Функциональная грамотность
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Шурыгина Мария Евгеньевна

Функциональная грамотность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_04.03.20.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. Поэтому для школы возникает очень важная цель обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным, цель школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире.

        Изменения в мировой экономике XXI века, породившие необходимость приспособления к конкурентной экономической среде, обострили проблемы качества образования, Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся PISА.

PISA оценивает способности 15-летних подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

        Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни. Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

способами;

- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

        Одной из проблем, возникающих с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта основной школы (ФГОС ООО), является проблема оценивания образовательных результатов учащихся.  

Традиционная система контроля и оценки обладает недостатками объективного  и субъективного характера:

1) Традиционный контроль проводится главным образом в форме опроса, является выборочным и случайным:

2) В момент опроса создается нервно-напряженная обстановка, обусловленная боязнью отдельных учеников быть вызванными к доске.

3) Внешний контроль и оценка (со стороны учителя) препятствуют формированию самоконтроля и самооценки.

4)  Традиционные  формы контроля, не учитывают рациональность учебной деятельности учащихся:   приемы   и   способы, обеспечившие усвоение учебного материала.

5)  На процесс оценивания знаний не влияет качество работы самого учителя. Это, возможно, связано с убежденностью учителя в безупречности своей обучающей деятельности. Если учащиеся не овладевают знаниями  на должном уровне, рассуждает такой учитель, то это только   вина   самих  учащихся, следствие отсутствия у них интереса и прилежания к учебному труду.

6) Учителя, (сами  не желая), предвзято (субъективно) относятся к различным учащимся.

7) Контроль и оценка, не несут информацию  о  потенциальных возможностях ученика,  его творческих способностях, мышлении.

8)   Не  берутся во внимание   мотивы учения школьников.

9)  Оценивание знаний осуществляется по конечному результату, что  является показателем качества учебного процесса в школе.

        Актуальность пересмотра процесса оценивания определяется современными стратегическими задачами образования, необходимостью повышения уровня образования с учетом международных стандартов и современных требований к качеству образования. Система оценивания должна давать возможность определить, насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практический навык; показывать динамику успехов учащихся в различных сферах познавательной деятельности; иметь в основе механизм поощряющий, развивающий, способствующий самооцениванию учащихся. Таким инструментом станет новый подход в обучении – формирующее оценивание.

Формирующее оценивание - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующие целям и содержанию образования, способствующий формированию учебно-познавательной компетентности учащихся и пониманию дальнейших действий для улучшения результатов.

Характеристики формирующего оценивания:

  • Задания соответствуют по содержанию пройденному материалу ;
  • Используются знакомые для учащихся и соответствующие их возрасту  формы заданий;
  • Задания  составлены таким образом, чтобы выявить возможные проблемы у каждого ученика;
  • Задания  составлены таким образом, чтобы был очевиден процесс размышления, который привел к данному ответу;
  • Четкие критерии оценивания.

Технология формирующего оценивания:

  1. Спланировать образовательные результаты учащихся по темам.
  2. Спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности учащихся.
  3. Сформировать задачи урока как шаги деятельности учащихся.
  4. Сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности учащихся на уроке.
  5. Оценить  деятельность учащихся по критериям.
  6. Осуществить  обратную связь учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель.
  7. Сравнить результаты учащихся с предыдущим уровнем их достижений.
  8. Определить место учащегося на пути достижения поставленной цели.
  9. Откорректировать образовательный маршрут учащихся.

Рассмотрим особенности формирующего оценивания на уроках русского языка.

Формирующее оценивание направляется учителем. Получая от детей обратную связь, учитель получает какую-то определённую информацию, и именно он

должен интерпретировать эту информацию и понимать, что дальше с ней делать,

как её дальше использовать, чтобы улучшить результат ученика.

Учителю необходимо создать условия для формирующего оценивания:

  • 1) знание и понимание учащимися целей обучения; 
  • 2) знание и понимание учащимися критериев оценивания;
  • 3) активное участие учащихся в процессе собственного познания;
  • 4) эффективная обратная связь с учениками;
  • 5) возможность и умения учащихся анализировать собственную работу (рефлексия)

На слайде мы видим таблицу, которая поможет обучающемуся и учителю понять  какими навыками, знаниями и умениями владеет ученик по   теме: «Простое осложненное предложение».  Одним из важных этапов понимания цели задания для обучающегося являются критерии, которые учащиеся могут разработать в сотрудничестве с учителем.

При разработке необходимо, чтобы обучающийся задавал себе вопросы:

  1. Какие знания, умения, навыки я должен применить, чтобы успешно справиться с заданием?

Как можно организовать работу с учащимися с помощью этой таблицы?

  • При первоначальном заполнении учащиеся оценивают свои знания и умения настолько, насколько они в них уверены, исходя из своего личностного опыта предшествующей работы с понятием «простое осложненное предложение».
  • Учащиеся сравнивают свою роботу с эталоном и учебником, проводят корректировку своих знаний, критически оценив их первоначальное состояние и изменив при необходимости пометки в таблице самооценки.
  • Последующую проверку можно провести у всего класса одновременно, предложив учащимся письменно воспроизвести определение простого, простого осложненного предложения, сложного, подчёркивая все необходимые элементы. Затем учащиеся обмениваются работами и производят взаимопроверку, сначала сравнивая работу одноклассника  со своим представлением о правиле, о правильности выполнения практической части, а затем с помощью ключа. Баллы начисляются, подсчитываются, и выставляется отметка по ранее составленным критериям.
  • Ученик, получив свою работу обратно, может сразу увидеть свой недостаток в  воспроизведении правила, выполнении практического задания и подумать, по какой причине он забыл воспроизвести недостающий элемент. Задача учителя – сделать повторный акцент на значимости тех элементов, о которых ученики забыли. На последующих уроках у них вновь будет возможность применить полученные навыки, и так до тех пор, пока цели обучения не будут достигнуты. Теперь учащийся может сделать пометку в таблице самооценки с большей уверенностью в «правильности» своего понимания теоретического и практического материала.

Творческие задания активизируют знания, умения и навыки, ценностные отношения, приобретенные учениками в ходе обучения, и могут быть востребованы и реализованы в специфических условиях, адаптированных к возрасту интеллектуальным способностям ученика.

Одним из важных приемов формирующего оценивания является рефлексия.

Формирование понимания личностной значимости темы «Простое осложненное предложение» должно происходить  на примере того, что эта тема диагностируется в задании 2,3  теста ОГЭ по русскому языку, а также в заданиях 9.3 и 9.1, в которых учащиеся, создавая тексты изложения и сочинения, будут употреблять в них простые осложненные предложения, демонстрируя тем самым сформированность языковой компетенции.

Типичные ошибки

  • Неправильная постановка целей и задач урока.
  •  Трудные критерии оценивания.
  •  Временные затраты.
  •  Подмена взаимооценки взаимопроверкой.
  • Результаты самооценки.
  • Оценивается результат, а не процесс.
  • Формальная рефлексия и обратная связь.

При проведении рефлексии можно использовать следующие приемы.

  • Сочинения. Эссе. Заметки.
  •  Высказывания.
  •  Матрицы. Алгоритмы. Карты.
  •  Таблицы оценивания.
  •  Сигналы.
  •  Ученик в роли учителя.
  •  Перевод информации.

Подводя итоги моего выступления, еще раз хочу подчеркнуть, что суммативное оценивание -  оценивание, проводимое с целью определения соответствия знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения констатирует факт обученности учащихся.

Формирующее оценивание – оценивание для обучения .Оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь об успехах и недостатках учащегося; когда учащегося ориентируют и вдохновляют на дальнейшую учебу, а также планирование целей и путей их достижения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"

В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...

Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...