Технология проблемного диалога (Мельникова Е.Л.)
презентация к уроку
Представлен материал по технологии проблемного диалога автора Мельниковой Е.Л., включающий этапы, методы примеры использования данной технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_problemnogo_dialoga.pptx | 1.7 МБ |
primery_problemnyh_dialogov.docx | 14.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемно-диалоговое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Этапы научной творческой деятельности: 1. Постановка проблемы (осознание противоречия и формулирование вопроса) 2 . Поиск решения (выдвижение и проверка гипотез) 3 . Выражение решения 4 . Реализация продукта
1. Постановка проблемы (осознание противоречия и формулирование вопроса) Подводящий диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом (приём «яркое пятно», приём «актуальность») Побуждающий диалог
Побуждающий диалог
Побуждающий диалог (приём 2)
Побуждающий диалог (приём 3)
Побуждающий диалог (приём 4)
Подводящий диалог
Сообщение темы с мотивирующим приёмом (приём «яркое пятно»)
Сообщение темы с мотивирующим приёмом (приём «актуальность»)
2 . Поиск решения (выдвижение и проверка гипотез)
Подводящий к знанию диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками.
Взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами и средствами обучения Формы обучения (это порядок организации учебной деятельности)
Средства обучения (это вспомогательные инструменты деятельности учителя и ученика) В учебнике после названия темы и до обобщения п редлагаются задания, посредством которых а ктуализируются старые знания и вводятся новые п онятия. Используются побуждающий от проблемной с итуации диалог (приём «практическое задание, не с ходное с предыдущим »). Используется метод п одведения к знанию, причём как от поставленной проблемы, так и без неё. ! Опорный сигнал создаётся по ходу урока учителем или учениками !
1. Технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать» знания. Она представляет собой детальное описание проблемно-диалогических методов обучения, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения. Методы составляют центральную часть технологии, поскольку определяют выбор форм и средств обучения. 2. Методы – это способы деятельности учителя на этапе введения знаний . Проблемно-диалогические методы обучения обеспечивают постановку и решение учебных проблем школьниками и представляют собой определенные сочетания приемов, вопросов, заданий. Традиционные методы обучения сводятся к сообщению учителем темы и знания в готовом виде. 3. Проблемно-диалогические методы дают широкие возможности варьирования форм обучения (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной ), в то время как традиционные методы всегда фронтальны. 4. При проблемно-диалогических методах средства обучения ( опорные сигналы, учебники, наглядные и технические средства) служат вспомогательными инструментами творческого усвоения знаний, а при традиционных методах они обслуживают репродуктивное усвоение знаний . Общие выводы
1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками : Пособие для учителя. – М., АПКиПРО , 2002, 2006. 168 с. 2. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие , технология , предметная специфика // Образовательная система « Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. –М ., Баласс . 2006. С. 144–180. 3. Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения //Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Дошкольное образование . Начальная школа. – М.: Баласс , 2008. С. 75–90. 4. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие , технология , предметная специфика // Образовательная система « Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. – М .: Баласс , 2008. С. 272–286. Литература
Предварительный просмотр:
Урок математики в 5 классе по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».
(Побуждающий от проблемной ситуации диалог).
П О С Т А Н О В К А П Р О Б Л Е М Ы | Анализ | Учитель | Ученики |
Задание на известный материал | Найти сумму чисел | Легко выполняют задание | |
Задание на новый материал | Найти сумму чисел 2,37 и 1,72 | Испытывают затруднение. (Проблемная ситуация) | |
Побуждение к осознанию проблемы | - Смогли выполнить задание? - В чем затруднение? - Чем это задание не похоже на предыдущее? | - Нет, не смогли. - Это новое сложение. - Надо сложить десятичные дроби, а не обыкновенные. (Осознание проблемы). | |
Побуждение к проблеме | - Какова сегодня тема урока? | - Сложение десятичных дробей. (Тема). | |
Тема | Фиксирует тему на доске. |
Урок математики в 5 классе по теме «Десятичные дроби».
(Сообщение темы с мотивирующим приёмом).
Анализ | Учитель | Ученики | |
П О С Т А Н О В К А П Р О Б Л Е М Ы | «Яркое пятно» в форме ребуса | -Сегодня мы продолжим изучать дроби. Но какие именно-вы определите сами. Чтобы определить ключевое слово темы, надо отгадать понятия, которым я дала определение. Некоторые буквы угаданных понятий образуют задуманное слово. 1) Обыкновенная… 2) Как называются числа при сложении? 3) Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. 4) Прибор для измерения углов. О5) Число, которое стоит над дробной чертой. 6) Прямоугольник, у которого все стороны равны. -Теперь, собираем слова из букв: 1-е слово – 1 буква 2-е слово – 6,1 буквы 3-е слово – 10 буква 4-е слово – 1,10 буквы 5-е слово – 1 буква 3-е слово – 8 буква 2-е слово – 8,9 буквы 6-е слово – 4,5 буквы 1-е слово – 3,4 буквы 4-е слово – 10 буква. -Итак, какие слова я загадала? -Значит, тема урока? Фиксирует тему на доске | -дробь -слагаемые -правильная -транспортир -числитель -квадрат -десятичные дроби |
Урок математики в 8 классе по теме «Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений».
(Подводящий к теме диалог).
П О С Т А Н О В К А П Р О Б Л Е М Ы | Анализ | Учитель | Ученики |
Подводящий к теме диалог | - Посмотрите на записи на доске. -Что представляет собой каждая запись? - На какие две группы можно разделить эти уравнения? -Какие уравнения мы умеем решать? -Значит, какая тема сегодняшнего урока. | - На доске - Уравнение. - Линейные и не линейные (Учитель корректирует: квадратные). -Умеем решать линейные уравнения. - Квадратные уравнения. Решение квадратных уравнений. (Учитель корректирует тему) | |
Тема | Фиксирует тему на доске. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проблемного диалога в обучении журналистике
Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...
Технология проблемного диалога в обучении журналистике
Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...
Технология проблемного диалога на уроках биологии
Методика и практикум создания проблемных ситуаций на уроках биологии....
Технология проблемного диалога
Автор технологии кандидат психологических наук Елена Леонидовна Мельникова...
Технология проблемного диалога
тСовременные педагогические технологии...
Технология проблемного диалога на уроках английского языка
Разработка открытого урока в 4 классе с учето требований ФГОС. Тема "Как я провел лето"....
Технология проблемного диалога на уроке литературы в 7 классе
Урок литературы в 7-ом классе Тема урока: Рассказ Антона Чехова “Хамелеон”. “Говорящие фамилии” как средство юмористической характеристики. Цель урока: закрепление понятий юмор, сатира, сюжет; ...