Инновационная культура педагога как требование времени
статья

В связи с переходом в постиндустриальное общество, где главной ценностью является информация, уникальные навыки и способности, умение адаптироваться к быстро меняющимся условиям, а также высокая квалификация становятся ведущим интеллектуальным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса личности.

Инновация сегодня – синоним успешного развития социальной, экономической, образовательной и иных сфер жизнедеятельности на базе разнообразных нововведений.

Процесс глобализации и постиндустриальное общество требует от сферы образования инновационной деятельности. Российский документ Национальная образовательная инициатива под названием «Наша новая школа» четко говорит нам, что «новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития, и новые учителя – открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего».

Но что же происходит в российских школах на самом деле? Внедрение инновационных процессов в школы зачастую носит хаотичный и бессистемный характер. Оно и понятно, учитель, который обременен множеством забот, вынужден самостоятельно продолжать поиск универсальных технологий, которые бы показалось ему наиболее эффективными. Помимо всего, продолжается традиционная эксплуатация учительского энтузиазма: каждый учитель обязан отчитаться об

инновационной деятельности, которая очень часто существует и выполняется только на бумаге. Поэтому очень важно именно сейчас прийти к осмыслению понятия «инновация», а это невозможно сделать без привития инновационной культуры.

Под инновационной культурой, исходя из социологических словарей, принято понимать «устойчивую систему норм, правил и способов осуществления нововведений в различных сферах жизни общества, характерной для данной социокультурной общности». Прежде всего, инновационную культуру следовало бы представить как явление профессиональное, поскольку именно профессионалы, в какой бы отрасли они ни действовали, вносят новое в различные сферы общественной жизни. Таким образом, именно инновационная культура обеспечивает восприимчивость педагогов к новым введениям, определяет их готовность и способность поддерживать и реализовывать новшества в образовательной сфере.

Инновационная культура - это сформированная готовность педагога к целенаправленному поиску и получению новых знаний. Результат инновационной деятельности педагогов - качественное изменение уровня образованности и компетентности не только педагога, но и выпускника. Ученики у такого учителя-новатора будут сами осваивать навыки инновационной культуры, тем самым реализуя концепцию «образование через всю жизнь». Помимо всего прочего за таким педагогом-новатором могут потянуться и коллеги, а также администрация образовательного учреждения.

Таким образом, чтобы сделать школу поистине инновационной, необходимо, прежде всего, сформировать инновационную культуру не отдельно взятого педагога, а целого поколения учителей. Из чисто теоретических убеждений и знаний об инновациях нужно перейти к практике, которая была бы не просто на бумаге. Необходимо заняться формированием инновационной культуры педагога, ведь в конечном итоге, высокий уровень

развития такой культуры необходим педагогу для реализации всех трех глобальных целей образовательного процесса: обучения, воспитания и развития обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационная культура педагога как требование времени

В связи с переходом в постиндустриальное общество, где главной ценностью является информация, уникальные навыки и способности, умение адаптироваться к быстро меняющимся условиям, а также высокая квалификация становятся ведущим интеллектуальным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса личности.

Инновация сегодня – синоним успешного развития социальной, экономической, образовательной и иных сфер жизнедеятельности на базе разнообразных нововведений.

Процесс глобализации и постиндустриальное общество требует от сферы образования инновационной деятельности. Российский документ Национальная образовательная инициатива под названием «Наша новая школа» четко говорит нам, что «новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития, и новые учителя – открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего».

Но что же происходит в российских школах на самом деле? Внедрение инновационных процессов в школы зачастую носит хаотичный и бессистемный характер. Оно и понятно, учитель, который обременен множеством забот, вынужден самостоятельно продолжать поиск универсальных технологий, которые бы показалось ему наиболее эффективными. Помимо всего, продолжается традиционная эксплуатация учительского энтузиазма: каждый учитель обязан отчитаться об инновационной деятельности, которая очень часто существует и выполняется только на бумаге. Поэтому очень важно именно сейчас прийти к осмыслению понятия «инновация», а это невозможно сделать без привития инновационной культуры.

Под инновационной культурой, исходя из социологических словарей, принято понимать «устойчивую систему норм, правил и способов осуществления нововведений в различных сферах жизни общества, характерной для данной социокультурной общности». Прежде всего, инновационную культуру следовало бы представить как явление профессиональное, поскольку именно профессионалы, в какой бы отрасли они ни действовали, вносят новое в различные сферы общественной жизни. Таким образом, именно инновационная культура обеспечивает восприимчивость педагогов к новым введениям, определяет их готовность и способность поддерживать и реализовывать новшества в образовательной сфере.

Инновационная культура - это сформированная готовность педагога к целенаправленному поиску и получению новых знаний. Результат инновационной деятельности педагогов - качественное изменение уровня образованности и компетентности не только педагога, но и выпускника. Ученики у такого учителя-новатора будут сами осваивать навыки инновационной культуры, тем самым реализуя концепцию «образование через всю жизнь». Помимо всего прочего за таким педагогом-новатором могут потянуться и коллеги, а также администрация образовательного учреждения.

Таким образом, чтобы сделать школу поистине инновационной, необходимо, прежде всего, сформировать инновационную культуру не отдельно взятого педагога, а целого поколения учителей. Из чисто теоретических убеждений и знаний об инновациях нужно перейти к практике, которая была бы не просто на бумаге. Необходимо заняться формированием инновационной культуры педагога, ведь в конечном итоге, высокий уровень развития такой культуры необходим педагогу для реализации всех трех глобальных целей образовательного процесса: обучения, воспитания и развития обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему: Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - требование времени.

laquo;Основы духовно-нравственной культуры народов России» - требование времени....

ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА.

Уровни существования педагогических ценностей. Культура, специфика профессии и личность — три главных источника информации, идей и вдохновения, дающих возможность и определяющих необходимос...

ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА.

Уровни существования педагогических ценностей. Культура, специфика профессии и личность — три главных источника информации, идей и вдохновения, дающих возможность и определяющих необходимос...

Профессиональный стандарт педагога и требования к профессиональной деятельности педагога

Выстувление на педсовете о тредованиях к профессиональной дечтельности педагога....

Статья на тему: «ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

Современное образование находится в процессе динамичных изменений, вызываемых радикальными политическими и социально-экономическими реформами. Одной из тенденций в его развитии является переход ...