях дополнительного образования);
- самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
- целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством тренера-наставника (ментора, научного руководителя), имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Подготовка школьников к олимпиадам
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.
- подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года
- элективные курсы целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей
- индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения
- использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы)
- уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач
- использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, практикумы в лабораториях вузов или предприятий (по договоренности), эксперимент в школьном кабинете и т.д.
1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:
- наблюдения в ходе уроков;
- организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;
- оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам
2. Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:
- реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
- уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания);
- работать по принципу «солёного огурца» (В.Ф.Шаталов)
3. Планируем работу:
- при планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности;
- оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника (свободное посещение и продолжительность занятий, свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий)
- предусмотреть возможность отдыха, релаксации
- не превращать работу группы в пустое времяпровождение
- наличие группы школьников не означает преобладания групповых форм работы: такие формы должны быть возможно более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих.
- основной формой работы на занятиях группы будут различные формы индивидуальной и парной работы
4. Расширяем кругозор:
- читаем книги, журналы
- работаем в Интернете
- общаемся дистанционно
- участвуем в интенсивных школах и т.д.
5. Решаем задачи.
- нужно стремиться дать каждому члену группы свободу выбора, индивидуальную образовательную траекторию
- создать «книгу задач» (задания систематизированы по типам, способам решения, по сложности)
6. Работаем руками.
Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами, приборами и т. д.
7. И не останавливаемся.
Как сделать процесс усвоения информации более эффективным?
- зачётный лист (автор, название книги, статьи, интересный факт, стр.)
- зачёты по прочитанной книге, статье и т. д.
- целевое изучение литературы
- создание опорных схем, таблиц и т.д.
К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:
- имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности
- имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность
- испытывают радость от умственного труда
- для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления
Три условных группы одарённости:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).
Система работы с одарёнными детьми предполагает взаимосвязь четырех составляющих: семья, дети, педагоги, психологическая служба, каждая из которых вносит свой вклад в создание именно развивающей среды для одаренных и способных детей.
Работа педагогического коллектива с одарёнными детьми:
I. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми:
- проведение педагогических советов с приглашением специалистов;
- обучение на курсах повышения квалификации;
- подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет;
- научно-методическая работа по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом).
II. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеучебной деятельностью учащихся:
- выработки и обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;
- изучения приемов целенаправленного педагогического наблюдения;
- изучения мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;
- организации периодического сбора сведений среди учителей-предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах.
III. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности:
- знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;
- наблюдение за результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности;
- проведение различных внеурочных конкурсов, конференций, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.
IV. Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности:
- отбор тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих форм и приемов;
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с научным руководителем, со сверстниками, через самостоятельную работу;
- разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена;
- проявление уважения к индивидуальности ученика:
- понимание особенностей его развития,
- стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей: возведение ребенка на пьедестал, подчеркивание его особых прав, а с другой стороны – принижение достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью».
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
- осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
- признание коллективом педагогов и руководством гимназии того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы гимназии.
- Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся;
- Включение в работу с одаренными детьми учителей, обладающих определенными качествами:
Какими профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями?
- Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.
- Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.
- Умение координировать свои действия с действиями родителей.
- Умение консультировать родителей и учащихся.
- Профессиональная зрелость.
- Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.
- Эмоциональная стабильность.
- Способность к самоанализу.
- Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.
- Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.
Методы и средства обучения базируются на основных положениях концепции развивающего обучения:
- Усвоение «знаний-умений-навыков» из цели образования превращается в средство развития способностей;
- На смену «субъект-объектной» логике воздействия на ученика приходит логика содействия, сотрудничества;
- Учащийся становится субъектом своего собственного развития;
- Требование соответствия образовательных технологий природным закономерностям развития личности.
Ведущие методы творческого характера:
- проблемные;
- поисковые;
- эвристические;
- исследовательские;
- проектные
в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.
Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
Учителю-предметнику в работе необходимо:
- Составить план занятий с ребенком, учитывая психические особенности ребенка.
- Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
- Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
Для анализа результатов работы оформить таблицу:
- предмет
- дата и время консультаций
- главные рассматриваемые вопросы
- время работы с темой по программе
- фактическое затраченное время
- дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
- невыясненные вопросы
- причины отклонений от сроков.
Примерная схема-план индивидуального образовательного маршрута учащегося:
ФИО учащегося Класс Предмет
- № задания
- Тема
- Что прочитать
- Какие понятия необходимо выучить
- Какие задачи нужно решить
- Результат выполнения задания
Наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей:
1.Творческие способности:
- Способность рисковать
- Дивергентное мышление (творческое мышление, результатом которого является получение принципиально новой информации или отыскание ранее неизвестных решений проблемы)
- Гибкость в мышлении и действиях
- Быстрота мышления
- Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое
- Богатое воображение
- Восприятие неоднозначных вещей
- Высокие эстетические ценности
2. Познавательные способности и навыки:
- Владение большим объемом информации
- Богатый словарный запас
- Перенос усвоенного на новый материал
- Установление причинно- следственных связей
- Обнаружение скрытых зависимостей и связей
- Умение делать выводы
- Умение интегрировать и синтезировать информацию
- Участие в решении сложных проблем
- Организация информации
- Умение улавливать сложные идеи
- Умение замечать тонкие различия
- Чувствительность к противоречиям
- Использование альтернативных путей поиска информации
- Анализ ситуаций
- Умение оценивать как сам процесс, так и результат
- Умение предвидеть последствия
- Умение рассуждать
- Построение гипотез
- Применение идей на практике
- Способность к преобразованиям
- Критичность в мышлении
- Высокая любознательность
3. Особенности эмоциональной сферы:
- Реалистическая Я-концепция
- Уважение к другим
- Эмпатическое отношение к людям (эмпатия - способность «вчувствоваться» в другого человека, улавливать его внутреннее состояние, видеть мир глазами с его точки зрения)
- Склонность к самоанализу
- Терпимое отношение к критике
- Готовность делиться вещами и идеями
- Настойчивость в выполнении задания
- Независимость в мышлении и поведении
- Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения
- Соревновательность
- Чувство юмора
- Чуткость к анализу нравственных проблем
- Уверенность в своих силах и способностях
- Внутренняя мотивация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам и конкурсам
Рекомендации учителям истории и обществознания для подготовки учащихся основной и старшей школы к олимпиадам по истории и конкурсам по истории...
Индивидуальный план работы с одаренными детьми (подготовка к олимпиадам)
Цели индивидуальнойработы 1. Создание условий для поддержки и развития творческого потенциала учащегося, целенаправленной подготовки его к участию в олимпиадном движении.2. Создание условий...
Работа с одаренными детьми:подготовка к олимпиадам
Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в п...
Опыт работы по педагогической деятельности «Технология работы с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам, конкурсам»
За время моей педагогической работы были разные ученики. Мало встречалось детей, которые довольствовались только работой с учебником. Им не хватало информации получаемой на уроке. Они интересовались д...
Работа с одаренными детьми. Подготовка к участию в олимпиаде
Консультацию для молодого специалиста. Материал может быть использован на тематическом педсовете, заседании ШМО...
Работа с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам
Доклад на методическое объединение по теме: "Работа с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам, конкурсам по учебным предметам"...
"Работа с одаренными детьми. Участие в олимпиадах, конкурсах и международная деятельность"
Кто же такой одаренный ребенок? Чем он отличается от своих сверстников? На самом деле ответ простОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достиж...