Общественные объединения как средства совместной деятельности детей и взрослых
статья
Общественные объединения как средства совместной деятельности детей и взрослых.
В настоящее время общественные объединения являются одним из социальных институтов воспитания, обеспечивающих подготовку детей и подростков к самостоятельной жизни, а также способствующих формированию у них гражданской позиции, что в свою очередь является одним из приоритетных направлений образования. На сегодняшний день в педагогической науке предпринимаются попытки по-новому осмыслить их сущность, сформулировать основные принципы, выявить место детского движения в социальном пространстве и его возможности в решении социально-педагогических задач.
Так, А.Г. Кирпичник полагает, что в современных условиях детское движение является выражением общественно направленной организованной самодеятельности детей и содержит специфический социальный и воспитательный потенциал. Данное высказывание подтверждается рядом фактом, а точнее:
- Включенность ребенка в общественное объединение позволяет ему наиболее полно удовлетворить многие социальные потребности, реализовать такие интересы, которые не могут удовлетворить другие виды детских объединений в силу их специфики.
- Общественные объединения, в свою очередь, играют важную компенсаторную роль, поддерживают благоприятный социальный статус, служат условием защищенности подростков.
- Общественные объединения обладаю большим количеством условий для реализации прав на свободное выражение собственных взглядов и мнений.
- Детские объединения предлагают уникальные возможности для политической социализации молодежи.
Именно в общественных объединениях происходит формирование опыта и культуры гражданского поведения, социальной активности, умений и навыков организаторской деятельности.
Одна из особенностей современных детских объединений – их общественный характер. Государство обеспечивает правовую защищенность, финансовую поддержку, но не является учредителем и не регламентирует их деятельность.
Деятельность общественных объединений в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 20.12.2017, далее - Закон №82-ФЗ), действие которого распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, кроме религиозных и коммерческих организаций.
В соответствии с ч.1 ст.3 Закона №82-ФЗ право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них; право беспрепятственно выходить из общественных объединений.
Добровольность формирования - это важнейший признак общественного объединения. Государство по общему правилу не должно вмешиваться в деятельность общественных объединений, а также в их внутриорганизационные отношения. Исключения предусмотрены лишь в связи с необходимостью обеспечения защиты прав и интересов граждан, общественной и государственной безопасности, а также соблюдения законодательства РФ.
Право гражданина воздерживаться от вступления в общественное объединение также гарантировано на уровне Конституции РФ. Так, согласно ч. 2 ст. 30 Конституции РФ никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
По мнению Д.В. Лепешева, стремление к объединению является естественной потребностью детства. В совместной деятельности добровольного объединения при грамотном педагогическом управлении дети реализуют такие важные для детского возраста потребности, как принадлежность к группе сверстников, стремление к самоопределению, самоорганизации .
Р.А. Литвак утверждает, что участие ребенка в общественной организации облегчает его адаптацию и интеграцию в социальную среду, выступает в качестве экологической ниши, где ребенок себя чувствует защищенным от нежелательных или отрицательных влияний окружающей среды социума, а также создает пространство для личностной самореализации в свободное время в социально-значимой деятельности .
Как специфический канал социализации личности оно оказывает подчас намеренное воздействие содержанием и характером жизнедеятельности ребенка в нем, благодаря чему он усваивает или отвергает те или иные ценностные ориентации, моральные ценности, навыки совместных действий и поведения в социальной среде.
Самодеятельность наиболее ярко выражает природу детской организации. Изучение практического опыта показывает, что самоуправление, самостоятельность, права членов организации представляют для подростков особую ценность, что уровень развития самодеятельности определяющим образом влияет на отношение ребят к своей организации, на их эмоциональное самочувствие к ней.
Специфика воспитательного влияния общественных объединений обусловлена еще и спектром усвоения в них знаний и представлений. Традиционная школьная логика «от знания к практическому действию» получает здесь противоположную направленность «от практики к знанию», что имеет принципиальное значение для процесса познания. Конкретная предметно-практическая деятельность, конкретные ситуации, действия конкретных людей становятся в объединении объектом познания ребенка - субъекта этой деятельности и возникающих в ходе нее отношений.
Особенность детских общественных объединений заключается в том, что они прежде всего создают условия для удовлетворения детьми потребности в общении и совместной социально значимой деятельности, в равноправном положении со взрослыми, для устранения дефицита содержательного разновозрастного общения, развития, социального творчества, самовыражения и утверждения среди других своего «Я», освоения и формирования собственного социального опыта.
Открытость и добровольность членства, эмоциональная привлекательность деятельности, большие социальные права (большие по сравнению с ролью ученика, ребенка в семье), возможность выбора конкретного вида деятельности, совместные формы ее организации обуславливают особые социально-педагогические возможности детского общественного объединения.
Освоение роли члена общественного объединения связано, прежде всего, с осознанием личностью цели своего вхождения в него, своего места, роли и образа жизни в нем (и за его пределами), возможностей, предоставляемых ему объединением, добровольно принимаемой меры ответственности за себя и задругих членов. Сознательное участие в деятельности объединения предопределяет выполнение роли субъекта права и деятельности, что ведет к необходимости развития представления о себе и других, умения строить с ними отношения, совместно участвовать в деятельности, самоутверждаться и самореализовываться через сотрудничество.
Подростковый возраст - это возраст начала интенсивного формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток руководствуется в своём поведении. Именно в этом возрасте закладываются основы нравственного сознания. В зависимости от того, какой жизненный опыт приобретает подросток, какую деятельность он осуществляет, являясь членом детского общественного объединения, и будет складываться его личность, проходить положительная социализация. Главными здесь являются три взаимосвязанные сферы: деятельность, общение, самосознание. Все они определяются процессом постоянного расширения и усложнения социальных связей с внешним миром, в результате которого подросток и развивается как личность, приобретая социальные установки, и удовлетворяет и развивает свои потребности и интересы. Только как субъект социализации ребёнок становится полноценным членом общества, усваивающим социальные нормы и культурные ценности .
По складу личности подросток – общественник. Ребят привлекает коллективный способ жизни и деятельности, они тянутся к совместной общественно-полезной деятельности, активному участию в жизни коллектива. В любом мероприятии они предпочитают быть деятелями, а не созерцателями, проявить активность, самостоятельность, инициативу.
Формирование личности подростка – процесс сложный и неоднозначный: педагогическое воздействие, как правило, встречается с активным субъектом самовоспитания. Поэтому, строя работу с подростками, чрезвычайно важно понимать, на какие образцы и ценности они ориентируются, что считают важным и значимым. Следовательно, развитие организаторских качеств и способностей подростков в детских общественных объединениях является приоритетным направлением работы
Подростковый возраст является наиболее благоприятным периодом для воспитания лидерских качеств у ребенка, где оптимально его включение в совместную деятельность с педагогами и родителями, стимулирующими развитие у подростков лидерских качеств самосознания, самовоспитания, самооценки.
Помимо вышесказанного подростковый возраст характеризуется сменой ведущей деятельности. В данный возрастной период ведущей деятельностью является общение со сверстниками в общественно-полезной деятельности (личностное общение и совместная групповая деятельность по интересам), что подтверждает значимость вхождения в общественные организации .
Именно в подростковом возрасте особую значимость приобретает воспитание гражданских качеств личности, формирование положительной «Я-концепции», потребности в саморегуляции и в здоровом образе жизни.
Исследования Ю.А. Кирпо позволили выявить, что учащихся в общественных организациях больше привлекает возможность иметь друзей, интересно проводить время и получать новые впечатления. Для учеников более характерно то, что они ищут новых друзей, новое общение. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что ученики школы не готовы брать ответственность за свои решения и пытаются предоставить право решать все другим людям. В тоже время, они стремятся приноситьпользу общественным организациям, в которых они состоят, а вот какую именно, они ещё не осознали.
Таким образом, для школьников более характерен оптимистический подход к определению значимости для них участия в работе общественных организаций.
При этом важную роль в работе детских объединений должны играть взрослые. Группа ученых (Э.А. Мальцева,Н.М. Костина, Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник, В.П. Бедерханова и др.) утверждают, что участие взрослых в детских объединениях обеспечивает им реальную включенность в жизнь общества и государства, помогает привлечь внимание к своей деятельности. По мнениюА.В. Волохова, если общение взрослых с ребенком приобретает авторитарный характер, то это отрицательно сказывается на саморазвитии личности. Другая крайность – полное невмешательство в жизнь ребенка – способствует развитию разболтанности, неорганизованности, вседозволенности. Лишь нормальная атмосфера вокруг детей и подростков обеспечивает правильные отношения с ними. Взрослые являются важнейшим образующим фактором организованного детского движения. Поданная взрослым идея, оказавшись увлекательной для детей, подхватывается ими, вызывает стремление к действию. Своей деятельностью взрослый увлекает детей, объединяет их на достижение общих целей, завоевывает авторитет и становится лидером. Эта лидерская позиция позволяет взрослым в детском объединении выполнять роль организатора детской самодеятельности .
Взрослый в детской организации - это человек, принимающий ее цели, принципы, пользующиеся доверием у детей. Он включается в организацию детей как полноправный ее участник, принимает делегированную объединением роль организатора деткой самодеятельности и несет ответственность перед обществом за характер и направленность этой самодеятельности.
Предмет деятельности взрослого в детской организации совпадает с предметом деятельности самой детской организации. При этом очень важно, чтобы он имел хорошую организаторскую подготовку, а также желательна квалификация для прогнозирования последствий детской самодеятельности и ее корректности.
Взрослые дают детскому объединению ту педагогическую ценность, которая обеспечивает организационно-воспитательное влияние на детей. Скорее всего, это зависит от степени воспитательной квалификации взрослого, его профессиональной компетентности в деле воспитания, позиций взрослого в детской среде, его личностно-психологическими особенностями.
Членство взрослых в общественных объединениях детей является новым явлением в современном детском движении. Взрослый в детском общественном объединении является для ребенка своим человеком, который увлечен вместе с детьми общей целью, видит в ребенке единомышленника, поддерживает его стремление к самосовершенствованию, строит отношения с ним на основе правды, терпимости, добра. Демократизм, доверие и уважение в отношениях «взрослый – ребенок» - обязательное условие самореализации ребенка и развития личности самого взрослого.
В вопросе о функциях взрослого в детском общественном объединении следует говорить о тенденциях. Функции взрослого как члена объединения закладываются в устав объединения.
Эффективность деятельности взрослого в детском общественном объединении зачастую определяется его позицией. Позиция взрослого есть мотивированное отношение к ребенку, группе подростков, объединению в целом. Если исторически сложилась позиция старшего вожатого как руководителя-воспитателя, то сегодня этот стереотип начинает преодолеваться: отношения взрослых и детей строятся не как отношения воспитателя и воспитанников. Лидерская позиция взрослого более соответствует ожиданиям участников детских общественных объединений. Она позволяет взрослому в детском объединении исполнять роль организатора совместной деятельности.
Присутствие взрослых в общественной жизни детей не должно быть руководством. Это скорее своеобразный обмен жизненным опытом, который осуществляется в совместной деятельности детей и взрослых. В процессе деятельности устанавливается особый стиль взаимоотношений, определяется позиция взрослого в отношении ребенка и проходит в своем совершенствовании ряд стадий.
Детская самодеятельность является важнейшим условием эффективности функционирования ДОО. Её успешному развитию способствуют: наличие в организации действенного самоуправления; создание отношений, при которых происходит взаимодействие в рамках одного коллектива детей разных возрастов; успех в деятельности детей, интерес к этой деятельности, положительные эмоции, сопровождающие эту деятельность; учет возрастных психологических особенностей детей и подростков; характер отношений между членами коллектива .
При определении содержания работы детских общественных объединений одни организаторы берут за основу целевые программы, другие – организацию общих дел – акций. Вариативно-программный подход позволяет избавить детские объединения от единообразия в работе и в то же время предложить социально значимые ориентиры деятельности. Он дает возможность выбора сферы деятельности и общения, изменения содержания в зависимости от интереса, планировать сроки выполнения программы. Главная задача при выборе программы – учесть специфику своей организации, найти оптимальный путь ее реализации, адаптации к местным условиям, что может оказать помощь в выборе направленности программы, ее разработке, определении методов реализации.
В целом, в практике работы детских общественных объединений должны использоваться самые различные технологии, которые позволят создать условия для творческого развития детей и подростков в процессе социальной значимой деятельности, гармонизации опыта коллективных и индивидуальных отношений, успешной адаптации к реалиям жизни.
Список литературы:
- Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – СПб: Изд-во Питер, 2018. – 512 с.
- Волохов А.В., Фришман И.И. Стратегия и тактика развития детского общественного объединения как особого института социального воспитания // Ярославский педагогический вестник. Ярославль, 2012. №2. С.63-70.
- Кирпичник А.Г. Детское движение и роль взрослого в нем // Проблемы школьного воспитания. Нижегородский гуманитарный центр, 1997. № 4.
- Кирпо Ю.А. Влияние возрастных особенностей учащихся на самореализацию в общественных организациях.
- Лепешев Д.В. Детское движение Казахстана как общественный институт воспитания граждан нового поколения // Воспитание школьника. 2006. № 2. С.18-24.
- Липин В.О. Воспитание детского лидера в общественных объединениях детей и подростков. (Дата обращения 29.06.2019)
- Литвак Р.А. Подготовка руководителя детской общественной организации // Тенденции развития современных детских общественных объединений. М., 2003. С. 11-23.
- Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvennye_obedineniya_kak_sredstva_sovmestnoy_deyatelnosti_detey_i_vzroslyh.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Общественные объединения как средства совместной деятельности детей и взрослых.
В настоящее время общественные объединения являются одним из социальных институтов воспитания, обеспечивающих подготовку детей и подростков к самостоятельной жизни, а также способствующих формированию у них гражданской позиции, что в свою очередь является одним из приоритетных направлений образования. На сегодняшний день в педагогической науке предпринимаются попытки по-новому осмыслить их сущность, сформулировать основные принципы, выявить место детского движения в социальном пространстве и его возможности в решении социально-педагогических задач.
Так, А.Г. Кирпичник полагает, что в современных условиях детское движение является выражением общественно направленной организованной самодеятельности детей и содержит специфический социальный и воспитательный потенциал. Данное высказывание подтверждается рядом фактом, а точнее:
- Включенность ребенка в общественное объединение позволяет ему наиболее полно удовлетворить многие социальные потребности, реализовать такие интересы, которые не могут удовлетворить другие виды детских объединений в силу их специфики.
- Общественные объединения, в свою очередь, играют важную компенсаторную роль, поддерживают благоприятный социальный статус, служат условием защищенности подростков.
- Общественные объединения обладаю большим количеством условий для реализации прав на свободное выражение собственных взглядов и мнений.
- Детские объединения предлагают уникальные возможности для политической социализации молодежи.
Именно в общественных объединениях происходит формирование опыта и культуры гражданского поведения, социальной активности, умений и навыков организаторской деятельности.
Одна из особенностей современных детских объединений – их общественный характер. Государство обеспечивает правовую защищенность, финансовую поддержку, но не является учредителем и не регламентирует их деятельность.
Деятельность общественных объединений в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 20.12.2017, далее - Закон №82-ФЗ), действие которого распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, кроме религиозных и коммерческих организаций.
В соответствии с ч.1 ст.3 Закона №82-ФЗ право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них; право беспрепятственно выходить из общественных объединений.
Добровольность формирования − это важнейший признак общественного объединения. Государство по общему правилу не должно вмешиваться в деятельность общественных объединений, а также в их внутриорганизационные отношения. Исключения предусмотрены лишь в связи с необходимостью обеспечения защиты прав и интересов граждан, общественной и государственной безопасности, а также соблюдения законодательства РФ.
Право гражданина воздерживаться от вступления в общественное объединение также гарантировано на уровне Конституции РФ. Так, согласно ч. 2 ст. 30 Конституции РФ никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
По мнению Д.В. Лепешева, стремление к объединению является естественной потребностью детства. В совместной деятельности добровольного объединения при грамотном педагогическом управлении дети реализуют такие важные для детского возраста потребности, как принадлежность к группе сверстников, стремление к самоопределению, самоорганизации .
Р.А. Литвак утверждает, что участие ребенка в общественной организации облегчает его адаптацию и интеграцию в социальную среду, выступает в качестве экологической ниши, где ребенок себя чувствует защищенным от нежелательных или отрицательных влияний окружающей среды социума, а также создает пространство для личностной самореализации в свободное время в социально-значимой деятельности .
Как специфический канал социализации личности оно оказывает подчас намеренное воздействие содержанием и характером жизнедеятельности ребенка в нем, благодаря чему он усваивает или отвергает те или иные ценностные ориентации, моральные ценности, навыки совместных действий и поведения в социальной среде.
Самодеятельность наиболее ярко выражает природу детской организации. Изучение практического опыта показывает, что самоуправление, самостоятельность, права членов организации представляют для подростков особую ценность, что уровень развития самодеятельности определяющим образом влияет на отношение ребят к своей организации, на их эмоциональное самочувствие к ней.
Специфика воспитательного влияния общественных объединений обусловлена еще и спектром усвоения в них знаний и представлений. Традиционная школьная логика «от знания к практическому действию» получает здесь противоположную направленность «от практики к знанию», что имеет принципиальное значение для процесса познания. Конкретная предметно-практическая деятельность, конкретные ситуации, действия конкретных людей становятся в объединении объектом познания ребенка - субъекта этой деятельности и возникающих в ходе нее отношений.
Особенность детских общественных объединений заключается в том, что они прежде всего создают условия для удовлетворения детьми потребности в общении и совместной социально значимой деятельности, в равноправном положении со взрослыми, для устранения дефицита содержательного разновозрастного общения, развития, социального творчества, самовыражения и утверждения среди других своего «Я», освоения и формирования собственного социального опыта.
Открытость и добровольность членства, эмоциональная привлекательность деятельности, большие социальные права (большие по сравнению с ролью ученика, ребенка в семье), возможность выбора конкретного вида деятельности, совместные формы ее организации обуславливают особые социально-педагогические возможности детского общественного объединения.
Освоение роли члена общественного объединения связано, прежде всего, с осознанием личностью цели своего вхождения в него, своего места, роли и образа жизни в нем (и за его пределами), возможностей, предоставляемых ему объединением, добровольно принимаемой меры ответственности за себя и задругих членов. Сознательное участие в деятельности объединения предопределяет выполнение роли субъекта права и деятельности, что ведет к необходимости развития представления о себе и других, умения строить с ними отношения, совместно участвовать в деятельности, самоутверждаться и самореализовываться через сотрудничество.
Подростковый возраст - это возраст начала интенсивного формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток руководствуется в своём поведении. Именно в этом возрасте закладываются основы нравственного сознания. В зависимости от того, какой жизненный опыт приобретает подросток, какую деятельность он осуществляет, являясь членом детского общественного объединения, и будет складываться его личность, проходить положительная социализация. Главными здесь являются три взаимосвязанные сферы: деятельность, общение, самосознание. Все они определяются процессом постоянного расширения и усложнения социальных связей с внешним миром, в результате которого подросток и развивается как личность, приобретая социальные установки, и удовлетворяет и развивает свои потребности и интересы. Только как субъект социализации ребёнок становится полноценным членом общества, усваивающим социальные нормы и культурные ценности .
По складу личности подросток – общественник. Ребят привлекает коллективный способ жизни и деятельности, они тянутся к совместной общественно-полезной деятельности, активному участию в жизни коллектива. В любом мероприятии они предпочитают быть деятелями, а не созерцателями, проявить активность, самостоятельность, инициативу.
Формирование личности подростка – процесс сложный и неоднозначный: педагогическое воздействие, как правило, встречается с активным субъектом самовоспитания. Поэтому, строя работу с подростками, чрезвычайно важно понимать, на какие образцы и ценности они ориентируются, что считают важным и значимым. Следовательно, развитие организаторских качеств и способностей подростков в детских общественных объединениях является приоритетным направлением работы
Подростковый возраст является наиболее благоприятным периодом для воспитания лидерских качеств у ребенка, где оптимально его включение в совместную деятельность с педагогами и родителями, стимулирующими развитие у подростков лидерских качеств самосознания, самовоспитания, самооценки.
Помимо вышесказанного подростковый возраст характеризуется сменой ведущей деятельности. В данный возрастной период ведущей деятельностью является общение со сверстниками в общественно-полезной деятельности (личностное общение и совместная групповая деятельность по интересам), что подтверждает значимость вхождения в общественные организации .
Именно в подростковом возрасте особую значимость приобретает воспитание гражданских качеств личности, формирование положительной «Я-концепции», потребности в саморегуляции и в здоровом образе жизни.
Исследования Ю.А. Кирпо позволили выявить, что учащихся в общественных организациях больше привлекает возможность иметь друзей, интересно проводить время и получать новые впечатления. Для учеников более характерно то, что они ищут новых друзей, новое общение. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что ученики школы не готовы брать ответственность за свои решения и пытаются предоставить право решать все другим людям. В тоже время, они стремятся приноситьпользу общественным организациям, в которых они состоят, а вот какую именно, они ещё не осознали.
Таким образом, для школьников более характерен оптимистический подход к определению значимости для них участия в работе общественных организаций.
При этом важную роль в работе детских объединений должны играть взрослые. Группа ученых (Э.А. Мальцева,Н.М. Костина, Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник, В.П. Бедерханова и др.) утверждают, что участие взрослых в детских объединениях обеспечивает им реальную включенность в жизнь общества и государства, помогает привлечь внимание к своей деятельности. По мнениюА.В. Волохова, если общение взрослых с ребенком приобретает авторитарный характер, то это отрицательно сказывается на саморазвитии личности. Другая крайность – полное невмешательство в жизнь ребенка – способствует развитию разболтанности, неорганизованности, вседозволенности. Лишь нормальная атмосфера вокруг детей и подростков обеспечивает правильные отношения с ними. Взрослые являются важнейшим образующим фактором организованного детского движения. Поданная взрослым идея, оказавшись увлекательной для детей, подхватывается ими, вызывает стремление к действию. Своей деятельностью взрослый увлекает детей, объединяет их на достижение общих целей, завоевывает авторитет и становится лидером. Эта лидерская позиция позволяет взрослым в детском объединении выполнять роль организатора детской самодеятельности .
Взрослый в детской организации - это человек, принимающий ее цели, принципы, пользующиеся доверием у детей. Он включается в организацию детей как полноправный ее участник, принимает делегированную объединением роль организатора деткой самодеятельности и несет ответственность перед обществом за характер и направленность этой самодеятельности.
Предмет деятельности взрослого в детской организации совпадает с предметом деятельности самой детской организации. При этом очень важно, чтобы он имел хорошую организаторскую подготовку, а также желательна квалификация для прогнозирования последствий детской самодеятельности и ее корректности.
Взрослые дают детскому объединению ту педагогическую ценность, которая обеспечивает организационно-воспитательное влияние на детей. Скорее всего, это зависит от степени воспитательной квалификации взрослого, его профессиональной компетентности в деле воспитания, позиций взрослого в детской среде, его личностно-психологическими особенностями.
Членство взрослых в общественных объединениях детей является новым явлением в современном детском движении. Взрослый в детском общественном объединении является для ребенка своим человеком, который увлечен вместе с детьми общей целью, видит в ребенке единомышленника, поддерживает его стремление к самосовершенствованию, строит отношения с ним на основе правды, терпимости, добра. Демократизм, доверие и уважение в отношениях «взрослый – ребенок» - обязательное условие самореализации ребенка и развития личности самого взрослого.
В вопросе о функциях взрослого в детском общественном объединении следует говорить о тенденциях. Функции взрослого как члена объединения закладываются в устав объединения.
Эффективность деятельности взрослого в детском общественном объединении зачастую определяется его позицией. Позиция взрослого есть мотивированное отношение к ребенку, группе подростков, объединению в целом. Если исторически сложилась позиция старшего вожатого как руководителя-воспитателя, то сегодня этот стереотип начинает преодолеваться: отношения взрослых и детей строятся не как отношения воспитателя и воспитанников. Лидерская позиция взрослого более соответствует ожиданиям участников детских общественных объединений. Она позволяет взрослому в детском объединении исполнять роль организатора совместной деятельности.
Присутствие взрослых в общественной жизни детей не должно быть руководством. Это скорее своеобразный обмен жизненным опытом, который осуществляется в совместной деятельности детей и взрослых. В процессе деятельности устанавливается особый стиль взаимоотношений, определяется позиция взрослого в отношении ребенка и проходит в своем совершенствовании ряд стадий.
Детская самодеятельность является важнейшим условием эффективности функционирования ДОО. Её успешному развитию способствуют: наличие в организации действенного самоуправления; создание отношений, при которых происходит взаимодействие в рамках одного коллектива детей разных возрастов; успех в деятельности детей, интерес к этой деятельности, положительные эмоции, сопровождающие эту деятельность; учет возрастных психологических особенностей детей и подростков; характер отношений между членами коллектива .
При определении содержания работы детских общественных объединений одни организаторы берут за основу целевые программы, другие – организацию общих дел – акций. Вариативно-программный подход позволяет избавить детские объединения от единообразия в работе и в то же время предложить социально значимые ориентиры деятельности. Он дает возможность выбора сферы деятельности и общения, изменения содержания в зависимости от интереса, планировать сроки выполнения программы. Главная задача при выборе программы – учесть специфику своей организации, найти оптимальный путь ее реализации, адаптации к местным условиям, что может оказать помощь в выборе направленности программы, ее разработке, определении методов реализации.
В целом, в практике работы детских общественных объединений должны использоваться самые различные технологии, которые позволят создать условия для творческого развития детей и подростков в процессе социальной значимой деятельности, гармонизации опыта коллективных и индивидуальных отношений, успешной адаптации к реалиям жизни.
Список литературы:
- Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – СПб: Изд-во Питер, 2018. – 512 с.
- Волохов А.В., Фришман И.И. Стратегия и тактика развития детского общественного объединения как особого института социального воспитания // Ярославский педагогический вестник. Ярославль, 2012. №2. С.63-70.
- Кирпичник А.Г. Детское движение и роль взрослого в нем // Проблемы школьного воспитания. Нижегородский гуманитарный центр, 1997. № 4.
- Кирпо Ю.А. Влияние возрастных особенностей учащихся на самореализацию в общественных организациях. URL: https://ebooks.grsu.by/evrika2015/kirpo-yu-a-vliyanie-vozrastnykh-osobennostej-uchashchikhsya-na-samorealizatsiyu-v-obshchestvennykh-organizatsiyakh.htm (Дата обращения 26.06.2019)
- Лепешев Д.В. Детское движение Казахстана как общественный институт воспитания граждан нового поколения // Воспитание школьника. 2006. № 2. С.18-24.
- Липин В.О. Воспитание детского лидера в общественных объединениях детей и подростков. URL: https://infourok.ru/vospitanie-detskogo-lidera-v-obschestvennih-obedineniyah-detey-i-podrostkov-2118358.html (Дата обращения 29.06.2019)
- Литвак Р.А. Подготовка руководителя детской общественной организации // Тенденции развития современных детских общественных объединений. М., 2003. С. 11-23.
- Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях». URL: https://legalacts.ru/doc/FZ-ob-obwestvennyh-obedinenijah/ (Дата обращения 01.07.2019)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль социального педагога в проектировании и развитии социально ценной деятельности детей и взрослых
Раскрывает основные теоретические аспекты проектирования и развития социально ценной деятельности, а так же значимость социального педагога в процессе данной деятельности....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей и взрослого в подготовительной группе на тему: "Зимнее путешествие".
Развитие лексико-грамматического строя речи по теме:"Зима"...
"Совместная деятельность детей и родителей как средство развития творческой активности детей."
Статья по итогам совместного занятия детей и родителей в студии мультипликации "Капитошка"...
Статья по теме Совместная деятельность детей и взрослых на примере Лэпбука
Статья по теме Совместная деятельность детей и взрослых на примере ЛэпбукаТезисы:Совместная деятельность детей и взрослых закреплена во ФГОС, основана на педагогике сотрудничества и является одним из ...
Пэйперкрафт - совместное увлечение детей и взрослых
3D конструирование или пэйперкрафт - яркое, интересное развивающее направление занятий с детьми...
Общешкольное родительское собрание: "Совместная деятельность детей и родителей как средство развития творческой активности
Родительское собрание для родителей с целью ознакомления с разными способами взаимодействия и совместного интересного времяпровождения дома. Занимаясь обычными домашними делами совместо с детьми можно...
Практика организации совместной деятельности детей и взрослых в условиях культурно – просветительского пространства "Природа и экология Енисейской Сибири"
Практика организации совместной деятельности детей ивзрослых в условиях культурно – просветительскогопространства"Природа и экология Енисейской Сибири"...