Технология проблемного диалога на уроке литературы в 7 классе
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Урок литературы в 7-ом классе
Тема урока: Рассказ Антона Чехова “Хамелеон”. “Говорящие фамилии” как средство юмористической характеристики.
Цель урока:
- закрепление понятий юмор, сатира, сюжет;
- формирование навыков анализа сатирического рассказа;
- развитие творческих способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_problemnogo_dialoga_na_uroke_literatury_v_7.docx | 17.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7-ом классе
Тема урока: Рассказ Антона Чехова “Хамелеон”. “Говорящие фамилии” как средство юмористической характеристики.
Цель урока:
- закрепление понятий юмор, сатира, сюжет;
- формирование навыков анализа сатирического рассказа;
- развитие творческих способностей учащихся.
Методические приемы:
- постановка проблемного вопроса;
- беседа по вопросам.
Оборудование:
- портрет А.Чехова
- иллюстрации к рассказу “Хамелеон”
Словарная работа:
- юмор;
- сатира;
- рассказ;
- шарж;
- художественная деталь;
- сюжет, его элементы.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания.
Чтение сочинений – рассуждений “Почему рассказ Чехова назван “Хамелеон”? (Домашнее задание)
2. Теоретическая разминка.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили об одном из ранних произведений Антона Чехова “Хамелеон”. Скажите, что представляет собой это произведение по жанру? Докажите.
(Рассказ. Рассказ – это небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Признаки рассказа: 1) повествовательность; 2) небольшой объём; 3) небольшое количество героев; 4) описание одного события, эпизода.)
Вопрос: Давайте вспомним, а что такое сюжет? (Сюжет (от франц. – предмет) – основные события в художественном произведении, в которых раскрываются характеры действующих лиц, отношение к ним писателя.
Вопрос: Перечислите основные элементы сюжета. (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Дайте им определения и найдите их в тексте. Прочитайте.
Вопрос: Что такое юмор? (Юмор – художественный приём в произведениях литературы или искусства, основанный на изображении чего- либо в комическом, смешном виде , а также произведение литературы или искусства, использующее этот приём.)
Вопрос: Что такое сатира? (Сатира – специальная форма отображения действительности, посредством которой обличаются и высмеиваются отрицательные явления действительности.)
Учитель: Сопоставьте определения юмора и сатиры. Выявите различия.
3. Работа над анализом рассказа. Постановка проблемного вопроса(“Говорящие фамилии” как средство юмористической характеристики).
I группа найдите юмористические эпизоды в рассказе “Хамелеон”.
II группа найдите сатирическое изображение в рассказе “Хамелеон”.
Учитель: Рассказ смешон, но за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Разнообразны проявления юмора в “Хамелеоне”.
Впервые мы видим Очумелова, идущим через базарную площадь в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Как вы думаете, почему Чехов обращает наше внимание на эти детали? Что такое деталь? Какова её роль в произведении? (Деталь художественная (от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.
(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)
А теперь подумайте, что значит шинель в портрете Очумелова? (Символ власти над людьми)
Вопрос: А что же замечает автор в Хрюкине? (Полупьяное лицо, на котором что-то написано, здесь же окровавленный палец)
Учитель: А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах?
Учитель: Обратите внимание: “человеческое” только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова.
Вопрос: Как вы считаете, для чего Чехов использует в рассказе приём “говорящие фамилии”? Попробуйте “расшифровать” фамилии героев рассказа. (Очумелов, Хрюкин, Жигалов)
Приём “говорящих имён и фамилий” - юмористический или сатирический?
Учитель: Также абсурдны словоупотребления и синтаксис в репликах героев (“По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?”; “Я человек, который работающий” и т.д.)
Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.
Вывод: Итак, делаем выводы: в рассказе Чехова юмор носит саркастический характер. В свой короткий “смешной” рассказ Чехов вложил серьёзное содержание, показав при этом мастерство большого художника.
4. Домашнее задание.
- Прочитать рассказ “Толстый и тонкий”.
- Ответить на вопросы, стр. 232-233.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проблемного диалога на уроках биологии
Методика и практикум создания проблемных ситуаций на уроках биологии....
Технология проблемного диалога на уроках английского языка
Разработка открытого урока в 4 классе с учето требований ФГОС. Тема "Как я провел лето"....
Использование технологии проблемного диалога на уроках математики
В презентации собраны проблемные ситуации на уроках математики в рамках технологии проблемного диалога...
Применение технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы
Данный материал был подготовлен для мастер-класса "Современные педагогические технологии в рамках реализации ФГОС", проводившегося в течение методического дня в образовательном учрежден...
Технология проблемного диалога на уроках литературы
Данная технология применяется учителем на уроках литературы...
Опыт применения технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы как средства развития дивергентного мышления школьников
Данный материал представляет собой обобщение педагогического опыта по применению технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы на ступени основной школы. В учебно-методическом м...