Статья "Воспитательное пространство как социально- педагогическая категория и перспективы его развития на опыте города Острова Псковской области"
статья
Вданной статье представлнеот воспитательное пространство как социально- педагогическая категория и перспективы его развития на опыте города Острова Псковской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnoe_protsranstvo_kak_sotsialno-pedagogicheskaya_kategoriya.docx | 199.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательное пространство как социально- педагогическая категория и перспективы его развития на опыте города Острова Псковской области.
Рассматривая в качестве объекта исследования гимназию в структуре воспитательного пространства малого города, мы исходим из того, что гимназия - это вид школы, это открытая социально-педагогическая система, которая:
«а) создается обществом (как и другие социальные организации);
б) призвана выполнять социально задаваемые функции и цели;
в) не может существовать без «приходящих из общества» людей — детей, учителей, руководителей;
г) не может работать без выделяемых обществом ресурсов — финансовых, материальных и т.д., без здания, которое кто-то должен построить;
д ) не может (даже если очень стремится к закрытости) полностью абстрагироваться от социальной ситуации;
е) не является единственным фактором воспитания юного поколения, зависит от успешности или неуспешности действия других воспитательных институтов;
ж) со своей стороны способна существенно влиять как на свое ближайшее окружение, так и на общество в целом» (166, с.26).
Мы исходим из того, что воспитание как процесс усвоения подрастающими поколениями культуры, социального опыта осуществляется не только в образовательных учреждениях, а «на каждом метре земли» (А. С. Макаренко).
«В постоянно меняющемся современном мире изменяется тип культурного наследования и освоения и обогащения опыта созидательной жизни. Сегодня не происходит однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему. Дети и взрослые учатся не только у сверстников. Они взаимодействуют и сотрудничают друг с другом, вместе ведут поиск смысла жизни, вырабатывают стратегию совместных действий для достижения общей цели. При этом и взрослые учатся у детей. Именно сообщества детей и взрослых выступают средством приобщения и тех и других к общественной жизни и социальным ценностям, пространством развития их творческой индивидуальности» (117, с.175).
«Среда, в которой живёт человек, подводит его к тому, чтобы видеть и чувствовать одно так, а другое – иначе, она заставляет его строить планы, чтобы его совместные с другими действия были успешными, она укрепляет одни убеждения и ослабляет другие», формируя в человеке определённую систему поведения, установку на определённые действия» (Д. Дьюи, 42, с.16).
Окружающую среду человека «могут составлять даже объекты, значительно удалённые от него во времени и пространстве и влияющие на него сильнее, чем иные близкие. Объекты, в связи с которыми человек становится отличным от других, - вот его истинная окружающая среда… Окружающая среда состоит из тех внешних условий, которые способствуют или мешают, стимулируют или затрудняют деятельность», характерную для человека» (там же, с. 17).
Эта идея важна для нашего исследования при проектировании воспитательного пространства малого города, которое будем обогащать контактами с далёкими друзьями, школами, вузами и другими учреждениями.
При этом среда не оказывает прямого фаталистического воздействия на развитие ребёнка. Условия его жизни преломляются в потребностях самого ребёнка, в его отношениях к окружающей действительности, к людям, вещам, материальным условиям жизни. Воспитание в этой связи приобретает роль направляющей развитие ребёнка силы. Оно способно создавать и изменять отношения ребёнка к окружающей среде, к людям, вещам, условиям жизни и деятельности (Г.И.Щукина,124, с. 40 – 43).
«Образовательный процесс идёт самопроизвольно, поэтому есть только один способ, посредством которого взрослые могут сознательно управлять образованием юных, - контролируя среду, направляющую их действия, а, следовательно, мысли и чувства. Вопрос ставится так: либо мы позволяем стихийно складывающейся среде управлять образованием молодежи, либо специально формируем для этих целей среду. Любая среда стихийна, если она не сформирована с оглядкой на желаемый результат» (Д. Дьюи, 42, с.24).
Продуктивной для нашей работы будет идея формирования среды, подтверждённая авторами системного и ситуационного подходов в управлении Гарольдом Кунцем и Сирилом О Доннела, которые придавали особое значение факторам внешней среды: «Задача каждого управляющего спроектировать и поддерживать такую внешнюю среду, в которой люди, работающие совместно, побуждаются действовать производительно и эффективно в направлении достижения групповых целей» (90, т.1,с .37).
В словаре С.М. Ожегова (118, с.699) понятие «среда» рассматривается как
1) окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов;
2) окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.
Современная философская трактовка понятия «среда» раскрывается (154,170, 171) следующим образом:
1) Среда как окружение (более близкое расположение влияющих факторов); объекты окружающей среды, будучи внешними, по отношению к определённой системе, участвуют опосредованно в формировании её качеств.
2) Среда как окружающий мир (предполагает то, что в ней существует и на что она воздействует). Такое понимание среды выражает неразрывность связи «человек – среда».
3) Среда – пространство как форма бытия и ориентирует на взаимодействие как внутри пространства, так и вне его. Таким образом, среда создаёт дополнительные возможности для использования её влияния на развитие личности.
В педагогике среда рассматривается
- как воспитательный фактор наряду с целевыми установками и конструированием воспитательного мероприятия (П.Ф. Каптерев);
- как воспитательный фактор общества путём вступления в общественную среду с учётом качеств личности и условий деятельности во внешней среде (С.Т. Шацкий);
- как воспитательный фактор и объект деятельности (П.П. Блонский);
Образовательная среда – «система ключевых факторов, определяющих образование и развитие» (В. А. Бордовский, 14, с.22 -23).
Зарипова Е. И., исследуя пути использования возможностей региональной образовательной среды в процессе становления социальной компетентности школьника, определяет: «региональная образовательная среда - это пространство проживания субъекта, которое рассматривается как совокупность возможностей для реализации образовательных потребностей субъекта» (45,с.47).
Новые в педагогике термины «образовательное» или «воспитательное пространство» используются достаточно широко и всесторонне. Национальная доктрина образования в Российской Федерации провозглашает «сохранение и развитие единого образовательного пространства России» (113, с.5).
В современных педагогических исследованиях идут дискуссии о различиях в понимании сущностных признаков воспитательной среды и воспитательного пространства. Л.И.Новикова под воспитательным пространством понимает педагогически целесообразно организованную среду. Среда рассматривается как данность, а воспитательное пространство как результат конструктивной деятельности, не только созидательной, но и «интегрирующей». По её мнению, «воспитательное пространство надо уметь создавать». Эти рассуждения продолжает развивать Н.Л.Селиванова, выделяя в «пространстве» компоненты, структуру, функции, свойства, целостность, гибкость, стабильность с возможностями дальнейшего развития. Мы вполне разделяем эти суждения.
Вопрос эффективного функционирования образовательных учреждений в условиях воспитательных пространств продолжает быть предметом исследований, изучения позитивного влияния образовательных учреждений на развитие воспитательного пространства.
Идея образовательного пространства автора образовательной модели гимназии «Школа Ломоносова» Е. В. Кузнецовой представляет собой основу для самоопределения детей в различных сферах деятельности, для создания условий для социализации и развития детей в широком культурном спектре, учитывая что «ребенок в школе ощущает взаимодействие двух образовательных пространств:
- заданного извне относительно каждого ребенка,
- внутренне формируемого, индивидуального для каждого ребёнка,
что приводит к необходимости направлять « вектор усилий педагогов на их гармоничное сосуществование» (88, с.58).
Опираясь на приведённые выводы исследования, подойдём к определению воспитательного пространства как педагогической категории, его характеристике и описанию своеобразия воспитательного пространства в условиях малого города.
А.А. Макареня справедливо утверждает, что каждый из нас живет в определенном пространстве, которое оказывает всестороннее влияние на многие аспекты жизни человека (105, с.18):
Географическое пространство, т.е. определенная климатическая, демографическая, исторически сложившаяся среда, оказывает влияние на физическую, психическую, духовную жизнь ее обитателей;
Социально-экономическое пространство в значительной степени определяет «благосостояние населения, социальный статус и стратегию развития региона в его взаимосвязи с другими регионами мира»;
Культурно-образовательное пространство обладает интеллектуальным потенциалом и возможностями «реализации индивидуальности и формирования имиджа, соответствующего мировым стандартам».
С.А. Гильманов определяет регион как «пространство (территориальное, временное, социальное), в котором происходит социализация человека, формирование, сохранение и трансляция норм образа жизни» (32, с.27).
Сокольников Ю. П. рассматривает понятие воспитательного пространства как форму существования педагогической действительности, исходя из определения:
«Педагогическая действительность:
- один из видов действительности как объективной реальности во всем многообразии её связей и конкретности, существующей как действительность природная и социально-историческая;
- один из видов социально-исторической действительности как бытия людей в его саморазвитии, как объекта и результата человеческой деятельности и в то же время естественноисторического процесса, как сложно организованного, упорядоченного целого, включающего в себя отдельных индивидов и социальные общности;
- объективная реальность, включающая в себя явления воспитания, - в силу их вездесущности вся социальная действительность оказывается воспитывающей, т.е. педагогической» (151, с .6-9).
К научному исследованию сущности образовательного, воспитательного пространства подошла группа педагогов и управленцев под руководством Сокольникова Ю П. В Белгородской области начато исследование регионального воспитательного пространства (В. Л. Холод), в Магнитогорске – исследование педагогического сознания населения города как одного из компонентов его воспитательного пространства. Созданы программы развития воспитательных пространств г. г. Козьмодемьянска и Волжска республики Марий Эл.
Итак, воспитательное пространство - это часть педагогической действительности, это время и территория, на которой осуществляются процессы воспитания, обучения, образования, самовоспитания, самоопределения, самореализации и т.п., как их модификации, организуемые для формирования подрастающих поколений. Его отличительной особенностью является наличие насыщенных благоприятных условий для личностных проявлений в процессе субъектного становления.
Воспитательное пространство рассматривается в литературе как освоенная часть среды: оно создаётся педагогами-профессионалами; существует во времени и пространстве, в движении и развитии; оказывает влияние на личность; это пространство личностной самореализации; оно содержит возможности адаптации к ней человека; испытывает на себе воздействие субъектов среды; коллектив относительно защищает человека от неблагоприятных влияний среды.
К основным характеристикам воспитательного пространства можно отнести такие параметры, как культурный и воспитательный потенциал, состав и численность населения, в том числе детей, сферу разных видов деятельности, образовательную систему, систему управления, связи, коммуникации вне и внутри системы, социальный состав, социальную активность, объекты трудовой деятельности, экологию, охрану здоровья, жизненный уровень людей, здравоохранения и т. д.
Проблема «воспитательного пространства» и воспитательной среды продолжает быть предметом дальнейшего обсуждения. Представляет интерес современная концепция В.П.Борисенко и О.В.Гукаленко о поликультурном образовательном пространстве, которое, по мнению авторов, «спасает» ребёнка от мощного, подавляющего, подчас разрушительного воздействия информационной революции…Мощная волна информации не угрожает человеку, не разрушает его сознание, если человек находится в культуре на своём месте, и культура, как форма, процесс и результат личностно-ориентированной образовательной деятельности пребывает в нём».
В интересах данного исследования по-новому раскрывается целый ряд положений: связь между «пространством» и самоопределением личности, ориентация системного подхода в организации образовательного процесса на человека-функцию, «человек в пространстве» защищён от прямого воздействия окружающей среды; жизнь человека становится частью и условием образования.
Самообразовательное пространство, по мнению авторов, представляет собой специфически педагогический объект. «Смысл образовательного пространства зарождается в точке пересечения физического и духовного измерений объективной реальности».
С детства человек проживает в социокультурном мире и осваивает его. В воспитательном процессе происходит не только приобщение человека к культуре, но и воспитание человека культуры, нравственной культуры. Создаются условия, в которых не только проявляется, но и формируется личный опыт духовно-нравственного развития. В культурно-воспитательном пространстве развивается субкультура личности.
Д.С.Лихачёв под культурным пространством понимает «пространство среды, имеющее не только протяжённость, но и глубину», отождествляя его с понятием культуры, «как некоего органического целостного явления, как своего рода среды, в которой существуют свои общие для разных аспектов культуры тенденции, законы, взаимопритяжения и взаимоотталкивания,…как определённого пространства, … из которого нельзя, изъять одну какую-либо часть, не сдвинув остальные» (97, с. 9 - 10).
«Культура – это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации….Культура – это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определённое пространство, из просто населения – народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства» (там же, с.9).
Опираясь на такой подход, рассматривая культуру как способ существования человека, значимым для нас явлением становится культурно-воспитательная среда, культурно-воспитательное пространство.
Культурно-воспитательная среда / пространство в воспитательном процессе при определённых условиях формирует ориентацию на общекультурные ценности (З.И.Васильева, Н.Ю.Сосунова, Е.В.Игнатович). Общекультурные ценности выполняют ряд значимых функций в культуре: сохранение человеческой культуры, возможности развития, культуры, функцию «диалога культур». Круг общекультурных ценностей описывается многообразием нравственных ценностей.
Воспитательная система сама по себе не приводит к появлению культурно-воспитательного пространства. Оно состоится только тогда, когда открывается перед человеком возможность занять в ней «своё собственное, ему принадлежащее место».
Определение базовых теоретических положений исследования в избранном направлении позволяет раскрыть характер и особенности культурно-воспитательного пространства малого города как одного из аспектов образовательного пространства (на примере города Острова Псковской области) по выше изложенным основным параметрам.
К объектам культурно- воспитательного пространства в образовательной системе и их функциям могут быть отнесены:
- образовательные учреждения и семья - педагогическое просвещение родителей, их участие в работе этих учреждений, обмен педагогической информацией и выработка единого подхода к воспитанникам;
- дошкольные учреждения и школы - обеспечение преемственности в их деятельности, систематические контакты педагогических коллективов этих учреждений, дружба школьников с дошкольниками;
- школы и учреждения дополнительного образования, культурно-просветительные учреждения - координация их усилий в определении ближайших педагогических задач и их решении, в организации свободного времени учащихся и внешкольной работы, в развитии их интересов, наклонностей, способностей;
- общеобразовательные учреждения и средние специальные и высшие учебные заведения - знакомство учащихся с работой этих учебных заведений, с требованиями, предъявляемыми ими к студентам, их участие в профориентации школьников, преподавание вузовских педагогов в школах, использование ими материальной базы вузов, техникумов, училищ;
- учреждения дополнительного образования и средние специальные и высших учебных заведение - совместная профориентационная работа со школьниками, участие вузовских педагогов в работе этих учреждений;
- образовательных учреждения и органы управления образования, их научно-методические и диагностические службы - управление этими учреждениями, оказание им научно-методической помощи, передача ими части диагностических функций службам управления образования, обеспечение финансирования учреждений, ремонта.
Влияние на развитие культурно-воспитательного пространства оказывают связи между компонентами образовательной системы и другими компонентами:
- общеобразовательные учреждения и производственные учреждения, коммерческие организации - включение учащихся в трудовую деятельность этих предприятий и организаций, совместный труд школьников и взрослых, помощь этих предприятий и организаций образовательным учреждениям и т.п.;
- семья, школа и средства массовой информации - пропаганда этими средствами психолого-педагогических знаний, оказание помощи школьникам в организации учебного труда, в самообразовании и самовоспитании, руководство со стороны педагогов и родителей восприятием и осмыслени-
ем школьниками информации, идущей из этих средств;
- образовательные и медицинские учреждения - их совместная работа по поддержанию и укреплению здоровья учащихся;
- образовательные учреждения и органы правопорядка – участие работников этих органов в ознакомлении учащихся с правилами дорожного движения, основами юриспруденции, в профилактике правонарушений и т.п.;
- органы управления образования и администрация малого города, их органы самоуправления – координация усилий в управлении воспитательным пространством, придача педагогической направленности управленческой деятельности этих органов, администрации.
В ходе работы по организации и совершенствованию охарактеризованных связей мы не можем не учитывать, что их уровень и характер во многом предопределяют состояние и развитие культурно-воспитательного пространства как единого, целостного. Можно выделить несколько состояний этих пространств как системных объектов - в зависимости от развитости функционирующих в них связей.
Основываясь на идее М. М. Поташника о зависимости состояния педагогических систем от степени развитости функционирующих в них связей, выделим аналогичные его классификации педагогических систем (138, с.15) состояния воспитательного пространства:
- Суммативное состояние воспитательного пространства – набор его компонентов достаточен, но сами эти компоненты не упорядочены, связи между ними не развиты.
- Агромативное состояние воспитательного пространства – просматривается структура блоков и связей между ними.
3. Интегративное состояние воспитательного пространства - структурные и функциональные связи между частями этого пространства обеспечивают его нормальную работу.
4. Гармоническое состояние, являющееся оптимальным, - воспитательное пространство достигло в своем развитии наивысших для имеющихся условий результатов, присущие ему связи педагогически целесообразны, находятся в "действующем" состоянии, и это придает ему целостность, обеспечивает усиление его положительного влияния на развитие подрастающих поколений.
На основе выявленных возможностей осуществления связей между компонентами разработаны модели взаимодействия гимназии с субъектами воспитательного пространства. В схеме-модели 1 спроектированы возможные формы взаимодействия гимназии с различными субъектами культурно-воспитательного пространства города, способные оказать позитивное влияние как на развитие гимназии, так и на состояние города, в свою очередь влияющее на воспитание подрастающего поколения. В схеме-модели 2 обобщённо представлены формы взаимодействия гимназии и возможные результаты взаимодействия гимназии с целостной образовательной системой региона, с управляющими структурами образовательной системы города, которые посредством обучения других школ на базе гимназии как ведущего образовательного учреждения будут способствовать целостности образовательного и воспитательного пространства города, оказывать позитивное влияние на воспитание школьников и повышение профессиональной компетентности педагогов.
Схема 1
Общая модель взаимодействия гимназии с субъектами воспитательного пространства малого города.
Схема 2
Модель взаимодействия гимназии с целостной образовательной системой региона
Новые технологиям
Идеи развития
Критерии достижений
СИСТЕМА РАБОТЫ ГИМНАЗИИ
Вузы
Школы, страны
Своеобразие культурно-воспитательного пространства города Острова обусловлено особенностями малого города:
- небольшое количество населения (30 тысяч человек);
- небольшая площадь, занимаемая компактно проживающим населением;
- осведомлённость жителей друг о друге (на виду у других);
- высокая степень контактности;
-слабо развитая (по объёму) промышленность - по сравнению со средними, большими городами;
- распространено развитие земледелия в виде огородов, садов, фермерских хозяйств, а также животноводства;
- местное подчинение;
- богат памятниками древнерусской культуры;
- природными ресурсами;
- небольшой выбор условий для развития культурных, досуговых, образовательных, оздоровительных потребностей населения.
Это своеобразие создает благоприятные возможности:
а) для организации их воспитательных пространств как единых и целостных - за счет развития педагогически целесообразных связей между его компонентами;
б) для обеспечения научно обоснованного руководства их воспитательными пространствами;
в) для повседневной работы с педагогическими кадрами, направленной на развитие их творчества, на организацию массового исследовательского поиска;
г) для формирования педагогического сознания населения по проблемам воспитания как одного из стимулов функционирования единого воспитательного пространства;
д) для массового диагностирования подрастающих поколений, для обеспечения их оптимального физического и духовного развития;
е) для прогнозирования и отслеживания отдельных результатов развития подрастающих поколений горожан и влияния на этот процесс воспитательного пространства города;
ж) для вовлечения горожан в работу по дальнейшему развитию и совершенствованию воспитательного пространства.
Главный объект воспитательного пространства нашего города – изучение, сохранение и развитие культурного наследия, его архитектурного облика. Поэтому охарактеризуем город с точки зрения его культурного потенциала.
Остров – один из древнейших городов Псковской земли. Первое упоминание об Островской крепости относится к 14 веку, хотя существовала она намного раньше. Из 89 культовых построек последних веков, упоминание о которых имеется в различных документальных и летописных источниках, соответствуют своему функциональному назначению только 5. Все остальные либо уже разрушены, либо разрушаются сейчас. В районе практически нет сохранившихся архитектурных гражданских сооружений. Не сохранилась каменная крепость, которая, несомненно, была бы архитектурной доминантой города. Однако, роль доминанты с успехом взяли на себя цепные мосты, которым тоже требуется срочный ремонт. Не сохранена ни одна барская усадьба. На наших глазах разрушается одно из самых красивых, представляющих собой большую культурно историческую ценность, - усадьба Валуевых – Неклюдовых, расположенная в одном из красивейших уголков города. Немного сохранилось общественно – исторических зданий городского центра, некоторые из них требуют ремонта. Разрушаются, обкладываются кирпичом старые дома, резные элементы безжалостно сжигаются хозяевами, не подозревающими, что сжигают настоящие произведения декоративно- прикладного искусства. Некоторые виды ремонта отдельных зданий, являющихся памятниками истории и культуры, нарушают их исторический облик. Новое строительство почти не ведётся. Город в обозримом будущем рискует потерять выразительность в своём облике.
Вид разрушающихся объектов, представляющих культурную и материальную ценность, вызывает у людей состояние социальной депрессии и подавленности, они меньше любят свой город и многие, особенно молодые люди, стремятся его покинуть.
Проблема разрушения архитектурного облика нашего города, выявленная в ходе научно-исследовательской работы гимназии, требовала своего разрешения.
Актуальность выявленной проблемы вместе с тем была обоснована следующими особенностями города:
- расположенность нашего города:
- в экологически чистой области (4 место в России);
- в живописной местности с многочисленными часто посещаемыми местами отдыха;
- на расстоянии 50 км от Пскова;
- на трассе Санкт – Петербург – Киев, на путях из Прибалтики;
- на туристических маршрутах Псков – Пушкинские Горы, Печоры – Изборск – Пушкинские Горы;
- наличие в городе своеобразного природно-архитектурного ансамбля (островок среди реки Великой, уникальные цепные мосты, церковь Николая Чудотворца, остатки Островской крепости), а также наличие в городе и районе отдельных интересных архитектурных и археологических объектов;
- наличие в городе спортивно – оздоровительной базы «Юность», где регулярно проводятся тренировки для школы олимпийского резерва спортсменов – лыжников и соревнования международного уровня;
- неразвитость промышленности и сельского хозяйства.
Эти особенности позволяют сделать вывод о том, что экономический прорыв в городе возможен через развитие туризма.
Растущие потребности в жилье, в совершенствовании культовых обрядов приводят к выводу об экономической выгоде поддержания имеющихся зданий в хорошем состоянии, по сравнению со строительством новых. Вместе с решением обозначенной проблемы могут частично решаться и другие, на первый взгляд, более важные проблемы:
- улучшение инфраструктуры города и района;
- создание дополнительных рабочих мест;
- приток дополнительных средств в бюджет;
- частичное решение жилищной проблемы.
Цель воспитательной деятельности гимназии по сохранению культурных ценностей города мы видели в изменении отношения населения к проблеме сохранения памятников истории и культуры, осознании объёма и глубины культурного наследия своих родных мест.
Мы пришли к выводу, что гимназия, как передовое образовательное учреждение повышенного уровня в малом городе, может и должна сыграть гораздо более активную роль в деле сохранения памятников старины, используя сотни её пытливых душ, свободных рук, навыки творческой деятельности, сформированные как у педагогов, так и у детей. Пока взрослые заняты решением более насущных, с их точки зрения, проблем, мы предполагали, что сможем выполнять деятельность, посильную для гимназистов, а взрослое население будет решать вопросы, относящиеся к их компетенции. В тесном содружестве детей и взрослых, при личном активном участии каждого, можно вносить целесообразные изменения в окружающую среду.
Таким образом, можно полагать, что культурно-воспитательное пространство, окружающий мир, как освоенная воспитательная среда, ведущую роль в которых выполняют образовательные учреждения, содержит возможности позитивного влияния на качество жизни людей, на подготовку подрастающего поколения к личностному и профессиональному самоопределению и самореализации, воспитанию здоровой и зрелой личности каждого.
Изучение культурно-воспитательного пространства своего города, его истории, культурных традиций, активное участие в его обновлении повысит статус образовательного учреждения, будет способствовать развитию чувства гордости за свой край и ответственности за его будущее у каждого человека.
Предметом дальнейшего исследования явились анализ и оценка эффективности развития воспитательной системы гимназии. Опытно-экспериментальная работа была направлена на создание положительного опыта взаимодействия гимназии с субъектами воспитательного пространства города Острова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА В ГБОУ СОШ №1 ГОРОДА КИНЕЛЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Цель работы школы: создание благоприятной среды учащимся в их учебной и внеурочной деятельности, сохранение их физического и психического здоровья в условиях школьного образования.В рамках обозначенно...
Семья «группы риска», как социально-педагогическая проблема.В данной статье приведена классификация, которая помогает упорядочить мои знания в области социальной педагогики. Возможно и вы откроете для себя что-то новое благодаря этому материалу.
Семья, как уже отмечалось – первичная ячейка социализации ребенка, именно в ней закладываются основы его будущих мировоззрении, взглядов, традиции. Именно от семьи зависит, чтобы родившаяся &laq...
доклад для педсовета "Воспитание и социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого гражданина в учащихся, посещающих кружок «Азбука выживания»»
В своей внеурочной работе «Азбука выживания» руководствуюсь принципом «Выживание – это прежде всего деятельность разума». Необходимость подготовки в области выживан...
Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение индивидуально-личностного развития и воспитания обучающихся подросткового возраста
Кто они, герои и кумиры молодежи? Эти и другие вопросы мы обсуждаем на классных часах и отрабатываем на интегрированных уроках (психология + русский язык и литература; история + психология; психология...
Статья "Ведущие идеи функционирования и развития Островской гимназии Псковской области"
В статье представлены ведущие идеи функционирования и развития Островской гимназии Псковской области...
Рабочая программа социально-педагогической направленности "Клуб интеллектуального развития"
Рабочая пр ограмма социально-педагогической направленности "Клуб интеллектуального развития" предназначена для педагогов дополнительного образования....
Организация проектной работы в филиале ПсковГУ в г. Великие Луки Псковской области
Реализация проектной деятельности в высшем и среднем профессиональном образовании имеет несколько основных направлений, которые осуществляются в филиале:проектная деятельность, осуществляемая пр...