ПРИМЕНИЕ СТРАТЕГИИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
учебно-методический материал по английскому языку (6 класс) на тему
Феномен одаренности по-прежнему остается загадкой. Но наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего их реальные жизненные проявления, развитие и социальная реализация. Уже существуют способы выявления одаренных детей, разрабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и оценки одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует. Одним из современных подходов к решению данной проблемы является формирующее оценивание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lazareva_s.v._statya-1.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНИЕ СТРАТЕГИИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
ЛАЗАРЕВА С.В.
МАОУ ЛИЦЕЙ №7
г. Томск
Современный уровень развития общества повлек за собой взрыв практического интереса к иностранным языкам, и потребность в развитии неординарной творческой личности, готовой не только жить в современном обществе, но и активно влиять на жизнь этого общества. Это заставляют по-новому взглянуть на многие процессы школьного образования. В этих условиях наблюдается возрастающий интерес отечественной науки и практики к различным видам работы с одаренными детьми.
Понятие «одаренность» определяется как 1)уникальное сочетание способностей, обеспечивающее успешную деятельность, талантливость. [1,с.196] А лингвистическая одаренность обучающихся есть не что иное, как « повышенный уровень способностей к ускоренным процессам мышления на чужом языке, к активной познавательной деятельности в области теории и истории языка, к креативности в выборе способов общения на иностранном языке, к устойчивой мотивации в изучении языка». [4,с. 32 ]
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей, а также разработка системы оценивания результатов обучения, составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Этим объясняются высокие требования, предъявляемые и к тем, кто учится, и к тем, кто учит.
Многие исследователи, рассматривающие проблемы успешности обучения и оценки одаренных детей иностранному языку, предлагают их разрешать путем совершенствования отдельных его сторон: личности и деятельности преподавателя иностранного языка; личности и учебной деятельности обучаемого; развития системы контроля и самоконтроля.[ 2, с.65]
Конечно, существенным фактором успешности работы педагога с одаренными детьми является глобальная личностная характеристика – система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении учителя и ученика.
Уже разработаны и благополучно внедряются в практику специальные программы и стратегии для работы с одаренными детьми, такие как стратегия ускорения, углубление, обогащения. Создаются корректирующие программы для тех одаренных детей, которые испытывают эмоциональные или поведенческие трудности. Развивающие программы создаются для улучшения состояния эмоциональной сферы; в них используются такие виды упражнений как ролевой тренинг, обсуждения в малых группах. Интегративные программы соединяют познавательные и эмоциональные компоненты. Результат их применения будет оптимален в том случае, если в процессе обучения происходит творческое взаимодействие преподавателей и одаренных школьников в познании иностранного языка, а так же если при обучении иностранному языку одаренных учащихся стимулируется их лингвистическая познавательная активность и развивается навык самооценки. Особенно важным для успешного изучения иностранных языков Е.И.Пассов считает способности к эмоционально-оценочной деятельности. [1, с. 271 ]
Все более актуальной в настоящее время становится проблема оценки процесса и результатов развития одаренности. Однако, в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Многочисленные исследования, проведённые по проблеме педагогической оценки, показывают, что существует прямая зависимость между характером оценочных воздействий педагога и самочувствием ребёнка в процессе учения, его настроением, характером и продуктивностью его деятельности. Здесь возникает новая проблема – одаренному ученику необходимо понимание процесса и доступ к оцениванию. То есть учитель, всегда остававшийся контролёром, должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах. Для решения данной проблемы, как нельзя лучше, подходит хорошо зарекомендовавшая себя за рубежом практика применения системы формирующего оценивания.
Формирующее оценивание (оценивание для обучения)- это современная международная образовательная стратегия, где внутреннее (формирующее) оценивание противопоставлено внешнему (суммирующему). Оно ориентировано на конкретного ученика, призвано выявить пробелы в освоении обучающимся того или иного элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью, и не предполагает сравнения результатов разных обучающихся. [3, с.21] Суть внутреннего (формирующего) оценивания можно выразить следующей цитатой: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост». [5, с.110 ]
Формирующее оценивание прекрасно встраивается в личностно-ориентированное обучение, носит системный характер, когда оценивается не только результат, но и процесс; оно ориентировано на обучающегося, отслеживается прогресс ученика; ориентировано на формирование личностных и метапредметных умений. Именно это является наиболее ценным при работе с одаренными детьми. Данная система оценивания дает возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, дает возможность сверить достигнутый учеником уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс, а также дает возможность выбрать свой темп освоения языкового материала, уровень его сложности и объем.
В систему формирующего оценивания заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание обучающимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. Полная прозрачность системы оценивания уже является фактором, подталкивающим к самооцениванию.
Формирующее оценивание позволяет учителю:
- четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
- сделать обучающегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
В то же время формирующее оценивание помогает обучающимся:
- учиться на ошибках;
- понять, что важно и что у них получается;
- обнаруживать, что они не знают и не умеют делать;
- определить зону своего ближайшего развития.
Формирующее оценивание это механизм обратной связи, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включиться в своё обучение. Оно даёт информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени преподаватель реализовал поставленные учебные цели.
Результатами применения формирующего оценивание при работе с лингвистически-одаренными детьми является:
-максимальное приближение ученика к запланированному им результату,
-стимулирование лингвистической познавательной активности;
-формирование оценочной самостоятельности и адекватной самооценки.
Формирующее оценивание выступает одним из современных подходов к проблеме обучения и оценивания одаренных детей, который снимает многие психологические и личностные проблемы одаренных школьников, становится неотъемлемым связующим звеном творческого взаимодействия преподавателей и одаренных детей, а также стимулирует их познавательную активность и самооценку.
Литература
1.Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб.: Златоуст,1999. 472 с.
2. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности. Понятие, виды, проблемы. Издательство: МИОО, 2010. 176 с.
3. Пинская М.А., Улановская И. М. Новые формы оценивания.
Просвещение, «Работаем по новым стандартам», 2013 г.80 с.
4.Румянцева М.В. Обучение лингвистически одаренных школьников иностранному языку в условиях дополнительного образования. дис.кан.пед.наук. СПб.:2006. 188с.
5. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся. Методическое пособие. Самара: Учебная литература, 2007. 244 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Рекомендации по работе с одаренными детьми в школе...
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Стратегии работы с одаренными детьми
В статье подробно рассматриваются стратегии работы с одаренными детьми...
Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»
Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...