Ловушка внешней мотивации и преимущества внутренней
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Фролова Марина Витальевна

Ловушка внешней мотивации и преимущества внутренней

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ловушка внешней мотивации и преимущества  внутренней .

Работая в школе  мы заметили, что мотивируем учеников для получения результатов необходимым нам, педагогам. Каких? Хороших оценок учеников по предмету, достойных баллов на экзамене, выученного текста для выступления…

Казалось бы всё правильно: мотивировать детей — наша задача. Однако в глубине души мы понимали, что эти результаты не очень то нужны самим ребятам. Получается, что мы в большей степени работали на свои потребности? Подтверждение этому можно было увидеть в том, что сразу после этого активность учеников гасла и нужно было прилагать усилия снова и снова. А это значит, что настоящей мотивации у учеников не возникало, а наши действия затрагивали только мотивацию внешнюю.

Когда учеба сама по себе не интересна, взрослые — учителя, родители — вынуждены придумывать какие-то внешние стимулы: оценки, награды или наказания. Для чего учатся некоторые ребята? Чтобы учитель оценил, папа купил новый смартфон, мама не наказывала или чтобы в будущем получить хорошую работу. Это внешняя мотивация. Чтобы «продержаться» на ней, нужно все время придумывать более яркие стимулы. Во-первых, это тяжело и утомительно для взрослых. А во-вторых, это не устойчиво для самого ребенка. Альтернативой этому является внутренняя мотивация.

Что такое внутренняя мотивация и как её развивать?

Путь к возникновению внутренней мотивации не такой близкий и не очень простой. Внутренняя мотивация рождается тогда, когда у человека появляется свой персональный интерес или ему становится понятно, для чего учится. Тогда обучение и деятельность приобретают смысл, становятся более продуктивными и радостными. Внутреннюю мотивацию могут сопровождать примерно такие фразы: «интересно», «это затягивает», «забываю о времени, когда занимаюсь этим», «это сложно, но мне нравится», «готов заниматься этим и в выходные». Хотелось бы слышать такие слова от учеников чаще, правда?

У этого типа мотивации гораздо больше преимуществ как для личности обучающегося, так и для окружающих его людей. Как же возникает внутренняя мотивация и где её найти? Не забегая далеко вперед, отметим, что нам нравится следующая фраза: «Главный источник мотивации людей — это интерес к ним». Давайте проявим исследовательский интерес к потребностям наших учеников?

Потребности учеников в обучении и путь к внутренней мотивации.

Мы уже поговорили о том, чего нам, педагогам, чаще всего хочется от учеников в обучении. Но чего же хотят сами ребята? Есть ли у них потребности кроме желаний отдохнуть, поиграть в игры, початиться в социальных сетях?

Мы верим, что в каждом человеке с самого рождения заложена естественная тяга к обучению. И эта тяга не угасает тогда, когда есть благоприятная среда для обучения. О чем идет речь? В мотивации учения исследователи выделяют шесть больших факторов или потребностей, которые оказывают на мотивацию самое большое влияние. Это потребности:

в безопасности;

в проявлении активности;

 испытывать интерес и положительные эмоции;

 в признании и связи с другими людьми;

 в наличии смысла обучения;

 в свободе и независимости.

 Работа с этими потребностями — ключик к хорошей успеваемости и приподнятому настроению всех участников учебного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курение - коварная ловушка.

Цели:  познакомить детей с  фактами, свидетельствующими  о  вреде  курения;  способствовать выработке отрицательного  отношения  к  курению, формирование...

Классный час "Курение - коварная ловушка" + презентация

Классный час посвящен профилактике вредных привычек у подростков. В подростковом возрасте огромное значение приобретает влияние сверстников. По мнению психологов, потребность в одобрении товарищ...

Классный час "Курение - опасная ловушка" для 5-6 классов

Классный час входит в цикл классных часов о ЗОЖ...

Классный час в 5 классе «Курение – коварная ловушка»

Цели:познакомить детей с фактами, свидетельствующими о вреде курения;способствовать выработке отрицательного отношения к курению, формированию установки на здоровый образ жизни;дать детям необхо...

Внешняя и внутренняя мотивация учащихся младшей и средней школы в изучении английского языка

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество вы­полнения деятельности и ее результат зависят прежде всего от по­буждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотива­...

Внешняя и внутренняя мотивация учащихся младшей и средней школы в изучении английского языка

Трудности с внешней и внутренней мотивацией учащихся младшей и средней школы в изучении английского языка. В статье автор понимает вопрос о снижении уровня мотивации в изучении английского языка школь...

Внутренняя и внешняя мотивация

В статье описано отличие внутренней мотивации от внешней. Данный материал может быть полезен  в качестве мини-лекции для подростков средней школы, для педагогов....