Презентация и статья на тему "Гуманистическая психология и Феноменальная педагогика"
презентация к уроку
Введение к работе Актуальность исследования Новый XXI век и новое тысячелетие ассоциируются у всего прогрессивного человечества с новой культурой, с гармонией во всех сферах жизни. Общемировое развитие приобретает все более отчетливую гуманистическую направленность. Главная роль в обществе отводится новому типу личности — свободной, творчески мыслящей и гармонически развитой, способной осознанно и активно участвовать в происходящих социальных процессах, а также позитивно влиять на них. Выполнить социальный заказ общества, который заключается в том, чтобы воспитать такого человека, сформировать у него необходимые качества призвана система образования. Происходящие в российском обществе демократические преобразования, нацеленные на гуманизацию отношений между людьми, привели к необходимости кардинального реформирования системы образования. Многие десятилетия в отечественной школе, как и во всем обществе, преобладал авторитаризм. Главным для учителя была не личность учащегося, а учебно-воспитательный процесс, скованный рамками нормативных документов. Учащийся служил лишь объектом деятельности учителя. Формы и методы обучения требовали от учащихся преимущественно внимательного созерцания и воспроизведения, ориентировали их на пассивное овладение определенными знаниями, умениями и навыками, творческая активность и инициативность личности подавлялась, в результате чего формировался пассивный наблюдатель, неуверенный в своих силах и возможностях, практически неспособный принимать ответственные решения, ограниченный в возможностях личностного развития. Одной из основных задач реформирования системы образования на взаимодействию с другими людьми, с природной и культурной средой, т.е. для развития целостной гуманной личности, способной реализовать себя в быстро меняющейся социально-экономической обстановке. Одним из актуальных аспектов гуманистического образования является установление гуманных отношений между учителем и учеником. Решение этой задачи требует совместных усилий психологов, педагогов, философов, социологов, методистов, а также изучения, критического осмысления и использования опыта ведущих зарубежных образовательных систем по теории и практике личностно-ориентированного образования. Тщательный анализ мирового педагогического опыта помогает приобщаться к общечеловеческим приоритетам, служит формированию открытого педагогического пространства, позволяет избежать неверных решений. Значительный интерес в этом смысле представляют Соединенные Штаты Америки. Эта страна является одной из родоначальниц демократизации образования, личностно-ориентированного обучения. Во второй половине 20-го века экономика Америки развивалась наиболее высокими темпами. Научно-технический прогресс, использование высокоточных технологий привели общество к осознанию необходимости использования квалифицированного труда. Реформирование системы образования, результатом которого должно было стать повышение качества образования граждан Америки, независимо от их половой, расовой или религиозной принадлежности, стало одной из важнейших задач общенационального значения. Проблемы образования решались, и по сей день решаются в Америке на государственном уровне, что подтверждается рядом реформ в сфере образования, которые начали интенсивно проводиться с 80-х годов прошлого века. Все эти реформы были нацелены не только на повышение качества образования, но и на его гуманизацию. Гуманистическая теория личности является одним из основных учений в американском обществе. США является одной из ведущих стран в разработке стратегии и тактики развития гуманистического образования, внедрении в практику новейших педагогических технологий и методик, способствующих гуманизации взаимоотношений между участниками педагогического процесса. США обладают успешным опытом профессионально-педагогической подготовки преподавателей, нацеленной на усвоение ими гуманистических ценностей. Актуальность нашего исследования определяется также потенциальными возможностями использования позитивного опыта современных американских школ в установлении демократичных взаимоотношений между учителем и учащимися, делая акцент при этом на учеников как на субъектов образовательного процесса. В этой связи всесторонний анализ накопленного опыта на пути гуманистического образования в США представляет для нас не только теоретический интерес, но и практическую ценность. Обобщение этого опыта имеет большое значение для развития и совершенствования всех форм культурного и научного сотрудничества между странами. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogika.ppt | 505.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гуманистическая психология Концепция гуманистической психологии сосредоточена на проблемах человеческого опыта, смысла бытия, определении целенаправленного и ценностного поведения, самореализации, свободы выбора личности. Разработчики концепции Ш. Бюлер, А. Маслоу, К. Роджерс, А. Комбс, Г. Олпорт главную цель педагогики видят в формировании людей, способных к гуманным переменам в обществе. Они рассматривают человека как центр, обладающий ресурсами собственного позитивного развития. Ученые делают акцент на задачах воспитания личности, изначально стремящейся к самоактуализации (самоопределению, саморазвитию и самосовершенствованию). Высказывается озабоченность в связи с процессом дегуманизации воспитания. Ученые настаивают на учете интересов, психики, индивидуальных особенностей человека, бережном отношении к личности, предлагают воспитателям отказаться от традиции быть господами своих подопечных. Перед педагогом ставится цель – помочь воспитанникам достичь максимальной полноты самореализации. Для этого призывают поощрять естественную потребность в учении, сохранив эту потребность на всю жизнь. Следует избегать ситуаций, которые вызывают у воспитанника чувство опасности и присутствия внешних угроз.
Концепции гуманистической психологии (США) ярко представлена в феноменологической педагогике Феноменологическая педагогика возводит в разряд педагогического императива антропологический подход, исповедуя гуманистически направленное воспитание. Суть идей феноменологической педагогики можно проиллюстрировать тезисом о необходимости следовать в воспитании "золотому правилу нравственности": "Веди себя по отношению к другому так, как бы ты хотел, чтобы он вел себя в отношении тебя; не делай другому того, что ты счел бы неприятным для себя самого". Как веление дня рассматривается поворот в воспитании к личности индивида. Красной нитью проводится мысль о персональном обучении и воспитании. В воспитательном пространстве главное место, в конечном счете, отдается отдельной личности , что означает необходимость, опираясь на разнообразные знания о человеке, помочь путем образования обрести каждому индивиду достойное место в обществе. Педагоги гуманистической ориентации настаивают на воспитании не только интеллекта, но и нравственности, социальной ответственности. Поиск путей формирования гуманной личности , способной к самопознанию, саморазвитию, самореализации, выглядит своеобразной защитной реакцией против урбанизации жизни, деградации духовных и культурных ценностей, усреднения личности в обществе.
. "Мы нуждаемся в людях, которые могут сопереживать, признают и уважают остальных людей как самих себя, обладают чувством высокой ответственности", – пишет американский педагог Ч. П. Паттерсон. По его убеждению, изменения общества происходят через гуманистически ориентированное воспитание .
Принципы гуманистической психологии Человек - это особая сущность, наличие сознания выделяет его из окружающего мира, делает его уникальным. Природа человека беспрерывно развивается и поэтому не может быть определена. Человек един и целостен. Нельзя разделять органическое и целостное. Самореализация - это неотъемлемая часть природы человека. Сам человек изначально добр или нейтрален, устремлен в будущее. Творческая сила индивида, свобода воли и спонтанность - это то, на что нужно обращать внимание. Экзистенциональное состояние человека - важнейший источник информации. Из этих принципов исходят нравственные жизненные принципы: Ответственность за свои поступки. Человек не орудие бессознательного. Отношения людей должны основываться на взаимном уважении и признании. Каждый человек должен ощущать себя в настоящем. Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определённых условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч
История становления и развития науки Как самостоятельное направление, гуманистическая психология выделилась только к началу 60-х годов 20 века. В то время активно развивался бихевиоризм, которому эта школа начала противостоять. Главное описание, методики, задачи гуманистической психологии раскрыл в своих трудах Абрахам Маслоу. Существует несколько культовых событий в истории развития этого научного направления: 1943 год — Маслоу сделал описание разработанной иерархии, которое описал в статье «Теория человеческой мотивации». 1951 год — была опубликована работа психолога Карла Роджерса — «Клиент-центрированная терапия». 1961 год — с этого времени начинает выпускаться журнал для последователей гуманистической психологии. 1971 год — американская ассоциация гуманистической психологии начинает входить в АПА. Философской основой гуманистической психологии является экзистенциализм.
Гуманистическая психология выступила против бихевиоризма и психоанализа и сформулировала личностный подход, как к исследованию, так и к практическому использованию психологических знаний в различных сферах жизни человека (в общении, обучении, межличностных отношениях, психотерапии). бихевиоризм – систематический подход к изучению поведения людей и животных. Он предполагает, что всё поведение состоит из рефлексов, реакций на определённые стимулы в среде, а также последствий индивидуальной истории, таких как подкрепление и наказание, совместно с настоящим мотивационным состоянием индивида и контролирующими стимулами психоанализ ( фрейдисты) - учение, которое выставляет средоточием внимания бессознательные процессы психики и мотивации. Это психотерапевтический метод, строящийся на анализе неявных, подавленных переживаний индивида. В психоанализе человека основополагающим источником невротических проявлений и разнообразных патологических заболеваний считается выталкивание из сознания неприемлемых стремлений и травмирующих переживаний . Одним из основателей гуманистической психологии являлся американский психолог Карл Роджерс (1902--1988).
Карл Рэ́нсом Ро́джерс ( англ . Carl Ransom Rogers; 8 января 1902 — 4 февраля 1987 — американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии (наряду с Абрахамом Маслоу). Фундаментальным компонентом структуры личности Роджерс считал «я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения. Роджерс внёс большой вклад в создание недиректовной психотерапии, которую он называл «личносто-ориентированной психотерапией» (англ. person-centered psychotherapy). Президент Американской психологической ассоциации в 1947 году.
Карл Рэнсом Роджерс важнейшей характеристикой "полноценно функционирующей личности" называет открытость для жизненного опыта Его концепция альтернативна идеям формирования личности и предполагает выстраивание педагогических отношений между участниками учебно-воспитательного процесса. "Я-концепция" Роджерса предполагает воспитание динамичного, способного к постоянному совершенству человеческого "Я". Им обоснована идея гуманной обстановки как условия "естественного развития" личности. В книге "Свобода обучать", аргументируя свою "Я-концепцию", ученый советует научить воспитанника поступать, сообразно подлинным мыслям и чувствам. Исходный тезис Роджерса – "злых людей не должно быть"; если человек жесток и черств, таким его сделало воспитание, отняв у него "естественную природу". Воспитание призвано вернуть личности природное "Я". В качестве ведущих факторов педагогического процесса признаются субъективные, внутренние побудительные позывы, которые определяют поведение человека изнутри. Ценностным и осмысленным считается лишь такое учение, которое основано на самодеятельности и самопознании. Исходя из этого, ученый видит эффективным лишь учение, основанное на личном опыте.
К. Роджерс полагает, что, во-первых, внешнее поведение человека определяется прежде всего системой его внутренних качеств, а во-вторых, личность способна решать свою судьбу, самоопределяться. Главная функция воспитания и обучения, по Роджерсу, научить личность видеть себя в качестве главного вершителя своей жизни, способного реализовать при надлежащих условиях собственный потенциал. Личность должна брать на себя полную ответственность за разрешение собственных проблем и приобретение образования путем творческого раскрытия персонального "Я". В суждениях Роджерса слиты идеи открытости и здравого смысла, свободомыслия и оптимизма, практичности и конкретности. Призывая к гуманистическому воспитанию, К. Роджерс предлагает соответствующие рекомендации. Смысл воспитания, полагает он, не в привитии нравственности, а в том, чтобы доверить личности самостоятельно овладевать нравственными принципами. Роль педагога, следовательно, состоит не в том, чтобы влиять па воспитанника, а чтобы помочь ему оказаться наедине с самим собой. Сосредоточиваясь на нравственных проблемах, ребенок должен понимать, что он не одинок, что рядом педагог – наставник и друг.
Роджерс при воспитании и обучении признает первостепенность субъективных внутренних факторов. Он отрицает абсолютизацию систематичности обучения как удар против естества ребенка и защищает идею максимальной свободы учащихся по организации благоприятной обучающей среды и реализации познавательных и творческих интересов. Такая среда должна быть эмоционально комфортной, обеспечивать взаимодействие, общение учащихся и учащих, доброжелательность педагогов, в конечном счете – "свободу учения". Целесообразным считается лишь учение, основанное на самодеятельности, самореализации и самопознании . Им предложены пять основных условий учения: жизненность изучаемых проблем; максимальное взаимодействие учителя с учениками; принятие учителем ученика таким, каков он есть; стремление учителя к тому, чтобы учащиеся свободно, по собственному движению души обращались к его знаниям и опыту; учет стремлений учащихся к самоактуализации .
А́брахам Масло́у (англ. Abraham Maslow ) 1 апреля 1908, Нью-Йорк — 8 июня 1970, Менло-Парк, Калифорния - американский психолог, основатель гуманистической психологии. Широко известна «Пирамида Маслоу» - диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности . Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономической теории, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей .
Абрахам Харольд Маслоу подчеркивает уникальность каждого отдельного человека и наличие у него потенциала эффективного саморегулирования и функционирования. С точки зрения Маслоу, человек обладает изначально заданной сущностью, заложенной от рождения в "свернутом виде". Учитывая это, предлагается главная педагогическая цель: "Помочь человеку обнаружить то, что в нем уже заложено, а не отливать его по придуманной заранее кем-то форме". Жизнь человека, по Маслоу, цепь удовлетворения непрерывно сменяющихся потребностей. Вершина в иерархии потребностей – стремление к самоактуализации, т.е. самоутверждению ... Маслоу выделяет несколько ее характеристик, в том числе сострадание, поиск глубоких межличностных отношений, творческий характер деятельности, смыслотовочество, рефлексия, создание собственной картины мира и т.д. Как пишет Маслоу в книге "Новые рубежи человеческой природы", при воспитании следует обращать внимание "главным образом на способность к импровизации и вдохновению".
Абрахам Харольд Маслоу. Это один из главных основателей гуманистического направления в психологии. Он создал иерархическую модель мотивации, согласно которой у человека на протяжении всей жизни появляются определенные потребности. Маслоу выделял такие потребности индивидов: Личная безопасность. Любой человек желает чувствовать себя защищенным, избавиться от излишней тревожности, спокойно заниматься любимым делом. Желание самоактуализации. Потребность постоянно достигать поставленных целей, успешно развивать собственные сильные стороны. Потребность в почитании. Многие хотят получать всеобщее внимание, одобрение влиятельных людей. Физиологические потребности. К ним относятся жажда, голод, половое влечение. Потребности в любви. Любой рано или поздно захочет находиться рядом с другими людьми, получить признание. Эстетические потребности. Желание жить в гармонии, соблюдать симметрию, следовать красоте. Потребность в новых знаниях. Это важно для саморазвития. Главной потребностью Маслоу считал самоактуализацию.
Аллан Комбс (родившийся 6 ноября 1942) является профессором Doshi Исследований Сознания и директором Центра Исследований Сознания в Калифорнийском Институте Составных Исследований . Он - также президент Общества Исследований Сознания и директора программы степени магистра Исследований Сознания в Институте Выпускника Коннектикута. Его образование находится в исследованиях сознания, neuralpsychology, и науках систем. Комбс - Почетный профессор в университете Северной-Каролины-Ашвилла. Он - автор более чем 200 статей, глав, и заказывает на сознании и мозге. Гребенки - соучредитель Общества Теории Хаоса в Психологии и Науках о жизни, члене General Evolution Research Group и ста членских Клубах Будапешта. Он - Соредактор Журнала Сознательного Развития и Младший редактор Динамической Психологии. Он был победителем 2002-2003 Национальных Обучающих Премий Ассоциации Выпускника Либеральные Программы Исследований, и в том же самом году проводимый Почетное Профессорство Рут и Леона Фельдмана UNCA.
А. Комбс возражает против управления личностью путем манипуляций стимулами и последствиями поведения учащихся. Критикуя подобный педагогический стиль, ученый замечает: "Мы рассматривали мотивацию не с точки зрения устремлений людей, сколько как вопрос, как можно понуждать их исполнять чужие желания". А. Комбс считал, что в классе должна существовать атмосфера психологической безопасности, уверенности в доброжелательности окружающих. Наставнику следует изначально стремиться понять проблемы учащегося, проявлять в отношениях с ним искреннюю теплоту и участие. Учитель должен прежде всего замечать достижения, а не промахи ученика. Формулируя модель хорошего учителя, Комбс пишет о том, что наставнику следует стараться понять своих учеников, доверять им, видеть в них достойных личностей. Подобное позитивное отношение педагога – важнейшее условие эффективности учебно-воспитательной работы.
Заключение В гуманистической психологии по-новому формулируются основные положения о предмете и методе психологии человека, о содержании психологических знаний и нравственных требований к их использованию во благо человека. «Каждое направление в психологии имеет свой подразумеваемый философский взгляд на человека ... Для бихевиориста человек представляет собой сложную, но тем не менее доступную изучению машину, которую можно научить работать со все большим и большим умением до тех пор, пока она не научится думать мыслями, двигаться в определенных направлениях вести себя сообразно обстоятельствам. Для фрейдиста человек является иррациональным существом, поведение которого определяется его прошлым и продуктом этого прошлого -- бессознательным. Для того чтобы провозгласить существование третьего направления, нет необходимости отрицать тот факт, что в каждой из этих теорий есть своя доля правды. Выделяя экзистенциальную ( уникальность бытия человека) направленность человека, его феноменологические внутренние отношения, эта теория рассматривает его не как машину и не как зависимого полностью от бессознательных мотивов, а как личность, постоянно создающую себя, осознающую свое назначение в жизни, регулирующую границы своей субъективной свободы... Человек в течение долгого времени ощущал себя в жизни марионеткой, сделанной по шаблону экономическими силами, силами бессознательного, или же окружающей средой. Но он последовательно выдвигает новую декларацию независимости. Он отказывается от удобств несвободы. Он выбирает себя, пытается в самом сложном и часто трагическом мире стать самим собой,-- не куклой, не рабом, не машиной, но уникальным индивидуальным «Я». ...Это течение содержит в себе истоки новой науки, которая не побоится заниматься проблемой личности -- личности как наблюдателя, так и наблюдаемого,-- используя как субъективное, так и объективное познание. Оно проводит в жизнь новый взгляд на человека как на субъективно свободного, выбирающего, создающего свое «Я», ответственного за него» . Так гуманистическая психология определила свое особое место в психологической науке и психотерапии, отвечающее не только общенаучным, но прежде всего социальным и нравственным требованиям к психологическому знанию и его использованию в жизни.
Запомни! Основные принципы и методы гуманистической психологии В процессе развития этого направления сложилось несколько основных принципов, которым следовали ученые: Несмотря на любые обстоятельство окружающей среды, личность имеет свободу выбора, независимость. Человек — особая сущность, сознание которой выделяет его из окружающего мира. Благодаря этому определяется уникальность, которая отличает людей от животных. Человеческие качества от рождения являются позитивными. Изначально он не может быть злым, максимум нейтральным. Со временен общество может пагубно влиять на развитие личности, развивая в ней негативные качества. Нельзя окончательно определить природу человека, поскольку он развивается на протяжении всей жизни. Главным источником информации являются субъективные переживания личности, накапливаемый жизненный опыт. Человек является целостным, единым. Невозможно разделять психические, органические основы. Исходя из множества принципов, выделяется три нравственных жизненных понятия: Субъект не раб своих привычек. Нормальное отношение между людьми строится только на взаимном уважении, принятии опыта обоих сторон. Личность должна жить, развиваться, ощущая себя в настоящем. Базовое утверждение сторонников этого направления говорит о том, что индивид имеет потенциал для выздоровления, заложенный от рождения. Если окружающие условия выстроятся благоприятным образом, он сможет его реализовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА"
Данная статья представляет собой опыт инициатической педегогики, основанной на снятии гносеологической дистанции между художественно-философским произведением и жизненным миром....
Статья на тему: "Традиции и новации в современной педагогике"
Статья по педагогике о новомф федеральном стандарте и о традициях "старой школы" в современной педагогике....
Статья на тему "Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими областями научных знаний"
Статья для учителей коррекционной школы...
Статья по теме "Отрасли педагогики: старые и новые"
Статья по теме "Отрасли педагогики: старые и новые" (в статье предпринята попытка систематизации всевозможных существующих классификаций отраслей педагогики и приведена единая система отраслей педагог...
Статья на тему "Роль музейной педагогики в изучении географии в школе"
Статья рассказывает о том, какие преимущества имеет урок географии в музее? Примеры музеев Санкт-Петербурга, пригодных для проведения уроков географии.Пример проведения урока по изучению п...
Статья по теме: «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной педагогике.»
Статья о здоровьесберегающих технологиях обучения детей с ОВЗ....
статья на тему «Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения».
Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности всех ступеней образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы макси...