Функциональная грамотность
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Предварительный просмотр:
Социально-экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. Поэтому для школы возникает очень важная цель обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным, цель школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире.
Изменения в мировой экономике XXI века, породившие необходимость приспособления к конкурентной экономической среде, обострили проблемы качества образования, Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся PISА.
PISA оценивает способности 15-летних подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни. Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
способами;
- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Одной из проблем, возникающих с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта основной школы (ФГОС ООО), является проблема оценивания образовательных результатов учащихся.
Традиционная система контроля и оценки обладает недостатками объективного и субъективного характера:
1) Традиционный контроль проводится главным образом в форме опроса, является выборочным и случайным:
2) В момент опроса создается нервно-напряженная обстановка, обусловленная боязнью отдельных учеников быть вызванными к доске.
3) Внешний контроль и оценка (со стороны учителя) препятствуют формированию самоконтроля и самооценки.
4) Традиционные формы контроля, не учитывают рациональность учебной деятельности учащихся: приемы и способы, обеспечившие усвоение учебного материала.
5) На процесс оценивания знаний не влияет качество работы самого учителя. Это, возможно, связано с убежденностью учителя в безупречности своей обучающей деятельности. Если учащиеся не овладевают знаниями на должном уровне, рассуждает такой учитель, то это только вина самих учащихся, следствие отсутствия у них интереса и прилежания к учебному труду.
6) Учителя, (сами не желая), предвзято (субъективно) относятся к различным учащимся.
7) Контроль и оценка, не несут информацию о потенциальных возможностях ученика, его творческих способностях, мышлении.
8) Не берутся во внимание мотивы учения школьников.
9) Оценивание знаний осуществляется по конечному результату, что является показателем качества учебного процесса в школе.
Актуальность пересмотра процесса оценивания определяется современными стратегическими задачами образования, необходимостью повышения уровня образования с учетом международных стандартов и современных требований к качеству образования. Система оценивания должна давать возможность определить, насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практический навык; показывать динамику успехов учащихся в различных сферах познавательной деятельности; иметь в основе механизм поощряющий, развивающий, способствующий самооцениванию учащихся. Таким инструментом станет новый подход в обучении – формирующее оценивание.
Формирующее оценивание - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующие целям и содержанию образования, способствующий формированию учебно-познавательной компетентности учащихся и пониманию дальнейших действий для улучшения результатов.
Характеристики формирующего оценивания:
- Задания соответствуют по содержанию пройденному материалу ;
- Используются знакомые для учащихся и соответствующие их возрасту формы заданий;
- Задания составлены таким образом, чтобы выявить возможные проблемы у каждого ученика;
- Задания составлены таким образом, чтобы был очевиден процесс размышления, который привел к данному ответу;
- Четкие критерии оценивания.
Технология формирующего оценивания:
- Спланировать образовательные результаты учащихся по темам.
- Спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности учащихся.
- Сформировать задачи урока как шаги деятельности учащихся.
- Сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности учащихся на уроке.
- Оценить деятельность учащихся по критериям.
- Осуществить обратную связь учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель.
- Сравнить результаты учащихся с предыдущим уровнем их достижений.
- Определить место учащегося на пути достижения поставленной цели.
- Откорректировать образовательный маршрут учащихся.
Рассмотрим особенности формирующего оценивания на уроках русского языка.
Формирующее оценивание направляется учителем. Получая от детей обратную связь, учитель получает какую-то определённую информацию, и именно он
должен интерпретировать эту информацию и понимать, что дальше с ней делать,
как её дальше использовать, чтобы улучшить результат ученика.
Учителю необходимо создать условия для формирующего оценивания:
- 1) знание и понимание учащимися целей обучения;
- 2) знание и понимание учащимися критериев оценивания;
- 3) активное участие учащихся в процессе собственного познания;
- 4) эффективная обратная связь с учениками;
- 5) возможность и умения учащихся анализировать собственную работу (рефлексия)
На слайде мы видим таблицу, которая поможет обучающемуся и учителю понять какими навыками, знаниями и умениями владеет ученик по теме: «Простое осложненное предложение». Одним из важных этапов понимания цели задания для обучающегося являются критерии, которые учащиеся могут разработать в сотрудничестве с учителем.
При разработке необходимо, чтобы обучающийся задавал себе вопросы:
- Какие знания, умения, навыки я должен применить, чтобы успешно справиться с заданием?
Как можно организовать работу с учащимися с помощью этой таблицы?
- При первоначальном заполнении учащиеся оценивают свои знания и умения настолько, насколько они в них уверены, исходя из своего личностного опыта предшествующей работы с понятием «простое осложненное предложение».
- Учащиеся сравнивают свою роботу с эталоном и учебником, проводят корректировку своих знаний, критически оценив их первоначальное состояние и изменив при необходимости пометки в таблице самооценки.
- Последующую проверку можно провести у всего класса одновременно, предложив учащимся письменно воспроизвести определение простого, простого осложненного предложения, сложного, подчёркивая все необходимые элементы. Затем учащиеся обмениваются работами и производят взаимопроверку, сначала сравнивая работу одноклассника со своим представлением о правиле, о правильности выполнения практической части, а затем с помощью ключа. Баллы начисляются, подсчитываются, и выставляется отметка по ранее составленным критериям.
- Ученик, получив свою работу обратно, может сразу увидеть свой недостаток в воспроизведении правила, выполнении практического задания и подумать, по какой причине он забыл воспроизвести недостающий элемент. Задача учителя – сделать повторный акцент на значимости тех элементов, о которых ученики забыли. На последующих уроках у них вновь будет возможность применить полученные навыки, и так до тех пор, пока цели обучения не будут достигнуты. Теперь учащийся может сделать пометку в таблице самооценки с большей уверенностью в «правильности» своего понимания теоретического и практического материала.
Творческие задания активизируют знания, умения и навыки, ценностные отношения, приобретенные учениками в ходе обучения, и могут быть востребованы и реализованы в специфических условиях, адаптированных к возрасту интеллектуальным способностям ученика.
Одним из важных приемов формирующего оценивания является рефлексия.
Формирование понимания личностной значимости темы «Простое осложненное предложение» должно происходить на примере того, что эта тема диагностируется в задании 2,3 теста ОГЭ по русскому языку, а также в заданиях 9.3 и 9.1, в которых учащиеся, создавая тексты изложения и сочинения, будут употреблять в них простые осложненные предложения, демонстрируя тем самым сформированность языковой компетенции.
Типичные ошибки
- Неправильная постановка целей и задач урока.
- Трудные критерии оценивания.
- Временные затраты.
- Подмена взаимооценки взаимопроверкой.
- Результаты самооценки.
- Оценивается результат, а не процесс.
- Формальная рефлексия и обратная связь.
При проведении рефлексии можно использовать следующие приемы.
- Сочинения. Эссе. Заметки.
- Высказывания.
- Матрицы. Алгоритмы. Карты.
- Таблицы оценивания.
- Сигналы.
- Ученик в роли учителя.
- Перевод информации.
Подводя итоги моего выступления, еще раз хочу подчеркнуть, что суммативное оценивание - оценивание, проводимое с целью определения соответствия знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения констатирует факт обученности учащихся.
Формирующее оценивание – оценивание для обучения .Оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь об успехах и недостатках учащегося; когда учащегося ориентируют и вдохновляют на дальнейшую учебу, а также планирование целей и путей их достижения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...
Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб
Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...
Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.
Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...
Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"
В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...
выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".
Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...
Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...