Мастер-класс "Технология развития критического мышления. Методические приемы"
методическая разработка
Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации. Мастер-класс знакомит с несколькими методами ТРКМ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс "Технология развития критического мышления. Методические приемы" | 41.5 КБ |
master-klass_trkm.ppt | 699.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование методов технологии развития критического мышления на уроках русского языка
(Слайд 2)
Индуктор:
- Поговорим?
- О чем?
- О разном и о прочем,
О том, что хорошо
И хорошо не очень.
Чего-то знаешь ты,
А что-то мне известно.
Поговорим?
- Поговорим.
Вдруг будет интересно.
Нашу встречу я начала вот с такого коротенького стихотворения. И сделала это не случайно. Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами тем, что умею я, и от вас узнать что-то новое.
Сейчас очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:
- Необходимость развития мышления;
- Потребность в развитии устной и письменной речи;
- Увеличение объема информации;
- Снижение познавательной активности учащихся;
- Низкая мотивация учебной деятельности.
Все это заставляет пересматривать методы и приемы обучения. Мои поиски привели меня к технологии развития критического мышления. При ее использовании нет необходимости заставлять учеников слушать учителя и верить ему на слово, «насильно вести за руку». Ученики самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы. А учитель управляет их деятельностью и мотивирует их работу.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию несколько методов ТРКМ, используемых мною на уроках.
(Слайд 3) И начала я свой мастер-класс с индуктора, приема, который готовит учащихся к работе, мобилизует их внимание и иногда даже выводит на проблему урока. Это может быть простое стихотворение, несколько предложений или иллюстрация.
(Слайд 4)
Например, урок русского языка в 6 классе. На слайде картинка. Я предлагаю ненадолго вернуться в прекрасные знойные дни, когда мы загорали, купались, словом, проводили много времени на свежем воздухе.
Посмотрите на слайд. Перед нами прекрасный песчаный пляж, водоем и ребята. Как вы думаете, что происходит на берегу?
Поработайте в парах и составьте небольшой текст по картинке, 4-5 предложений.
(Работа в группах)
Во многих рассказах я слышала слова загорели, не загорел, загар, загорелые. А как вы написали эти слова?
(Слайд 5)
Вот так мы с детьми вышли на тему урока «Чередование гласных в корне –ГОР- / -ГАР-». Работая с иллюстрацией, они поняли, что точно не знают, как пишутся слова с чередованием гласных в конях –гор-/-гар-. Они поставили перед собой цель на данный урок. А затем, используя другие методы ТРКМ, вывели правило написания этих корней.
Урок в ТРКМ состоит из трех стадий: вызов, осмысление, рефлексия. При внимательном рассмотрении мы поймем, что все эти стадии есть и в традиционном уроке. Но в ТРКМ используются другие методы и приемы.
(Слайд 6)
Один из приемов, с которым мне хочется вас познакомить, - это кластер. Думаю, что вы уже знакомы с этим приемом, но немного напомню: в центре листа или доски пишется ключевое слово или понятие, а от него отходят стрелки-лучики к другим понятиям, связанным с ключевым. Получается созвездие, заключающее в себе информацию, показанную графически.
(Слайд 7)
Например, в центре доски я пишу:
Часть речи
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
А вы вспомните, пожалуйста, все, что связано с этим понятием (вы можете отметить морфологические признаки, синтаксические, что обозначает, на какие вопросы отвечает и т.д.). Поработаем в группах:
1 группа – имя существительное;
2 группа – имя прилагательное;
3 группа – глагол.
Не нужно бояться написать что-то лишнее, пусть информации будет много. Потом можно будет взять только то, что необходимо, но и другая информация лишней не будет, никогда не вредно повторить то, что знаешь.
Группы защищают свои работы. Другие группы делают замечания и дополнения.
Ребята, работающие с этим приемом, знают, что замечаний не надо бояться, что самому исправлять товарища тоже не страшно. Ошибиться тоже не страшно, ведь, если мы ошибаемся, значит, мы что-то делаем. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Я думаю, что прием кластера может пригодиться при изучении любого предмета.
(Слайд 8)
Тот же прием на уроке развития речи. 5 класс, сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». На подготовительном этапе ученики работали с литературным материалом. Были подобраны отрывки стихотворений о березе, и дети составляли кластер «Береза». Попробуем выполнить ту же работу.
1)
Без березы не мыслю России,
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы - вся Русь рождена. (О.Шестинский)
2)
И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром. (С.Есенин)
3)
Белая берёза -
Русская земля!
И печаль, и радость,
И любовь моя. (П.Кудрявцев)
4)
Новый, новый у берёз наряд,
Искры, искры, серебром горят.
Ветер, ветер заметает след,
Лучше, лучше этой сказки нет. (М.Пляцковский)
5)
В ней столько нежности и силы.
Смотрю, восторга не тая.
В берёзке - вся моя Россия
И песня русская моя. (Г.Шилов)
Таким образом, работая над созданием кластера, мы начинаем собирать материал для написания сочинения по картине.
(Слайд 9)
Кластеры возможно использовать на стадии вызова и осмысления. А на стадии рефлексии хорошо использовать какие-то художественные формы: эссе или синквейн. И сейчас у на как раз заключительная стадия нашей встречи, этап рефлексии. Я предлагаю написать синквейн о конкурсе, в котором мы участвуем. Напомню правила написания синквейна.
- Первая строка – тема текста, выраженная одним словом, обычно именем существительным;
- Вторая строка – описание темы при помощи двух прилагательных;
- Третья строка – описание действия в рамках темы тремя глаголами;
- Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
- Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философском уровне повторяющее суть темы.
Вы можете поработать в парах.
Синквейн можно так же использовать на любых предметах.
Приемов ТРКМЧП очень много, это многообразие помогает делать уроки насыщенными, разными, непохожими, а работу обучающихся деятельностной, эффективной, интересной, приносящей удовлетворение.
К одной и той же задаче можно подходить по-разному, в зависимости от знаний в данной области, особенностей своего характера. Мыслящий человек - это интересный человек, человек, самостоятельно добивающийся жизненной цели, удачно и твердо идущий по жизни! Можно говорить об успешной адаптации молодого человека в обществе, ведь у него всегда будет свое мнение, убедительная аргументация своей позиции!
Таким образом, апробировав технологию развития критического мышления на своих уроках русского языка и литературы, я могу сказать, что она позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, а именно, позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся. Использование технологии развития критического мышления, ее приемов и методов дает хороший результат. Спасибо за сотрудничество. Желаю успехов в вашей педагогической деятельности!
(Слайд 10)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- Поговорим? -О чем? - О разном и о прочем, О том, что хорошо И хорошо не очень. Чего-то знаешь ты, А что-то мне известно. Поговорим? - Поговорим. Вдруг будет интересно.
Индуктор Прием, обеспечивающий наведение на проблему, свернутый смысл темы. Цель: затронуть внутренние пружины сознания.
ЗАГ...Р? ЗАГ...РЕЛИ? ЗАГ...РЕЛЫЙ?
Кластеры В центре доски ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы; Вокруг слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы; Появившиеся слова соединяются линиями с ключевым понятием.
Часть речи Имя существительное
И.Э.Грабарь «Февральская лазурь
Правила написания синквейна Первая строка – тема текста, выраженная одним словом, обычно именем существительным; Вторая строка – описание темы при помощи двух прилагательных; Третья строка – описание действия в рамках темы тремя глаголами; Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме; Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философском уровне повторяющее суть темы.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...
Методическая разработка "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"
Методическая разработка "Использование приемов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы" была представлена на муниципальном конкурсе "Инноватика в о...
Метод развития критического мышления и приемы его реализации
Статья о методе развития критического мышления и приемах его реализации будет полезна педагогам, стремящимся проводить свои уроки максимально продуктивно...
Описание опыта работы "Модель использования методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях сельской школы"
Помещаемый материал содержит описание опыта на тему "Модель использования методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях сельской школы"...
Методический доклад на тему: "Технология развития критического мышления. Приемы ТРКМ, используемые на занятиях.
Ведущим направлением модернизации современного российского образования является компетентностный подход. Компетентностный подход в обучении предполагает не простое увеличение объема знаний в различных...
Методические приемы технологии развития критического мышления на уроках географии.
Эта статья содержит описание основных методических приемов технологии развития критического мышления. Данная разработка является универсальной для всех учителей - предметников....
Статья «Методические приемы технологии развития критического мышления на уроках истории»
Статья «Методические приемы технологии развития критического мышления на уроках истории»...