Статья "Ведущие идеи функционирования и развития Островской гимназии Псковской области"
статья

Колесник Валентина Алексеевна

В статье представлены ведущие идеи  функционирования и развития Островской гимназии Псковской области

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ведущие идеи  функционирования и развития Островской гимназии.

 

 Рассматривая характерные черты гимназий, воспитательных систем отдельных школ, мы замечаем их своеобразие, желание  уйти от типовых общеобразовательных школ-близнецов, обрести своё лицо, своё назначение, свои пути в осуществлении этого назначения и приходим к выводу, что гимназия  - это особый тип инновационного учебного заведения, где должны встретиться творческий педагог и способный ученик. Каждая инновационная школа, в том числе гимназия, должна иметь свои собственные, отличные от традиционных, планы и уставы, свой собственный микроклимат, свои традиции, свою репутацию, свое индивидуальное настоящее, прошлое и будущее. Лучшие педагоги России создают авторские школы-гимназии, ставят перед собой цель возродить традиции русской интеллигенции.

Мы исходим из позиции, что «в сложившейся ситуации стало необходимым взаимодействие и интеграция педагогической пауки и практики как весьма перспективный путь стимулирования инновационной деятельности учебных заведений, как одно из условий реализации проектов развития школ, создания новых структур в управлении образовательными учреждениями»  (З.И.Васильева,146, с. 153).

«Коллективный труд сегодня направлен на углубление концепций развития школ, обоснование ведущих идей, конструирование на новом уровне целостного педагогического процесса, педагогических систем регионального развития учебных заведений разного типа» (там же, с. 154).

В концепцию Островской гимназии положены две взаимосвязанные идеи:  

- идея функционирования и развития гимназии как открытой образовательной системы;

- идея обновления гимназического образования на пересечении социальных, культурных и педагогических ценностей, образующих общее поле.

«Функционирование» образовательного учреждения предполагает создание стабильной системы, её движение «по спирали» и продуктивную организацию жизнедеятельности.

«Развитие – есть направленное, закономерное изменение, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта, его состава или структуры.

«Развитие – эволюция, изменение, приводящее к новому состоянию субъекта развития, повышению его социальной ценности». В этом определении для нас важно то, что в нём подчёркивается связь процессов развития с социальными ценностями, их идентичность саморазвитию.

«Школа, работающая в стабильном  режиме функционирования, может ряд лет обеспечивать достаточно высокие образовательные результаты» (166, с. 90) , и в то же время «видеть» перспективы развития.

Школа – государственно-общественный институт,  поэтому вынуждена меняться по мере обновления общества, изменения социальной ситуации. «Хорошая школа, реализуя своё предназначение, призвана стать фактором развития общества» (139, с. 197).

Мы разделяем взгляды Лакко А.Г., которая  определяет становление и развитие гимназии в условиях крупного города как постоянное, непрерывное и интенсивное взаимодействие субъектов образовательного процесса с социокультурной средой, под которой понимается «реальное окружение гимназии – с одной стороны, и совокупность представлений, которые образуют смысловое «поле отношений» или «поле представлений» об окружающей среде,  – с другой» (92, с.6).

Процессы функционирования и развития гимназии неразрывно связаны, взаимообусловлены, основаны на результатах процесса её становления.

В разработке концепции эффективности функционирования и развития гимназии мы опирались на исследование сотрудников лаборатории социологии Института образования взрослых РАО (С. Г. Вершловского, Н. В. Зубрицкой, Л. Г. Петряевской, А. И. Ходакова, Е. Г. Королёвой, М. Д. Махлина), которые,  исходя из понятия зрелости выпускника, сформулировали условия эффективной школы.

Понятие «зрелость выпускника» отражает результаты  его образования и  готовность к взрослой жизни:

«интеллектуальную зрелость (развитые познавательные интересы, умение найти конструктивные решения познавательной проблемы, критическое мышление и т.д.);

социальную зрелость (ответственность за происходящее, готовность к сотрудничеству, терпимое отношение к другим);

личностную зрелость (понимание себя, самостоятельность, самоуважение, стремление реализовать свои позитивные инициативы);

эмоциональную зрелость (сочувствие, интуицию, сопереживание и т.д.)».

Можно добавить и общекультурную зрелость (развитые творческие силы и способности, качества личности, основанные на нормах нравственности, адекватное поведение в различных ситуациях общения, уважительное отношение к  чужим мнениям, традициям и т.д.).

Условиями эффективной школы названы следующие:

«Школа эффективна в той мере, в какой она формирует личность, способную жить в ситуации социальной неопределенности, ставящей перед личностью вопросы и требующей от нее самостоятельных ответов;

школа эффективна в той степени, в какой она готовит учащихся к позитивной самореализации в основных сферах жизнедеятельности: в познавательной, профессиональной, семейной, духовно-культурной, общественно – политической» (184, с. 7-8).

В концепции развития гимназии предусмотрено обоснование цели воспитания подрастающих поколений в современном обществе. Эту цель педагогический коллектив Гимназии видит в формировании разносторонне и гармонически развитой личности, гражданина и патриота, обладающего самостоятельностью, творческой индивидуальностью, в воспитании личности свободной и вместе с тем ощущающей свой долг и ответственность перед Отечеством.

Эту цель Гимназия, естественно, не может реализовать в «одиночестве». Создавая культурно-воспитательную среду гимназии, проектируется сотрудничество с воспитательными институтами (семья, внешкольные и культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации, детские и юношеские общественные организации и т.п.), а также влияние окружающей среды и свободное  общение.

Большое  значение в решении воспитательных проблем отводится активному включению школьников в деятельность гимназии как реальных участников созидательного сообщества гимназии.

В нашем опыте необходимость разработки базовой  концепции развития гимназии потребовала переосмысления и  нового подхода к гимназическому образованию. Было понятно, что необходимо менять взгляд на учебно-воспитательный процесс, подняться на уровень инновационного развития образовательной системы в гимназии. Было также понятно, что необходимо использовать личностно-ориентированный подход к созданию условий развития каждого ученика с учетом его способностей, возможностей к самореализации «для себя» и «для общества».

Разрабатывая Концепцию развития гимназии, мы ориентировались на приведение в действие неиспользованных ресурсов образовательного учреждения и образовательного сообщества, мы определяли систему взглядов педагогического коллектива Гимназии на понимание педагогическим коллективом своего назначения и вытекающих из него функций педагогов не только для организации образовательного процесса, но и для определения перспектив его развития.

При этом мы исходили из того, что система учебно-воспитательной работы Гимназии представляет собой сложную, координируемую деятельность, в единстве с созданием общешкольного коллектива и развитием гуманистических взаимоотношений между субъектами образования.

Мы понимали, что концепция Гимназии, в которой определены теоретические позиции её деятельности, возможные перспективы  развития, не может быть создана как нечто неизменное. Вместе с развитием этого учреждения, опережая его, должна развиваться и  концепция по линии адекватного отражения в чем-то изменяющегося учреждения, с опорой на достигнутый уровень, условия функционирования и проектирования.

Основой концепции Гимназии является ряд взаимосвязанных принципов:

1) Идея гуманизма.  Признавая  человека высшей  ценностью, мы исходим из неразрывного единства человека и общества, учитываем индивидуальность воспитанников, получаемую от рождения в виде задатков. Идея гуманизма будет реализовываться в повседневной практике Гимназии, в проявлении заботливого отношения к каждому воспитаннику и в то же время в формировании у каждого из них такого же отношения к окружающим людям. Она будет проявляться в постоянном учете потребностей и интересов воспитанников, в опоре на эти интересы в разнообразной деятельности. Эта идея будет реализовываться путем постоянного поощрения самостоятельности, способности к интеллектуальному усилию, их готовности к свободе выбора, в развитии таких качеств, как уважение к себе, и, как следствие, уважение и к другим людям, в отношении к воспитаннику как субъекту собственного развития.

2)        Идеи демократизации и гуманизации воспитания. Их суть в уважении личности воспитанников, в широком привлечении их к управлению коллективом педагогического учреждения. Гуманизация  воспитания предполагает вооружение воспитанников подлинно научными и нужными в жизни знаниями о человеке,  истории, сегодняшнем и завтрашнем дне, направлении    деятельности   педагогического    учреждения    на расцвет  личности воспитанников.

3)        Идея системности воспитания. Суть её в последовательном осуществлении системного подхода и в изучении, и в организации воспитания, в признании того, что само воспитание существует как системный объект. В свете такого подхода гимназия выступает как воспитательная система, включающая такие компоненты, как воспитанники, воспитатели, средства воспитания, и только обеспечение её оптимального функционирования, как системы, может обеспечить эффективность протекающего в нем процесса воспитания.

4)        Идея культуросообразности воспитания, развития духовной  связи  школьного  воспитания  с  жизнью народа, с воспитанием в семье, с житейской педагогикой как с проявлением педагогического сознания народа, с опорой на народные традиции.

Особое место в Концепции развития отведено проблеме социализации образования и воспитания, вхождению в социум, созданию культурно-воспитательной среды в структуре воспитательного пространства малого города.

Немалую роль в этом играет подход к комплектованию педагогических кадров на конкурсной основе. Основными требованиями к педагогам являются устойчивая патриотическая направленность, доброжелательное отношение к ученикам и окружающим, готовность к сотрудничеству, высокая культура поведения, высокий профессиональный уровень, владение педагогическими технологиями и способами их использования в зависимости от педагогических ситуаций, умение добиваться результатов в воспитании и обучении, готовность и стремление к исследовательской и научно-методической работе.

Совершенствованию профессионального мастерства педагогов гимназии способствуют: участие в подготовке и проведению конкурсов, олимпиад, конференций, консультаций на базе ПОИПКРО (Псковский областной институт повышения квалификации), ЦРОШ (Центр развития одарённых школьников), ПГПИ (Псковский государственный педагогический институт) и базовых вузов, совместные со студентами и преподавателями вузов экспедиции, встречи с зарубежными делегациями, стажировки в инновационных образовательных учреждениях, участие в межрегиональных коммунарских сборах, прием делегаций из различных образовательных учреждений, обмен опытом, тесное сотрудничество с учёными вузов Пскова, С-Петербурга,  Москвы, Калининграда и других городов.

Уникальность гимназии состоит в  разработке новых форм, методов, технологий и средств обучения и воспитания, достижении более высоких результатов образованности, нравственности и личной ответственности.

Научное    общество       объединяет   учеников,    занимающихся    исследовательской деятельностью по разным направлениям.

С 1997 года победителями городских предметных олимпиад стали  137 учащихся, призерами областных олимпиад и конференций -30 учащихся, Всероссийских ("Шаг в будущее", "Отечество) и международного ("Мир воды глазами детей")- 24 ученика.

Замысел данного исследования состоит в изучении самостоятельной проблемы развития гимназии: создание культурно-воспитательной среды в гимназии, её освоение путём развёртывания воспитательной системной деятельности.

При этом, реализуя  задачи гимназического образования, мы понимаем: чтобы действовать во внешней среде, нужно создавать  и развивать внутреннюю и, наоборот, развивая воспитательное пространство во внутренней среде, мы сможем более продуктивно влиять на развитие воспитательного пространства в «малом городе», то есть во внешней среде. Поэтому цель исследования видим не только в том, чтобы определить роль и место гимназии в воспитательном пространстве города, но и в том, чтобы  найти и использовать возможности и ресурсы дальнейшего становления и развития  гимназии, который может привести её к состоянию, в котором она способна стать системообразующим фактором обогащения воспитательного пространства.

Логика работы заключается в том, чтобы, определив реальные возможности и пути роста, организовать целостный опыт эффективного функционирования и развития гимназии, которая будет влиять на развитие воспитательного пространства малого города. А для этого необходимо, чтобы в гимназии сложилась культурно-воспитательная среда, развитие которой будет определять освоение  воспитательного пространства малого города.

Предметом опытно-экспериментальной работы в нашем исследовании, разумеется, является изучение, анализ и реализация лишь одного аспекта многогранной системы развития гимназии – возможностей,  путей взаимодействия и активного погружения гимназии в воспитательное пространство города, организация разносторонней воспитательной деятельности коллектива педагогов, учащихся и других субъектов образования, направленной на решение воспитательных задач с ориентацией на повышение качества воспитательной системы в гимназии, уровня воспитанности личности школьника и обогащение культуры воспитательного пространства нашего города.

«Правы были учёные, которые утверждали, что человек изменяется не под влиянием каких-то потусторонних сил, а под воздействием окружающей среды, обстоятельств; однако, человек сам изменяет окружающую среду, обстоятельства: окружающая среда  в той степени изменяет человека, в которой он сам изменяет её.

Таким образом, своей собственной деятельностью, особенно трудовой, человек изменяет окружающий мир и себя. От того,  как человек изменяет окружающую среду, то есть от характера его деятельности зависит то, как он изменяется, развивается сам. Чем полнее и глубже человек улучшает окружающую жизнь, тем полнее и глубже развивается он сам как гражданин, как товарищ других людей» (Иванов И.П., 52,с. 15).

Продолжая идею Клюйковой Н.И. о педагогическом руководстве становлением престижа образовательного учреждения (70), мы исходим из позиции, что  оказывать ведущую роль в  организации, функционировании и развитии воспитательного пространства, последовательно внося педагогически целесообразные изменения в его содержание и организацию, возможно  только при  получении общественного признания позитивного опыта, лидерства и достижений образовательного учреждения на основе  объективной оценки, соответственной этому внутренней самооценки состояния гимназии, популярности её деятельности.

В приведённом исследовании Н.И. Клюйкова рассматривает престиж образовательного учреждения как «мерило – критерий – оценка – признание другими заслуг, достоинств образовательного учреждения» (там же, с. 12). Мы исходим из того, что престиж гимназии как базового компонента воспитательного пространства,  необходим для   саморазвития и позитивного влияния на другие компоненты воспитательного пространства. Для осуществления ведущей роли в изменении параметров воспитательного пространства нужны индивидуальные для гимназии преимущества, чем и являются её престиж, авторитет.

Внутренними ресурсами для саморазвития гимназии являются:

-гуманистическая направленность личностно-ориентированного образования и воспитания;

-взаимодействие субъектов образовательного процесса – педагогов и учащихся;

-творческий подход к организации жизнедеятельности коллектива;

-сотрудничество с семьёй как субъектом гимназического сообщества;

-инновационная деятельность и  самодеятельность учителей;

-взаимоотношения в коллективе.

Внешние ресурсы - взаимодействие гимназии и социальной среды:

  - использование социокультурных возможностей среды;

   -  подготовка к позитивному преобразованию среды.

Показателями эффективности в рассматриваемом аспекте будут сотрудничество школы с учреждениями дополнительного образования, спортивными организациями, учреждениями культуры и т.д.

Особенностью гимназии является то, что школа расположена в военно-морском авиагородке, что позволяет вести совместную профориентационную работу педагогов и военнослужащих, воспитывать верность офицерским династиям, создавать военно-морские, военно-инженерные специализированные классы.

Спецификой гимназии являются тесные связи с ПОИПКРО, вузами:

- Псковский государственный педагогический институт;

- Псковский политехнический университет;

- Санкт-Петербургский аграрный университет;

-Санкт-Петербургский военный инженерно-технический университет;

- Балтийский военно-морской институт;

-Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения;

-Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения.

Они помогают педагогам теоретически обосновать те педагогические инновации, которые рождаются в стенах гимназии, а выпускникам школы осознанно подходить к выбору профессии. Выпускные экзамены в школе являются одновременно вступительными в некоторые из этих вузов.

В проблемное поле гимназического образования включено исследование культурного наследия Псковщины, изучение, сохранение и использование культурного наследия Островской земли, организация  системообразующей  деятельности, которая будет направлена на социально-культурные ценности и позволит воспитанникам:

  • решать важнейшие социально-культурные задачи, не всегда посильные для взрослых,
  • приобрести опыт созидательной жизни,
  • активно содействовать совершенствованию общественной жизни,
  • овладевать нравственными  ориентациями на социально – значимые цели.

В основу развития гимназии положена Концепция И.П. Иванова о коллективной творческой деятельности, воспитательных отношениях, заботе об окружающей жизни человека.

Педагогический коллектив Гимназии исходит из того, что при всей важности использования разнообразных педагогических технологий, других новшеств, эффективность деятельности будет определяться тем, насколько Гимназия в целом оптимально функционирует как целостная педагогическая система.

Необходимой предпосылкой эффективности деятельности Гимназии выступает устройство коллектива как определенной организации, как системы педагогически целесообразных связей и отношений.

 В  этом направлении мы выделяем научно-обоснованный выбор форм первичных коллективов. Под ними  понимаются коллективы, в которых воспитанники находятся «в постоянном деловом, дружеском, бытовом и  идеологическом  содружестве»  (А. С.Макаренко).  Они  выступают средством прямого соприкосновения с личностью, и их организация - необходимая предпосылка и воспитания, и учения, как его    части.

Итак, мы исходили из того, что средой, благоприятной для развития личности воспитанников, как творческой, свободной, самостоятельной, вместе с тем ощущающей свой долг, свою ответственность перед обществом, перед Отечеством, может быть научно организованный воспитательный коллектив, который выступает звеном, связующим личность и общество, он преломляет и опосредует воздействие общества на личность. Его создание особенно важно в наши дни, когда  отрицательные влияния среды усилились, и школа самим временем, самой нашей эпохой призвана быть одним из важных бастионов подлинной демократии, культуры. Процесс создания, сплочения, воспитания  коллектива, включающего в себя и учащихся, и педагогов, обеспечения его оптимального функционирования и развития, - сложный, трудный, длительный.

Продуктивным для нашего исследования является подход Ямбурга Е. А. к  созданию модели «адаптивной» школы, который задумывает её как образовательное учреждение быстрого реагирования на стремительно меняющуюся социально – педагогическую ситуацию, рассматривая её в контексте единого образовательного пространства. С его точки зрения, данный термин отражает новые реалии российского образования, с одной стороны и, с другой стороны, позволяет рационализировать сеть образовательных учреждений исходя из потребностей населения. Вместе с тем он рассматривает данную категорию «той генерализующей идеей, вокруг которой можно простраивать всю образовательную стратегию, не возвращаясь к былому единообразию, но и не создавая тупиковых ветвей образования» (185, с.4).

Опираясь на эту идею, мы приходим к выводу, что  работу коллектива гимназии в структуре воспитательного пространства малого города, сливаясь с усилиями других воспитательных институтов, действующих в воспитательном пространстве малого города, необходимо направить на создание в нем среды, благоприятной для духовного и физического развития учащихся, их индивидуальности.

Базой преобразований гимназии является:

- многолетний путь создания воспитательной системы на основе коммунарской методики, коллективной творческой деятельности, коммунарских сборов и лагерей, организации "Коммунар", системы педагогических традиций, через индивидуальные формы и различные кружки по интересам, факультативы, клубы, студии, секции, научное общество, художественные коллективы, музей, пресс-центр, конкурсы,  фестивали и другие формы;

-формирование общешкольного коллектива, гуманизация и социализация отношений в образовательном сообществе и коллективе;

-введение учащихся в мир культуры, воспитывая
патриотизм,      милосердие,      достоинство,      самоуважение      и ответственность личности;

-сохранение приоритета и преемственность с исторической культурой России;

-тесные связи с вузами других городов;

-начальная профессиональная подготовка, производительный труд на созданной собственными силами материально-производственной базе;

-системообразующая  деятельность по исследованию культурного наследия Псковщины, изучению, сохранению и использование культурного наследия Островской земли;

-подход к комплектованию и подготовке педагогических кадров с устойчивой патриотической направленностью, высоким профессиональным и культурным уровнем, готовых к сотрудничеству, исследовательской и научно-методической работе, владеющих педагогическими технологиями и способами их использования в зависимости от педагогических ситуаций, умеющих добиваться результатов в воспитании и обучении.

Описание становления гимназии города Острова и научно-педагогического обеспечения педагогического процесса дано в приложении 1.

Каждая инновационная школа, опираясь на исторический опыт гимназического образования,  разрабатывает свой путь, основанный на системе педагогических взглядов, выделяет и обосновывает актуальные проблемы дальнейшего совершенствования качества образования с учётом современной ситуации общественного развития.

Итак, рассматривая предпосылки создания  гимназии на основе существующих типов гимназий и воспитательных систем других общеобразовательных школ, анализируя общий социокультурный контекст обучения  и воспитания в этом образовательном учреждении, условия и особенности формирования гимназии, в которой соблюдаются исторические традиции российского  образования и инновационные процессы, характерные для современных тенденций гимназического образования, мы разрабатывали модель своей гимназии, которая подлежит уточнению, реализации, экспериментальной проверке и анализу результатов опытно-экспериментальной работы, представленному в последующих параграфах работы.

Теоретическое обоснование и практическая ценность гимназического образования как универсального  -  в его системной организации и ориентации подрастающего поколения на общекультурные ценности воспитания, личностную направленность на самореализацию, самоопределение,  формирование мировоззрения и нравственной культуры, творческих возможностей, подготовку желания жить, учиться, трудиться, контактировать в меняющихся жизненных ситуациях, видеть и разрешать возникающие в реальной действительности проблемы.

При определении базовых ценностей гимназии выделена ориентация субъектов образования на общечеловеческие и социально-культурные ценности,  воспитание нравственности, гражданское воспитание школьников в духе морали общества и каждого человека в отдельности.

Основополагающей является идея о том, что образовательная программа гимназии – не только обучающая программа, это образ жизни школы, её дух, культура, уклад, эстетика, материальное обеспечение, стиль взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Главным фактором формирования воспитательной системы гимназии выступает совместная деятельность педагогов и учащихся, создание общешкольного коллектива, в котором созданы условия для приобретения учащимися первого реального опыта демократичного общества, опыта созидательной жизни, с опорой на традиции.

Формирование педагогических взглядов на целесообразность применения в школе различных педагогических систем и технологий, их оптимальное соотношение, вдумчивый исследовательский подход к их отбору, системное развитие гимназии может обеспечить решение задач гимназии и  способствовать развитию окружающей среды.

В проблемное поле развития гимназии мы включаем:

  • гуманизацию образовательно-воспитательной среды;
  • личностный подход к воспитанию;
  • внимательное отношение к индивидуальным  и возрастным особенностям обучающихся;
  • повышенный уровень образования;
  • ориентацию на подготовку к жизни с учётом социально – экономических условий;
  • преемственность обучения с постепенным его усложнением;
  • творчество, пронизывающее воспитательную среду;
  • особый дух, особую атмосферу в учреждении;
  • демократичность школьного уклада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закон «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области»

Закон Московской области № 148 «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области»...

Закон «Об административной ответственности за несоблюдение требований по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области»

Закон Московской области № 49 «Об административной ответственности за несоблюдение требований по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области»...

Сборник заданий и упражнений по дисциплине «Английский язык» для развития лексических навыков в области профессионально-ориентированного общение по специальности «Металлургия цветных металлов»

Данное пособие предназначено для работы со студентами, обучающимися по специальности «Металлургия цветных металлов», и ставит своей целью подготовить их к чтению и переводу соответствующей технической...

Интеграция образовательной области "Речевое развитие" с другими образовательными областями.

Образовательная область «Речевое развитие» взаимодействует со всеми остальными образовательными областями. Ни одна образовательная область не может существовать без словесного взаимодействия педагога ...

Статья "Воспитательное пространство как социально- педагогическая категория и перспективы его развития на опыте города Острова Псковской области"

Вданной статье представлнеот воспитательное пространство как социально- педагогическая категория  и перспективы его развития на  опыте города Острова Псковской области...

Организация проектной работы в филиале ПсковГУ в г. Великие Луки Псковской области

Реализация проектной деятельности в высшем и среднем профессиональном образовании имеет несколько основных направлений, которые осуществляются в филиале:проектная деятельность, осуществляемая пр...

Экологическое воспитание обучающихся в рамках программы Развития МБОУ Гимназия г. Великие Луки.

9 и 10 ноября 2017 года в Полистовском заповеднике Псковской области проходил межрегиональный семинар для работников дошкольных и школьных учреждений, посвящённый современным тенденциям в экологическо...