Формирующее оценивание - актуальная образовательная стратегия
статья
Статья о принципах и приёмах формирующего оценивания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formiruyushchee_otsenivanie.docx | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирующее оценивание – актуальная образовательная стратегия
Важной проблемой образовательного процесса является система оценивания результатов деятельности учащихся. Организовать учебно-познавательную деятельность без оценивания невозможно, так как именно этот процесс является одним из компонентов деятельности - её регулятором, показателем результативности.
Введение ФГОС, предъявляющего новые требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы, повлекло за собой изменения подходов к оцениванию учебных результатов школьников. Это изменение подходов заключается в том, что оценивать необходимо не только предметные, но и метапредметные результаты обучающихся на различных этапах образовательного процесса и, следовательно, педагоги должны владеть такими методами и приемами, которые позволяют это сделать. Оценивание должно проводиться как с целью фиксации итоговых достижений обучающихся, так и с целью формирования у них предметных и метапредметных навыков и умений. Базовыми принципами оценивания в стандартах нового поколения являются следующие принципы:
- оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
- оценивание может быть только критериальным, основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
- критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они могут вырабатываться ими совместно;
- система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Таким образом, в образовательных организациях актуальной задачей становится разработка системы оценивания, основанной на комплексном сочетании двух видов оценивания – формирующего и суммативного.
Под формирующим оцениванием понимается оценивание в ходе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также коммуникативные умения обучающихся, устанавливается обратная связь об успехах и дефицитах обучающегося. Формирующее оценивание проводится не только по итогам прохождения определенного блока (темы), но и в процессе обучения. Суммативное оценивание проводится с целью установления соответствия знаний обучающихся нормам и требованиям стандарта и констатирует факт обученности обучающегося. Суммативное оценивание связано с выставлением отметок и предполагает вынесение заключительного суждения о том, чего сумел достичь учащийся в курсе обучения на основе единых требований (в сравнении с эталоном).
В центре формирующего оценивания — ученик. Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Формирующая оценка – это «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов. Цель формирующей оценки – способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика, улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок.
Применение формирующего оценивания предполагает высокий профессионализм учителя:
- учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя обучающимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
- учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения обучающихся.
- учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку обучающихся.
- учитель осознает необходимость научить обучающихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
Хорошей иллюстрацией основных стратегий формирующего оценивания можно считать программу «Удовлетворение и радость», распространённую в английских школах. Основные идеи данной программы предполагают необходимость: установить высокие ожидания и поддержать уверенность ученика в успехе; установить, что ученик знает, и строить всё дальнейшее обучение на этом; организовать учебный процесс так, чтобы он увлекал ученика и доставлял ему удовольствие; наполнять учение яркими эмоциональными переживаниями; делать каждого ребёнка активным соучастником собственного обучения; развивать общие учебные умения и личностные качества.
Этапы технологии формирующего оценивания
- Планирование достижения образовательных результатов обучающихся по темам на этапе разработки рабочей программы.
- Формулировка цели урока как условия достижения образовательных результатов деятельности обучающихся. Для того, чтобы цель обучения была диагностируемой, она должна быть сформулирована с точки зрения деятельности ученика, например: «Ученик должен объяснять причины, итоги и последствия распространения христианства в Европе». Учитель может сформулировать две цели урока: для себя – цель, которой он собирается достичь в ходе работы на уроке, для учеников – цель, к которой будут стремиться они.
- Формулировка задач урока как последовательности шагов деятельности учащихся. Пример: цель урока английского языка: «Научить обучающихся использовать простые времена глагола в устной и письменной речи»; задачи (шаги деятельности ученика): а) изучить структуру простых времен глагола; б) определить особенности данных времен; в) повторить слова, указывающие на необходимость использования простых времен глагола;
- Определение конкретных критериев оценивания деятельности обучающихся на уроке (могут быть сформулированы совместно с обучающимися). Ученики должны заранее знать критерии оценивания выполнения работы. При выборе критериев необходимо помнить, что они должны обладать следующими характеристиками: быть однозначными, т.е. результат оценивания не должен зависеть от личностей оценивающего и оцениваемого; быть понятными не только учителю, но и ученикам, чтобы они могли проводить самооценку и взаимооценку работ; быть конкретными, чтобы дать возможность однозначно оценить результат деятельности ученика, например, «Ученик привел пять примеров использования….».
- Оценивание деятельности обучающихся в соответствии с критериями. Необходимо оценивать деятельность учеников строго по критериям.
- Осуществление обратной связи (от учителя к ученику, от ученика к ученику, от ученика к ученику). Важным условием при организации обратной связи является получение отклика от учителя. Это обеспечивает реализацию механизма педагогической поддержки и сопровождения ученика. Цель этого механизма – осмысление ошибок обучающихся и выработка рекомендаций по их предотвращению.
- Сравнение результатов обучающихся с предыдущим уровнем их достижений.
- Определение места обучающегося на пути достижения поставленной цели.
- Корректировка образовательного маршрута обучающегося (происходит после рефлексии за счет вариативности домашних заданий, различного темпа выполнения заданий, выбора внеурочной деятельности, элективных курсов и т.д.)
Методы и приёмы формирующего оценивания
Методы и приёмы формирующего оценивания имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.
- «Составление тестов» – универсальная процедура, которую можно использовать как в начальной, так и в старшей школе. Ее суть состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Использование тестов наиболее эффективно на этапе закрепления материала, когда тема уже пройдена. В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать по какой-либо теме (например, материалу параграфа, который нужно изучить самостоятельно, или по уже пройденному) вопросы для проверочной работы или теста. Удачные вопросы впоследствии будут использованы в проверочной работе по данной теме, неудачные послужат материалом для критической оценки. Составление тестов представляет собой индивидуальную творческую работу учащегося, которая проявляет его знания, подготовленность. Задачи этой методики можно определить так: повысить качество выполнения домашнего задания, выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение, как следствие – подготовить учащихся к проверочной работе по теме; развивать критическое мышление; строить обучение на основе сотрудничества учителя и учеников, повысить активную роль детей в процессе обучения.
- «Одноминутное эссе». Данный прием предполагает написание короткого эссе по вопросам. Например: 1. Что самое главное ты узнал сегодня на уроке? 2. Какой материал остался для тебя непонятным? Цель проведения: анализ трудностей, возникших у учащихся в результате изучения темы; выявление материала, необходимого для повторного объяснения, повторения, закрепления.
- «Поиск ошибок». Учитель намеренно даёт учащимся письменные задания с ошибками или устные высказывания, о каких-либо идеях, принципах или процессах, содержащие ошибки. Затем он предлагает учащимся найти и исправить ошибки или высказать своё согласие/несогласие с высказыванием и объяснить свою точку зрения. Данный вид работы может быть выполнен в устной или письменной форме. Цель проведения: анализ понимания учащимися основных идей, принципов, логики выполненного задания.
- «Перевод информации». Учащимся предлагается преобразовать один вид информации в другой. Например, текст в таблицу, таблицу в текст, текст в картинку, график в текст и т. д. Данный вид работы выполняется в письменной форме. Цель проведения: анализ понимания материала, умения переводить один вид информации в другой.
- «Две звезды и желание». Учитель предлагает ученикам проверить работы одноклассников и не оценить их работы, а определить в них два положительных момента – «две звезды», кроме того, выделить один момент, который заслуживает доработки – «желание». Данный вид оценивания может проводиться в письменной или устной форме.
- «Если бы я был учителем» Учащимся предлагается, поставив себя на место учителя, объяснить классу тему, ход выполнения задания.
Список литературы
- Бойцова Е.Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе //Человек и образование. – 2014. -№1(38).
- Бородкина Н.В., Тихомирова О.В. Формирующее оценивание в школе. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016.
- Водянкина С.С. Приемы технологии формирующего оценивания при подготовке к контрольной работе // Из опыта работы педагогов-инноваторов Тоской области. – Томск, 2015.
- Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Приемы формирующего оценивания. Методический конструктор. – М.: Русское слово, 2016.
- Витковский А., Пинская М. - Формирующее оценивание: шаг к учебной самостоятельности/Учительская газета Первое сентября. – М., 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирующее оценивание в условиях введения требованийнового Федерального государственногообразовательного стандарта.
Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию....
ПРИМЕНИЕ СТРАТЕГИИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
Феномен одаренности по-прежнему остается загадкой. Но наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего их реальные жизненные проявления,...
Формирующее оценивание: актуальные проблемы реализации (выступление на заседании ШМО)
В выступлении автор приводит примеры инструментов, методик формирующего оценивания....
Формирующее оценивание и стратегия скаффолдинга на уроках английского языка
Данная статья представляет собой материал к теоретическому семинару о техниках формирующего оценивания и скаффолдинга на уроках английского языка....
"Стратегии технологии формирующего оценивания"
Проектирование урока с применением технологии формирующего оценивания...
Формирующее оценивание в образовательном процессе
Формирующее оценивание определяет уровень знаний учеников в процессе обучения. Смысл и цель оценивания — не контроль, а подача обратной связи и корректировка действий ученика. Формирующая оценка...
№15 Доклад «Формирующее оценивание и его стратегии»
Уильям Джеймс, (кто такой) однажды сказал: «Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененными по достоинству». Применительно к образовательному...