Конструктор урока
методическая разработка (8 класс)
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас и хочу вам предложить обсудить тему «Конструирование урока в условиях ФГОС ООО».
Соответственно, цель нашего семинара – познакомиться со способами конструирования (моделирования) урока в контексте профессиональной деятельности педагога, работающего в условиях введения ФГОС
Для реализации данной цели мне необходимо решить следующие задачи:
- показать практическую значимость использования данных способов для моделирования урока
- предложить практические рекомендации, направленных на повышение эффективности использования педагогических знаний для конструирования современного урока
- убедить вас в целесообразности их использования в практической деятельности.
Слайд 2. Уважаемые коллеги, обратите внимание на «ладошки», которые находятся у вас на столах, они необычные, а знаете почему? Нет, не потому что они цветные, а потому что они «ладошки ожиданий», переверните их и напишите, что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса, затем отложите их в сторону до конца работы.
Слайд 3. Свое выступление мне хотелось бы начать со слов известного педагога Конаржевского Юрия Анатольевича: «С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается на уроке». Таким образом, проектирование урока с учетом современных достижений педагогической науки является особенно актуальным.
Слайд 4. Предлагаю вам сейчас в режиме «мозгового штурма» определить, что же такое урок? Для этого каждая группа в течение одной минуты должна продолжить два незаконченных предложения: «Урок – это …» и «Я иду на урок, чтобы …». (высказывают свои мнения)
Благодарю всех, кто высказал свое мнение.
В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.
Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока. СЛАЙД 5
Слайд 6. Сегодня мы с вами говорим об уроке в свете ФГОС. А давайте попробуем подобрать выражения или словосочетания к буквам Ф Г О С в разрезе нашей темы. На что нужно делать акцент, работая по новым стандартам? Какие будут у вас предложения?
Ф | Фактические знания |
Г | Групповая или индивидуальная работа |
О | Опора на проблемное обучение |
С | Системно-деятельностный подход (или самостоятельное добывание знаний) |
Включается музыкальный фрагмент (Ave Maria И.С.Бах-Ш.Гуно).
Итак, что же такое УРОК? Каждый представляет его по-своему. Прост он или сложен? Оглянитесь вокруг, сколько вещей нас окружает, и все по своей структуре непросты. Но согласитесь, любая, даже сложнейшая вещь, состоит из простых элементов. Всего семь нот – и вот вы слушаете прекрасную музыку, семь цветов – и мы любуемся картинами великих мастеров: Левитана и Айвазовского, Врубеля и Ван Гога, Боровиковского и Шишкина, «Сикстинской мадонной» Рафаэля, два-три десятка букв алфавита – читаем великую литературу: Шекспира и Гете, Гюго и Бальзака, Толстого и Достоевского, Чехова и Булгакова, А.С.Пушкина.
Из простейших элементов мы творим всякий раз разную – прекрасную и не очень – реальность. Из стандартных блоков детского конструктора можно собрать домик зайчика или дворец принцессы. Из стандартных деталей собираются совершенно различные по назначению и сложности «взрослые» конструкции: механические, гидравлические, электронные...
Вот и мы с вами попытаемся создать некий «конструктор для сборки урока». Как вы считаете, необходима ли данная работа? Или урок, как произведение искусства, творится по вдохновению?
Слайд 7. «Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и … ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли» - писал великий педагог-практик В.А. Сухомлинский. Чтобы такое не происходило мы должны с вами правильно сконструировать урок.
А что для вас означает выражение «конструирование урока»? (мнение коллег).
Слайд 8. Конструирование урока – это такой документ, в котором прописано взаимодействие учителя и ученика на протяжении всего урока.
Но прежде чем начать конструирование урока, нам нужен некий алгоритм, который объединить в единое целое наш урок. Давайте с Вами обсудим, что нужно продумать (коллеги высказываются). Молодцы!
Я хотела бы Вам предложить буклет, в котором прописан алгоритм проектирования урока с точки зрения требования новых ФГОС. (Работа с алгоритмом)
Слайд 9. Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС
На первый взгляд кажется, что ничего нового мы с вами не изобретаем, тем не менее, элементы урока каждый раз складываются по-разному. Но каждая конструкция прочна, если элементы подходят друг другу. Так и урок: если мы планируем, например, изучение нового материала, то можно сформулировать проблемное задание, организовать дискуссию, провести экскурсию (в т.ч. виртуальную), комментированное чтение, а вот конференция в данном случае уже не подойдет.
Помните, что рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего конкретно педагог хочет добиться; затем – установления средства, что поможет ему в достижении цели, а уж затем – определения способа, – как педагог будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Слайд 10. Работа по группам.
Итак, я предлагаю вам поиграть в игру «Серия картинок», мы сегодня постараемся сложить свою «картинку урока».
Каждая группа получает лист, на котором карточки с текстом, обозначающим характерные черты каждого этапа урока. На слайде мы видим этапы урока и характерные черты каждого этапа урока.
- Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
- Этап актуализации и пробного учебного действия
- Этап усвоения новых знаний
- Этап закрепления нового материала
- Этап выдачи домашнего задания
- Рефлексия учебной деятельности
Задание группам: Нужно найти те черты, которые присущи вашему этапу, и наклеить в нужном порядке в соответствии с характерными чертами (выполняется задание).
Характерные черты каждого этапа урока:
1. Цель этапа
2. Условия достижения положительных результатов
3. Показатели выполнения цели этапа
4. Требования к реализации цели этапа
5. Способы активизации на уроке
Представление результатов работы, их обсуждение и корректировка
Каждая группа должна выступить с презентацией результатов своей работы – сложившейся «картинкой» двух этапов урока. Группы определяются следующим образом: группа № 1 – «Этап мотивации» и «Этап закрепления нового материала», группа № 2 - «Этап актуализации» и «Этап выдачи домашнего задания», группа № 3 - «Этап усвоения новых знаний» и «Рефлексия учебной деятельности».
Пример выполнения заданий:
Название этапа | Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности |
Цель этапа | Основной целью этапа является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности |
Условия достижения положительных результатов | Для реализации этой цели необходимо:
|
Показатели выполнения цели этапа | доброжелательный настрой учителя и уч-ся; - кратковременность этапа; - полная готовность класса к уроку; - быстрое включение уч-ся в деловой ритм; - формулирование целевых установок урока и плана работы. |
Требования к реализации цели этапа | собранность учителя; последовательность в предъявлении требований; использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание уч-ся к теме урока |
Способы активизации на уроке | Фантастическая добавка Элемент театрализации. Начало урока с пословицы, поговорки. Начало урока с высказывания выдающихся людей. Эпиграф к уроку. Проблемная ситуация предыдущего урока. Интеллектуальная разминка |
Название этапа | Этап актуализации и пробного учебного действия |
Цель этапа | Основной целью этапа является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий |
Условия достижения положительных результатов | Для реализации этой цели необходимо: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); установить тематические рамки учебной деятельности («могу»). |
Показатели выполнения цели этапа | Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний и способов действий уч-ся, установление пробелов в их усвоении (5-7 минут) - обнаружение причин невыполнения д/з отдельными уч-ся и принятие мер для их ликвидации; - оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся |
Требования к реализации цели этапа | Постановка требования перед уч-ся не только знаний, фактов и отдельных понятий, но и знаний способов действий, связей между отдельными компонентами структуры предметного знания (факты – понятия – законы – теория – следствия - приложения) |
Способы активизации на уроке | Игра в случайность Лови ошибку. Идеальный опрос. Своя опора – шпаргалка Корзина идей, понятий, имен Я беру тебя с собой. |
Название этапа | Этап усвоения новых знаний |
Цель этапа | Основной целью этапа является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей |
Условия достижения положительных результатов | Для реализации этой цели необходимо: Проанализировать шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорить вслух, что и как они делали; зафиксировать операцию, шаг, на котором возникло затруднение; соотнести свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировать, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи). |
Показатели выполнения цели этапа | Максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладении способами действий |
Требования к реализации цели этапа | выделение и поддержка тонкости жизненных наблюдений уч-ся; - «сталкивание» ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса; - создание условий для освоения учащимися знаний преимущественно в форме деятельности. |
Способы активизации на уроке | Удивляй! Пресс – конференция. Ключевые термины. Мультимедийная презентация Отсроченная отгадка. Хорошо-плохо. Вопрос к тексту. Жокей и лошадь. |
Название этапа | Этап закрепления нового материала |
Цель этапа | Основной целью этапа является усвоение учащимися нового способа действия |
Условия достижения положительных результатов | Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: 1) решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия; 2) при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д. |
Показатели выполнения цели этапа | умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи (структура знания) - умения учащихся распознавать и воспроизводить изученные познавательные объекты; - умения воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях; - прочность знаний уч-ся |
Требования к реализации цели этапа | - использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации); - использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов действий учащихся; - использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности; |
Способы активизации на уроке | Своя опора. Да-нетка. Тесты. Дидактические карточки. Создай паспорт. Дерево предсказаний Озвучивание немого кино Решение ситуационных задач |
Название этапа | Этап выдачи домашнего задания |
Цель этапа | Основной целью этапа является включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса |
Условия достижения положительных результатов | Для этого нужно:
|
Показатели выполнения цели этапа | -Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения д/з всеми уч-ся в соответствии актуальным уровнем их развития; -наличие индивидуальных заданий (по интересам или по степени сложности); -наличие возможностей выбора д/заданий |
Требования к реализации цели этапа | обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; -создание условий для выбора уч-ся д/заданий; -подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение д/з. |
Способы активизации на уроке | 1.Интересная постановка учебной проблемы, если речь идет о познавательных заданиях. 2.Три уровня д/з 3.Задание массивом 4.Особое задание 5.«Необычная обычность» 6.Идеальное задание |
Название этапа | Рефлексия учебной деятельности |
Цель этапа | Основной целью этапа является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
Условия достижения положительных результатов | Для реализации этой цели:
|
Показатели выполнения цели этапа | открытость уч-ся в осмыслении своих действий и самооценке; - прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества |
Требования к реализации цели этапа | стимулирование уч-ся к осмыслению того, как другие (уч-ся, учителя) знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления; - реализация рефлексивного алгоритма: «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой), «МЫ» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении), «ДЕЛО» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы) |
Способы активизации на уроке | .Ассоциативный ряд 2.Незаконченные предложения 3.«Торт решений» 4.«Разговор на бумаге» 5.«Солнышко» 6.«Координаты» 7.«Лист обратной связи» 8.«Заключительная дискуссия» 9.«Выбери дистанцию» 10.Интерпретация изображений на открытках 11.«Свет молнии» 12.«Письмо самому себе» 13.«Ну что, как прошло занятие?» 14.Барометр настроения 15.«Телеграмма» 16.«Памятки» 17.«Птичий двор - зеркало настроения» 18.«Пейзаж – зеркало настроения» |
Спасибо всем, кто принял участие в обсуждении. Вот и у нас сложился некий конструктор урока, в котором мы четко определили цель каждого этапа урока, условия достижения, требования к реализации цели, а так же рассмотрели приемы, которые помогут активизировать познавательную деятельность обучающихся.
Мне хочется предложить вам материалы для дальнейшей работы по планированию урока: брошюра «Структурные элементы урока» и «Структура урока в виде таблицы», буклет «Алгоритм урока» и схему поурочного плана (по Махмутову). Кроме этого, мне хотелось бы предложить вам технологические карты для разного типа уроков.
Рефлексия.
«Что ты делаешь?»- с таким вопросом в одной известной притче обратился к неким монахам, работающим на стройке, странствующий философ.
В ответ он услышал совершенно разные пояснения к одному и тому же виду деятельности: «везу тачку», «зарабатываю на хлеб», «искупаю грехи», «строю храм».
Каждый человек в жизни руководствуется своими принципами, каждого манят свои огни-маяки. Но, пожалуй, нет сферы, в которой эти цели так прозрачны и так труднодостижимы, как в педагогике.
И. Кант очень мудро заметил: «Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой - отражающиеся в ней звезды».
Посмотрите на свою руку. Каждый палец- это ваша позиция, по которой надо высказать мнение.
Слайд 11.
Большой палец- для меня все было важным и интересным.
Указательный- по этому вопросу получил конкретную информацию.
Средний- мне было трудно.
Безымянный- моя оценка психологической атмосферы..
Мизинец- мне было недостаточно…
Мне хочется предложить вам материалы для дальнейшей работы по планированию урока: брошюра «Структурные элементы урока» и «Структура урока в виде таблицы», буклет «Алгоритм урока» и схему поурочного плана (по Махмутову). Кроме этого, мне хотелось бы предложить вам технологические карты для разного типа уроков.
Слайд 12. Закончить нашу работу я хочу словами российского публициста, педагога и философа Симона Львовича Соловейчика: «Урок! Его величество Урок! Голова, тело, дух школы!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСТРУКТОР УРОКА
С ЕГО ПОМОЩЬ МОЖНО СТРОИТЬ ПЛАН УРОКА, А МОЖНО УЧИТЬСЯ СТРОИТЬ УРОКИ ТАК, ЧТОБЫ ДЕТЯМ БЫЛО ИНТЕРЕСНО, ПОЗНАВАТЕЛЬНО, ЧТОБЫ УРОКИ ПРОХОДИЛИ НА ВЫСОКОМ ГРАДУСЕ ПОНИМАНИЯ!...
Конструктор урока
По материалам конкурса "Мой лучший урок"...
Конструктор урока математики: МИКРОМОДУЛИ
Методическая разработка в соответствии с ФГОС к уроку "Графическое решение квадратных уравнений"...
Конструктор урока математики
Конструирование технологической карты урока математики в 5 классе по теме "Решение задач с помощью уравнений" в соответствии с требованиями ФГОС....
Урок по ФГОС ООО конструктор урока
Используйте данный конструктор для моделирования уроков по предложенной теме. Дерзайте, творите, пусть Ваши уроки будут разными, интересными, неповторимыми. Успехов Вам!...
Распространение инновационного опыта в свете личного применения на уроках"Конструктор урока: технологическая карта и самооанализ своего урока"
Проведён методический семинар - практикум на уровне своей школы по ознакомлению с опытом работы Санкт-Петербургской гимназии по теме "Конструктор Гина", который включил в себя- изучение акти...
Распространение инновационного опыта в свете личного применения на уроках"Конструктор урока..." - продолжение
Продолжение к Конструктору урока по Гину...