СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал
Презентация на тему "Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста". Данную презентацию можно использовать в качестве методического пособия при подготовке доклада на педагогический совет или методическое объединение по дополнительному образованию детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
современные педагогические технологии | 874 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно -образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: « Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
П ереход к новому качественному образованию невозможен без : 1. Внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий 2. Повышения профессиональной компетенции педагога 3. Взаимодействия всех субъектов образовательного сообщества
Что означает сам термин «технология » ? Принято считать, что технологические процессы (в том числе и педагогический процесс, построенный по технологическим принципам) должны быть высоко эффективными . Поэтому педагоги, стремящиеся повысить качество обучения и воспитания, все настойчивее говорят о переходе к технологии
Т ехнология – это …. «Технология» происходит от греческих techne - искусство, мастерство и logos - наука, закон. Дословно технология - это наука о мастерстве . «….универсальное искусство учить всех всему, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся к добрым нравам и глубокому благочестию». Я.А . Каменский
Педагогическая технология –это …. гарантированное достижение педагогического результата и в процессе образования, и в являющемся его частью процессе обучения.
П едагогическая технология имеет цель обладает средствами имеет главную идею становятся основой эффективности результатов Ядро технологии
1 . Каковы критерии выбора педагогической технологии? 2. Чем должен « вооружиться » педагог, приступая к выбору технологий, проектированию педагогической деятельности? 3. Чем отличаются традиционные и развивающие технологии?
Отличие педагогической технологии от методики: воспроизводимость , жесткий алгоритм действий, устойчивость результатов, отсутствие многих «если »: если талантливый педагог если способные дети … если хорошие родители…
Для внедрения современных педагогических технологий в образовательное учреждение необходимо: Н акопление новых технологий, Систематизация и оценка накопленных педагогических данных, Р еальная оценка возможностей коллектива детей, педагогов. Профессиональное развитие и саморазвитие педагогов, Научно-методическое обеспечение Обновление содержания педагогического процесса
К числу современных образовательных технологий можно отнести : - здоровьесберегающие технологии; - технологии проектной деятельности; - технология исследовательской деятельности; - информационно-коммуникационные технологии; - личностно-ориентированные технологии; - технология портфолио дошкольника; - игровая технология; - технология «ТРИЗ »; технология коррекционного обучения; - технология развивающего обучения; технология проблемного обучения; технология разноуровнего обучения; т ехнология интегрированного обучения; Лэпбук ; мнемотехника; круги Эйлера; эвристическая беседа; кейс- метод; арт-терапия
Рассмотрим некоторые педагогические технологии
Здоровьесберегающие образовательные технологии в ОУ – это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников . Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Направления здоровьесберегающих технологий 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья. 2. Технологии обучения здоровому образу жизни. 3. Коррекционные технологии. - Стретчинг - Динамические паузы - Подвижные и спортивные игры - Релаксация Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.) Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая - Арт-терапия - Сказкотерапия - Технологии воздействия цветом Психогимнастика Игротерапия Цветотерапия
Технология исследовательской деятельности Цель исследовательской деятельности в ОУ- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); опыты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы; использование художественного слова; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.
Информационно-коммуникационные технологии Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Исследовательский характер Легкость для самостоятельных занятий детей Развитие широкого спектра навыков и представлений Возрастное соответствие Занимательность Требования к компьютерным программам ОУ
Развитие воображения, мышления, памяти Говорящие словари иностранных языков Простейшие графические редакторы Игры-путешествия Обучение чтению, математике Использование мультимедийных презентаций Классификация программ
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе; позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни. Преимущества компьютера
ИКТ в работе современного педагога 1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация). 2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий. 3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья. 4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. 5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Игровая технология Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого педагога.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы ОУ и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.
Личностно - ориентированная технология Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.
Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.
Направления личностно-ориентированных технологий Гуманно-личностные технологии , отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».
Технология портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Существует ряд функций портфолио: диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени), содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ), рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др. Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.
Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Ряд авторов предлагают собственные структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста. Так , И. Руденко предлагает примерное содержание этих разделов.
Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка. Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой». Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше. Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?». Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки). Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы). Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком. Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ОУ.
Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из ОУ как подарок самому ребенку и его семье.
Технология проблемного обучения в дошкольном обучении Существуют четыре уровня проблемной технологии в обучении: 1. Педагог сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми. 2. Педагог ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Педагог направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод). 3. Ребёнок ставит проблему, педагог помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему. 4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает . Педагог даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод) В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ
Лэпбук. Интерактивная папка . Что же это такое - Лэпбук. Если говорить простым языком, то это такая папка «Всё!» Оказывается прав был тот, кто сказал, что "ВСЕ ГЕНИАЛЬНОЕ ПРОСТО". Дайте ребенку книгу с полезным для него материалом. Интересно, если с картинками. Ну второй раз интересно. Третий? Четвертый? Может уже что-нибудь другое? И вот тут на помощь приходит Лэпбук! Занимает место не больше чем обычная книга, НО! 1) Она с кармашками, кармашки с карточками, карточки с рисунками животных. Можно и конвертики, а в них еще что-нибудь. 2) Ребенок сам выбирает что ему смотреть, а может даже в некоторых Лэпбуках и играть. 3) Такая непринужденная информация в игровой форме запоминается ребенком гораздо быстрее. 4) Это просто и интересно!
ЧТО ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА? Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого « mnemonikon » - искусство запоминания . Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский. Не для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление . Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов - Изобретены Леонардом Эйлером. Используется в математике, логике, менеджменте и других прикладных направлениях. Задачи: - Формировать умение выявлять свойства в объектах и классифицировать их - Развивать речь, логическое мышление, представления о множестве - Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей. Круги Эйлера могут с успехом использоваться в ОУ как в организованной образовательной деятельности в образовательных областях "Коммуникация", "Познание", "Социализация", так и в самостоятельной деятельности детей. Используя круги Эйлера, ребенок учится сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.
Эвристическая беседа – это вопросно-ответный способ обучения. Она предполагает не сообщение педагогом готовых сведений, а направление детей к выявлению новых понятий. Сценарий эвристической беседы должен включать в себя правильно поставленные вопросы. Ответы на них обучающиеся находят, используя свой опыт, наблюдения и знания. Одна из особенностей, которой обладают эвристические беседы - это выдвижение проблемы, требующей решения. Педагог задает детям серию вопросов, которые взаимосвязаны между собой и вытекают друг из друга. Каждый из них формулирует небольшую проблему. Вместе с этим в комплексе они приводят к решению главной задачи, поставленной преподавателем. Вопросы, которые включаются в эвристические беседы, - это основной компонент подхода. Они исполняют важнейшую познавательную функцию.
Задание № 3 Ответьте на вопросы. Тема «Эти удивительные одуванчики» Цель: обучение анализу взаимосвязи некоторых природных явлений, умению выдвигать и обосновывать свои гипотезы; формирование у детей самостоятельности в формулировании выводов и точности высказываний. Материал: одуванчики, растущие на участке учреждения дошкольного образования. Ход беседы Педагог обращает внимание детей на то, что на участке учреждения дошкольного образования растут красивые цветы — одуванчики. Предлагает побеседовать по следующим вопросам: — Как выглядят одуванчики? (.) — Почему на открытом месте у этих цветов образуются семена, а в тени, за верандой, — ещё только бутоны? (.) — Где раньше пробуждаются и распускаются весной другие растения? (.) Педагог предлагает детям нарисовать любое из состояний одуванчика и потом рассказать о нём родителям .
Совершенно новый потенциал для взаимодействия родителей и педагога несет в себе создание персонального сайта педагога . На этом сайте любой родитель получает большой объем информации о развитии ребенка, консультационные материалы, конкретные рекомендации по занятиям с детьми, еженедельное домашнее задание для закрепления знаний и умений, полученных на занятиях, большую подборку. Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями: - минимизация времени доступа родителей к информации; - возможность продемонстрировать любые документы, фото и видео материалы; - оптимальное сочетание индивидуальной групповой работы с родителями; - рост объема и оперативное получение информации; Таким образом, родители владеют информацией о содержании занятий и домашних заданиях, даже не посещая ОУ. Особенно актуальным это является в дни каникул и болезни ребенка.
технология Арт-терапия Виды терапии : игротерапия оригами изотерапия терапия водой маска терапия драматерапия музыкотерапия цветотерапия песочная терапия сказка терапия двигательно-танцевальная терапия
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Чарльз Диккенс
Творите сами . Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов . Творческих Вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал составлен на основе лекций Горбич Ольги Ивановны,кандидата педагогических наук, доцента...
Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку – как путь к успеху современного специалиста в сфере обслуживания.
В современной сфере обслуживания отведенная роль значению английского языка становится очевидной. Ежегодно нашу страну посещают миллионы туристов, которые в первую очередь сталкиваются с предста...
«Современные педагогические технологии музыкального воспитания в работе с одаренными детьми дошкольного возраста»
Цель - Создание условий для реализации и развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников.Обоснование технологии:Психологи, исследуя возрастные и личностные кризисы пришли к выв...
Тема педагогического проекта: «Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики»
Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математичес...
Педагогический проект "«Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению биологии»"
В результате накопления собственного педагогического опыта, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег-учителей, чтения и осмысления современной педагогической и естественно...
Педагогический проект "Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики"
Проект описывает систему работы учителя математики по повышению положительной мотивации к преедмету. В проекте описаны используемые технологии, результаты педпроекта....
Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»
Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи: - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Очень интересный материал,
Очень интересный материал, возьму за основу при проведении занятий с дошкольниками.