Инновационные методы обучения на уроках истории.
методическая разработка
Педагогические технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_metody_obucheniya_na_urokah_istorii.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инновационные методы обучения на уроках истории».
Инновации имеют свою давнюю историю и они связаны с массово- педагогическим движением. Так, например, уже во второй половине 1980-х гг. XX в. существовала «педагогика сотрудничества», «движение учителей - новаторов».
Тогда, как и сейчас, возрос массовый характер применения нового. В связи с этим обострилась потребность в новом знании, осмыслении новых понятий «инновация», «инновационный процесс».
Все это связано с развивающим обучением. Общеизвестно, что вопрос о том, чему и как учить, решается принципиально по-разному в зависимости от того, какие психолого-педагогические представления берутся за основу.
Какие же подходы наиболее применимы в педагогике развития?
- Проблемно-поисковый подход.
Особенностью данного подхода является реализация идеи «Обучение через открытие». В рамках этого подхода ученик должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос.
Формы организации учебного пространства – коллективные: парное, микрогрупповое, бригадное (групповое), межгрупповое – взаимодействия.
Ключевые понятия проблемно-поискового подхода – проблемная ситуация, учебная проблема, творческая задача.
Средством управления мышлением учащегося становятся проблемные вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска неизвестного знания.
Этот метод я стараюсь применить в своей работе при изучении нового материала, когда идет знакомство, например, с развитием культуры определенного периода и ребятам, работающим в парах или в группах дается задание найти новые черты в живописи, архитектуре, в быту по сравнению с предыдущим периодом и подумать, что повлияло на это. После чего идет обсуждение. Здесь очень важно создать проблемную ситуацию в рамках темы.
Поставив перед учащимися проблему, можно предложить провести уроки в двух формах: либо урок-диспут, либо урок-дискуссия.
Урок-диспут в настоящее время является одной из самых распространенных форм интерактивного обучения, так как позволяет развить у подростка ряд необходимых жизненных навыков. Во-первых, это коммуникативные умения, с помощью которых у ребенка происходит социализация и вырабатывается культура общения, сводящаяся к способности терпеливо выслушивать оппонента, уважать противоположную точку зрения и одновременно быть в состоянии формулировать и защищать свое мнение. Применительно к истории форма урока-диспута дает возможность учащемуся продемонстрировать знание предмета и умение подбирать факты для отстаивания своего тезиса. Урок-диспут также выполняет важную воспитательную задачу. Во время спора молодой человек должен усвоить четкое правило: если у него отсутствуют контраргументы, если нечем возразить оппоненту, то он вынужден с ним согласиться.
Данный урок требует тщательной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. От учителя требуется подробно освятить тему, подобрать исторический материал, посоветовать учащимся для прочтения дополнительную литературу.
Подготовка и проведение урока-диспута может включать в себя следующее:
1) Огласить тезис . Например, на уроке обществознания в 7 классе По теме «Право мыслить и верить свободно» предлагается тезис «Что такое вера и нужна ли религия в современном мире»
2) Выбрать двух ведущих
3) Разбить класс на две группы: сторонников и противников тезиса
4) Дать всем задание подобрать факты в пользу или опровержение тезиса. Ученики заранее готовят сообщения с примерами из жизни известных людей, литературных героев, знакомых и близких ( в последнем случае не раскрывая их имен)
5) Во время диспута ведущие, в случаях затруднения, могут обращаться к помощи своих сторонников
6) Выбрать двух или четырех экспертов, которые во время спора должны будут следить за использованием непозволительных приемов.
2. Коммуникативный подход.
Коммуникативный подход к организации учебного процесса в истории педагогики известен еще и как дискуссионный. Урок-дискуссия также относиться к категории интерактивных форм обучения в рамках проблемного метода. Он предполагает создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свою точку зрения; выслушивает и пытается понять альтернативные точки зрения; уважительно отстаивает свою позицию в диалоге; ведет поиск оснований для общей позиции.
Позиция учителя – организатор коммуникации, управляющий дискуссией.
Основные виды деятельности ученика: высказывает и защищает свою позицию, понимает и конструктивно критикует другую, ищет истину.
Дискуссия может быть эффективным способом не только учебной, но и воспитательной работы в образовательном учреждении, так как именно в ней заложены огромные возможности, позволяющие с помощью яркого, образного слова дойти до сознания человека, помочь осмыслить свои поступки их возможные последствия.
В учебном материале по истории отведено место дискуссиям по разным проблемам. Так, например, в 8 классе «Дискуссия о месте и роли Петровских реформ в истории России».
Обсуждая реформы Петра I, неминуемо подходим к рассмотрению личности государя – императора. В связи с этим даю задание охарактеризовать личность Петра Великого. Поразмышлять над тем. В чем проявилась противоречивость этого человека? Ребята также высказывают свое мнение о роли Петра I в истории России.
Обсуждаем с ребятами на уроке и нравственные проблемы в форме дискуссии: например: оцените действия Александра Невского, князя- полководца, прославившегося в битве со шведами и немецкими рыцарями, когда он помогает хану из Золотой Орды усмирить новгородцев. Тогда ребята стараются рассмотреть ситуацию с разных сторон, высказать свое мнение и прийти к какому-то решению.
Обсуждение нравственных проблем проходит и во внеурочное время, в воспитательном процессе. Когда разбираем сложную ситуацию в поведении ребят, их отношение к предмету, учителям, взаимоотношения с друг другом. Тогда выявляется уровень нравственного развития участников дискуссии, и когда в конкретной ситуации ребятам необходимо сделать нравственный выбор, сделать для себя вывод. И когда ребята осознают последствия того или иного поведения, приемлемого как для собственного «я», так и для окружающих.
Развивающее обучение включает в себя и игровой метод.
3.Игровой подход.
Игровой подход в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик решает жизненно важные проблемы и реальные затруднения, «проживая» их в учебном процессе. Организация учебного процесса строится на применении принципа имитации реальной деятельности, в которой моделируется кризис.
Ключевые понятия игрового подхода: модель кризисной ситуации, роль (позиция), правила (условия) взаимодействия.
Элементы игры я стараюсь включить на разных уроках ( особенно в 5- 6 классах), а также во внеклассных мероприятиях. Например, на внеклассном мероприятии по праву разыгрывали и обсуждали с ребятами ситуацию об административных нарушениях и ответственности по ним.
4. Исследовательский подход.
В последнее время в научно-педагогических кругах, связанных со средним образованием, стали усиленно говорить о развитии исследовательских навыков у учащихся.
Динамика преобразований окружающего мира такова, что человек всё чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет выпускнику быть успешным в любых ситуациях.
Продвигаясь в исследовании, учащийся делает проверку и оценку своего текущего интереса. В процессе исследования формируется умение работать с различными источниками информации, делать соответствующие ссылки, осуществлять выбор значимого содержания из имеющегося информационного массива.
На уроках использую разные приемы исследовательской работы:
- задания на сравнение и сопоставление тех или иных фактов, явлений, событий - (составляем с ребятами сравнительные таблицы, анализируем диаграммы);
- учимся конспектировать, составлять план текста;
- подготовка доклады, сообщения, рефераты, презентации.
- участие в подготовке предметных недель, школьных олимпиад.
5. Информационные технологии.
Использованию информационных технологий на уроках истории отводится немаловажная роль.
Здесь важно понять, что компьютер не заменит учителя. Он был и будет основным лицом на уроке. Компьютер это составляющая часть урока. На уроке использую готовые компакт – диски в настоящие время их достаточно много и разных направленностей. А также использую
1. Электронные энциклопедии (Большая энциклопедия Кирилла и Мелодия, Энциклопедия Аванта+, Энциклопедия история России 862 – 1917 гг. и т.д.)
2. Репетиторы – контролеры –выявляют уровень знаний учащихся с помощью тестирования, осуществляют подготовку к экзаменам
3. Компьютерные учебники – в них заложен принцип «включай и работай»; содержат иллюстративный материал, анимацию, дополнительный материал к факультативам, биографические справки, словарь. Использование таких учебников удобно еще и тем, что они подходят к печатным аналогам любых авторов
4. Мультмедиапрезентация, которая создается учителем в программе PowerPoint с опорой на собственные критерии, задачи и ход урока.
5. Интернет – ресурс.
Использую в своей работе интерактивную тетрадь Skysmart. Онлайн-школа Skysmart и издательская группа «Просвещение» разработали бесплатные интерактивные рабочие тетради по основным учебным предметам. Предметная область «Обществознание» представлена тремя предметами: история России, обществознание, всеобщая история. Проект решает три главные задачи: − помочь учителям и ученикам задействовать онлайн именно те параграфы и упражнения, которые есть в учебниках и рабочей программе; − освободить родителей от необходимости постоянно отвлекаться и помогать детям с решением технических проблем; − предоставить школьникам интересный учебный ресурс, который поможет с пользой провести вынужденный карантин.
Особенность интерактивной тетради в том, что она совместима с любыми образовательными продуктами, а потому подойдет всем учителям и ученикам. Пройденная тема может быть закреплена при помощи упражнения из электронной тетради. При этом задания разнообразные и тем самым, интересные для учащихся. Тетрадь «работает» в онлайне с теми параграфами и упражнениями, которыми пользуются учителя на уроках. Интерактивные тетради стимулируют к постоянному просматриванию и повторению. Для этого нужно зарегистрироваться на платформе, выбрать свой предмет и класс и создать подборку интерактивных заданий из готовых коллекций. Все выполненные школьниками задания проверяются автоматически, после чего учителю открываются данные с результатами. Это позволяет сэкономить ценное время педагога, которое обычно тратится на самостоятельную проверку, а также оперативно собрать максимально полную информацию о том, как дети усвоили пройденный материал. Конечно, интерактивная тетрадь не заменяет уроки с учителем. Это дополнительный инструмент, который делает дистанционное обучение проще и удобнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод обучения на уроках истории.
В статье рассказывается о практическом применении проектного метода обучения на итоговых уроках истории в 6 и 7 классе....
Иновационные методы обучения на уроках истории
В работе представлен материал характеризующий подходы которые наиболее применимы в педагогическом развитиии, какие методы можно использовать на уроках истории....
Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания
Как сделать урок интресным? Как сделать так, чтобы на уроке работал каждый ученик?...
Использование интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания
Методические рекомендации из опыта работы учителя по организации диалогового общения, через технологию педагогических взаимодействий и методики интерактивного обучения....
Статьи: "ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-МЕТОДА КАК ИННОВАЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ"
Применение кейс-метода на уроках истории...
Инновационные методы обучения на уроках музыкально-теоретического цикла в ДШИ"
Материал знакомит с системой работы современного педагога в ДШИ, современными образовательными технологиями, их целями и задачами, дается краткое описание, формы и методыих применения на уроках ...
Использование новых (инновационных) технологий обучения на уроках истории и обществознания (информационно- коммуникативных)
Что такое инновации в современной школе? Это новые образовательные технологии. Это урок и внеурочная деятельность в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом. Инновации...