Технология проблемного диалога (Мельникова Е.Л.)
презентация к уроку
Представлен материал по технологии проблемного диалога автора Мельниковой Е.Л., включающий этапы, методы примеры использования данной технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.7 МБ |
![]() | 14.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемно-диалоговое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Этапы научной творческой деятельности: 1. Постановка проблемы (осознание противоречия и формулирование вопроса) 2 . Поиск решения (выдвижение и проверка гипотез) 3 . Выражение решения 4 . Реализация продукта
1. Постановка проблемы (осознание противоречия и формулирование вопроса) Подводящий диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом (приём «яркое пятно», приём «актуальность») Побуждающий диалог
Побуждающий диалог
Побуждающий диалог (приём 2)
Побуждающий диалог (приём 3)
Побуждающий диалог (приём 4)
Подводящий диалог
Сообщение темы с мотивирующим приёмом (приём «яркое пятно»)
Сообщение темы с мотивирующим приёмом (приём «актуальность»)
2 . Поиск решения (выдвижение и проверка гипотез)
Подводящий к знанию диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками.
Взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами и средствами обучения Формы обучения (это порядок организации учебной деятельности)
Средства обучения (это вспомогательные инструменты деятельности учителя и ученика) В учебнике после названия темы и до обобщения п редлагаются задания, посредством которых а ктуализируются старые знания и вводятся новые п онятия. Используются побуждающий от проблемной с итуации диалог (приём «практическое задание, не с ходное с предыдущим »). Используется метод п одведения к знанию, причём как от поставленной проблемы, так и без неё. ! Опорный сигнал создаётся по ходу урока учителем или учениками !
1. Технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать» знания. Она представляет собой детальное описание проблемно-диалогических методов обучения, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения. Методы составляют центральную часть технологии, поскольку определяют выбор форм и средств обучения. 2. Методы – это способы деятельности учителя на этапе введения знаний . Проблемно-диалогические методы обучения обеспечивают постановку и решение учебных проблем школьниками и представляют собой определенные сочетания приемов, вопросов, заданий. Традиционные методы обучения сводятся к сообщению учителем темы и знания в готовом виде. 3. Проблемно-диалогические методы дают широкие возможности варьирования форм обучения (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной ), в то время как традиционные методы всегда фронтальны. 4. При проблемно-диалогических методах средства обучения ( опорные сигналы, учебники, наглядные и технические средства) служат вспомогательными инструментами творческого усвоения знаний, а при традиционных методах они обслуживают репродуктивное усвоение знаний . Общие выводы
1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками : Пособие для учителя. – М., АПКиПРО , 2002, 2006. 168 с. 2. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие , технология , предметная специфика // Образовательная система « Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. –М ., Баласс . 2006. С. 144–180. 3. Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения //Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Дошкольное образование . Начальная школа. – М.: Баласс , 2008. С. 75–90. 4. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие , технология , предметная специфика // Образовательная система « Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. – М .: Баласс , 2008. С. 272–286. Литература
Предварительный просмотр:
Урок математики в 5 классе по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».
(Побуждающий от проблемной ситуации диалог).
П О С Т А Н О В К А П Р О Б Л Е М Ы | Анализ | Учитель | Ученики |
Задание на известный материал | Найти сумму чисел | Легко выполняют задание | |
Задание на новый материал | Найти сумму чисел 2,37 и 1,72 | Испытывают затруднение. (Проблемная ситуация) | |
Побуждение к осознанию проблемы | - Смогли выполнить задание? - В чем затруднение? - Чем это задание не похоже на предыдущее? | - Нет, не смогли. - Это новое сложение. - Надо сложить десятичные дроби, а не обыкновенные. (Осознание проблемы). | |
Побуждение к проблеме | - Какова сегодня тема урока? | - Сложение десятичных дробей. (Тема). | |
Тема | Фиксирует тему на доске. |
Урок математики в 5 классе по теме «Десятичные дроби».
(Сообщение темы с мотивирующим приёмом).
Анализ | Учитель | Ученики | |
П О С Т А Н О В К А П Р О Б Л Е М Ы | «Яркое пятно» в форме ребуса | -Сегодня мы продолжим изучать дроби. Но какие именно-вы определите сами. Чтобы определить ключевое слово темы, надо отгадать понятия, которым я дала определение. Некоторые буквы угаданных понятий образуют задуманное слово. 1) Обыкновенная… 2) Как называются числа при сложении? 3) Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. 4) Прибор для измерения углов. О5) Число, которое стоит над дробной чертой. 6) Прямоугольник, у которого все стороны равны. -Теперь, собираем слова из букв: 1-е слово – 1 буква 2-е слово – 6,1 буквы 3-е слово – 10 буква 4-е слово – 1,10 буквы 5-е слово – 1 буква 3-е слово – 8 буква 2-е слово – 8,9 буквы 6-е слово – 4,5 буквы 1-е слово – 3,4 буквы 4-е слово – 10 буква. -Итак, какие слова я загадала? -Значит, тема урока? Фиксирует тему на доске | -дробь -слагаемые -правильная -транспортир -числитель -квадрат -десятичные дроби |
Урок математики в 8 классе по теме «Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений».
(Подводящий к теме диалог).
П О С Т А Н О В К А П Р О Б Л Е М Ы | Анализ | Учитель | Ученики |
Подводящий к теме диалог | - Посмотрите на записи на доске. -Что представляет собой каждая запись? - На какие две группы можно разделить эти уравнения? -Какие уравнения мы умеем решать? -Значит, какая тема сегодняшнего урока. | - На доске - Уравнение. - Линейные и не линейные (Учитель корректирует: квадратные). -Умеем решать линейные уравнения. - Квадратные уравнения. Решение квадратных уравнений. (Учитель корректирует тему) | |
Тема | Фиксирует тему на доске. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного диалога в обучении журналистике
Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...

Технология проблемного диалога в обучении журналистике
Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...
Технология проблемного диалога на уроках биологии
Методика и практикум создания проблемных ситуаций на уроках биологии....

Технология проблемного диалога
Автор технологии кандидат психологических наук Елена Леонидовна Мельникова...

Технология проблемного диалога на уроках английского языка
Разработка открытого урока в 4 классе с учето требований ФГОС. Тема "Как я провел лето"....

Технология проблемного диалога на уроке литературы в 7 классе
Урок литературы в 7-ом классе Тема урока: Рассказ Антона Чехова “Хамелеон”. “Говорящие фамилии” как средство юмористической характеристики. Цель урока: закрепление понятий юмор, сатира, сюжет; ...