Мастер-класс "Когда тайное становится явным".
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Конышева Елена Дмитриевна

В сценарии мастер-класса показаны приемы работы с явной и скрытой информацией на уроках истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass._kogda_taynoe_stanovitsya_yavnym.docx771.66 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Когда тайное становится явным»

        Здравствуйте коллеги! Я очень рада всех вас видеть. В современном мире объем информации растет с катастрофической скоростью. В настоящее время каждый из нас получает и обрабатывает за месяц столько же информации, сколько человек XVII века за всю жизнь. В науке бытует такая точка зрения, что объём информации удваивается каждые 5 лет. И мы как работники образования вряд ли её будем оспаривать, потому что с проблемой переизбытка информации нам приходится сталкиваться ежедневно и на уроке и вне урока.

       И здесь уместно вспомнить известного всем литературного героя Шерлока Холмса, который утверждал следующее: «Человек должен обставить чердачок своего мозга всем, что ему, вероятно, понадобится, а остальные знания он должен сложить в чулан при своей библиотеке, откуда может достать их в случае необходимости». Из чего напрашивается вывод – иметь библиотеку в голове не самое главное.  Главное уметь работать с информацией. От того, насколько мастерски будут работать с информацией школьники, зависят и качественные показатели в обучении.

    Свой мастер-класс мне хотелось бы начать с вопроса аудитории: «Какой бывает информация?» - Отлично, спасибо большое! На самом деле есть разная классификация информации. Свой мастер-класс я назвала «Когда тайное становится явным» и  хочу с вами сегодня поговорить о явной и скрытой информации. В связи с этим мой следующий вопрос, когда вы используете на своих уроках скрытую информацию?

- работа с символьной и знаковой информацией

- проведение работы, направленной на морфологическое строение слова

- выявление каких-либо закономерностей т.д.

     Для меня как учителя истории и обществознания эта проблема является актуальной, так как с недавних пор в КИМы для проведения ЕГЭ и ОГЭ введены задания с наглядными источниками. Сегодня обучающийся должен уметь интерпретировать карту, диаграмму, фотографию, карикатуру и т. д. Они являются примерами сильно сжатого визуального текста, спрессованной информации. Хочу вас заверить, что тайны любого текста на любом предмете можно понять, если с ним умело выстраивать диалог.

На своём мастер-классе я хочу показать несколько приемов работы с информацией, которые помогут сделать урок более привлекательным для ребёнка.

Я предлагаю вам разбиться на группы и выполнить первое задание.

Задание №1: У каждой группы на столе находится по одному денежному знаку. Суть моего задания состоит в следующем: рассмотрите монеты и считайте с них всю возможную  явную и скрытую информацию. Как вы видите, монета, кроме того, что она является особым товаром, еще содержит достаточно много информации (явной и скрытой).

А мы переходим к следующему заданию, в котором я предлагаю вам обратиться к карикатуре.

Карикатура  - это рисунок, изображающий кого-либо в намеренно преувеличенном, смешном, искаженном виде. Она  издавна считалась одной из важнейших форм невербального общения людей. В политическом взаимодействии карикатура начала употребляться чуть ли не с XIII в., а в эпоху коммунистической идеологии считалась важнейшим средством изобразительной наглядности. Воспитательная ценность карикатуры не утрачена и в наше время.

Задание №2: Рассмотрите карикатуру, ответьте на вопросы к ней, извлеките из неё явную и скрытую информацию. С помощью приёма «шестиугольное обучение» представьте результаты работы группы.C:\Users\История\Desktop\5 марта\regnum_picture_1578869475_normal.jpg

https://hist-ege.sdamgia.ru/get_file?id=7833C:\Users\История\Desktop\5 марта\924b9ecd42dd8ab248a312c1d650ec02.jpg

Выводы: как вы видите, идейно-политическая направленность определенного периода времени создает у школьников эмоциональный образ изучаемой эпохи, дает пищу для размышлений о том или ином историческом периоде.

Каждый учитель работает на своих уроках над формированием ключевых компетенций школьников средствами компетентностно-ориентированных заданий. В структуре КОЗ есть такой сложный этап как работа с источником информации, а нам известно, что информация может быть скрытой и явной. Ребенок может погаснуть на этом сложном этапе, поэтому моя задача как учителя сделать эту работу привлекательной и интересной для ребенка. Я стараюсь привязывать интерактивные методические приёмы к своим КОЗ именно на этапе работы с источником информации.

Задание №3. 2020 год объявлен в России годом Памяти и славы. А в проведении всех юбилейных мероприятий особая роль отводится добровольцам и волонтерам. И в связи с этим я хочу задать вам несколько вопросов. Кого называют волонтером?  Из какого языка в русский язык пришло слово «волонтер»? Кто-нибудь из вас знает, какова история появления международного волонтерского движения? Как называлось первое женское волонтерское движение в России? Хорошо, замечательно! И последний вопрос. Что означает аббревиатура НКО? Так вот, вы прекрасно видите, есть вопросы, но были ответы, и не было ответов. Поэтому мы переходим к этапу стимула, то есть вы хотите узнать ответы на эти вопросы? Конечно! Стимул сработал, задачные формулировки получены, если мы говорим  о компетентностно-ориентированном задании.

А теперь мы должны перейти к этапу работы с источником информации. Я прошу вас взять планшеты и выйти ко мне. Сейчас нам предстоит поработать с источником информации. Для вас сейчас будут звучать вопросы, вы же в свою очередь должны найти в тексте ответ на вопрос, подчеркнуть ответ прямо в тексте, а рядом поставить номер вопроса. Как только это сделано, передаёте свой планшет своему соседу по часовой стрелке, сосед проверяет правильность и только потом звучит второй вопрос. Этот приём интерактивного обучения называется «Карусель». Ну что, запускаем карусель? Запускаем.

Вопрос 1.Каково значение слова «волонтер»?

Итак, есть ответ? Есть. Что мы сейчас делаем, пожалуйста, напомните мне. Хорошо, передаем. Что мы сейчас делаем? Проверяем правильность, но если есть неверный ответ, то корректируем.

А теперь звучит второй вопрос: «Из какого языка слово «волонтер» было заимствовано в русский язык?». Вы помните, что делать дальше, не забываете проверять.

Звучит третий вопрос: «Чем занимались участники первого международного волонтерского проекта?».

Все, пользуемся этим приемом и звучит четвертый вопрос. Вопрос 4: «Что означает аббревиатура НКО?».

Вопрос 5: «Как называлось первое женское волонтерское движение в России?» Передаем и проверяем. И последний вопрос. «Как называется общественное движение, поставившее цель сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне?»  Дорогие коллеги, к вам вернулся ваш планшет, там должны быть все правильные ответы. Я предлагаю подвести итог нашей деятельности и еще раз ответить на вопросы, что же мы узнали?

- Каково значение слова «волонтер»?

- «Из какого языка слово «волонтер» было заимствовано в русский язык?»

- «Чем занимались участники первого международного волонтерского проекта?»

- «Что означает аббревиатура НКО?»

-  «Как называлось первое женское волонтерское движение в России?»

- «Как называется общественное движение, поставившее цель сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне?»

Я прошу вас присаживаться.

Чем же мы с вами сейчас занимались, а мы занимались информационной переработкой текста. Но получение информации ради информации – это ничто, я как учитель должна научить детей применять эту информацию. Самый идеальный вариант, на мой взгляд, это придать ей личностную окраску, личностную заинтересованность. И здесь можно обратить внимание детей на то, что волонтерство начинается с малого, с проявления доброго отношения к тем, кто находится рядом с нами, и я предлагаю ребятам полученную информацию спроецировать на себя и присвоить её себе, применить на себе.

Задание №4. Так вот, я предлагаю вам использовать полученную только что информацию. На магнитной доске перед вами фотографии, я предлагаю выбрать ту фотографию, где изображены примеры волонтерской деятельности, которые можно использовать молодежи, школьникам в нашем селе и подобрать подходящие высказывания известных людей и прокомментировать.

Задание №5. На данном этапе своей педагогической деятельности я использую приёмы работы с очень популярным способом переработки информации – инфографикой.

Инфографика – графический способ подачи информации, данных и знаний.

Главная задача инфограммы – сразу заинтересовать и оперативно объяснить.

Инфографика:

  • Экономит время
  • Делает информацию проще для понимания.

Этапы создания инфографики

1.Выбор темы

2.Сбор информации и её систематизация

3.Эскиз и раскадровка

4.Создание инфографики

Что я и предлагаю сейчас вам сделать, только в сокращенном варианте.

C:\Users\История\Desktop\5 марта\0c162257094f2f49784388dd06326b0c.jpgC:\Users\История\Desktop\5 марта\a0e8118517754a6fb025d2aba2000df0.jpg

C:\Users\История\Desktop\5 марта\10-fraz-iz-voennoy-istorii-rossii-infografika-istoriya-obschestvo-proisshestviya_1.jpg

Мне хочется обобщить все, чем  мы сегодня с вами занимались.

Я показала несколько приемов работы со скрытой и явной информацией, мы занимались информационной переработкой текста, использую интерактивный приём «Карусель». Все были вынуждены работать в одном темпе, все были плечом к плечу, никто не боялся допустить ошибку. Сочетание работы с текстом и интерактивными приёмами имеет ряд преимуществ:

- это соотносится с современными требованиями – дети все время двигались, это есть здоровьесбережение.

-  работа в группе снимала эмоциональное напряжение.

- прослеживался системно-деятельностный подход

- был задействован огромный воспитательный компонент, который должны нести в первую очередь гуманитарные предметы.

- информационная переработка текста в сочетании с интерактивными приёмами  могут способствовать повышению качественных показателей в обучении.

- воспитание коммуникативной культуры.

Дорогие коллеги, мне хочется пожелать вам интересных уроков, пролетающих на одном дыхании. Когда все задуманное получается, когда и ученик и учитель получает удовольствие от совместной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке".

Презентация к уроку "А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке"....

Көпұлтты Қазақстан. Қазақстан қалалары. Мыс-тас тас ғасыры ( энеолит)

Қазақстанның көпұлттылығы және қалаларының тарихы, мыстытас ғасырының ерекшеліктерімен таныстыру; Оқушылардың есте сақтау қабілетін дамыту; Оқушыларды ұлтжандылыққа, бірлікті сақтауға тәрбие...

Көпұлтты Қазақстан. Қазақстан қалалары

Қазақстанның көпұлттылығы және қалаларының тарихы, Оқушылардың   есте сақтау  қабілетін дамыту; Оқушыларды  ұлтжандылыққа, бірлікті сақтауға тәрбиелеу, әдемілікке баулу....

Презентации учеников к проекту "Все тайное становиться явным"

Презентации учеников к проекту "Все тайное становиться явным"по алгебре в 7 классе по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций"...

Явные причины и тайные пружины Второй мировой войны»

О СУРОВЫХ  БУДНЯХ  ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ...

Технологическая карта занятия «Работа над текстом. Явная и скрытая информация», 9 класс

Читательская грамотность сегодня является особенно востребованной. Это подтверждается международным исследованием PISA. Самыми трудными заданиями для российских школьников были задания по извлечению и...

Тест "Явные и скрытые опасности в современных молодёжных увлечениях подростков. Последствия и ответственность" к уроку по теме "Основы комплексной безопасности"

Тест "Явные и скрытые опасности в современных молодёжных увлечениях подростков. Последствия и ответственность" к уроку по теме "Основы комплексной безопасности"...